Театрализованная деятельность в детском саду и ее организация
материал

Жильцова Галина Евгеньевна

Самообразование 2020-2021г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_po_teme.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

               

                 Самообразование по теме:

Театрализованная деятельность в детском саду

                              и ее организация 

Воспитатель: Жильцова Г.Е.

                                                2020-2021г

Тема: Театрализованная деятельность в детском саду и ее организация

Цель:

∙ Формировать на эмоциональном уровне представление о театре, как виде искусства. ∙ Развивать артистические способности детей через театрализованную деятельность.

 Задачи:

 ∙ Последовательное знакомство детей с видами театра.

∙ Поэтапное освоение детьми видов творчества.

∙ Совершенствование артистических навыков детей.

 ∙ Раскрепощение детей.

∙ Работы над выразительностью речи, интонации.

 ∙ Коллективные действия, взаимодействия.

 ∙ Умение сочувствовать, сопереживать.

Работая с детьми, я обратила внимание на то, как детям играя, в различные игры, подвижные, сюжетно ролевые театрализованные, очень нравится перевоплощаться в разные образы, меняя голос, используя мимику, жесты, различные атрибуты и костюмы. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника это известно всем. Но среди многочисленных игр у наших детей наибольший интерес вызывают игры в «театр», драматизации. Но самое главное то, что театральная деятельность- это эффективный способ формирования личности ребенка и имеет огромное воспитательное значение. В любой сказке дети видят примеры дружбы, доброты, справедливости, учатся сопереживать происходящему, совершать правильные поступки. В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый "банк жизненных ситуаций", поэтому очень важно, чтобы осознание "сказочных уроков" начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: "Чему нас учит сказка?".

 В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, звуки, музыку, а умело, поставленные вопросы взрослого побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщать. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие воспитательные задачи, касающиеся формирования выразительной речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий. Театрализация в первую очередь - это импровизация, оживление предметов и звуков. Она тесно связана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием, систематизируя все в единый процесс.

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связаны с:

∙ художественным образованием и воспитанием детей;

∙ формированием эстетического вкуса;

 ∙ нравственным воспитанием;

∙ развитием коммуникативных качеств личности;

 ∙ обучением вербальным и невербальным видам общения;

 ∙ воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

∙ созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуации через игру. Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театрализованной деятельностью

помогает развить интересы и способности детей: способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремление к познанию нового, усвоению новой

информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления: настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность» рассчитан на три учебных года.

Формы работы с детьми:

∙ Чтение и совместный анализ сказок.

∙ Проигрывание отрывка из сказок.

∙ Прослушивание сказок, потешек, стихотворений с использованием компьютера.

 ∙ Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).

∙ Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий. ∙ Словесные, настольные и подвижные игры.

∙ Пантомимические этюды и упражнения.

∙ Дыхательная гимнастика

∙ Артикуляционная гимнастика.

∙ Пальчиковые игры со словами.

∙ Разучивание чистоговорок.

Правила работы с детьми.

∙ Осуществлять выбор детей на роль с учетом их собственных желаний.

∙ Побуждать всех детей разыгрывать изучаемое художественное произведение.

∙ Прослеживать, какие роли были сыграны каждым ребенком, каковы его основные достижения.

∙ При неоднократном обыгрывании сказки, рассказа, истории помнить о необходимости сохранения свежести восприятия произведения детьми, для чего

использовать различные виды театра, постановку новых художественных задач, избегать слишком частых репетиций.

Дети будут знать и уметь:

∙ Умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки.

 ∙ Снимать напряжение с отдельных групп мышц.

 ∙ Научатся запоминать и описывать любого героя.

∙ Произносить одну и ту же скороговорку, фразу с разными интонациями, в разных темпах.

 ∙ Сочинять этюды по сказкам.

∙ Строить простейший диалог.

∙ Распределять между собой обязанности и роли.

∙ Использовать средства выразительности драматизации.

 ∙ (поза, жесты, мимика, голос, движения).

Занимаясь театрализованной деятельностью, дети приобретут:

 ∙ Уверенность в себе.

∙ Умение играть в коллективе.

 Работа будет проходить следующим образом:

1. Слушание и проигрывание коротких этических сказок, басен и стихотворений раскроют перед детьми разные нравственные категории и моральные понятия.

 2. Творческие задания, направленные на разыгрывание жизненных ситуаций для формирования положительного образа девочки/женщины (доброй, умной, работящей, отзывчивой к чужому горю, заботящейся о близких) и мальчика/мужчины (сильного, смелого, ловкого, находчивого, способного защитить своих близких).

 Детям будут предложены различные творческие задания, например: - покажите, как «папа» дарит «маме» цветы, говорит ей приятные слова; - покажите, как «мама»

наряжает «папу» к празднику; - произнеси от лица «мамы» фразу: «Почему ты не убрала за собой игрушки?» – возмущённо, удивлённо, с грустью, тихо, громко, передай позой, что в данный момент делает мама и т.д.

3. Игры и упражнения, направленные на повышение значимости и уникальности каждого ребёнка. Например, предлагать детям провести необычный «Конкурс хвастунов». Объясняю, что выиграет тот, кто лучше всех будет хвастаться но, не своими достоинствами, а успехами своего соседа справа. Предлажить детям посмотреть внимательно на своего соседа справа, подумать, какой он? Что он умеет делать лучше всего? После того как все похвастались, выбрать победителя и обсудили, кому, что понравилось больше – хвастаться о соседе или слушать, как о нём самом рассказывают.

 4. Метод сказкотерапия для развития творческой инициативы, умения преодолевать детские страхи, для снижения тревожности и агрессивности, накопления положительного опыта общения в коллективе сверстников.

 Например, при знакомстве с эмоцией «страх», рассказав сказку-страшилку «Белый рояль», спросила у детей, было ли её страшно слушать и почему? Для выяснения причин детских страхов, предложить детям нарисовать свой собственный Страх ( змей, собак, пауков, и т.д.), затем я предложить разорвать рисунки на мелкие кусочки, вложить их в воздушный шарик и отпустить его на улицу, представив, что туда уходит Страх.

 5. Для развития умения владеть собой в проблемных или травмирующих ситуациях использовать театральные этюды, в которых ребёнок проигрывает роли слабых, напуганных, робких, смелых и уверенных: «Угадай и изобрази эмоцию», «Вредное колечко», «Смелый мальчик», «Змей Горыныч», «В тёмной норе».

6. Метод обратной связи или (рефлексия), который направлен на отражение эмоционального отношения детей к произошедшему событию в театральной группе через рисование, составление рассказов, высказывание своих впечатлений. Успешность овладения детьми творческой инициативой во многом зависит от

заинтересованности родителей. Для того чтобы повысить интерес родителей к театрализованной деятельности надо устраивать театральные встречи, где родители

были бы активными участниками и партнёрами по исполнению ролей в спектаклях, изготовлению костюмов для детей. Только заинтересованность педагога и родителей в процессе развития театрализованной деятельности детей позволяет развивать индивидуальные возможности ребенка.

 Сроки работы: октябрь 2020 г. – сентябрь 2021г. №  Раздел плана  Сроки  Форма работы  Практические выводы

1 Подготовительный этап. Аналитикодиагностический . Октябрь 2020г – Февраль 2021г. Знакомство с театрализованной деятельностью детей дошкольного возраста. Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.

 2 Основной этап. Октябрь 2020 г. – Март 2021 г. Апробация различных педтехнологий и методик организации работы с дошкольниками, составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций. Распространение материала на уровне ДОУ, в интернете.

3 Заключительный этап. Май 2021 г. Анализ работы (презентация). Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.

План работы по самообразованию Срок  Содержание работы  Ожидаемый результат. Сентябрь Самоанализ профессиональной компетентности. Определение тематики, подбор литературы по теме. Выбор темы.

 Октябрь Теоретическое изучение методических наработок по данной теме. Наличие литературы по теме самообразования.

Ноябрь Консультация «Театрализованные игры». Повышение уровня педагогических знаний.

 Декабрь Подготовка консультации «Театр на столе». Наличие консультативного материала.

Январь Консультация для родителей младших возрастных групп «Театр теней». Наличие консультативного материала.

 Февраль Подготовка к драматизации сказки Репка Повышение профессиональной компетентности

Март Показ сказки Репка Повышение умения и знаний детей.

Апрель Подготовка к открытому показу сказки Теремок Повышение уровня педагогических знаний детей

 Май Открытый показ. Драматизация сказки Теремок (показ сказки детям других групп). Родителям и сотрудникам детского сада.

Анализ работы по самообразованию. Повышение профессиональной компетентности. Направление работы по самообразованию Жильцовой Г.Е.

№ Направление работы Содержание работы  Сроки

1. Работа с детьми в группе Изготовление атрибутов (маски, трафареты, настольный театр, театр из перчаток и варежек, пластилиновый театр, театр из киндер-сюрпризов). Знакомство с художественным произведением, репетиции. Подготовка и показ сказки Теремок (май 2021). 2020-2021г

2. Работа с родителями. -Родительские собрания по теме творчества. - Консультации «Театральная деятельность в детском саду». -Мастер-класс изготовление теневого театра из подручного материала: «Три медведя» - Изготовление брошюрки «Театральная деятельность - Привлечение родителей к изготовлению атрибутов. 2020-2021г

3. Работа с педагогами. -Анкетирование, обследование предметно-развивающей среды. декабрь

Используемая литература: 1.Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-N4. 2.Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003. 3.Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников.— М., 1990. 4.Буренина А.И. Театр всевозможного. Санкт-Петербург. 2002. 5.Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль, 1996. 6.Губанова Н.Ф.

Театрализованная деятельность дошкольников.- М.:ВАКО, 2007 7.Ерофеева Т.И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994. 8.Зверева О. Л. Игра-

драматизация // Воспитание детей в игре.— М., 1994. 9.Зимина И.Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк.восп., 2005.-N4. 10.Игры-

драматизации//Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1983. 11.Караманенко Т.Н., Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам.-М., 1982. 12.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.-М.: Академия, 2000. 13.Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника.-М. 2004. 14.Маханева М.Театрализованная деятельность дошкольников //Дошк.восп.–1999.- N11. 15.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.-М.: Сфера, 2001. 16.Николаичева А.П. Инсценирование литературных произведений // Дошкольное воспитание,1980.-N10. 17.Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000. 18.Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и постановка работы по театрализованной деятельности в детском саду.

 Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.  Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки; разви...

Роль педагога в организации театрализованной деятельности в детском саду. Методические рекомендации к организации театральных занятий/

Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового,танцевального, сценическ...

Организация театрализованной деятельности в детском саду. Методические рекомендации к организации театральных занятий

       Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально...

Роль педагога в организации театрализованной деятельности в детском саду. Методические рекомендации к организации театральных занятий

Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического)...

Консультация для воспитателей детского сада. Организация театрализованной деятельности в детском саду в летний период

Лето вносит большие перемены в организацию учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Ведущими видами деятельности дошкольников становятся игры, досуги, развлечения и оздоровительные мероприятия, а преобл...

Организация театрализованной деятельности в детском саду в летний период. Консультация для воспитателей детского сада.

Лето – один из важнейших этапов в развитии детей и укрепления их здоровья. Задача педагогов – организовать жизнь ребят в детском саду таким образом, чтобы за лето каждый из них получи...