Выступление на семинаре: «Воспитание интересов дошкольников к народным традициям через музейную педагогику»
консультация

Егошина Елена Викторовна

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynaya_pedagogika.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

   

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 «Колокольчик» города Алатыря

Чувашской Республики

Выступление на семинаре:

«Воспитание интересов  дошкольников к народным традициям через музейную педагогику»

Выполнила:                                                          

Егошина Елена Викторовна

Ноябрь

2022 г

 В современном обществе особое внимание уделяется изучению, сохранению и передаче народных традиций. В связи с этим, инновационной технологией, становится музейная педагогика.

Музейная педагогика — научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему; а также область научно-практической деятельности современного музея, ориентированная на передачу культурного (художественного) опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды. Изучает историю, особенности культурной, образовательной деятельности музеев, методы воздействия на различные категории посетителей, взаимодействия музеев с образовательными учреждениями. Впервые термин был введён в оборот в 1931 году в книге Г.Фрондейталя «Музей-образование-школа».

     Что же такое музей? Но, сначала я предлагаю поиграть в игру «Ассоциации». Будем передавать игрушку-матрёшку и называть слова, которые у вас ассоциируются со словом «музей».(Подсказки: картина, экспонат, выставка, история, искусство, экскурсия ,галерея, экскурсовод, древность, художник, старина, живопись, зал,  и т.д).

Давайте обратимся к теории: заглянув в «Энциклопедический словарь», мы узнаем, что

Музей - научное и научно-просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение и изучение памятников естественной истории, материальной и духовной культуры- первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества»

    Понятно, что не всегда и не у всех есть возможность посещать музеи. Вы знаете, что в нашем городе есть Краеведческий музей. Но дети, да и большинство взрослых не посещали его ни разу. В этом случае на помощь приходит организация мини-музеев в дошкольном учреждении. Это прекрасная возможность вовлечения детей и родителей к активному участию в получении знаний о народной культуре. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, поэтому собственно их и называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определённую ограниченность тематики.

        Итак, что же такое мини-музей? Мини-музей - особое, специально организованное пространство, часть предметно-пространственной среды для социализации и развития личности дошкольников, их приобщения к вечным ценностям, привития чувства патриотизма. А основная задача педагога - помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

 Цель создания мини-музеев - обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями.

Организация мини-музея в ДОУ решает несколько задач:

  • Формирование у дошкольников представлений о музее;
  • Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами;
  • Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ;
  • Расширение кругозора дошкольников;
  • Социализация ребёнка;
  • Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
  • Формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
  • Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
  • Развитие творческого мышления и воображения;
  • Формирование активной жизненной позиции.

 При создании мини-музея необходимо учитывать следующие моменты:

  • в мини-музее могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники и ценные экземпляры;
  • небольшие размеры экспозиции;
  • определенная ограниченность тематики;
  • участие в их создании детей и родителей;
  • в обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции.
  • в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно.

 Формы организации детской деятельности в мини-музее:

  • Игры (сюжетно-ролевые, дидактические)
  • Организованная образовательная деятельность (экскурсии)
  • Исследовательская деятельность
  • Беседы, чтение художественной литературы
  • Художественное творчество
  • Музыкальная деятельность

Важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). Большое значение уделяется обзорным и тематическим экскурсиям, организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

Такая работа помогает решить следующие задачи:

  • выявление творческих способностей детей;
  • расширение представлений о содержании музейной культуры;
  • развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
  • создание условий для творческого общения и сотрудничества.

 И организовывая эти виды деятельности с детьми, необходимо учитывать принципы, с учетом которых ведется работа мини-музея.

Принцип доступности: дети могут трогать экспонаты, изучать их, играть с ними;

Принцип интеграции. Музей - это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности, которые тесно связаны между собой. Содержание мини-музея, как правило, позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей и фольклором, природой и культурой и т.п.

Принцип деятельности и интерактивности напоминает о том, что мини-музей должен предоставлять ребенку возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу

Принцип природосообразности - при организации мини-музеев необходимо учитывать психофизиологические особенности детей разного возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка.

Принцип научности - экспонаты должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы, явления на доступном и одновременно научном уровне.

Принцип партнерства - мини-музей детского сада является результатом сотрудничества взрослых и детей.

Принцип культуросообразности предполагает, что мини-музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям

Принцип динамичности и вариативности. Мини-музей в детского сада периодически меняется - по тематике, экспонатам, содержанию уголков для самостоятельной и игровой деятельности и т.д.

Принцип разнообразия - независимо от темы мини-музея, его экспонаты должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам и

Принцип экологичности и безопасности. В оформлении мини-музея преобладают экологически безопасные для здоровья ребенка материалы, в том числе природного происхождения, и оформление мини-музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности дошкольника.

Так же можно определить и правила поведения в мини-музее:

  • Экспонаты в мини-музее разрешается трогать руками;
  • Экспонаты нужно возвращать на место и ставить красиво и аккуратно;
  • Экспонаты нельзя ломать и забирать домой;

Можно и нужно: задавать вопросы об экспонатах, составлять рассказы и сочинять истории;

Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами и творческими работами.

 Создание мини-музея можно разделить на несколько этапов:

1. Подготовительный этап: коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения.

2. Практический этап:

  • непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями мини-музеев: сбор экспонатов, их группировку, оформление; изготовление игр, макетов;
  • разработка тематики и содержаний экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях,
  • разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматриваются не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки;
  • выбор экскурсоводов.

3. Заключительный этап: подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОУ.

Мини-музей - это «живой организм», где постоянно должна вестись поисковая работа.

Экспозиция должна расширяться, обновляться на основе новых материалов

Тематика мини-музеев может быть разнообразной:

-  «Русская изба»- приобщение детей к истокам русской народной культуры, знакомство с историей и бытом русского народа, формирование бережного отношения к культуре народа.

- «Народная кукла»- ознакомление детей с историей быта русского народа посредством народных кукол, расширение знаний дошкольников с русскими народными обрядами, праздниками.

- «Народные промыслы» – это знакомство детей с народными промыслами с  историей их создания, материалами, особенностями росписи.

-«Народная игрушка» – это знакомство с историей возникновения игрушек, привлекающие внимание именно малышей: крупные, яркие, звучащие.

«Деревянное чудо»  – это знакомство  детей  с разнообразием видов деревянных изделий  их значением в нашей жизни.

 «Национальные костюмы» – познакомить детей с национальными костюмами разных народов  мира; формирование  интереса к прошлому наших предков.

        В результате использования мини-музеев в работе ДОУ дети приобщаются к культуре, приобретут интерес к настоящему музею, воспитывается у детей способность самостоятельно изучать окружающий мир. Небольшой музей на территории ДОУ может стать началом большого пути человека в мир всемирной культуры, оказать влияние на формирование его личности, воспитать достойного гражданина.

Список использованной литературы

  1. «Инновационная программа дошкольного образования»/ под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой.-6-е изд.доп.-М.:МОЗАИКА –СИНТЕЗ, 2021.-368С.

2.Интернет- ресурсы:maam.ru, nsportal.ru.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании по теме: «Воспитание детей на традициях русской народной культуры средствами музейной педагогики»

В вопросах нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения одним из средств является музейная педагогика. Культурное наследие во всем его многообразии должно сл...

Материалы для выступления на РМЦ «Приёмы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей в соответствии с требованиями ФГОС» Тема: «Воспитание детей на традициях русской народной культуры средствами музейной педагогики»

На основании городского августовского совещания работников системы образования города Нижневартовска 2016 г. «Муниципальная образовательная среда – комплекс условий, направленный на всесто...

Воспитание дошкольников на традициях народной культуры средствами музейной педагогики

Воспитание дошкольников на традициях народной культуры средствами музейной педагогики...

"Знакомство детей среднего дошкольного возраста с предметами народного быта, через музейную педагогику"

Методическая разработка для педагогов, план по самообразованию по теме "Знакомство детей среднего дошкольного возраста с предметами народного быта, через музейную педагогику"....

Тема выступления на педагогическом совете: Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства.

Использование музейного пространства группы для приобщения детей к национальной культуре и традициям нашего народа....

Семинар-практикум «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»

Приобщение дошкольников к культурному наследию своего народа необходимо для воспитания уважения, гордости за свою малую Родину, что в дальнейшем поможет с уважением и интересом относи...