Консультация для педагогов "Роль Башкирских музыкальных игр в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста"
консультация (старшая группа)

Юсупова Лиля Дамировна

Башкирская народная игра - увлекательный вид деятельности для формирования у детей первичных представлений о малой Родине, о социокультурных ценностях родного народа, об отечественных традициях и праздниках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx23.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 5 г. Туймазы муниципального района 

Туймазинский район Республики Башкортостан

Консультация для педагогов

Тема: «Роль башкирских музыкальных игр

в развитии детей старшего дошкольного возраста»

Составил:

музыкальный руководитель

МАДОУ детский сад № 5

г. Туймазы, ул. Комарова 39 б

Юсупова Л.Д.

Туймазы – 2022 г.

Тема: «Роль башкирских музыкальных игр в развитии детей старшего дошкольного возраста».

Цель: распространение и передача опыта работы  по использованию на музыкальных занятиях в ДОУ башкирских народных игр для воспитания любви к родному краю, родному языку, обычаям и традициям родного народа.  

Одной из задач музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста является формирование у детей первичных представлений о малой Родине, о социокультурных ценностях родного народа, об отечественных традициях и праздниках.

Как же нам решить эту задачу???

Конечно же, через самый увлекательный вид деятельности – игру! Башкирская народная игра – это история народа, это выражение духа и характера башкирского народа.

          Для успешного внедрения башкирских народных игр в жизнь детей старшего дошкольного возраста педагог должен:

1. Хорошо знать и свободно владеть большим игровым материалом и методикой педагогического руководства.

2. В ходе игры привлечь внимание детей к её содержанию, следить за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, регулировать эмоционально-положительное настроение и взаимоотношение играющих, приучать их ловко и стремительно действовать в создавшейся ситуации, учить детей самостоятельно и с удовольствием играть.

В башкирских народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора: движения образны и часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами. Они крепко связаны с жизнью и бытом башкирского народа и являются художественным выражением его характера. В башкирских играх оживают, становятся зримыми страницы истории. Башкирские игры родились на просторе, среди природы. Вероятно поэтому в них так много раздолья, свободы, удали и широты.

Большинство башкирских народных игр связано с национальными праздниками: САБАНТУЙ – игра «Сабантуй», ВОРОНЬЯ КАША – игра «Коршун», НОВОСЕЛЬЕ – игра «Юрта» и «Встреча гостей».

Прежде, чем объяснить детям правила игры, педагогу следует предварительно рассказать о содержании игры, показать иллюстрации, видео к данной игре, атрибуты, т.е. заинтересовать национальными обычаями башкирского народа. Затем кратко рассказать содержание игры, прослушать музыкальное сопровождение к игре, разучить слова, соответствующие движения, пояснить роль ведущего или водящего, и перейти к распределению ролей. Затем можно задать 1-2 уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что дети поняли правила игры.

Основная часть времени на разучивание игры предоставляется конкретным игровым действиям. Здесь, как правило, используется показ и объяснение, чтобы дети почувствовали общее настроение, характер музыки, определили структуру, форму произведения, т. к. обычно движения меняются в соответствии с музыкальными частями произведения. Игры обычно бывают подвижные, и дети часто недостаточно хорошо прислушиваются к музыке и спешат перейти к следующей действию. Поэтому вначале нужно обязательно прослушать всю пьесу до конца.

В конце игры следует положительно оценить тех, кто проявил определённые качества: ловкость, смекалку, быстроту, выдержку, выразительность, товарищескую взаимопомощь.

Предлагаю вашему вниманию башкирские игры, которые вы можете использовать на музыкальных занятиях и в повседневной жизни детей старшего дошкольного возраста для воспитания любви к родному краю, родному языку, обычаям и традициям родного народа.  

«Ловкий джигит»

Цель: развивать быстроту, улучшать качество выполнения прямого галопа.

Ходигры.

Подгруппа детей (4-5) становится в шеренгу напротив центральной стены. У каждого в руке «лошадка» на палке. Остальные дети сидят на стульях и поют: «Эй, джигиты, выходите и коней себе берите.

На конях должны скакать свою удаль показать.

Тот, кто первый прибежит, настоящий тот джигит!»

По окончания пения выбранные дети «Скачут» на лошадках к центральной стене. Добежав до стены, поднимают «лошадку» вверх. Выигрывает ребёнок, прискакавший первым, и получает приз.

«Перенеси яйцо в ложке»

Цель: Развивать быстроту, ловкость, внимательность.

Ход игры.

Игра организуется в форме эстафеты: между собой соревнуются 2 человека или 2 команды. Нужно, держа в руке деревянную ложку с варёным яйцом, добежать до стойки, оббежать её и вернуться к финишу, т. е. передать эстафету другому. Кто быстрее? Причём яйцо не должно упасть и руками его трогать нельзя.

«Кто быстрее нарядится»

Цель: познакомить детей с предметами национальной одежды: хараус, жилет, сапоги (ситек, камзол, тюбетейка)

Ход игры.

Игра проводится в соревновательной форме, т. е. кто быстрее нарядится! Закончив наряжаться, нужно под весёлую музыку выполнить несколько танцевальных движений (импровизируя национальный танец).

«Сапожник» муз. Ф. Гершовой.

Цель: развивать воображение, творчество. Улучшить ритмичность и

качество выполнения танцевальных движений. Петь умеренно громко,

чётко и бодро.

Организация игры.

Дети стоят хороводом. В середине – на стуле сидит ребёнок – это сапожник.

1к. «Сапожник» имитирует характерные движения: шьёт сапоги. Дети идут по кругу хороводным шагом.

2к. Идут, сужая круг, исполняя 2 простых шага и 3 притопа, и таким же образом расширяют круг.

Исполняют тройные притопы с поворотом корпуса.

С окончанием пения дети быстро разбегаются, а сапожник старается запятнать кого-нибудь из детей. Запятнанный ребёнок становится сапожником и игра повторяется.

1. Нитки, шило да игла – начинается игра!/2р.

Я для маленькой ноги шить умею сапоги. /2р.

2. Ты – сапожник-чудодей, шьёшь сапожки для людей. /2р.

Чтоб примерить сапоги, ты скорее нас лови!/2р

«Сабантуй»

Цель: развивать прыгучесть, ловкость.

Ход игры.

Большинство народных игр связано с главным праздником наших хлеборобов – «сабантуем». Этот праздник проводится весной.

Дети изображают скакунов. В центре встаёт ведущий с шестом, к которому привязан красивый платок. Ведущий вращает шест над головой по кругу, дети стараются задеть в прыжке платок рукой. Тот, кто заденет платок, считается победителем.

«Стрелок»

Цель: развивать умение у детей метать мяч.

Оборудование: мяч

Организация игры: проводятся две параллельные линии на расстоянии 10 – 15 м одна от другой. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один Игрок – стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком.

Дополнительные рекомендации: в начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды «Сесть!» присел последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не считается попаданием.

«Липкие пеньки»

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, развивать ловкость.

Материал: маски на голову с изображением пенечка.

Ход игры: три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные игроки становятся пеньками.

Дополнительные рекомендации: пеньки не должны вставать с мест.

«Медный пень»

Цель: развивать ориентировку в пространстве, упражнять в беге.

Ход игры: играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети-хозяева становятся за стульями.

Под башкирскую народную мелодию водящий–покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина:

«– Я хочу у вас спросить,

Можно ль мне ваш пень купить?»

Хозяин отвечает:

«– Коль джигит ты удалой,

Медный пень тот будет твой»

После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: «Раз, два, три - беги!» - разбегаются в разные стороны. Добежавший первым игрок, встает за медным пнем.

Дополнительные рекомендации: бежать только по сигналу. Победитель становится хозяином.

«Уголки»

Организация игры: По четырем углам площадки стоят четыре стула, на них четверо детей. В центре стоит водящий. Он по – очереди подходит к сидящим и задает каждому вопрос:

- Хозяйка, можно истопить у тебя баню?

1 играющий отвечает: «Моя баня занята».

2 играющий отвечает: «Моя собака ощенилась»

3 играющий отвечает: «Печка обвалилась»

4 играющий отвечает: «Воды нет»

Водящий выходит на центр площадки, хлопает в ладоши три раза и кричит: Хоп, хоп, хоп! За это время хозяева быстро меняются местами. Водящий должен успеть занять свободный стул.

Правила: меняться только после хлопков водящего. Игра может проводиться и с большим количеством детей: в этом случае воспитателю следует поставить столько стульев, сколько играющих и составить дополнительные ответы для «хозяев».

«Белый тополь, синий тополь»

Организация игры: Дети стоят в две шеренги по краю площадки напротив друг друга. Первая команда хором спрашивает: «Белый тополь, синий тополь, что есть на небе?»

Вторая команда хором отвечает: «Пестрые птицы».

Первая команда спрашивает: «Что есть у них на крыльях?»

Вторая команда отвечает: «Есть сахар и мед».

Первая команда просит: «Дайте нам сахар».

Вторая команда спрашивает: «Зачем вам?»

Первая команда зовет: «Белый тополь, синий тополь».

Вторая команда спрашивает: «Кого выбираете из нас?»

Первая команда называют имя одного из играющих из противоположной команды. Выбранный ребенок бежит навстречу шеренге соперников, которые стоят, сомкнув крепко руки, и старается разорвать «цепь» соперника. Если он разорвет «цепь», то забирает играющего из команды соперников в свою команду, если нет, то остается в этой команде. Выигрывает та команда, в которой оказывается больше всего игроков.

«Иголка и нитка»

Организация игры: Дети делятся на две команды, выстраиваются в колонны друг за другом на одной стороне площадки. Перед каждой командой на расстоянии 5 метров ставится ориентир (куб, башня, флажок). По сигналу первые игроки («иголки») обегают ориентиры, возвращаются к команде. К ним зацепляется следующий игрок («нитка», они обегают ориентир вдвоем. Таким образом, все игроки команды («нитки», по очереди зацепляясь, друг за дружкой, обегают ориентиры. Побеждает та команда («иголка с ниткой», все игроки которой зацепились и обежали ориентиры первыми.

Правила: играющим во время бега не разрешается расцеплять руки. Если это случилось, то нарушившая правила команда начинает игру заново

  Ещё раз хочется подчеркнуть, что использование башкирской музыки в деятельности, в том числе и физкультурной, делает её увлекательной и эффективной. Она поднимает настроение, организует движения детей и облегчает, в ряде случаев, их усвоение. Музыка способствует улучшению осанки, придаёт движениям выразительность, способствует развитию их точности, координации движений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Музыкальная сказка как средство развития детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности"

Материал описывает  этапы работы над музыкальным спектаклем в детском саду; раскрывает эффективные приемы взаимодействия с детьми....

Консультация для родителей по рисованию "Роль рисования в развитии детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей по рисованию «Роль рисования в развитии детей старшего дошкольного возраста»...

Использование башкирской сказки в социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста

Консультация для воспитателей Использование башкирской сказки в социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возрастаУважаемые коллеги!Социально-личностное развитие детей – поня...

Консультация для педагогов «Метод моделирования как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как ...

Консультация на тему: " Использование инновационных технологий по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС"

Говорить умеют все, но говорить правильно, умеют лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребнос...