Статья на тему: "Аддиктивное поведение и его профилактика в дошкольном учреждении"
статья
В статье представлены основные направления профилактической работы с аддиктивным поведением
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Аддиктивное поведение – одна из форм деструктивного поведения, выражающаяся в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций.
Девиантное поведение - это поступки (действия индивида), не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе.
Норма - это мера полезного и поэтому типичного функционирования человека. Норма поведения, как правило, включает несколько аспектов:
1) правило (предписание), выступающее как долженствование;
2) объективное поведение и деятельность человека;
3) субъективное представление о сущем и должном.
Поведение - совокупность реакций человека на внешние и внутренние раздражители, которые характеризуются наибольшей репрезентативностью, то есть типичностью, оптимальностью, полезностью, физической и психической нормальностью. И наоборот, ненормальное или отклоняющееся, поведение не соответствует социальным, общественным, нравственным требованиям и является нерепрезентативным, т.е. нетипичным, осуждаемым и поэтому подлежащим педагогической профилактике.
Стратегии первичной профилактики
Профилактические мероприятия, направленные на:
- Формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни и действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ;
- Формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей успешного законопослушного и ответственного поведения;
- Внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от «пробы» и приема наркотиков;
Семейные факторы, вызывающие девиантное поведение
- Неэффективные стратегии воспитания
- Деструктивные отношения в семье
- Аддиктивное поведение родителей
- Неблагоприятные события, переживаемые семьей
Общественные факторы, вызывающие девиантное поведение
- Конфликты с воспитателями;
- Одиночество детей в группе;
- Страх перед детским садом;
- Низкие или даже негативные ожидания со стороны воспитателей;
- Неуважительное и несправедливое отношение со стороны воспитателей;
- Навешивание ярлыков, оценочные и даже оскорбительные высказывания педагогов по поводу внешности и способностей детей;
- Манипулирование чувством вины;
- Стимулирование конкуренции детей;
- Давление обязательств, принуждение детей.
Основные направления профилактической работы
1. Профилактическая работа с семьей
Проведение диагностики детско-родительских отношений, выявление семей из группы риска;
Проведение мероприятий по мотивации родителей на включение в профилактическую работу детского сада;
Организация совместных с детьми досуговых мероприятий;
Разработка информационных материалов для уголка профилактики зависимости;
Индивидуальное консультирование родителей по вопросам детско-родительских отношений.
2. Воспитательно-педагогическая работа с детьми
- Диагностика развития ребенка и составление индивидуальной программы развития
- Проведение мероприятий, обеспечивающих легкую адаптацию ребенка к ДОУ
- Разработка и внедрение обучающих валеологических программ, ориентированных на формирование привычки к здоровому образу жизни
- Реализация программ социально-личностного развития детей, обеспечивающих формирование эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков
- Создание условий, побуждающих детей к самостоятельной познавательной активности каждого ребенка и проявлению личностного потенциала
3. Организационно-методологическая работа по профилактике зависимостей
- Организация внутренних обучающих семинаров для педагогов ДОУ
- Реализация программ профессионального выгорания педагогов
- Разработка материалов самодиагностики родителей и дистанционного консультирования
- Разработка информационных материалов для уголка профилактики зависимости
Принципы профилактической работы детского сада
- Принцип единства психического и физического здоровья ребенка.
- Принцип взаимосвязи и взаимозависимости развития ребенка в семье и детском саду.
- Принцип единства и взаимосвязи антенатального и постнатального развития ребенка.
- Личностно-ориентированный подход в работе с семьей и ребенком.
- Открытость системы профилактической работы.
- Сотрудничество субъектов профилактики.
Этапы взаимодействия с семьями воспитанников детского сада
Первый этап –
получение первичной информации о системе работы ДОУ.
Второй этап –
диагностика физического и нервно-психического развития.
Третий этап –
реализация программы профилактики
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/25/picture-808495-1472153163.jpg)
Статья "Использование метода проекта в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения"
Данная статья раскрывает значимость использования метода проекта в работе педагогов дошкольных учреждений в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста на современном этапе. Даётся кратк...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/20/picture-768531-1513720309.jpg)
Основные правила поведения для детей, посещающих дошкольные учреждения
Правила поведения в детском саду...
Причины агрессивного поведения детей, посещающих образовательные дошкольные учреждения
Уровень агрессивности, причины и формы у детей посещающих образовательные учреждения. Результаты исследований....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/21/picture-665620-1579609276.jpg)
Статья "Интеграция образовательных областей в воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19173430","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"397","width":"480"}}]]...
Статья на тему : «Подготовка ребёнка к поступлению в дошкольное учреждение с целью его успешной адаптации к новым условиям жизни»
Что такое адаптация,виды адаптации, рекомендации для родителей....
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/04/picture-1295728-1607084488.jpg)
Статья Внедрение модели «Умная прогулка» в образовательный процесс дошкольного учреждения для повышения уровня креативного мышления старших дошкольников
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования предполагают, что выпускник детского сада должен обладать развитым воображением, самостоятельностью, инициативностью, прив...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/22/picture-1331423-1637608628.jpg)
статья «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе дошкольных учреждений»
статья об использовании информационно - коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ...