Статья на тему: "Аддиктивное поведение и его профилактика в дошкольном учреждении"
статья

Козлова Марина Владимировна

В статье представлены основные направления профилактической работы с аддиктивным поведением

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аддиктивное поведение – одна из форм деструктивного поведения, выражающаяся в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций.

Девиантное поведение - это поступки (действия индивида), не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе.

Норма - это мера полезного и поэтому типичного функционирования человека. Норма поведения, как правило, включает несколько аспектов:

1) правило (предписание), выступающее как долженствование;

2) объективное поведение и деятельность человека;

3) субъективное представление о сущем и должном.

Поведение - совокупность реакций человека на внешние и внутренние раздражители, которые характеризуются наибольшей репрезентативностью, то есть типичностью, оптимальностью, полезностью, физической и психической нормальностью. И наоборот, ненормальное или отклоняющееся, поведение не соответствует социальным, общественным, нравственным требованиям и является нерепрезентативным, т.е. нетипичным, осуждаемым и поэтому подлежащим педагогической профилактике.

Стратегии первичной профилактики

Профилактические мероприятия, направленные на:

- Формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни и действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ;

 - Формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей успешного законопослушного и ответственного поведения;

 - Внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от «пробы» и приема наркотиков;

Семейные факторы, вызывающие девиантное поведение

  • Неэффективные стратегии воспитания
  • Деструктивные отношения в семье
  • Аддиктивное поведение родителей
  • Неблагоприятные события, переживаемые семьей

Общественные факторы, вызывающие девиантное поведение

  • Конфликты с воспитателями;
  • Одиночество детей в группе;
  • Страх перед детским садом;
  • Низкие или даже негативные ожидания со стороны воспитателей;
  • Неуважительное и несправедливое отношение со стороны воспитателей;
  • Навешивание ярлыков, оценочные и даже оскорбительные высказывания педагогов по поводу внешности и способностей детей;
  • Манипулирование чувством вины;
  • Стимулирование конкуренции детей;
  • Давление обязательств, принуждение детей.

Основные направления профилактической работы

1. Профилактическая работа с семьей

Проведение диагностики детско-родительских отношений, выявление семей из группы риска;

Проведение мероприятий по мотивации родителей на включение в профилактическую работу детского сада;

Организация совместных с детьми досуговых мероприятий;

Разработка информационных материалов для уголка профилактики зависимости;

Индивидуальное консультирование родителей по вопросам детско-родительских отношений.

2. Воспитательно-педагогическая работа с детьми

  • Диагностика развития ребенка и составление индивидуальной программы развития
  • Проведение мероприятий, обеспечивающих легкую адаптацию ребенка к ДОУ
  • Разработка и внедрение обучающих валеологических программ, ориентированных на формирование привычки к здоровому образу жизни
  • Реализация программ социально-личностного развития детей, обеспечивающих формирование эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков
  • Создание условий, побуждающих детей к самостоятельной познавательной активности каждого ребенка и проявлению личностного потенциала

3. Организационно-методологическая работа по профилактике зависимостей

  • Организация внутренних обучающих семинаров для педагогов ДОУ
  • Реализация программ профессионального выгорания педагогов
  • Разработка материалов самодиагностики родителей и дистанционного консультирования
  • Разработка информационных материалов для уголка профилактики зависимости

Принципы профилактической работы детского сада

  • Принцип единства психического и физического здоровья ребенка.
  • Принцип взаимосвязи и взаимозависимости развития ребенка в семье и детском саду.
  • Принцип единства и взаимосвязи антенатального и постнатального развития ребенка.
  • Личностно-ориентированный подход в работе с семьей и ребенком.
  • Открытость системы профилактической работы.
  • Сотрудничество субъектов профилактики.

Этапы взаимодействия с семьями воспитанников детского сада

Первый этап –

получение первичной информации о системе работы ДОУ. 

Второй этап –

диагностика физического и нервно-психического развития.

Третий этап –

реализация программы профилактики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование метода проекта в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения"

Данная статья раскрывает значимость использования метода проекта в работе педагогов дошкольных учреждений в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста на современном этапе. Даётся кратк...

Причины агрессивного поведения детей, посещающих образовательные дошкольные учреждения

Уровень агрессивности, причины и формы у детей посещающих образовательные учреждения. Результаты исследований....

Статья Внедрение модели «Умная прогулка» в образовательный процесс дошкольного учреждения для повышения уровня креативного мышления старших дошкольников

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования предполагают, что выпускник детского сада должен обладать развитым воображением, самостоятельностью, инициативностью, прив...

статья «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе дошкольных учреждений»

статья об использовании информационно - коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ...