«Методологические основы и дидактические принципы дидактической системы деятельностного метода обучения»
консультация

Кузина Светлана Александровна

Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения на тему: «Методологические основы и дидактические принципы дидактической системы деятельностного метода обучения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_deyatelnostnyy_metod.docx40.82 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №4» г. Болхова


Консультация для педагогов

Методологические основы и дидактические принципы дидактической системы деятельностного метода обучения

Сегодня воспитатели и учителя, как никогда раньше, нуждаются в методической поддержке по освоению новых образовательных технологий, обеспечивающих решение современных задач образования с позиций его непрерывности. Один из таких инструментов представлен в дидактической системе деятельностного метода Л.Г. Петерсон - технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон (ТДМ).

Современному педагогу важно не только владеть инструментами организации образовательного процесса деятельностного типа, но и уметь модифицировать эти инструменты в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, конкретными образовательными задачами, своими профессиональными интересами и возможностями.

Тезаурус. Прежде чем перейти к рассмотрению нового педагогического инструментария, необходимо уточнить глоссарий, принятый в дидактической системе системно-деятелыюспюго подхода Л.Г. Петерсон и содержание основных понятий, связанных с понятием учебной деятельности.

Под деятельностным подходом в дидактической системе Л.Г. Петерсон понимается такая организация образовательного процесса, при которой ребенок осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной  деятельности.

Системно-деятельностный подход – деятельностный подход,  основывающийся на общих законах теории деятельности.

Исходя из общей теории деятельности, в дидактической системе деятельностного метода Л.Г. Петерсон предлагается следующее понимание терминов, актуальных для реализации современных целей образования с позиции его непрерывности:

Учебная деятельность - процесс самоизменения человека на основе рефлексивного метода, результатом которого становится приобретение им новых знаний, умений и способностей.

Учебное действие - структурная единица учебной деятельности; представляет собой процесс, направленный на достижение некоторой учебной цели.

Универсальное учебное действие (УУД) - учебное действие, имеющее надпредметный характер.

Умение учиться - умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность (то есть знание ее структуры, всех составляющих ее УУД и умение их выполнять).

Предпосылки универсальных учебных действий - первичный опыт выполнения универсальных учебных действий и включения соответствующей терминологии в речевую практику.

Методологические основы дидактической системы  

деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон

Дидактическая система деятельностного метода обучения                  Л.Г.Петерсон разработана научным коллективом Центра системно- деятельностной педагогики «Школа 2000...» под руководством доктора педагогических наук Л.Г. Петерсон.

Принятый в дидактической системе деятельностного метода Л.Г. Петерсон методологический подход позволил уточнить роль и место дошкольного образования в формировании деятельностных способностей и универсальных учебных умений, а также разработать соответствующий педагогический инструментарий.

В настоящее время существует три различные версии теории деятельности: психологическая (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев), социологическая, или социотехническая (Г.П. Щедровицкий), и общая, или методологическая (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов).

В основание дидактической системы Л.Г. Петерсон положена общая теория деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов н др.), так как:

1) данная версия является синтезом психологической и социологической версий и, следовательно, дает более полное и структурированное описание общих законов функционирования и развития мира деятельности;

2) методологическая версия широко использует язык схем, что упрощает понимание категорий мира деятельности и придает им однозначность.

На основе общей теории деятельности была построена развернутая концепция учебной деятельности, в которой, в частности, отражены:

-специфика учебной деятельности, ее отличие от всех других типов деятельности и поведения (каков ее типовой конечный продукт, кому и для чего он предназначен, что является исходным материалом для нее, какими средствами и способами она должна осуществляться, каким образом и при каких условиях происходит саморазвитие и самоизменение в учебной деятельности и т.д.);

-структура учебной деятельности, то есть основных ее внутренних элементов (процессов), отношений и связей между ними;

-роль и место дошкольного образования в непрерывной системе образования в решении общей задачи формирования умения учиться, воспитания созидательной, саморазвивающейся личности.

Концептуальные идеи формирования универсальных умений

и их предпосылок. Роль и место дошкольного образования

в формировании умения учиться

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется все более быстрыми темпами и эти изменения очень сложно прогнозировать. Объем научной информации стремительно растет: за каждые десять лет он удваивается. Поэтому сколь бы прочны и обширны ни были знания современного человека, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если не научится учиться, изменять себя, если у него не будет сформирована способность к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.

При этом доказано, что дети, пришедшие в начальную школу с низким уровнем готовности к систематическому обучению, испытывают ряд затруднений при освоении содержания учебного материала, так как не успевают в заданном темпе осваивать новые способы добывания знаний.

В силу этого формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности является одной из важнейших задач дошкольного образования и условий обеспечения непрерывности образовательного процесса на всех его ступенях, что нашло свое отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании» (глава 7, ст.64).

Достаточно полно проблема развития предпосылок учебной деятельности представлена в концепции учебной деятельности Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и их последователей.

Традиционно среди предпосылок учебной деятельности выделяются умения слушать и слышать воспитателя; работать по его указаниям, планировать свои действия; способность самостоятельно находить способы решения практических и познавательных задач, отделять свои действия от действий других детей; развивать контроль за своими действиями и словами и др. Психолого- педагогические исследования последних лет дают основание считать, что подготовку к учебной деятельности рационально начинать с формирования умений контролировать и оценивать свои действия (Н.Н. Поддъяков, Т.Г. Максимова).

Сегодня благодаря достижениям в современной российской методологии появились новые возможности решения данной проблемы. В дидактической системе деятельностного метода Л.Г. Петерсон предложен путь формирования универсальных учебных действий (УУД), начиная с формирования их предпосылок (предпосылки УУД) на дошкольном уровне образования.

В качестве предпосылок УУД в дидактической системе Л.Г. Петерсон рассматривается опыт выполнения детьми таких универсальных действий, как: -работа по правилу и образцу,

       -фиксация затруднения в деятельности,

       -выявление его причины,

       -выбор способов преодоления затруднения,

       -обдумывание и планирование своих действий,

       -их контроль и оценивание,

       -исправление ошибок и др.

Перед рассмотрением нового педагогического инструментария необходимо уточнить сам способ формирования универсальных умений, отвечающий общим, объективным законам деятельности. Только при этом условии можно создать объективную критериальную базу для формирования и диагностики УУД, осознать роль и место каждого уровня образования в решении общих задач образования, обеспечить преемственность между разными образовательными уровнями.

Известно, что формирование любых личностных новообразований - умений (в том числе универсальных учебных действий и умения учиться в целом), способностей, личностных качеств, возможно только в деятельности (Л.С. Выготский). Действительно, невозможно научиться, например, плавать, не войдя в воду. С другой стороны, нельзя освоить тот или иной стиль плавания, не освоив отдельных движений, их связок и комбинаций, а, затем, не отработав и не откорректировав все эти движения в воде.

Концептуальная идея формирования универсальных учебных действий (УУД), принятая в образовательной системе Л.Г. Петерсон, состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения. В соответствии с общей теорией деятельности, формирование любого умения проходит через следующие этапы:

1 этап: представление о действии, первичный опыт и мотивация;

2 этап: приобретение знаний о способе выполнения действия;

3 этап: тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция;

4 этап: контроль умения выполнять действие.

Так человек учится читать и считать, пользоваться ложкой, ножницами, географической картой, играть на музыкальном инструменте и работать на компьютере. Значит, точно так же мы должны формировать у детей и универсальные учебные умения - умения анализировать и сравнивать, понимать, планировать и достигать цели, общаться и сотрудничать. Следовательно, этот же путь они должны пройти и при формировании общеучебных умений. Например, чтобы сформировать у ребенка умение ставить цель,

  • вначале надо сформировать у него опыт целеполагания;
  • затем он должен узнать, что такое цель, как ее правильно поставить и    почему важно самому уметь это делать;
  • затем - научиться осознанно применять алгоритм целеполагания;
  • и, наконец, нужно проконтролировать это умение.

Проблемный вопрос. Как вы считаете, какому из представленных этапов соответствует уровень дошкольного образования, если мы ведем речь о формировании умения учиться?

Примерное содержание ответов. Применяя данную концептуальную идею формирования УУД и умения учиться в целом к системе непрерывного образования, можно увидеть, что функция дошкольного уровня образования состоит в приобретении детьми первичного опыта выполнения универсальных действий, управления своим поведением и деятельностью, а не конкретных компонентов учебной деятельности. Именно в этом смысле и следует говорить о формировании предпосылок универсальных учебных действий, которые являются результатом культурного развития, свойственного только человеку.

Как известно, культурный человек - это человек, способный управлять своей деятельностью, своим поведением и психикой, то есть самим собой. Такое понимание базовых приобретений возраста полностью соответствует положениям отечественной педагогической психологии о самоценности периода дошкольного детства и уникальности социальной ситуации развития ребенка.

Итак, первый этап формирования универсальных учебных умений (формирование их предпосылок) связан с системным освоением дошкольниками первичного опыта выполнения универсальных действий в процессе специфических для дошкольного возраста видов деятельности и постепенным включением соответствующих отдельных терминов в речевую практику детей.

Одним из инструментов, обеспечивающих системное получение дошкольниками опыта выполнения УУД, выступает новый педагогический инструмент - технология «Ситуация», которая является модификацией технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон (ТДМ).

Естественно, что этап приобретения первичного (начального) опыта выполнения универсальных действий не заканчивается дошкольным уровнем, а продолжается и обогащается в процессе обучения в школе. В дидактической системе Л.Г. Петерсон для условий школьного обучения построена технология деятельностного метода, которая позволяет учителю организовать самостоятельную учебную деятельность учащихся. При этом в ходе каждого урока дети имеют возможность «прожить» весь путь преодоления затруднения методом рефлексивной самоорганизации и приобрести сначала систематизированный опыт выполнения УУД анализа, исследования, понимания причин затруднений, применения правил, проектирования, переработки информации, осмысления полученных сведений и их практического применения в жизни.

Уже, будучи школьниками, дети последовательно и постепенно проходят второй этап - осваивают знания об УУД, способы их выполнения, определяют их личностный смысл и значение для себя и своего индивидуального развития. В образовательной системе Л.Г. Петерсон данный этап формирования УУД в классах учащиеся полноценно проходят в рамках надпредметного курса «Мир деятельности» под ред. Л.Г. Петерсон. Они знакомятся с методами исследования, способами общения и коммуникации, сами строят алгоритмы всех этапов учебной деятельности (пробного учебного действия, фиксирования затруднения и выявления его причины, целеполагания и планирования, самоконтроля и самооценки и т.д.), размышляют над тем, что значит быть активным, честным, доброжелательным и осваивают эти и многие другие духовные ценности.

На третьем этапе формирования УУД дети начинают системно и осмысленно применять полученные знания на уроках, построенных в технологии деятельностного метода, по разным учебным предметам и во внеурочной деятельности. И только после этого можно реализовывать четвертый этап - контроль метапредметных результатов, сформулированных в Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования (ФГОС НОО).

Таким образом, в соответствии с рассмотренными выше этапами формирования любого умения мониторинг сформированности УУД осуществляется на четвертом этапе (контроль), т.е. на этапе школьного обучения (при условии прохождения детьми всех предыдущих трех этапов).

Технология «Ситуация» ни в коей мере не претендует на роль единственного инструмента формирования у дошкольников предпосылок учебной деятельности. При этом данная технология позволяет расширить педагогический арсенал воспитателя и обеспечить системное, целенаправленное приобретение детьми опыта выполнения комплекса универсальных действий через оптимальные формы работы с дошкольниками (в том числе и игровые) в контексте преемственности с начальным общим образованием.

Система дидактических принципов

деятельностного метода

Для педагогической технологии, как и для любой другой, должны быть определены педагогические условия ее реализации - дидактические принципы.

Построение дидактических принципов деятельностного метода обучения осуществлялось так же, как и ТДМ на основе общей теории деятельности.

Рассматриваемая система принципов обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной педагогической школы. При этом в ней отражены идеи организации развивающего обучения ведущих российских педагогов и психологов - В.В. Давыдова, JI.B. Занкова, Ш.A. Амонашвилли и др.

Анализ показывает, что дидактические принципы, представленные ниже, задают систему необходимых и достаточных условий организации непрерывного процесса обучения в деятельностной парадигме образования.

В дидактической системе деятельностного метода Л.Г. Петерсон выделена система дидактических принципов:

  • психологической комфортности,
  • деятельности,
  • минимакса,
  • целостности,
  • вариативности,
  • творчества,
  • непрерывности.

Каждый из этих принципов уникален, но все они действуют как целостная система, интегрирующая современные научные взгляды о теоретических и методических основах организации развивающего обучения в системе непрерывного образования.

Вопрос для обсуждения. Какой из названных дидактических принципов является, на ваш взгляд, основополагающим для дошкольного уровня образования? Почему?

Информация для модератора. При ответе на данный вопрос педагоги часто указывают на приоритет принципа деятельности. В таком случае можно задать уточняющий вопрос - может ли ребенок быть активным участником (субъектом) деятельности, самостоятелъно «открывать» новые знания, находясь в состоянии психологического дискомфорта?

Принцип психологической комфортности является основополагающим для дошкольного возраста, поскольку эмоциональная атмосфера, царящая в детском саду, напрямую влияет на психофизическое здоровье детей. Принцип психологической комфортности предполагает создание доверительной атмосферы, минимизацию всех стрессообразующих факторов образовательного процесса.

Общение должно быть доброжелательным, ориентированным на ребенка, его интересы и потребности. Взрослый может выступать в роли старшего друга, наставника, партнера, организатора, помощника. Его задача - побуждать и поддерживать живой интерес детей, развитие самостоятельности, активности, любознательности, познавательной инициативы. Каждый ребенок должен чувствовать себя нелишним, нужным, активным участником в больших и малых общих делах.

Дети не должны бояться ошибок, неудач. По возможности, необходимо принимать все ответы детей. При этом, если предложенный ребенком ответ или решение проблемы «не подходят», взрослый старается подвести его к тому, чтобы он сам убедился в этом.

Психологический комфорт обусловливается также грамотным расположением детей в пространстве, возможностью их свободного перемещения, чередованием видов деятельности и пр.

Теоретикам педагогики и практикам хорошо известен предложенный Л.C. Выготским принцип взаимосвязи обучения и развития. Дошкольник развивается в процессе обучения, если оно строится по его собственной программе. Наличие такой программы обучения означает, что ребенок учится тому, что он считает нужным и интересным. В связи с этим в контексте реализации принципа психологической комфортности важно, чтобы дети видели свою «детскую» цель (открывали смысл) - никакая деятельность не должна им навязываться. Искусство педагога заключается в такой организации образовательного процесса, когда ребенок сам хочет чему-либo научиться, свободно рассуждает, находит и исправляет свои ошибки, причем вся эта деятельность сосредоточена в русле его  собственных интересов.

Конечно, не стоит сидеть и ждать, когда ребенок захочет научиться считать до пяти, рисовать домик, строить поезд. Взрослый придумывает такие ситуации, когда у дошкольника возникает внутренняя потребность включения в деятельность, а затем, в протесе этой деятельности, - мотив обучения. К примеру, ребенку всего пару минут назад совершенно не мешало радоваться жизни, дружить со сверстниками, любить маму и пр. незнание способа сравнения предметов по толщине. Но вдруг зверушки из сказки «Теремок» просят помочь им построить новый терем. Предложение, безусловно, интересное, и ребенок с готовностью включается в процесс постройки нового теремка. Но для того, чтобы построить этот терем, оказывается, необходимо подобрать бревна одинаковой толщины. Ребенок очень хочет помочь жителям теремка, а для этого ему надо узнать, как сравнить бревна по толщине. В этом случае мы имеем две цели: - так называемую «взрослую» цель - познакомить детей со способом сравнения предметов по толщине путем наложения. И «детскую» цель - помочь зверушкам построить новый теремок. Специфика дошкольного образования заключается в том, что «взрослая» цель (реактивное обучение по программе взрослых) должна трансформироваться в «детскую» цель (спонтанное обучение по собственной инициативе ребенка) (А.Н. Леонтьев, Д. Дьюи и др.).

Принцип психологической комфортности отнюдь не ограничивается отношениями «взрослый - ребенок». Очень важно приучать детей заботиться друг о друге. Доброжелательная атмосфера взаимопомощи и поддержки позволит каждому ребенку ощутить себя в психологически безопасных, комфортных условиях. Это подразумевает прежде всего ненавязчивое внимание к занятиям других людей, для начала - в ближайшем окружении. Все участники общения говорят не на повышенных тонах, высказывают свое положительное отношение к каждому и создаваемым им поделкам, рисункам, так, чтобы все чувствовали защищенность и поддержку. С мнением каждого считаются и не придираются по пустякам. Так, взрослый объясняет детям, что неуместно смеяться над не очень удачным рисунком или выступлением.

Немаловажную роль для создания психологического комфорта в группе играет организация взаимодействия с семьями воспитанников, направленного на эмоциональное сближение детей и близких им взрослых в радостной совместной деятельности (праздники, совместные проекты, физкультурные занятия и досуги, художественное творчество и др.). Включение семьи в жизнь детского сада позволяет родителям посмотреть на других детей, на своего ребенка со стороны, взглянуть на мир глазами ребенка, лучше понять его, научиться более эффективно общаться и взаимодействовать с ним. Важно понимать, что дефицит эмоционального общения, тепла и любви в детско-родительских отношениях напрямую негативно влияет на развитие дошкольника в целом.

Принцип деятельности предполагает освоение окружающего мира не путем получения готовой информации, а через ее «открытие» детьми и освоение в активной деятельности (под умелым руководством взрослого).

Известно, что формирование любых умений как личностных новообразований возможно только в деятельности (Л.C. Выготский, (С.Л. Рубинштейн). Давно замечена высокая эффективность «открытий», которые делает человек в любой сфере деятельности, для усвоения им культурного опыта и развития его творческого потенциала. «Образование призвано дать ребенку не готовые знания, а знания деятельные, которые могут быть приобретены только и исключительно в ходе активного взаимодействия с окружающей средой» (Д. Дьюи).

Поэтому очень важно коренным образом изменить позицию взрослого: педагог перестает быть транслятором знаний, информатором, а становится организатором и помощником детей в их познавательной деятельности.

Используя различные методические приемы, педагог создает такие условия, чтобы каждый ребенок был уверен в том, что он сам справился с заданием, сам исправил ошибку, сам создал продукт (конструкцию, рисунок, сказку). А для этого нужно поощрять детскую самостоятельность, инициативу, выдвижение и обоснование своих гипотез, т.е. создавать условия для включения детей в активную поисковую деятельность. «Взрослого на занятии должно быть мало», тогда у детей возникает ощущение, что это они сами чего-то достигли и сами сделали открытие. «Устранить себя» и ненавязчиво организовать деятельность ребенка - высший пилотаж современного педагога.

Принцип минимакса предполагает продвижение каждого ребенка вперед своим темпом по индивидуальной траектории саморазвития на уровне своего возможного максимума.

Как обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, когда в группе более двадцати детей и при этом у каждого из них свой стартовый уровень развития, темперамент, характер и условия жизни? Поиски путей решения данной проблемы были начаты еще во времена Аристотеля: «Чтобы преуспеть в учении, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто сзади». Подтверждения этого тезиса можно найти и в теории JI.C. Выготского о «зоне ближайшего развития» ребенка, в идее А.В. Запорожца об «амплификации» развития, в концепции Н.Н. Поддьякова о «горизонтах развития».

Чтобы всем детям было интересно, им предлагаются проблемные ситуации достаточно высокого, но посильного для наиболее подготовленных детей уровня сложности («преодолимое затруднение»), В ходе их разрешения воспитатель опирается на наиболее подготовленных детей, но при этом находит такие компоненты ситуации, которые способны самостоятельно разрешить и другие дети. Таким образом, каждый ребенок ощущает себя частью команды, которая увлечена общим делом. В этой совместной работе обязательно создание в группе психологически комфортной образовательной среды и обеспечение для каждого ребенка ситуации успеха. Как отмечал В.А. Сухомлинский, «моральные силы для своего движения вперед ребенок черпает в своих успехах».

В результате в образовательный процесс включены все дети на уровне своего возможного максимума. Поэтому всем интересно, и результат - максимально возможный для каждого, но у каждого он свой. Созданная среда, по меткому выражению В.Ф. Шаталова, напоминает рассол, где каждый помещенный в него огурец, хочет он или нет, через три дня станет соленым. Точно так же и каждый ребенок, пытаясь сам дотянуться до своего максимума, безусловно, освоит обязательную для дальнейшего движения вперед базовую часть образовательной программы в оптимальном для себя варианте. При этом не тормозится развитие более способных детей, которые поведут за собой всех остальных и не сбавят темп своего развития.

Принцип целостности основывается на представлении о целостной жизнедеятельности ребенка. Говоря о дошкольнике, важно иметь в виду, что он учится не только и не столько на занятиях, сколько в свободной жизнедеятельности. Поэтому при организации образовательного процесса нельзя ограничивать его только занятиями, игнорируя общение с семьей, досуг, праздники, самостоятельную деятельность дошкольников.

Принцип целостности обеспечивает систематизацию представлений ребенка об окружающем мире и о себе самом. Различные аспекты жизнедеятельности дошкольника, сохраняя свою специфичность, взаимообогащают друг друга, раскрывают явления окружающего мира в их взаимосвязи и тем самым обеспечивают формирование у детей целостной карты мира.

Принцип вариативности предусматривает систематическое предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия, поступка, оценки и пр.

Характер взаимоотношений педагога с воспитанниками предполагает выслушивание всех ответов детей. Выступая в роли партнера, взрослый не оценивает ответы, а комментирует их разные варианты, поощряет высказывание различных точек зрения, подмечая: «Какая у Саши интересная мысль!», «Послушайте, что сказала Мария», «Как хорошо придумал Петя!», «Спасибо, Галя, за интересную идею!». Если ребенок ошибся, воспитатель может сказать: «Машенька, ты сейчас приняла такое решение, давай послушаем, как думают другие ребята»; или «Кто думает иначе?»; или «Объясни, почему ты так думаешь?».

В процессе организации дидактических игр могут использоваться

задания, предполагающие несколько вариантов (правильных!) ответов. При создании проблемных ситуаций, взрослый поощряет детей к выдвижению все новых и новых гипотез, предлагая высказываться каждому. При этом важно, чтобы дети не просто предлагали разные варианты решения, но старались обосновывать свой выбор.

На примере поведения взрослого, заинтересованного в самовыражении каждого ребенка, дети учатся слушать и слышать друг друга, быть терпимыми к иным точкам зрения.

Принцип творчества ориентирует весь образовательный процесс на поддержку различных форм детского творчества, сотворчества детей и взрослых. Игра, пение, танцы, рисование, аппликация, конструирование, театрализация, общение - все это не просто повседненая реальность жизни детского сада. Это необходимые условия развития творческих способностей, воображения каждого ребенка. Дети участвуют в индивидуальной или коллективной деятельности, где придумывают и создают что-то новое.

Реализация принципа непрерывности необходима для обеспечения преемственных связей между детским садом и начальной школой не только на уровне принципов, содержания, но и технологий, методик с позиций самоценности и социальной значимости дошкольного детства, формирования готовности к дальнейшему успешному обучению, труду, жизни во всех ее проявлениях, а также развития способностей к самореализации и саморазвитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для воспитателей"Использование деятельностного метода обучения в развитии речевой и познавательной активности детей дошкольного возраста с ОНР""

Современный мир очень динамичен. Скорость его изменений постоянно нарастает:- каждые десять лет объём информации в мире удваивается;- с 2010 года новой информации создано больше, чем за последние тыся...

"Дидактические принципы, учитываемые при выборе методов и форм работы по экологическому образованию в ДОО".

В статье освещаются вопросы об использовании современных образовательных технологий в ДОО....

Дидактические игры в системе коррекционно-развивающего обучения дошкольников и младших школьников с ОВЗ.

В статье представлен опыт развития и обогащения словаря с использованием игр, направленных на активизацию речи, формирование логического мышления, обучению грамоте....

Технология деятельностного метода обучения «Школа 2000..» Л.Г.Петерсон

Технология деятельностного метода обучения«Школа 2000..» Л.Г.Петерсон...

Семинар - практикум «Технология деятельностного метода обучения как инструмент реализации целей современного образования»

Деятельностный подход - это:Субъектно ориентированная организация и управление педагогом         деятельностью ребенка при решении им специально организованных ...

Семинар - практикум «Технология деятельностного метода обучения как инструмент реализации целей современного образования»

золотые правила деятельностного подхода:Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;Веди  ребенка от собственного опыта к общественному;Будь не «НАД», а «РЯДО...

Технология деятельностного метода обучения ситуация.

Данная технология состоит из 6 последовательных этапов. Технология Ситуация дает педагогу возможность управлять возникшей ситуацией таким образом, чтобы помочь ребенку сделать самостоятельный шаг в по...