Музыкальное воспитание в оздоровлении детей дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Занимаясь музыкальным воспитанием детей, я в своей работе пытаюсь полнее использовать профилактическую и лечебную силу воздействия музыки. Здоровье дошкольника — это, прежде всего, его эмоциональное и физическое благополучие. Причём соматические изменения зачастую зависят от психического состояния ребёнка, чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz._vosp._v_ozdorv._detey.odt51.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное воспитание в оздоровлении детей дошкольного возраста

Цель: изучить, как музыка оказывает влияние на процессы физического совершенства дошкольника.

Задачи: одна из основных задач по подготовке детей к школе — укрепление и сохранение здоровья детей, а также выявить и развить способности каждого ребёнка, сформировать духовно богатую, свободную и творчески мыслящую личность, создать комфортные условия для жизни детей, эмоциональное и физическое благополучие.

  Занимаясь музыкальным воспитанием детей, я в своей работе пытаюсь полнее использовать профилактическую и лечебную силу воздействия музыки. Здоровье дошкольника — это, прежде всего, его эмоциональное и физическое благополучие. Причём соматические изменения зачастую зависят от психического состояния ребёнка, чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребёнка.

   Даже в грудном возрасте, услышав музыку, малыши перестают плакать и, кажется, двигают ручками и ножками в такт, так называемый «комплекс оживления» является исходной точкой в формировании эмоциональных реакций. Именно слушание музыки является приоритетным в музыкальном воспитании, так как обогащает и расширяет эмоциональный мир ребёнка. Произведения М.П. Мусоргского, Г.В.Свиридова, П.И.Чайковского, С.С.Прокофьева, Р.Шумана и других композиторов несут радость и удивление, страх, умиротворение, печаль — весь спектр чувств, возникающих у ребёнка в процессе слушания музыки.

  Восприятие — ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку — это значит различать её характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений. Музыка воспринимается как звуковые сигналы, как нечто слышимое и действующее на орган слуха.

  Восприятие — не просто механическое, зеркальное отражение человека того, что находится перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного процесса, следовательно предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности. Восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребёнок не может включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он ещё не в состоянии воспринимать другие виды искусства.

  Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство — пение, музыкально-ритмические движения, игру, на музыкальных инструментах.

   Удачно подобранные, совпадающие с музыкальным произведением стихи, четверостишия помогают детям почувствовать ритм, способствуют правильному речевому дыханию, воспитывают выразительность и эмоциональность речи, обогащают новыми впечатлениями.

  Если слушание обогащает и укрепляет эмоциональное благополучие дошкольников, то танцы, физические упражнения развивают тело, укрепляют здоровье, улучшают настроение.

  Движение -  это естественное состояние для развития ребёнка. Во время движения под музыку у детей развивается мышечное чувство, двигательные навыки, происходит сброс накопившейся энергии. Оздоравливающей является и сама ритмическая организация музыки. Именно ритм помогает правильному дыханию, регулирует пульс, моторику и химические процессы при обмене веществ. Ритм даёт эффект концентрации и релаксации. Являясь важным компонентом в музыке, чувство ритма очень трудно развивать, а речевые двигательные упражнения и игры помогают в решении этой проблемы.

  Двигательно-речевые упражнения помогают при разучивании танцевальных движений: выставлении поочерёдно ноги на носок, боковой приставной шаг, боковой галоп.

  Оздоровительный эффект в музыкальном воспитании приносит не только движение под музыку, но и пение — это наиболее любимый вид деятельности дошкольников. Обучая детей пению, надо не только обращать внимание на правильную посадку, но и формировать правильное дыхание.

  Важно научит ребёнка носовому дыханию, что способствует профилактике насморка и респираторных заболеваний. При дыхании через нос воздух проходит через множество носовых ходов и протоков, увлажняется или сушится, охлаждается или подогревается, очищается от пыли.

  Во время занятий пением на определённом этапе разучивания идёт работа над дыханием. Для этого используются разные приёмы: продолжительный выдох на «снежинку» (бабочку, шарик, ленточку), долгий и короткий выдох ветерок и ветер, длинные и короткие ниточки при пропевании музыкальной фразы. Детский голос очень слабый, крепнет медленно и лишь к 7-8 годам. Дошкольники могут петь только тихо и недолго, поэтому важно оберегать детей от крикливого, форсированного пения, развивать вокальные способности.

  Во время обучения дошкольников пению следует вначале определить диапазон ребёнка и стремиться систематически его укреплять. Наряду с этим важно создать благоприятную «звуковую атмосферу», способствующую охране голоса и слуха ребёнка. А координация слуха и голоса — важнейшее условие развития певческих способностей детей.

  Развивая вокально-хоровые навыки, я учитываю физическое состояние ребёнка. Голосовые связки требуют к себе бережного отношения, поэтому нельзя допускать, чтобы дети кричали, напрягали и не берегли свой голос. Охране детского голоса уделяю в своей работе достаточное внимание.  Слежу сама и предлагаю воспитателям наблюдать за тем, чтобы дети не перегружали голос, связки, не форсировали звук во время пения, следили за плавным голосованием, не говорили громко в группе. Крик, шум портит голос детей, притупляет слух и отрицательно влияет на их нервную систему.

  Для  защиты певческих голосов на занятиях использую некоторые оздоровительные упражнения; прежде всего разнообразные дыхательные упражнения, чтение на распев, ритмическое чтение.

  На занятиях всегда проводится дыхательная гимнастика, делаются специальные упражнения для голосовых связок.

  Воздействие пения на физическое развитие детей: способствует развитию и укреплению лёгких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребёнка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

  В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Они вызывают у детей большой интерес. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности. Игра на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает вырабатывать чувство ритма,

расширяет тембровые представления детей. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

  Таким образом, на музыкальных занятиях у детей развивается стремление к творческой деятельности, формируются коммуникативные навыки общения со сверстниками и взрослыми. Вырабатываются умения правильно и красиво двигаться, дышать, держать осанку и равновесие, координировать слуховые и двигательные навыки. Через пластику движений укрепляются различные группы мышц: ног, рук, живота, спины, плечевого пояса. Значит укрепляется общее здоровье ребёнка.

  В детском саду музыкальному воспитанию ребёнка уделяется большое внимание в плане разностороннего их развития. Ребёнок слушает музыку, поёи, танцует, играет на музыкальных инструментах.

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОО в решении задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОО в решении задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.В презентации ниже удалены некоторые слайды с...

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Лишь благодаря взаимодействию педагогов, мы достигнем, во-первых, положительных результатов в музыкальном воспитании и развитии детей, во-вторых, найдём понимание между педагогами...

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

знакомство с авторской методикой по физическому воспитанию и оздоровлению дошкольников Н.Н. Ефименко...

Новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению детей дошкольного возраста

знакомство с уникальной авторской методикой Н.Н.Ефименко...

«Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста»

Отличительной чертой является новый под­ход к физическому воспитанию с новой идеологией, фило­софией, методикой.Театр — это игровая по форме новая система физическо­го оздоровления, ...

Консультация для воспитателей «Новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению детей дошкольного возраста в ДОУ и семье»

Консультация поможет педагогам в поиске новых эффективных путей укрепления здоровья детей, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности.Поз...