Развлечение "День словарей и энциклопедий"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Оберюхтина Елена Геннадьевна

Развлечение для детей старшего возраста  "День словарей и энциклопедий"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развлечение для детей подготовительной  группы

«День словарей и энциклопедий»

 

Ведущий : ребята, к нам сегодня пришла гостья.

Умница -Книголюб : здравствуйте, меня зовут Умница. Я пришла к вам, потому что знаю, что вы очень любознательные ребята и очень любите книги. А еще я знаю, что вы любите отгадывать загадки, веселиться и играть. Любите? Тогда послушайте и отгадайте , мою  загадку:

Умница-Книголюб :

Есть листок, есть корешок

А не куст и не цветок.

Нет  лап, нет рук.

А приходит в дом как друг.

На колени к маме ляжет,

Обо всём тебе расскажет.

(Книга)

Правильно ,ребята ,это книга.

А вы любите книги? Какие? (дети называют любимые книги). А кто вам чаще всего читает книги?

А нужно ли беречь книги? Почему?(дети отвечают)

Ребята, скажите мне, пожалуйста, как нужно обращаться с книгами, чтобы они всегда нас радовали?

 (Дети по желанию выходят и на  мольберте схематично рисуют правила обращения с книгами и рассказывают о них).  Умница еще раз напоминает детям о бережном обращении с книгами.

Умница-Книголюб : А теперь я хочу узнать ,знаете  ли вы пословицы о книгах?

Игра «Продолжи пословицу»

Кто много читает, тот много знает.

С книгой поведешься – ума наберешься.

Книга – твой друг, без нее как без рук.

С книгой жить – век не тужить.

Хорошая книга – лучший друг.

Будешь книги читать — будешь все знать.

Книга поможет в труде, выручит в беде.

Молодцы ребята, знаете вы пословицы!

Умница-Книголюб: ребята.  у меня есть еще загадка для вас:

По улице не ходит, 

В окно не глядит, 

Никого не спрашивает, 

Но все знает. 

Кто его открывает, 

Тот все понимает.

Ответ: Словарь

Ведущий:  Что такое словарь? Какие вы знаете словари?

Дети отвечают : Словарь-собрание слов в алфавитном порядке.

Словари бывают большие и маленькие, толстые и тонкие, для взрослых и детей, по математики, истории, медицины и техники. В словарях слова расположены в алфавитном порядке.

Ведущий: дорогие ребята! Умница! Мы неслучайно завели сегодня свой разговор о словарях.

Хочу вам сказать, что 22 ноября праздник – День словарей и энциклопедий.

Он  отмечается в нашей стране в день рождения Владимира Ивановича Даля, именно он впервые стал собирать слова и создавать словарь .

 22 ноября во всех библиотеках, музеях, книжных магазинах проводится «День словарей и энциклопедий».

 

Физминутка

Потрудились – отдохнем

Встанем, глубоко вздохнем

Руки в стороны, вперед.

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать

Руки вниз и верх поднять

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

 Ребята ,Умница хочет с вами поиграть в игру  «Четвертый лишний»

                                     Игра «Четвертый лишний»

Ведущий  выкладывает перед игроками четыре предмета.

Три из предложенных предметов относятся к одной группе предметов, четвертый - к другой группе. Дети называют лишний предмет, объясняя свой выбор.

Например: яблоко, груши, апельсин -это фрукты, а лук - это овощ. Поэтому лук лишний.)

 Овощи- фрукты.

 Ананас, груша, яблоко, кабачок

 Учебные вещи – игрушки.
 Портфель, пенал, тетрадь, кукла


 Головные уборы – обувь
 Сандалии, тапки, кроссовки, шляпа

 После того как дети исключают лишнее слово, предложить объяснить его значение.

 Ребята, а как называется словарь ,в котором описывается значение(толкование) слов?

 Дети отвечают : Толковый словарь


 Ведущий: ребята, хотите еще поиграть? Дети отвечают. Тогда предлагаю поиграть в  игру : «Скажи наоборот»

                                                    Игра «Скажи наоборот» 

 Ну-ка, дети, не зевайте!
 Слово быстро изменяйте!

 Слон большой, а комар…

 Камень тяжёлый, а пушинка…

 Золушка добрая, а мачеха… 

 Днём светло, а ночью…

 Друзья иногда ссорятся, но легко

 Сначала гостей встречают, а потом… 

Ведущий: Ребята, а как можно одним словом назвать  слова с противоположным значением? Дети отвечают(антонимы). А  вы помните как называется словарь, который содержит слова антонимы? (Словарь антонимов).

Молодцы ребята, правильно.

Кто из вас помнит какие еще словари бывают? (дети называют: словарь синонимов, иностранных слов, толковый словарь. орфографический ).

Умница-Книголюб: ребята, отгадайте еще мою  загадку:

Я все знаю, всех учу,

А сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Нужно грамоте учиться.

(энциклопедия)

 Если дети затрудняются найти ответ ,ведущий задает наводящие вопросы:

 Ребята, скажите, где можно найти ответ на вопрос:

-Почему море синее?

-Как работает фотоаппарат?

-Почему образуется молния?

 Для этого  понадобятся энциклопедии они ответят на любые вопросы, расскажут   много полезного.  Людям очень интересно их читать.

 Ведущий: ребята ,мы с Умницей приготовили для вас игру с мячом:

                                       Игра : Узнай, что (кто) это?»


Догадайся по описаниям, о каких предметах идет речь.


1.Голубое, ясное, чистое, безоблачное … (небо)
2. Ветвистая, колючая, зеленая, пушистая …(ель)
3. Старый, кирпичный, двухэтажный … (дом)
4. Молочные, больные, коренные … (зубы)
5. Бурый, белый, косолапый … (медведь)
6. Злая, сторожевая, дворовая … (собака)
7. Теплые, шерстяные, вязаные … (варежки)
8. Яркие, разноцветные, акварельные … (краски)
9. Рыжая, хитрая, пушистая … (лиса)
10. Легкий, воздушный, круглый … (шар)

Умница-Книголюб: молодцы, ребята, все слова угадали.

Ведущий : ребята, давайте вернемся  к книгам,  вы помните из чего состоит книга?

Дети перечисляют (обложка, страницы, переплет, иллюстрации) .А что вам больше всего нравится в книгах? (иллюстрации). Кто рисует иллюстрации для книг? Дети отвечают: иллюстратор. Правильно, ребята, напоминаю иллюстратор - это художник, выполняющий иллюстрации к книгам, журналам, мультфильмам.

Давайте сейчас представим, что вы художники-иллюстраторы и вам необходимо нарисовать иллюстрацию к вашей любимой книге (сказке).

Занимайте свои рабочие места и приступайте к делу. А мы с Умницей вам обязательно  поможем!

После того, как дети нарисовали иллюстрации к своим любимым книгам, ведущий и Умница вместе с ребятами  рассматривают их и  вспоминают  название сказок ,которые пытались изобразить ребята.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цепные и радиальные тесты для пересказа, с опорой на словарь по лесическим темам. Ативизация словаря признаков, наречий, антонимов. Алгоритм работы над текстом в группах компенсирующей направленности (подготовительной)

Материал содержит примеры текстов для пересказа, созданных с опорой на лексические темы. Приведены радиальные и цепные тексты, а также алгоритм работы по подготовке к пересказу. Тексты можно испо...

Особенности формирования словаря у дошкольников. Рекомендации к формированию словаря.

Дошкольник владеет активным и пассивным словарем, который определяет возможности не только понимания, но и самостоятельного использования в речи общеупотребительных и специфических слов. Уровень...

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЛОВАРЯ. ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ

Для обогащения словаря успешно применяется задание на усвоение значений слов путем подбора ряда текстов, в которых предполагается последовательное сужение значения изучаемого слова. При составлении та...

Развитие словаря у детей с речевыми нарушениями. Примеры игр для развития словаря.

Словарь детей с нарушениями речи имеет ряд особенностей....

Блок "Расширяем словарь и развиваем связную речь" (Игры на развитие словаря)

Активный словарь детей накапливается очень быстро, поскольку каждому родителю знакомо, то чувство, когда с ребенком становится  общаться все легче. Ведь он стал так много понимать и учится объясн...

Результаты исследования словаря существительных, прилагательных, глаголов. Пассивный словарь у двух групп.

Результаты исследования словаря существительных, прилагательных, глаголов. Пассивный словарь у двух групп. Рис.4 Результаты исследования словаря существительных, прилагательных, глаголов. Активны...