ДИСКУССИЯ.ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ.
методическая разработка по теме

Татьяна Анатольевна Сорокина

мАТЕРИАЛ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ  ДЛЯ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ И СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОУ, С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. пРЕДЛОЖЕННЫЕ СИТУАЦИИ СТАНОВЯТСЯ ПРЕДМЕТОМСЕГОДНЯШНЕЙ ДИСКУССИЕЙ, КОТОРАЯ НАПРАВЛЕНА НА ОБОСНОВАНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped.sit_..doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: повысить уровень педагогической культуры педагогов, формировать педагогические установки и рефлексии развивающего взаимодействия с детьми и родителями. Принятие решения по высказываниям участников дискуссии.

Коллективу  педагогов предлагается разделиться на две группы. Первая группа – специалисты эксперты. Вторая группа – аналитики.

Уважаемые педагоги! У вас в руках карточки с проблемными педагогическими ситуациями. Отраженные проблемы актуальны на протяжении всего периода воспитания ребенка дошкольника. Предложенные ситуации становятся предметом сегодняшней дискуссией, которая направлена  на обоснование и обобщение процесса развития ребенка и вариантов выхода  конкретной ситуации.

   

Проблемная ситуация №1 «Авторитет родителей»

Мой сын – классический «непослушатель». Он ни во что ставит авторитет родителей: смотрит прямо в глаза и делает наоборот, как бы спрашивая: «Ну и что мне за это будет?» И я теряюсь. Вот последний пример: пошли на выставку, начался дождь, переждали. Прошу: «Не ходи по лужам, сегодня не очень жарко, у тебя ноги замерзнут». Подходит к луже, смотрит мне в глаза и наступает. Злиться бесполезно, ругать тоже, а как предотвратить все это – я не знаю…  (анализ педагогов)

Мнение специалистов: Родители часто не различают виды власти в семье.

-авторитет, характеризующийся отношениями между ребенком и взрослыми, которые формируются под влиянием уважения к родителям;

- вознаграждение в случае социально одобряемого(ожидаемого) поведения и наказание –за социально порицаемое поведение;

- закон в семье – единственная форма внеличностной власти, когда носителем и истолкователем правил поведения для ребенка являются взрослые члены семьи, родители.

Проблемная ситуация №2 «Агрессия ребенка»

Семья многодетная. Времени на всех не хватает. Младшие дети (мальчики) -погодки. Все время ссорятся и дерутся. Посоветуйте что-нибудь (анализ педагогов).

Мнение специалистов: Детская агрессия – способ поведения детей когда они, чувствуя гнев или обиду, не находят социально-приемлемых способов их выражения или действуют по подражанию взрослым. Иногда агрессия является реакцией психологической самозащиты в тех случаях, когда ребенок пытается скрыть свой страх. Соответственно, работая с агрессивным ребенком, нужно учить его адекватно воспринимать окружающую обстановку, управлять своими чувствами социально приемлемо выражать свои ощущения и переживания.

Проблемная ситуация №3 «Адаптация к детскому саду»

Ребенок был записан в детский сад. Когда подошла очередь, родителей уверяли, что будут созданы все условия. Однако  вся слаженная работа в детском саду выглядела так: мама оставила своего ребенка в детском саду и гуляла вокруг него 3 часа в надежде  увидеть сына  на прогулке со своими сверстниками. Пришла забирать, спрашивает «А где мой сын?» Ей отвечают: «Мы его оставили в группе одного посидеть, а то он все время плачет»……

Мнение специалистов: Решающую роль в успешности адаптации играют процессы тренировки функциональное, психическое и моральное состояние ребенка и взрослого.

Проблемная ситуация №4 «Внимание детей»

Дети часто отвлекаются – у них очень слабое внимание. С другой стороны, иногда приходится поражаться тому, насколько они внимательны, такое ощущение, что у них «ушки на макушке», когда их что – то интересует (высказывания педагогов).

Мнение специалистов: Первоначально внимание выступает как реакция сосредоточения, которая обеспечивает выделением младенцем из окружающего мира эмоций, движений, речи и его действий с предметами. В младшем дошкольном возрасте внимание ребенка слабо концентрировано, неустойчиво, наблюдаются трудности распределения и переключения, невелик его объем – преобладает непроизвольное внимание. Под влиянием речи и осознанием цели предстоящей деятельности у ребенка начинают складываться предпосылки для  развития произвольного внимания. Они становятся опосредованным. Деятельность ребенка начинает осуществляться в русле его сознательных намерений и требует с его стороны волевых усилий.

Проблемная ситуация №5  «Гендерное восптание»

Гендерное воспитание - полоролевая социализация детей дошкольного возраста, подразумевающая адаптацию в обществе, умение входить в коллектив и одинаково хорошо общаться со взрослыми и сверстниками, в процессе которой у детей формируется  психологическое ощущение себя мальчиком или девочкой в настоящем и будущем (папой - мужчины, мамой -женщины).

Вопросы для коллективного обсуждения. На какие качества вы ориентируетесь при воспитании мальчиков и девочек? Одинаково ли легко воспитывать мальчиков и девочек? Есть ли здесь какие нибудь секреты?

Мнение специалистов: Эффективность полоролевого воспитания дошкольников возможна, если:

- будут соблюдаться принципы нравственного воспитания, поддержания активности самого ребенка, обращение к его чувствам, поэтому надо учитывать потребности и интересы мальчиков и девочек, варьировать формы педагогических воздействий;

- формировать основы нравственных качеств мужественности и женственности через различные виды детской совместной деятельности;

- использовать механизм подражания в поведении дошкольника, яркость его чувств и живость образов воображения (особая роль отводится при этом слушанию художественных произведений, где привлекательные для ребенка герои служат эталоном проявления мужественности или женственности, а их поступки вызывают желание у мальчиков и девочек быть на них похожими;

- инициировать сюжетно-ролевые игры, где дети станут проигрывать свои будущие социальные роли, в том числе и семейные.

Ситуация: Мой сынишка -  умный ребенок, но в детском саду его уже задергали: все не так делает. Самое главное – не  слушает на занятиях воспитателей. Если заставить его сконцентрироваться, он правильно выполнит все задания, но он этого не хочет! С дочкой у меня таких проблем никогда не было! Что делать?

Проблемная ситуация №6  «Готовность к школьному обучению»

-Дать определение термина «готовность к школьному обучению»

Готовность к школьному обучению - совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематически организованному школьному обучению (школьная зрелость). Обусловлена созреванием организма ребенка, в частности его нервной системы, степенью сформированной личности, уровнем развития  психических процессов и т.д.  

-Озвучить несколько подходов по данному вопросу.

Специалистам проанализировать высказывания педагогов.

Проблемная ситуация №7 «Детская деятельность»

Деятельность - одно из понятий отечественной психологии, подчеркивающее активный характер взаимодействия с действительностью, в ходе чего происходят изменения в психической деятельности субъекта и объекте, на который она направлена. По отношению к каждому возрасту выделяется ведущая деятельность, в главном определяющая психическое развитие ребенка, в определенный возрастной период.

Ситуация:  Все дети разные. В основном они любят двигаться и играть. В их деятельность лучше не вмешиваться, главное – это заставить вовремя прерваться, чтобы покушать или идти спать. Часто встречается проблема уборки игрушек. Ответы педагогов.

Мнение специалистов. В период младенчества (от рождения до 6 мес.) ведущей деятельностью становится общение ребенка со взрослым; в раннем детстве (с 6 мес. – до 3 лет) – предметная деятельность; в дошкольном детстве (с 3-до 7лет) – игровая.

Проблемная ситуация № 8 «Способности детей»

Способность – индивидуально психологическая особенность, выражающая готовность к овладению некоторыми видами деятельности и их успешному выполнению. Развитые способности характеризуются высоким уровнем развития психических процессов, свойств, отношений, действий и их систем, отвечающих требованиям деятельности. Включает в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности.

Вопросы дискуссии: В чем проявляется речевая, интеллектуальная, литературная, музыкальная, физическая и другие способности? Как их развивать? Можно ли развивать способности с рождения?

Мнение специалистов: Для квалификации способностей применяются разные критерии. Так, можно выделить способности сенсомоторные, мыслительные, коммуникативные. В качестве иного критерия может выступать некая предметная область, соответственно чему способности можно квалифицировать как научные(математические, лингвистические, гуманитарные), творческие(музыкальные, литературные, художественные).

Проблемная ситуация:  Мама жалуется. Ребенку 4 года. Мальчик до сих пор не научился собирать пирамидку. Когда он начинает подбирать кольца, родители дают пошаговую инструкцию, злятся, что  сам этого он сделать не может. На вопрос воспитателя, сколько колец имеет ваша пирамида, отвечает 10. Меньшее количество колец ребенку никогда не давали. Очень интересуется мама,  как развить способности у малыша.  


Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка» городского округа Рошаль Московской области

























Дискуссия. Энциклопедия педагогических ситуаций.





















Подготовила и провела



Зам. заведующего по ВиМР



Сорокина Т.А.

































декабрь 2011











 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические ситуации для родителей "Давайте рассуждать по-взрослому".

«Хотите ли вы, не хотите ли, но дело, товарищи в том,Что прежде всего мы - родители, а все остальное – потом». Семья – это счастье, любовь и удача,Семья – это летом поездки на дачу.Семья – ...

ИГРОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ ДЛЯ СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ

Данные игровые ситуации помогут при проведение семинаров по теме Игра....

Педагогические ситуации.Нетрадиционное решение педагогических проблем.

Нетрадиционное решение педагогических проблемСТРОЕВА Н.С., Педагогической ситуацией, по Ю.П. Азарову, считается конкретное положение, сложившееся в сфере взаимоотношений воспитателя и воспитанник...

Педагогическая поддержка речевого развитиядетей младшего дошкольного возраста с описанием педагогических ситуаций и действий педагога.

Данная статья о том, как необходимо поддерживать детей младшего дошкольного возраста в речевом развитии. Представлены описания педагогических ситуаций и действий педагога....