Диагностика педагогического процесса в ДОУ по Верещагиной Н.В. пояснительная записка
материал

Исаева Людмила Александровна

Диагностика педагогического процесса в дошкольной образовательной организации

Автор-составитель Верещагина Наталья Валентиновна, кандидат психологических наук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Диагностика педагогического процесса в дошкольной образовательной организации

Автор-составитель Верещагина Наталья Валентиновна, кандидат психологических наук.

 Предполагаемое пособие разработано с целью оптимизации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, в которой имеются компенсирующие группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) или комбинированные группы с вариантом комплектации детьми с ТНР.

Предполагаемые критерии оценки развития ребенка соответствуют Комплексной образовательной программе дошкольного образования для детей с ТНР (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.В. Нищевой (3 – е изд., перераб. И доп. В соответствии с ФГОС ДО. – СПб.: Детство Пресс, 2018) – рецензия ФГБОУ «УдГУ» протокол №6 от27.06.2019г. заседания учебно-методической комиссии Института педагогики, психологии и специальных технологий ФГБОУ ВО «УдГУ».

Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей.

Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года с изменениями на 21 января 2019 г.: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и, при необходимости,  индивидуализировать его,  для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.

Следует обратить внимание, что в образовательной области «Речевое развитие» некоторые позиции оценки достижений ребенка воспитатель будет оценивать в совместной деятельности по заданиям учителя – логопеда или совместно с учителем – логопедом, если в этом возникнет необходимость. Остальные параметры оценки воспитатель оценивает через общение с ребенком в различных ситуациях. Оценка параметров по ОО «Физическое развитие» и «Музыкальное развитие» подразумевает участие физкультурного и музыкального руководителей.

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:

1 балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;

2 балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;

3 балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;

4 балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;

5 баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

 Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 3 этапа.

Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения адаптированной программы, так как отражает, насколько качественно ребенок усвоил данную образовательную область.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций (в группах компенсирующей направленности и комбинированной направленности— для подготовки к групповому медико-психолого-педагогическому совещанию/консилиуму), а также для ведения учета обще-групповых промежуточных результатов освоения адаптированной программы.

Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в усвоении материала при групповой форме работы. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов.

Этап 3. Получив средние значения по параметрам развития ребенка (по строке), по параметрам оценки образовательной области (по столбцу), по общему результату по образовательной области (правый нижний угол) или качеству образования в группе в целом (средние значения сложить по пяти образовательным областям и разделить на 5), следует соотнести их с интервалами нормативных значений.

Средние значения больше 3,8 указывают на нормативные варианты развития ребенка (оценка по строкам)/ достаточный уровень реализации содержания адаптированной программы ДОО(оценка по столбцам).

Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе.

Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру \ данной образовательной области. (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста.)

Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной организации.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Н. В. Верещагина Диагностика педагогического процесса в средней группе (4 - 5 лет)

Диагностика педагогического процесса в средней группе (4 - 5 лет) Н. В. Верещагина...

Н. В. Верещагина Диагностика педагогического процесса в старшей группе (5 - 6 лет)

Диагностика педагогического процесса в старшей группе (5-6 лет) Н. В. Верещагина...

Н. В. Верещагина Диагностика педагогического процесса в подготовительной к школе группе (6 - 7 лет)

Диагностика педагогического процесса в подготовительной к школе группе (6-7 лет) Н. В. Верещагина...

Диагностика педагогического процесса по ФГОС (Н.В. Верещагина )

Старшая группа «Непоседы». Учебный год 2018-2019...

Диагностика педагогического процесса по методике Н.В.Верещагиной

В ходе монитоинга заполняются листы оценки промежуточных результатов и карты развития на каждого ребенка, а также сводные таблицы.После заполнения листов и карт полученные оценки были переведены в кол...

Диагностика педагогического процесса по методике Н.В.Верещагиной в старшей дошкольной группе МБОУ "Баянгольская СОШ"

В ходе мониторинга заполняются листы оценки промежуточных результатов и карты развития на каждого ребенка, а также сводные таблицы. После заполнения листов и карт полученные оценки переводятся в колич...

Диагностика педагогического процесса по методике Верещагиной Н.В. в удобном формате Excel

Здравствуйте, уважаемые коллеги!Предлагаю Вашему вниманию Диагностику педагогического процесса по методике Н.В. Верещагиной, переведенную в удобный формат Excel.Документ состоит из нескольких листов:С...