Развитие психолого-педагогического сопровождения в современном образовании дошкольного возраста.
статья (младшая группа)

Елена Павловна Горячева

Развитие психолого-педагогического сопровождения в современном образовании дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:

Горячева Елена Павловна

Воспитатель,

МБДОУ ЦРР – д/с №5,

МО Усть-Лабинский район

Развитие психолого-педагогического сопровождения в современном образовании дошкольного возраста.

В нынешнее  время определены  новые государственные  требования. В соответствии с которыми в системе дошкольного образования стало больше востребованным  психолого-педагогическое сопровождение  участников образовательного процесса. Поэтому забота и права ребёнка на полноценное и свободное развитие является сегодня, неотъемлемой целью любого детского сада.

Федеральные государственные стандарты — один из главных документов системы образования, определяющий базовые нормы и правила, по которым должен жить детский сад. Это касается не только педагогов, детей, но и всех участников образовательного процесса. В соответствии с новыми требованиями в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса, которыми в дошкольных образовательных учреждениях являются воспитанники, родители (законные представители) и педагогические работники.

 

Психолого-педагогическое сопровождение — это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.

В последние время наблюдается тенденция: в Медицинской статистике, увеличивается количество детей с различными родовыми травмами. Которые  накладывают отпечаток на  развитие ребёнка.  Детских садах встречаются дети с  (синдром дефицита внимания с гиперактивностью, и нервозным  состояниям).

Поэтому психолого-педагогического сопровождения дошкольников  в Детском саду, обеспечит решение этой проблемы.  Ребёнок  выступает субъектом собственной деятельности, а его активность и свобода должны встречаться и взаимодействовать с субъективностью и активностью взрослых.

   Целью  психологической помощи  является обеспечение психологического здоровья  каждого ребенка в детском учреждении.   В основе которого лежит полноценное психическое развитие  на всех этапах детства.

     В итоге           цель реализуются в процессе разнообразных видов деятельности:  игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной.

     С поставленной целью  можно выделить следующие задачи, решаемые психологической помощи: 

-удовлетворение базовых потребностей (тепло, питание, другие факторы, обеспечивающие здоровье);

-  обеспечение в детском саду психологической и социальной безопасности;

-   удовлетворение первичных интересов дошкольника (предметно-развивающая среда и социальная ситуация, способствующие становлению продуктивных видов деятельности и отношений с окружающими);

-  превентивную и оперативную помощь в решении индивидуальных проблем, связанных с принятием поведения в детском саду, межличностных коммуникацией со взрослыми и сверстниками;

 -  формирование готовности быть субъектом собственной деятельности.

 -  предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

 -  психологическое сопровождение интеллектуального, личностного и нравственного развития воспитанников;

-  развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей и педагогов;

-  организация психолого-педагогического сопровождения педагогов, воспитанников и родителей в ходе реализации федеральных государственных образовательных стандартов.


   Психолого-педагогическое сопровождения воспитательно-образовательного процесса охватывает работу с детьми, родителями и педагогами.

       Систему  сопровождения воспитательно-образовательного процесса в детском учреждении является психологическое просвещение, которое направлено, на формирование психологического здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса: детей, родителей и педагогов.

 Основными направлениями работы по психолого-педагогическому сопровождению воспитательно-образовательного процесса в детском саду являются:   обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями;      развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни;  коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка);       обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям;         расширение знаний педагогов детского сада о различных вариантах эмоционального развития детей,  о возможностях преодоления эмоциональных трудностей дошкольников;          повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса;          информационно-аналитическое обеспечение;        оказание психолого-педагогической помощи участникам образовательного процесса.
Таким образом работа позволяет обеспечить оптимальное физическое, соматическое, психологическое здоровье ребенка. 

 Психолого-педагогическое сопровождение ребенка делится на такие принципы,  как:  научность, системность, комплексность и технологичность, и руководствуются следующими направлениями:

- профилактическое (предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников, разработка конкретных рекомендаций для педагогов и родителям, по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития);

- диагностическое (выявление особенностей психического развития ребенка, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам);

 - консультативное (оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогам в вопросах развития, воспитания и образования);

- развивающее (формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении);

 - коррекционное (организация работы с воспитанниками, имеющими проблемы в поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики).

 - просветительско-образовательное (формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности детей, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей). Модель психолого-педагогического сопровождения детей в детском саду представляет следующую деятельность:

 - организация работы ПМП(к) (выявление психолого-педагогических особенностей развития дошкольников, что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятия);

 - систематическое наблюдение за детьми в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдений;

 - осуществление мониторинга результативности психолого-педагогической деятельности и планирование индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных образовательных программ. Последовательность работы по сопровождению ребенка имеет следующий алгоритм:

 - постановка проблем (начинается с поступления запроса, осознания сути проблемы, разработки плана сбора информации о ребёнке и проведения диагностического исследования).

- анализ полученной информации (оценка и обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы

- разработка плана комплексной помощи (определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации: совместная выработка рекомендаций для ребёнка, педагога, родителей, специалистов).

- реализация плана по решению проблемы (выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения).

 - осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению.

Итогами психолого-педагогического сопровождения ребёнка должны быть:

 -сформирование у всех участников педагогического процесса понятийного аппарата;

- разработка карт индивидуального развития дошкольников;

 - разработка алгоритма психолого-педагогического сопровождения;

- разработка схемы взаимодействия в работе специалистов детского сада и воспитателей;

 - организация работы ПМПк, подготовка необходимой документации.

Данная модель сопровождения включает изменения не только в содержании образования, но и охватывает весь процесс жизнедеятельности дошкольника и вопросы управления дошкольным образовательным учреждением. Для комплексной работы и организации единого пространства развития и воспитания детей важна совместная работа специалистов дошкольного образовательного учреждения. Это обеспечивает качественное психолого-педагогическое сопровождение семьи на всех этапах развития детства, делает родителей  равноправными участниками образовательного процесса. Поэтому, целью психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей) становится:

- установление тесного и постоянного сотрудничества детского сада и семьи, позволяющее помочь родителям наладить партнерский диалог со своим ребенком на основе полученных знаний о возрастных психологических закономерностях и индивидуальных особенностях детей;

- психолого-педагогическое сопровождение родителей позволяет организовать взаимодействие по выявлению и анализу реальных и потенциальных проблем у родителя, совместному проектированию возможного выхода из них .

Исходя из выше изложенного, ожидаемым результатом психолого-педагогического сопровождения дошкольников являются следующие аспекты:

 - использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;

 - раннее выявление недостатков в развитии и особых образовательных потребностей дошкольников;

- увеличение доли выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья, своевременно получивших психологическую коррекционную помощь;

- уменьшение степени выраженности патологии, ее поведенческих последствий, предупреждение появления вторичных отклонений в развитии ребенка;

- сохранение и преумножение интеллектуального и творческого потенциала детей;

 - постоянное сотрудничество между педагогами детского сада и родителями для эффективной работы с детьми;

- оказание помощи педагогам в повышении квалификации, осуществлении инновационной деятельности, т. к. в настоящее время внедрение инноваций — обязательное условие развития дошкольного образовательного учреждения;

- снижение психоэмоциональных напряжений педагогов через снижение негативных переживаний;

 - создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи педагогам, имеющим проблемы;

- сохранение высокого уровня работы дошкольного образовательного учреждения, приобретение высокого рейтинга и доверия у родителей в сегодняшних финансово-экономических условиях.

Подводя итоги можно сказать, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в детском саду гарантирует формирование профессионального мастерства педагогов, психологической культуры родителей, а это в свою очередь разностороннее, полноценное развитие ребенка, соответствующего возрастным особенностям и требованиям современного общества.


 Библиографический список:

1.Михайлина, М. Ю. Психическое здоровье как основа модернизации образования Материалы III Всероссийского съезда психологов.- СПб., 2003.

2.Смирнова, Е. О. Детская психология: Учеб. для студ. выс. пед. учеб. заведений /Е. О. Смирнова.- М.: Гуманит. изд. центр. Владос, 2003. 3.Сафонова О. А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении. М, 2011.

4. Шипицына Л. М., Казакова В. И., Жданова М. А. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. — М.: Владос, 2003.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Современные актуальные психолого-педагогические проблемы формирования гендерной принадлежности детей дошкольного возраста"

Результаты изучения  гендерных принадлежностей детей дошкольного возраста. Взаимодействие педагогов и специалистов ДОУ по  формированию  гендерной принадлежности  дошкольников....

Самообразование по теме: «Физические и психолого-педагогические особенности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Первые семь лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическ...

«ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СОБСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

В наше время в общественном сознании обозначился обобщенный образ человека, отвечающего требованиям  двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный, творческий человек, способный к ц...

Цикл психолого-педагогических развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста «Поиграй-ка»

развивающие занятия для детей младшего докшольного возраста с использованием метода песочной терапииИгры с песком  - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому она может быть ...

Цикл психолого-педагогических развивающих занятий для детей среднего дошкольного возраста «Любознайка»

Цикл занятий составлен на основе программы Куражевой Н. Ю.  и др. «Цветик-семицветик».Цель: создание условий для естественного психологического развития ребенка.Задачи:1....

Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"

Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"...

Развитие психолого-педагогического сопровождения в современном образовании дошкольного возраста.

Статья "Развитие психолого-педагогического сопровождения в современном образовании дошкольного возраста."...