Опыт работы "Современные актуальные психолого-педагогические проблемы формирования гендерной принадлежности детей дошкольного возраста"
презентация к уроку на тему

Рудман Лариса Олеговна

Результаты изучения  гендерных принадлежностей детей дошкольного возраста. Взаимодействие педагогов и специалистов ДОУ по  формированию  гендерной принадлежности  дошкольников.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные актуальные психолого-педагогические проблемы формирования гендерной принадлежности детей дошкольного возраста Автор: Рудман Лариса Олеговна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад №89 Приморского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

Основные понятия термин «гендер» (англ. gender – род), который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры. гендерное воспитание рассматривается как комплексная психофизиологическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты.

Слайд 3

Актуальность проблемы В настоящее время наблюдается мускулинизация девочек и феминизация мальчиков ( трудно разобрать, где сильный пол, а где слабый). Причины: Большой процент разводов в обществе; Преобладание неполных семей; Главенствующая роль матери в семье; Пассивное участие мужчин в воспитании детей; Отсутствие культуры взаимоотношения мальчиков и девочек; Программно - методическое оснащение не учитывает гендерный аспект; Низкий процент мужчин-педагогов; Преобладание в развивающей среде девчоночьих материалов; Построение образовательного процесса без учета гендерных особенностей.

Слайд 4

Психологический портрет мальчика и девочки Психические явления Мальчики Девочки Восприятие Острота слуха (до 8 лет), кожная чувствительность Выше Более чувствительны к шуму. Выше: больше раздражает телесный дискомфорт, более отзывчивы к прикосновению, поглаживанию Зрение Дальнее: используют все представленное им пространство, бросают предметы в цель. Если пространства мало в горизонтальной плоскости, осваивают вертикальную: лазают по лестницам, залезают на шкаф Ближнее: играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка Мышление Вид мышления Обобщенное, абстрактное. Ориентированы на поисковую деятельность, выдвижение новых идей, нестандарное решение задачи; требования к качеству, тщательности, аккуратности в мыслительной деятельности невелики. Детальное, конкретное. Ориентированы на результат, типовые и шаблонные задания, которые требуют тщательности исполнения

Слайд 5

Психические явления Мальчики Девочки Мыслительные операции Манипуляции с геометрическими формами, пространственное мышление (форма, величина, пространство, время) Манипуляции с цифрами и формулами (количество и счет). Речь Более правильная, сложная, беглая; лучше понимают письменный текст; неречевые задачи лучше решают речевым способом (например, проговаривают вслух) Память Развитие завершается раньше Внимание Работоспособность На занятиях врабатываются долго, на воспитателя смотрят редко; в случае несоответствия педагогических воздействий индивидуальным особенностям психики, стараются уйти из-под контроля. Быстрее утомляется левое полушарие (речевое мышле­ние, логические операции) Быстро набирают оптимальный уровень работоспособности; в случае несоответствия педагогических воздействий способны адаптироваться к ним. Быстрее утомляется пра­вое полушарие (образное мышление, эмоциональное самочувствие)

Слайд 6

Психические явления Мальчики Девочки Мыслительные операции Манипуляции с геометрическими формами, пространственное мышление (форма, величина, пространство, время) Манипуляции с цифрами и формулами (количество и счет). Речь Более правильная, сложная, беглая; лучше понимают письменный текст; неречевые задачи лучше решают речевым способом (например, проговаривают вслух) Память Развитие завершается раньше Внимание Работоспособность На занятиях врабатываются долго, на воспитателя смотрят редко; в случае несоответствия педагогических воздействий индивидуальным особенностям психики, стараются уйти из-под контроля, Быстрее утомляется левое полушарие (речевое мышле­ние, логические операции) Быстро набирают оптимальный уровень работоспособности; в случае несоответствия педагогических воздействий способны адаптироваться к ним Быстрее утомляется пра­вое полушарие (образное мышление, эмоциональное самочувствие) Эмоции Кратковременно, но ярко реагируют на эмоциональный фактор, отсюда потребность быстро снять напряжение, переключиться на продук­тивную деятельность. В ответ на долгие «нотации» взрослых «отключают» слу­ховое восприятие, не воспри­нимают информацию Резко нарастает общая активность всех структур мозга, готовы в любую секунду отреагировать на эмоциональный фактор. В ответ на долгие «нота­ции» взрослых реагируют слезами, гневом Межличностное отношение Ориентированы на информа­цию, чаще задают вопросы ради получения конкретного ответа ("Какое у нас следую­щее занятие?"). Во время общения смотрят в сторону или перед собой Ориентированы на отно­шения между людьми, задают вопросы ради уста­новления контактов («А вы к нам еще приде­те?»). Во время общения смотрят в лицо взрослого, ждут одобрения Познавательная мотивация При несоответствии содержа­ния и форм учебной деятель­ности индивидуальным осо­бенностям реагируют нега­тивно, знания приобретают избирательно, получают кон­трастные отметки, обучаются менее успешно При несоответствии со­держания и форм учебной деятельности индивиду­альным особенностям реа­гируют лояльно, более комфортны, внушаемы, дисциплинированы; от­метки ровные; обучаются более успешно Психические явления Мальчики Девочки Эмоции Кратковременно, но ярко реагируют на эмоциональный фактор, отсюда потребность быстро снять напряжение, переключиться на продук­тивную деятельность. В ответ на долгие «нотации» взрослых «отключают» слуховое восприятие, не воспринимают информацию. Резко нарастает общая активность всех структур мозга, готовы в любую секунду отреагировать на эмоциональный фактор. В ответ на долгие «нотации» взрослых реагируют слезами, гневом. Межличностное отношение Ориентированы на информацию, чаще задают вопросы ради получения конкретного ответа ("Какое у нас следующее задание?"). Во время общения смотрят в сторону или перед собой. Ориентированы на отношения между людьми, задают вопросы ради установления контактов («А вы к нам еще приде­те?»). Во время общения смотрят в лицо взрослого, ждут одобрения.

Слайд 7

Психические явления Мальчики Девочки Познавательная мотивация При несоответствии содержания и форм образовательной деятельности индивидуальным особенностям реагируют негативно, знания приобретают избирательно, получают контрастные отметки, обучаются менее успешно. При несоответствии содержания и форм образовательной деятельности индивидуальным особенностям реагируют лояльно, более комфортны, внушаемы, дисциплинированы; отметки ровные; обучаются более успешно.

Слайд 8

Задачи инновационного подхода в образован ии: совершенствование воспитания; поиск и поддержка творческих педагогов - исследователей, а так же содействие внедрению их разработок; создание инновационного пространства, объединяющего педагога и специалистов по близким к педагогике проблемам для аккумуляции идей и объединения возможностей; распространение лучшего педагогического опыта.

Слайд 9

Нормативные документы Приказ № 655 «От утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 23.11.2009г. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования III. Требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования п.3.3.4. Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач: - развитие игровой деятельности детей; - приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральными); - формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Слайд 10

ФГТ к реализации гендерного подхода в дошкольном учреждении: Создание условий для полноценного физиологического развития разнополых детей (организация питания, удовлетворение физиологических потребностей) с учетом половых различий; Проведение дифференциации видов деятельности разнополых детей ; Учет гендерной составляющей игр и игрушек разнополых детей; Предоставление детям возможности для постоянной позитивной трансляции собственного опыта; Выявление и контроль принципов и качества усвоения знаний разнополыми детьми; Обеспечение оптимального выбора форм, методов, средств обучения разнополых детей; Создание условий для позитивной трансляции опыта педагога в ДОУ; Учет педагогом гендерной составляющей во взаимоотношениях с ребенком.

Слайд 11

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» п.6. Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются: - воспитание с учетом возрастных категорий воспитанников гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки России) от 20 июля 2011г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» 3. Требования к учебно-материальному обеспечению содержат: 3.1.3. Учет полоролевой специфики и обеспечение предметно-развивающей среды как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков; 3.1.4. Создание предметно-развивающей среды с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей; 6. Требования к психолого-педагогическому обеспечению направлены на: 6.4. Учет гендерной специфики развития детей дошкольного возраста; 6.8. Соблюдение требований к взаимодействию образовательного учреждения (группы) с родителями (законными представителями) воспитанников. Педагоги организуют помощь родителям (законным представителям) по вопросам развития ребенка (в том числе ребенка с ограниченными возможностями здоровья) и совместную деятельность детей и родителей (законных представителей) с целью успешного освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Слайд 12

Условия гендерного развития Формирование гендерной идентичности Воспитатели Родители Ребёнок Предметно - развивающая среда Педагогические инновации охватывают педагогические технологии и методики содержания образования, образовательные программы , воспитательные процессы

Слайд 13

ЦЕЛЬ: ВОСПИТЫВАТЬ В ДЕТЯХ ЖЕЛАНИЕ СОВЕРШАТЬ ПОСТУПКИ РАДИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ. ФОРМИРОВАТЬ ПОНИМАНИЕ ТОГО, ЧТО ПОСТУПКОМ МЫ НАЗЫВАЕМ НЕ ТОЛЬКО ГЕРОИЗМ, НО И ЛЮБОЕ ДОБРОЕ ДЕЛО РАДИ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА. МАТЕРИАЛ: МЯЧИК ХОД ИГРЫ: ДЕТЯМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ПЕРЕЧИСЛИТЬ БЛАГОРОДНЫЕ ПОСТУПКИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕВОЧКАМ (ЖЕНЩИНАМ) И МАЛЬЧИКАМ (МУЖЧИНАМ). ВОСПИТАТЕЛЬ БРОСАЕТ В РУКИ МЯЧ ОДНОМУ ИЗ ИГРОКОВ, ТОТ НАЗЫВАЕТ БЛАГОРОДНЫЙ ПОСТУПОК И ПЕРЕКИДЫВАЕТ МЯЧ СЛЕДУЮЩЕМУ ИГРОКУ ПО СВОЕМУ ЖЕЛАНИЮ. НАПРИМЕР, БЛАГОРОДНЫЕ ПОСТУПКИ ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ: НАЗЫВАТЬ ДЕВОЧКУ ТОЛЬКО ПО ИМЕНИ; ПРИ ВСТРЕЧЕ С ДЕВОЧКОЙ ПЕРВЫМ ЗДОРОВАТЬСЯ; УСТУПАТЬ В ТРАНСПОРТЕ МЕСТО; НИКОГДА НЕ ОБИЖАТЬ ДЕВОЧКУ; ЗАЩИЩАТЬ ДЕВОЧКУ; ПОМОГАТЬ ДЕВОЧКЕ ПЕРЕНОСИТЬ ТЯЖЕЛЫЕ ВЕЩИ; КОГДА ДЕВОЧКА ВЫХОДИТ ИЗ ТРАНСПОРТА, НУЖНО ВЫЙТИ ПЕРВЫМ И ПОДАТЬ ЕЙ РУКУ; МАЛЬЧИК ДОЛЖЕН ПОМОЧЬ ДЕВОЧКЕ ОДЕТЬСЯ, ПОДАТЬ ПАЛЬТО И Т.Д. БЛАГОРОДНЫЕ ПОСТУПКИ ДЛЯ ДЕВОЧЕК: НАЗЫВАТЬ МАЛЬЧИКА ТОЛЬКО ПО ИМЕНИ; ПРИ ВСТРЕЧЕ С МАЛЬЧИКОМ ЗДОРОВАТЬСЯ; ХВАЛИТЬ МАЛЬЧИКА ЗА ПРОЯВЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ; НЕ ОБИЖАТЬ И НЕ ОБЗЫВАТЬ МАЛЬЧИКА, ОСОБЕННО В ПРИСУТСТВИИ ДРУГИХ ДЕТЕЙ; БЛАГОДАРИТЬ МАЛЬЧИКА ЗА ДОБРЫЕ ДЕЛА И ПОСТУПКИ; И Т.Д. Практическое задание для участников мероприятия Дидактическая игра по гендерному воспитанию «Благородные поступки» ( вторая младшая группа)

Слайд 14

Изучение запросов современных мальчиков и девочек (из опыта работы ГБДОУ детский сад №89 Приморского района; 2011/12, 2012/13 г.) Исследование проводилось на основании анкет родителей воспитанников от 2 до 7 лет Анкета для родителей. Уважаемые родители! С целью изучения интересов детей и создания благоприятной развивающей среды для мальчиков и девочек в детском саду, просим Вас ответить на следующие вопросы: Любимая игрушка ребенка? Любимый мультфильм ребенка? Любимая сказка ребенка? Любимый персонаж ребенка? В какие игры любит играть ребенок дома? Каких требований придерживаетесь Вы при покупке игр и игрушек своему ребенку?

Слайд 15

Запросы детей от 2 до 7 лет ГБДОУ детский сад №89 Приморского района (согласно обработанным анкетам родителей воспитанников) 2013 год. Вопросы Пол Ранний возраст от 2 до 3 лет 13 анкет Младший дошкольный возраст 3-4 года 36 анкет Средний дошкольный возраст 4-5 лет 36 анкет Старший дошкольный возраст 5-6 лет 28 анкет Подготовительная к школе группа 25 анкет Любимая игрушка мальчики девочки машинки мяч животные -39% куклы коляски мелкие игрушки -61% машинки конструктор мягкие игрушки дрель молоток-42,5% куклы мягкие игрушки (мишка, лошадка) книги пазлы конструктор музыкальные игрушки-52,5% машинки мягкие игрушки военные игрушки пистолет автобус робот лего, пазлы динозавры человек-паук-49,3% куклы ( пупсы) мягкие игрушки (зайчик, собачка, котенок, мишка, лошадка) коляска косметичка -50% машинки мягкие игрушки фигурки животных лего конструктор -57,5% куклы (пупсы) плюшевые игрушки (щенок, волк, зайчик, собачка, медвежонок) конструктор, лего-42% машинки вертолет конструктор фигурки героев бакуган попрыгун-38% куклы (пупсы, принцессы) мягкие игрушки (котенок, бычок, мишка, котенок)-61,5%

Слайд 16

Вопросы Пол Ранний возраст от 2 до 3 лет 13 анкет Младший дошкольный возраст 3-4 года 36 анкет Средний дошкольный возраст 4-5 лет 36 анкет Старший дошкольный возраст 5-6 лет 28 анкет Подготовительная к школе группа 25 анкет Любимый м/ф мальчики девочки Маша и медведь Карлсон Лунтик -36% Гуси-лебеди Ну, погоди! Волк и семеро козлят -54% Маша и медведь Винни Пух Кот в сапогах Тачки Маленькие Энштейны Ну, погоди! Лунтик Крокодил Гена Том и Джерри -44,4% Лунтик Маша и медведь Пчелка Майя Винни Пух Утиные истории Ну, погоди! -50% Ну, погоди! Лунтик Смешарики Маша и медведь Три богатыря Бэтмен Губка Боб Алеша Попович Тачки Бременские музыканты Том и Джерри Фиксики -49% Клуб Винкс Пчелка Майя Винни Пух Золушка Царевна-лягушка Лунтик Маша и медведь Три богатыря -50% Маша и медведь Винни Пух Том и Джерри Чип и Дейл Мишки Гамми Смурфики Смешарики Человек –Паук 57,5% Клуб Винкс Золушка Шамаханская царица Пчелка Майя Шрек Ну, погоди! Чебурашка и крокодил Гена -42,8% Бэтмен Король и лев Смурфики Приключения кота Леопольда Алеша Попович - 38% Барби Клуб Винкс Спящая красавица Том и Джерри Золушка Маша и медаведь Смешарики Лунтик Рапунцель-61,5%

Слайд 17

Вопросы Пол Ранний возраст от 2 до 3 лет 13 анкет Младший дошкольный возраст 3-4 года 36 анкет Средний дошкольный возраст 4-5 лет 36 анкет Старший дошкольный возраст 5-6 лет 28 анкет Подготовительная к школе группа 25 анкет Любимая сказка мальчики девочки Маша и медведь Лунтик -36% Гуси-лебеди Волк и семеро козлят -54% Теремок Три медведя Сказка о глупом мышонкек Приключения Незнайки -33,3% Три медведя Мойдодыр Теремок Дюймовочка Красная шапочка Муха-Цокотха Гуси-Лебеди Винни Пух - 55,5% Репка Колобок Три поросенка Волк и семеро козлят Кот в сапогах Буратино Бременские музыканты Гуси-лебеди 40% Золушка Белоснежка и семь гномов Теремок Волк и семеро козлят Гуси-лебеди Золушка Винни Пух Маша и медведь - 44,6% Три медведя Маша и медведь Кот в сапогах Приключения Буратино Илья Муромец Иван Царевич и серый волк Петушок-золотой гребешок-50% Золушка Красная шапочка Красавица и чудовище Маша и медведь Щелкунчик Царевна-лягушка- 35,7% Кот в сапогах Богатырь Никита Кожемяка Волшебник изумрудного города Мальчик и Карлсон Маша и медведь Буратино 38% Золушка Спящая красавица Белоснежка и семь гномов Стойкий оловянный солдатик Морозко Снежная - 61,5%

Слайд 18

Вопросы Пол Ранний возраст от 2 до 3 лет 13 анкет Младший дошкольный возраст 3-4 года 36 анкет Средний дошкольный возраст 4-5 лет 36 анкет Старший дошкольный возраст 5-6 лет 28 анкет Подготовительная к школе группа 25 анкет Любимый персонаж мальчики девочки волк кот и заяц Алеша Попович -27% волк ежик мишка Айболит принц -27% Лунтик Человек-паук Смешарики Бетмен Львенок Ежик Лошадь Волк Крокодил Гена -41,6% Лунтик Маша и медведь Домовенок Кузя Пчелка Майя Мальвина Волк и заяц Белоснежка Девочка Маша - 58% Лунтик Алеша Попович Кот в сапогах Котенок «Гав» Заяц Человек-паук Котенок Колобок Медаедь Винни Пух Кот Леопольд 43% Лунтик Русалочка Маша и медведь Чебурашка Фея Флора Девочка Маша Кот Леопольд Заяц Лошадка Кот в сапогах - 50% Бэтмен Богатыри Рыцарь Змей Горыныч Железный человек Домовенок Кузя Буратино Чебурашка Алеша Попович Человек-паук Осел- 53,5% Лиса Панда Белоснежка Фея Золушка Старуха Шапокляк Шрэк -39,2% Бэтмен Человек-паук Винни Пух Буратино Шрек 38% Ночная фурия Фея Финкс, Флора Белоснежка Симба Красная шапочка Шрек Барби Рапунцель - 61,5%

Слайд 19

Вопросы Пол Ранний возраст от 2 до 3 лет 13 анкет Младший дошкольный возраст 3-4 года 36 анкет Средний дошкольный возраст 4-5 лет 36 анкет Старший дошкольный возраст 5-6 лет 28 анкет Подготовительная к школе группа 25 анкет Любимые игры мальчики девочки с машинками -23% в прятки -8% в футбол -8% лепка -31% игры с куклами -15% конструирование-15% машинки конструктор футбол подвижные игры пазлы логические игры- 47% лепка рисование пазлы дидактические игры куклы ряжение «Дочки-матери» «Доктор»- 52,7% машинки настольно-печатные игры лего зоопарк прятки конструктор мяч шашки мозаика – 43% лепка рисование «Семья» «Больница» «Парикмахерская» «Магазин» прятки подвижные игры настольно-печатные игры лего – 50% машинки конструктор настольно-печатные игры домино компьютерные игры лего пазлы 57% лепка рисование танцы куклы «Дочки-матери» лото конструкторы - 46,4% машинки шахматы пазлы компьютер конструкторы подвижные игры лего 38% лепка рисование пазлы конструктор Настольно-печатные игры «Салон красоты» «Дочки-матери» куклы Винкс зублс бакуган шашки лего компьютер прятки плюшевый мишка – 61,5%

Слайд 20

Результаты опроса педагогов ГБДОУ детский сад №89 Приморского района (согласно обработанным анкетам по теме гендерного воспитания дошкольников ) 2013 год. Вопросы Пол Ранний возраст от 2 до 3 лет Младший дошкольный возраст 3-4 года Средний дошкольный возраст 4-5 лет Старший дошкольный возраст 5-6 лет Подготовительная к школе группа Любимые игрушки детей в ДОУ мальчики девочки машина конструктор , мяч, музыкальные игрушки, пазлы, настольно-печатные игры кукла, посуда, книга, конструктор лего, музыкальные игрушки, настольно-печатные игры, пазлы мяч, сабля, машина, конструктор кукла, украшения, посуда, ряжение, коляска машина, конструктор мягкая игрушка, пазлы, мозаика, посуда, конструктор, коляска конструктор лего, робот кукла Винкс, лошадка конструктор. машина, пазлы, мозаика, настольно-печатные игры, Бакуган, Бэмен кукла Винкс, пазлы, мозаика, настольно-печатные игры, лошадь

Слайд 21

Вопросы Пол Ранний возраст от 2 до 3 лет Младший дошкольный возраст 3-4 года Средний дошкольный возраст 4-5 лет Старший дошкольный возраст 5-6 лет Подготовительная к школе группа Любимые сюжетно-ролевые игры детей в ДОУ мальчики девочки «Семья», «Парикма херская», «Гараж», подвижные игы «Парикмахерская», «Семья», ряжение «Гараж», «Семья», «Доктор», «Поезд», игры с саблями «Доктор», «Семья», «Магазин», «Поезд» «Магазин», «Строители», «Парикмахерская», «Поезд», «Семья» «Магазин», «Парикмахерская», «Семья», «Поезд», театрализация «Полицейский», «Строители», «Почта», «Водители», «Поезд» «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница» «Почта», «Полицейский», «Строители», «Магазин», «Автомастерская», «Аэропорт» «Зоопарк», «Спасатели» «Семья», «Повар», «Салон красоты», «Почта», «Аэропорт», «Магазин»

Слайд 22

Вопросы Пол Ранний возраст от 2 до 3 лет Младший дошкольный возраст 3-4 года Средний дошкольный возраст 4-5 лет Старший дошкольный возраст 5-6 лет Подготовительная к школе группа Образовательные области, наиболее востребованные детьми в условиях ДОУ мальчики девочки «Познание», «Социализация», «Музыка» «Познание», «Социализация», «Музыка» «Познание», «Физическая культура», «Музыка», «Художественное творчество» «Художественное творчество», «Музыка», «Физическая культура», «Познание», «Коммуникация» «Безопасность», «Коммуникация», «Физитческая культура», «Познание», «Продуктивно-исследовательтская деятельность (конструирование)» «Художественное творчество», «Музыка» «Познание», «Коммуникация», «Продуктивно-исследовательская деятельность (конструирование)» «Коммуникация», « Художественное творчество», «Музыка» «Физическая культура», «Музыка», «Познание», «Художественное творчество», «Продуктимвно-исследовательская деятельность (конструрирование)» «Художественное творчество», «Музыка», «Познание», «Коммуникация», «Продуктимвно-исследовательская деятельность (конструрирование)»

Слайд 23

Комплексно-тематическое планирование образовательной работы с детьми 5-6 лет по гендерному воспитанию на тему «Сказка в воспитании мужественности и женственности у мальчиков и девочек на примере русских народных сказок» (Чебаевская Е.Н., воспитатель старшей группы ГБДОУ № 89) Формы организации совместной деятельности педагога с детьми Содержание Чтение художественной литературы Знакомство с русской народной сказкой «Финист – Ясный сокол». Коммуникативная Общение на темы пословиц «Труд человека кормит, а лень – портит», «Как хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце». Беседа с детьми о русском народном костюме, его значении в жизни человека. Продолжить знакомить детей с творчеством художника В.М Васнецова: рассматривание русского народного костюма (мужского и женского) на примере иллюстраций к картинам «Гусляры», «Спящая красавица»; иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Продуктивная Рисование на тему «Марьюшка», «Финист – Ясный сокол». Аппликация на тему «Русский народный костюм» (мужской и женский). Лепка из соленого теста на тему «»Волшебный сокол». Игровая Театрализованная игра «Финист – Ясный сокол»; н.п.и. «Ремесла Древней Руси». Театрализованное представление «Финист – Ясный сокол» (для детей других групп). Музыкально-художественная Знакомство с русской народной музыкой, с русской народной песней.

Слайд 24

Формы организации совместной деятельности педагога с детьми Содержание Познавательно-исследовательская Составление карты-схемы путешествия Марьюшки в поисках Финиста – Ясна сокола. Двигательная Хороводные русские народные игры :«Гори, гори ясно», «Горелки»; спортивные игры: «Попади в цель», «Краски», «Пятнашки»; подвижные народные игры : «Гуси-лебеди», «Зайчик» (сборник М.Ф.Литвинова «Русские народные подвижные игры»). Знакомство со старинными считалками. Трудовая Изготовление плоскостного театра кукол русского народного костюма для девочки (сарафан, кокошник, передник, рубашка); для мальчика (штаны, рубашка, косоворотка, кафтан). Взаимодействие с семьей Изготовление (шитье) русского народного костюма для кукол. Выставка кукол . Экскурсия выходного дня «Музей кукол» События, праздники, традиции Коллекционирование кукол в русском народном костюме.

Слайд 25

Учет половых особенностей дошкольников в работе специалистов ДОУ по гендерному развитию дошкольников Образовательная область «Физическая культура» Мальчики подбор упражнений (упражнения на канате); дозировка (отжимание 10 раз); обучение сложным двигательным движениям (легче метают на дальность); распределение ролей в подвижных играх (медведи); оценка деятельности (что оценивают); акцентируется внимание на мужские виды спорта. Девочки подбор упражнений (упражнения с лентами); дозировка (отжимание 5 раз); обучение сложным двигательным движениям (прыжки на скакалке); распределение ролей в подвижных играх (пчелы); оценка деятельности (кто оценивает и как); акцентируется внимание на женские виды спорта. Образовательная область «Музыка» Мальчики танцы (ведущий партнер); музыкально-ритмические движения (движения, требующие мужской силы, ловкости, стремительности –наездники, бравые солдаты, джигиты и т.д.); игра на музыкальных инструментах (ложки, барабаны, гармони); песни., игры (мужественность); театрализация (элементы мужских костюмов). Девочки танцы (грациозность, изящество, мягкость движений); музыкально-ритмические движения (плавность, мягкость движений – хороводы, упражнения с лентами, цветами, шарами); игра на музыкальных инструментах (бубны, колокольчики); песни., игры (женственность); театрализация (элементы женских костюмов).

Слайд 26

Планирование итоговых мероприятий специалистов ДОУ по гендерному развитию воспитанников Образовательная область «Физическая культура» Парад гимнастик «Жить здорово-здорово!» (сентябрь) Осенние старты «Мои возможности» (октябрь) Игра по станциям «На златом крыльце сидели…» /профессии (ноябрь) Зимние старты «В ледовый бой идет отважная дружина» (декабрь) Танцевальный марафон «Выразительность, пластика, грация» (январь) Спортивный праздник «Доблесть, смелость и отвага» (февраль) Конкурс для девочек «Я самая-самая» (март) Весенний праздник с соревновательными эстафетами «Спортивная семья» (апрель) Тематическое открытое занятие «Гордимся подвигом Вашим» (май) Образовательная область «Музыка» Игровое развлечение «Добро пожаловать в детский сад» (сентябрь) Детское театрализованное представление «Секреты здоровья» (октябрь) Игра по станциям «Город профессий» (ноябрь) Новогодний праздник с танцами народов мира в исполнении мальчиков и девочек. «Путешествие в мир танцев» (декабрь) Тематическое занятие с элементами фольклора «Рождественские посиделки» (январь) Интегрированное занятие «От богатырей до наших дней» (февраль) Открытое мероприятие с элементами театрализованной постановки «Дамы эпох» (март) Познавательно-игровое занятие на развитие творчкеских способностей «Космическое путешествие» (апрель) Развлекательное Ток-шоу «Семья и в ней я» (совместное развлекательное мероприятие с родителями и детьми) (май)

Слайд 27

Экспертиза образовательной среды ГБДОУ детский сад № 89 (педагоги)

Слайд 28

Экспертиза образовательной среды ГБДОУ детский сад № 89 (администрация ДОУ )

Слайд 29

Сравнительная экспертиза образовательной среды ГБДОУ детский сад № 89 (педагоги; администрация)

Слайд 30

Список литературы: 1. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира. Нейропсихологи-учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС,1998.-184с. 2. Счастливый ребенок. Примерная общеобразовательная программа воспитания и обучения дошкольников по образовательным областям. Под общей редакцией доктора пед. наук С.А.Козловой. - М.: Школьная пресса, 2012. 3. Я и мир: Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПБ.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.-80с. – (Библиотека программы «Детство»). 4. Тематические педсоветы в ДОУ: подготовка и проведение / Н.В.Елжова. – Ростов н/Д: Феникс, 2012.-216, [ 2 ] с..-(Сердце отдаю детям). 5. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Формирование гендерной идентичности. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»). 6. Дошкольная педагогика № 3 (78)/март 2012. Петербургский научно-практический журнал. Учредитель и издатель ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»; статья «К вопросу применения гендерного подхода в ДОУ» Л.В.Климина, с.7-10. 7. Дошкольная педагогика №4 (79)/апрель2012. Петербургский научно-практический журнал. Учредитель и издатель ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»; статья «К вопросу применения гендерного подхода в ДОУ» Л.В.Климина, с.15-18. 8. Щетинина А.М., Иванова О.И. Полоролевое развитие детей 5-7 лет: Методическое пособие.-М.: ТЦ Сфера, 2010.-128 с. 9. Чудо-богатыри земли Русской. Практическое пособие. Никонова Е.Издательство «Паритет». 10 . http://base.garant.ru/197482/ 11 . http://razvitiedetey.com/university/doklad14/

Слайд 31

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста

Формировать ценностное отношение личности ребенка к себе как носителю гендерной информации, к представителям разных полов, выполняющих разные социальные функции в зависимости от вн...

Мастер- класс по теме «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях детского сада».

Мастер- класс  по теме «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях детского сада». Цель: способствовать благоприятному протеканию процесса поло ролево...

Мастер-класс для педагогов «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста»

Представление  педагогического   опыта  гендерного  подхода  к  воспитанию дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения....

Психолого-педагогические рекомендации по формированию произвольного внимания детей дошкольного возраста.

На протяжении дошкольного возраста внимание ребенка становится не только устойчивее, шире по объему, но и эффективнее. Особенно это проявляется в формировании у ребенка произвольного действия.Произвол...

Семинар для родителей «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста»

помочь родителям понять значимость проблемы полового воспитания детей и осознать значимость семейного воспитания в этой работе....