Мастер-класс для педагогов «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста»
методическая разработка

Представление  педагогического   опыта  гендерного  подхода  к  воспитанию дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент по образовательной политике

Управление образования

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 98»

Мастер-класс для педагогов

«Формирование  гендерной  принадлежности  детей  дошкольного возраста»

                                   

   

                                     Подготовила:

                                                           воспитатель Серекова Е.В.

Саранск

         Цель: Представление  педагогического   опыта  гендерного  подхода  к  воспитанию дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.  

Задачи: 

 1. Познакомить педагогов с особенностями развития  мальчиков и девочек дошкольного возраста, особенностями процесса их социализации.                                    

2.    Предложить педагогам практические материалы, способствующие гендерному воспитанию дошкольников.

3.    Дополнить теоретическую информацию по проблемам гендерного воспитания.

4. Развивать у педагогов умение анализировать деятельность мальчиков и девочек в различных сферах.

Подготовка материального обеспечения: в аудитории размещаются 3 стола с расставленными вокруг них стульями с целью формального разделения педагогов на мини-группы. На каждом столе в центр помещаются игрушки – кукла, машинка, кубики (по одной на каждом  столе). Игрушки накрываются тканью. мультимедийная установка.

- Добрый день уважаемые коллеги. Разрешите вас поприветствовать на  мастере- классе  по теме «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста».  Прежде чем начать разговор, я  хотела бы вам рассказать притчу о сундуке.    

                                                                                                                               

Притча о сундуке.                                                                                                                        Однажды учитель принес сундук и сказал ученикам:                                                                      – Прежде чем учиться, вы должны открыть этот сундук любым способом.Ученики столпились вокруг сундука. Один попробовал открыть его с помощью  инструментов, но замок оказался слишком сложным. Другой принес из дома разные ключи, но, ни один из них не подошел. Третий попытался разбить сундук топором, но безуспешно.          – Учитель, может, начнем учиться? – робко спросил один ученик.                                                 –Я изучу разные замки и когда-нибудь открою этот сундук. Но для этого мне нужны знания и время.                                                                                                                                     Учитель обнял ученика и объявил:                                                                                                                  – Ты прав. Образование – клад, а труд – ключ к нему. Только получив  знания, вы сможете открыть этот клад.

-Сегодня мы все вместе попробуем подобрать ключи к кладу в вопросе «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста».

Для начала давайте попробуем ответить на первый проблемный вопрос.

1.ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Гендерное воспитание – это…

(предположения педагогов).

2.ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Как заметить, что у ребенка не сформирована гендерная  идентичность?  (ответы )                                                                                            Расположим  участников   гендерного   воспитания   ребенка по   степени их важности.    

Вопросы  группам:                                                                                                                       Первая группа: Как вы считаете, какую роль в  гендерном  воспитании ребенка играет семья ?                                                                                                                                               Вторая группа: Как вы считаете, какую роль в  гендерном  воспитании ребенка играет педагоги детского сада?                                                                                                                                            Третья : Как вы считаете, какую роль в  гендерном  воспитании ребенка играет окружение ребенка?                                                                                                            

Организация работы по формированию гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Беседы с мальчиками, с девочками, этические беседы совместно с мальчиками и девочками.

   В воспитании гендерной идентичности детей широко можно использовать дидактические игры    (представление дидактических игр)                                                                              

     Одним из важнейших условий формирования  гендерной  идентичности является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек.   В группе выделены игровые  зоны  для мальчиков, для девочек. Маркеры  на кроватях, на шкафчиках.                                                                       

               Игра с педагогами  «Сюжетно-ролевые игры»                                                                                           Первая группа: Назовите   сюжетно-ролевые игры, в которые чаще всего играют мальчики.                                                                                                                                                    Вторая – Назовите  сюжетно-ролевые игры, в которые чаще всего играют девочки.                                                                                                                                      Третья – Назовите сюжетно-ролевые совместные игры для мальчиков и девочек.

Игра  для педагогов

 «Гендерный  анализ произведений детской художественной литературы».                                                                                                                                    Первая группа: Назовите  произведения, в которых воспитывают  идеалы мужественности (обосновать).

 Вторая  группа: Назовите художественные произведения, в которых воспитывают  идеалы женственности (обосновать).                                                                                        Третья  группа:  Назовите  произведения  направленные  на формирование представлений о дружной и счастливой семье  (обосновать).  

При подготовке к НОД  педагог должен продумать следующие моменты:                                    

Проблемные  ситуации- использовать  прогнозирование и моделирование  проблемных  ситуаций.  Помнить, что для девочек важны ситуации развивающего характера.

Прогнозирование – детям предлагаются ситуации, в которых необходимо спрогнозировать свои действия. Используется метод проблемной ситуации «Прежде чем что – то делать, подумай: кто ты – мальчик или девочка? Как необходимо вести себя мальчику (девочке), чтобы не случилось неприятностей?» 
Моделирование – каждая ситуация включает проблему и ряд действий, где ребёнку предоставляется право выбора.

Игра с педагогами «Черты характерные для мальчиков и для девочек»

Педагогам  предлагается  используя карточки,  на которых написаны черты характера, традиционно присущие женскому и мужскому полу,  расположить  их  на мольбертах  с   обозначением каждой группы.

Педагогические ситуации для педагогов.

       Ситуация №1:

Ситуация в семье.

Мать:

-  Сынок, собирай игрушки, пора спать.

Сын не реагирует.

- Сынок, я кому говорю. Собирай игрушки и спать! Отец, скажи ему хоть что-нибудь. Ты совсем не занимаешься воспитанием. Отец должен воспитывать сына.

Отец:

- А я и не воспитатель. Пусть воспитатели детьми занимаются, им деньги за это платят. А я на работе устал.

Мать (обращаясь к сыну):

- Вот не будешь слушать мать, вырастешь лентяем, как твой отец!

Отец:

- А будешь слушать мать, вырастешь подкаблучником.

Вопрос: Кто должен заниматься гендерным воспитанием и какова роль образовательного учреждения в этом процессе?

Ситуация№2:                                                                                                                                                     Мать с ребенком встречаются с воспитателем. Воспитатель, обращаясь к ребенку: Тебе, наверное, хочется поиграть с ребятами? Иди,  поиграй.

- Нет, я их сейчас расстреляю!!!!

Воспитатель: За что же ты их хочешь расстрелять? 

- А просто так, потому что я– разбойник!

Мама: А ему бы только стрелять, да в войну играть, другие игры его не интересуют. Боевой растет, уж слишком даже!

- А вы, видимо поощряете его в этом – заметил воспитатель, имея ввиду саблю, пистолет с пистонами, самодельный щит, лежащие в сумке матери.  

- Да, конечно – он требует, приходится покупать. Он же, мальчик! 

- А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к спокойным играм!

- А зачем. Пусть играет, во что хочет! Какое это имеет значение? 

Вопрос:   В чем, по вашему мнению, значение игры для усвоения мальчиками и девочками будущих социальных ролей?

                       

Сотрудничество с родителями.

    Задача дошкольного учреждения заинтересовать родителей, объяснить им важность формирования гендерной  идентификации мальчиков и девочек именно с малых лет. Мы уверены, полагаться на то, что мальчик вырастет настоящим мужчиной со всеми  качествами мужественности, а девочка с возрастом приобретет все необходимые качества женственности, было бы серьезным заблуждением. Мужчинами и женщинами в социальном смысле не рождаются. Ими становятся в результате целенаправленного воспитания, которое важно начинать как можно раньше, уже с дошкольного возраста.

  Спасибо всем педагогам за внимание, плодотворную работу и приятное общение!

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Мастер – класс «ТРИЗ для педагогов ДО». «Использование ТРИЗ-технологии «Волшебные круги Луллия» в развитии детей дошкольного возраста»

Цель мастер - класса: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов через знакомство с использованием кругов Луллия(технология ТРИЗ) в развитии дошкольников.Задачи мастер...

Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"

Использование рефлексии в работе педагогов...

Мастер-класс логопеда для педагогов «Изготовление пособий для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста»

Данная разработка представлена для педагогов детского сада, будет полезна учителям-дефектологам, учителям-логопедам. Она раскрывает алгоритм проведения мастер-класса, включает игры и упражнения, спосо...

Мастер-класс для начинающих педагогов "«Обучение детей дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине с использованием технологии ТРИЗ»

Повышение компетентности педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитие фантазии и творческого воображения у детей старшего дошкольного ...

Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»

Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...

Мастер-класс для молодых педагогов детского сада «Применение игрового самомассажа в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель мастер-класса состоит в том, чтобы показать аудитории, активно использующей в работе здоровьесберегающие технологии, целесообразность и эффективность выполнения игрового самом...