"Использование современных педагогических технологий в целях духовно-нравственного воспитания дошкольникрв".
статья

Негородова Людмила Николаевна.

В статье рассматривается проблема духовно-нравственного воспитания в ДОУ .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл negorodova_statya.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.24

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЦЕЛЯХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Л. Н. Негородова

МКДОУ БГО Детский сад №1 комбинированного вида

e-mail: mila.negorodova@mail.ru

В статье рассматривается проблема духовно-нравственного воспитания в ДОУ и использования различных педагогических технологий для реализации его задач. Приводятся конкретные примеры различных технологий из практики работы в детском саду.

Ключевые слова: дошкольный возраст; духовно-нравственное воспитание; педагогические технологии.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач системы образования в целом и ДОУ как её первого звена.

Духовно-нравственное воспитание является чрезвычайно сложным понятием, специалисты отмечают отсутствие его формулировки в научно-педагогической литературе. В работах разных авторов оно трактуется как: С.Г. Молчановым в русле развития социальной компетентности (теоретических понятий о нормах, ценностях, адекватных и позитивных способах поведения) [5], С.А. Козловой как процесс приобщения к ценностям в конкретной социокультурной среде [2]. С.В. Рябчикова определяла духовно-нравственное воспитание как «взаимодействие воспитателя, педагога и ребёнка, направленное на формирование ценностно-смысловой составляющей личности посредством усвоения нравственных ценностей» [6, с. 9]. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» главным социально-педагогический ресурсом в становлении высоконравственного и компетентного подрастающего поколения является воспитание патриотизма.

Известный учёный В.И. Слободчиков писал, что духовно-нравственное воспитание должно реализоваться посредством определённых педагогических технологий [8].

Понятие «педагогическая технология» было подробно рассмотрено В.А. Сластениным, М.В. Клариным и другими учёными. С точки зрения В.А. Сластенина педагогические технологии позволяют прогнозировать и точно воссоздавать педагогические действия, направленные на достижение результата [7]. М.В. Кларин предлагает рассматривать это понятие как систему инструментально-методических средств, направленных на решение определённых педагогических целей [1]. Нам кажется, что наиболее полным является определение Б.Т. Лихачёва, который рассматривает педагогическую технологию как совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, т.е. как организационно-методический инструментарий педагогического процесса [4].

При использовании педагогических технологий в процессе духовно-нравственного воспитания детей необходимо учитывать следующие принципы: принцип природосообразности (учёт возрастных и психологических особенностей детей); принцип культуросообразности (субъектное отношение к ребёнку); принцип индивидуально-личностного подхода (гуманистический подход к ребёнку); принцип ценностно-смыслового подхода (создание соответствующих педагогических условий и предметно-развивающей среды).

В современном ДОУ для реализации задач духовно-нравственного воспитания используются следующие педагогические технологии:

  • социально-коммуникативные;
  • технологии личностно-ориентированного подхода;
  • проектные;
  • технологии игрового обучения и развития.

В рамках использования социально-коммуникативных технологий наиболее эффективными является, на наш взгляд, использование программ «Я-человек» (автор С.А. Козлова) и «Дорогою добра» (автор Л.В. Коломийченко) [3]. Подобные программы знакомят детей с окружающим миром и способствуют адаптации и воспитанию доброго, толерантного отношения к миру через предметную деятельность. Так, первая программа нацелена на формирование мировоззрения, основанного на представлениях о себе, о других людях Земли, их чувствах, поступках, правах и обязанностях, разнообразной деятельности. Затем на основе полученных знаний педагог развивает творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и уважающую других людей.

Вся необходимая информация содержится в четырёх взаимосвязанных разделах программы «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди», «Человек – это творец», «Земля – наш общий дом», каждый из которых имеет свою воспитательно-образовательную цель.

Вторая программа реализуется на протяжении всего дошкольного возраста и имеет, помимо задач развития мировоззрения детей, ещё и краеведческую направленность, поскольку знакомит их с историческими, краеведческими, национальными и этническими особенностями регионов (вариативная часть представлена разделом «Человек в своем крае»).

В технологиях личностно-ориентированного подхода в центре внимания находится личность ребёнка, его внутренние ресурсы, и основной задачей педагогов и воспитателей является приобщение его к базовым установкам посредством социализации, индивидуализации и самоопределения. В рамках данной концепции ребёнок должен быть обязательно включён в различные социально значимые виды деятельности и общения с целью формирования гуманистического сознания, мотивационно-потребностной сферы, духовно-нравственного поведения. Нами в рамках реализации данного подхода используется программа Н.В. Рыжовой «Наш дом − природа», в которой отражена модель технологии проектирования экологического воспитания. Для реализации данной программы мы организуем в ДОУ работу по ознакомлению детей с окружающим миром и природой. Необходимым элементом является «экологизация» всех видов детской деятельности, создание среды для общения каждого ребёнка с природой, сотрудничество детей, родителей и педагогов, развивающее обучение на примерах ближайшего окружения (например, мы организуем в нашем детском саду сбор пластика и батареек в специальные ёмкости и рассказываем о разумном потреблении). Основной идеей является то, что человек – это неотъемлемая часть природы и должен относиться к ней бережно.

Технология проектного обучения позволяет раскрывать потенциальные возможности детей с помощью включения их в творческую деятельность. Мы выбираем проекты соответственно возрасту детей и задачам духовно-нравственного воспитания. Так, для воспитания нравственных чувств и любви к своей семье, Родине мы реализуем проект «Моя семья», в ходе которого дети в сотрудничестве с родителями занимаются различными видами исследований и творческими видами деятельности: рисуют генеалогическое древо, проводят с помощью сети интернет поиск информации о фамилиях своей семьи, месте рождения предков и т.п. Затем результаты оформляются в виде папок-передвижек или стендов, которые украшают стены нашего сада.

Посредством технологий игрового обучения и развития можно развивать психические познавательные процессы, нравственные и волевые качества. Использование народных игр позволяет формировать духовно-нравственные ценности через знакомство дошкольников с культурой, историей и природой родного края. Например, такие игры, как: «Горшки», «Кузнецы» «А мы просо сеяли» дают представление о быте и традициях, а «Облупа», «К какому празднику картинка?» позволяют детям в игровой форме получить представление о важных праздниках Православия.

Таким образом, использование в практике ДОУ различных педагогических технологий позволяет в полной мере реализовывать задачи духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Список литературы

  1. Кларин, М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. – Москва : Знание, 1989. – 80 с.
  2. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – Москва : Академия, 2001. − 416 с.
  3. Коломийченко, Л. В. Дорогою добра : Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников / Л. В. Коломийченко. – Москва : ТЦ Сфера, 2015. − 160 с.
  4. Лихачёв, Б.Т. Педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студентов педагог. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачёв. – Москва : Юрайт-М, 2001. – 647 с.
  5. Молчанов, С. Г. Организация инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении : метод. рекомендации / С. Г. Молчанов, Г. В. Яковлева. – Челябинск : Челябин. гос. ун-т, 2005. – 71 с.
  6. Рябчикова, С. Б. Духовно-нравственные традиции русской культуры: программа и методическое пособие / С. Б. Рябчикова, С. А. Синягина, А. Д. Шарова  − Ярославль, 2009. − 442 с.
  7. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластёнина. – Москва : Издательский центр Академия, 2006. – 512 с.
  8. Слободчиков, В. И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования / В. И. Слободчиков. – Москва : Экопсицентр РОСС, 2000. – 230 с.

Негородова Людмила Николаевна, воспитатель МКДОУ БГО Детский сад №1 комбинированного вида, г. Борисоглебск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологии в работе с детьми экологического воспитания.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определя...

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Использование современных педагогических технологий в гендерном воспитании детей дошкольного возраста.

Разработка и внедрение в практику работы гендерно-образовательной технологии способствует расширению гендерных компетенций всех участников социокультурного взаимодействия - детей, родителей, воспитате...

«Разнообразие форм взаимодействия участников образовательных отношений с использованием современных педагогических технологий в группах для детей со сложными дефектами» (опыт использования современных технологий в работе с обучающимися с ОВЗ)

Современные тенденции в системе образования определяют необходимость педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в интегрированном образовательном пространстве. В посл...