Картотека пальчиковых игр
картотека (средняя группа)

Многие родители слышали о том, что очень важно развивать мелкую моторику рук малыша. Однако не все знают, для чего это необходимо и мало уделяют внимания на развитие мелкой моторики рук. К сожалению, о проблемах с координацией движения и мелкой моторикой большинство родителей узнают довольно поздно, уже на пороге школы. Чтобы не столкнуться с такими трудностями и педагогам и родителям необходимо уделять внимание развитию у детей мелких движений рук с самого раннего возраста. В связи с этим была подобрана картотека пальчиковых игр по тематическим неделям, для развития не только мелкой моторики, речи, но и восприятия, внимания и памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Картотека пальчиковых игр27.93 КБ

Предварительный просмотр:

«Человек. Наше тело.»

«Пальчики»

Раз, два, три, четыре, пять –(поочередно загибают пальцы, начиная с мизинца)

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять –(затем сгибают пальцы в том же порядке)

В домик спрятались опять. (сжимают пальцы в кулачок)

Этот пальчик хочет спать, (поочередно загибают пальцы, начиная с мизинца) 

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики – ура! (разжимают кулачок)

В детский сад идти пора! (Сидорова У.М. «Задания по развитию речи»)

«Человечек»

Раз, два, три, четыре, пять, (сжимают и разжимают пальцы)

Буду с мамой рисовать. (круговые движения пальцев, сложенных в щепотку)

Вот головка, вот животик, (руками рисуют маленький и большой круг)

Ножки, ручки, глазки, ротик

И прическа из колечек (рисуют в воздухе колечки)

Получился человечек. (развести руки в стороны) 

«Тело»

Есть на пальцах наших ногти, (указывают на упоминаемую часть тела)

На руках – запястья, локти.

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь.

Есть колени. Есть спина,

Но она всего одна

«Голова»

Есть у нас на голове (указывают на упоминаемую часть тела)

Уха два и мочки две.

Брови. Скулы и виски,

И глаза, что так близки.

Щеки. Нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой.

Вот, что знаем мы с тобой! 

«Это я!»

Нос, рот, голова (Перечисляя части тела, одновременно показываем)

Уши, щеки, лоб, глаза, ( указательными пальцами правой и левой руки на них

Плечи, плечи, шея, грудь, (Правой рукой касаемся левого плеча, левой-правого

Не забыть бы что-нибудь. (к шее и груди одновременно прикладываем две ладони)

Ноги топ –топ, руки хлоп-хлоп, (Топаем поочередно одной и второй ногой, руками хлопаем в ладоши дважды)

Раз туда и два- сюда (Поворачиваем голову вправо и влево)

Это- нет, а это –да! (Вертим в стороны и киваем головой)

«Осень»

"Осень".

Ветер северный подул: "С-с-с-с", (дуем)

Все листочки с веток сдул. (пошевелить пальчиками и подуть на них)

Полетели, закружились и на землю опустились (помахать ручками в воздухе)

Дождик стал по ним стучать

Кап-кап-кап, кап-кап-кап!" (постучать пальцами правой руки по ладошке левой руки)

Град по ним заколотил, (щепотью правой руки постучать по левой ладошке)

Листья все насквозь пробил. (постучать кулачком правой руки по левой ладошке)

Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд- назад)

Одеялом их накрыл. (положить правую ладонь на левую)

"Собираем листочки"

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)

Листья березы (загибаем пальчики, начиная с большого)

Листья рябины

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. («шагаем» по столу средним и указательным пальцем)

"Осень"

Ветер по лесу летал, (делаем плавные, волнообразные движения кистями рук)

Ветер листики считал:

Вот дубовый, (загибаем по одному пальчику на обеих руках)

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

Вот последний лист с осинки (спокойно укладываем ладони на коленочки)

Ветер бросил на тропинку.

"Вышли пальчики гулять"

Вышли пальчики гулять, (шагаем пальчиками по столу)

Стали листья собирать, (собираем листики в ручку)

Красный листик,

Жёлтый листик,

Будем их сейчас считать (хлопаем в ладоши)

Сколько листиков собрали

Раз, два, три, четыре, пять! (загибаем пальчики)

Можно с ними поиграть (поднимаем руки вверх, делаем "фонарики")

«Фрукты»

Будем мы варить компот,

(Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание.)

Фруктов нужно много вот:

Будем яблоки крошить, (Загибают пальчики начиная с большого.)

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим на песок.

Варим, варим мы компот. (Опять «варят» и «помешивают».)

Угостим честной народ. (Развести руки в стороны.)

«Осень»

Осень, осень, ( трем ладошки друг о друга)

Приходи! ( по очереди сжимаем кулачки)

Осень, осень, ( трем ладошки друг о друга)

Погляди! (положить ладошки на щеки)

Листья желтые кружатся, (движение ладонями сверху вниз)

Тихо на землю ложатся. (поглаживаем коленки)

Солнце нас уже не греет, (по очереди сжимаем кулачки)

Ветер дует все сильнее, (разводим одновременно ручки в разные стороны)

К югу полетели птицы, (скрестить ручки и пошевелить пальчиками)

Дождик к нам в окно стучится. (стучим пальчиками по ладошкам)

Шапки, куртки надеваем (делаем вид)

И ботинки обуваем (постучать ногами)

Знаем месяцы: (похлопать ладошками по коленкам)

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. (кулак, ребро, ладонь)

«Огород»

Массаж фаланг пальцев (на каждую строчку – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца
Вырос у нас чеснок ,  (указательный)
Перец, томат, кабачок,  (средний)
Тыква, капуста, картошка  (безымянный)
Лук и немножко горошка.  (мизинец)
Овощи мы собирали, ( мизинец)
Ими друзей угощали,  (безымянный)
Квасили, ели, солили,  (средний)
С дачи домой увозили.  (указательный)
Прощай же на год,  (большой палец левой руки)
Наш друг – огород!  (большой палец правой руки)

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять.
(Загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать.
(Сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
( «Шагают» пальчики по столу).

«Грибы»

Мы сегодня рано встали,
(Сжимать, разжимать пальцы на обеих руках)
За грибами в лес пошли.
(Сжать кулаки, делать шагающие движения указательным и средним пальцами)
Грузди, рыжики, волнушки
(Сложить пальцы обеих рук в щепоть)
В кузовочке принесли.
(Округлить ладони, соединить обе руки вместе, прикасаясь мизинцами)

«Осень, осень к нам пришла…»

Осень, осень к нам пришла,
Дождь и ветер принесла.
(Стучим пальцем левой руки по ладони правой)
Кап-кап-кап, кап-кап-кап,
Дождь и ветер принесла.
Пожелтел зеленый сад,
Листья кружатся, летят.
(Трём ладонью о ладонь)
Шу-шу-шу, шу-шу-шу,
Листья кружатся, летят.
Песни птичек не слышны,
Подождем их до весны.
(Кисти рук накрест, движения кистями рук вверх-вниз)
Чик-чирик, чик-чирик,
Подождем их до весны.

«Здравствуй зимушка – зима!»

     «Зима»

Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)

Принесла мороз. (пальцами массажируем плечи, предплечья)

Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)

Замерзает нос. (ладошкой массажируем кончик носа)

Снег, (плавные движения ладонями)

Сугробы, (кулаки стучат по коленям попеременно)

Гололед. (ладони шоркают по коленям разнонаправлено)

Все на улицу — вперед! (обе руки протянуть вперед)

«Зима»

Наши ручки замерзают. (Кулачки крепко прижать друг к другу)

Поиграем – ка немножко (Разжать кулачки, хлопать в ладони.)

Да похлопаем в ладошки. (Хлопать в ладоши)

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!

Пальчики, чтоб их согреть, (Прижать ладони друг к другу, тереть)

Сильно надо растереть. (ладонь о ладонь.)

Пальчики мы согреваем, (Греем руки круговыми движениями)

Их сжимаем – разжимаем! (сжимаем и разжимаем кулачки.)

«Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)

Мы во двор пошли гулять   (указательным и средними пальчиками "идем" по столу)

Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")

Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")

С горки мы потом катались (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)

Суп поели ("едим суп")

Спать легли (ладошки под щечку).

«Мороз»

Вечер приближается (разведите руки в стороны,

Вьюга начинается (покачайте над головой руками из стороны в сторону).

Крепчает мороз (с усилием сожмите кулаки)

—Щиплет щеки, щиплет нос (пальцами слегка ущипните щеки и нос)

Руки стали замерзать (потрите ладони)

Надо их отогревать (подышите на ладони).

Вечер приближается (разведите руки в стороны)

Темнота сгущается.

«Животные зимой»

Медведь в берлоге крепко спит,
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук,
Колючий ежик и барсук
(загибаем пальчики).

Только заиньке не спится (показываем большой палец).
Убегает от лисицы (вращаем пальцем).
Мелькает он среди кустов,
Напетлял — и был таков
(соединяем большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот)!

«Снежок»

Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики) 
Мы с тобой снежок слепили 
(лепить, меняя положение ладоней) 
Круглый, крепкий, очень гладкий.
(показывают круг, гладят ладони друг о друга) 
Раз – подбросим, 
("подбросить", посмотреть вверх) 
Два – поймаем. (" ловят", приседают) 
Три – уроним 
(встают, "роняют") 
И … сломаем! 
(топают)

Белый пух

Сыплет белый, снежный пух, (Плавно опускаем кисти рук сверху)

Устилает все вокруг. (Разводим руки в разные стороны)

Пух на шапках (Показываем на названные вещи)

Пух на шубках, ( или поочередно загибаем пальцы)

Пух на бровках,

Пух на губках.

Как щекотно — ух! (Щекочем себя и встряхиваемся)

Кто щекочет — пух! (Ладошки перед собой, дуем на них)

«Моя страна, мой город.»

«Моя страна»

Посмотрю на карту я:

(вытягивают вперед прямые ладони)
Вот российская земля.

(поочередно соединяют одноименные пальцы рук)
Есть леса тут и озера,
Горы, реки и моря.
Я люблю тебя, Россия,

(крепко сжимают в «замок»)
Ты же Родина моя!

 (прикладывают руки к груди)

«Родная земля!»

(Поочерёдное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного и заканчивая мизинцем.)

Холмы, перелески, (правой рукой)

Луга и поля — 

Родная, зелёная (левой рукой)

Наша земля. 

Земля, где я сделал (правой рукой)
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то 
(левой рукой)
К развилке дорог.
И понял, что это 
(правой рукой)
Раздолье полей — 
Частица великой 
(левой рукой)
Отчизны моей. (Г. Ладонщиков)

«Мой город»

Я по городу хожу,

 Ходьба на месте

Я про город расскажу.

Поликлиники, аптеки, 

(Сгибают пальцы на обеих руках)

Магазины, заводы и библиотеки.

Много здесь жилых домов 

(Разжимать по очереди пальцы)

И деревьев, и цветов.

ЦУП, ракета и музей, 

(Стучать пальчиком о пальчик)

Город нужен для людей. (Хлопки)

«Мой город»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальцы, начиная с большого, на правой руке)

В город выйду погулять. (загибают пальцы на левой руке)

Вдоль по улице иду, (разгибают пальцы, начиная с мизинца, на левой руке)

Во все стороны смотрю. (разгибают пальцы на правой руке)

Как красиво все кругом, (загибают пальцы на левой руке)

В моем городе родном! (загибают пальцы на правой руке)

«Мой город»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальцы, начиная с большого, на правой руке)

В город выйду погулять. (загибают пальцы на левой руке)

Вдоль по улице иду, (разгибают пальцы, начиная с мизинца, на левой руке)

Во все стороны смотрю. (разгибают пальцы на правой руке)

Как красиво все кругом, (загибают пальцы на левой руке)

В моем городе родном! (загибают пальцы на правой руке)

«Мой город»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальцы, начиная с большого, на правой руке)

В город выйду погулять. (загибают пальцы на левой руке)

Вдоль по улице иду, (разгибают пальцы, начиная с мизинца, на левой руке) 

Во все стороны смотрю. (разгибают пальцы на правой руке) 

Как красиво все кругом, (загибают пальцы на левой руке) 

В моем городе родном! (загибают пальцы на правой руке)

«Строим дом»

Туки-туки молотком, (стучат кулаками один по другому) 

Строю, строю новый дом. (ладони располагаются под углом) 

Будет он большой, как ель,

Будут окна, будет дверь. (делают из пальцев «окно» и «дверь») 

Всех в него я поселю: (хлопают в ладоши)

Мышку, зайчика, лису

«В День единства будем рядом»

В День единства будем рядом, (Сжимать и разжимать кулачки)
Будем вместе навсегда, 
(Соединить руки в «рукопожатии»)
Все народности России
В дальних селах, городах!
Вместе жить, работать, строить, 
(Поочерёдно загибать пальчики правой руки , начиная с большого)
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
(Поочерёдно загибать пальчики левой руки , начиная с большого)
Охранять покой людей,
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
(Указательными пальчиками «погрозить»)
Чтобы счастьем жизнь наполнить, 
(Сжимать и разжимать кулачки)
Чтоб под мирным небом спать! 
(Соединить руки в «рукопожатии»)

Небо синее в России, Реки синие в России. Васильки и незабудки

Не растут нигде красивей.

Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Есть и клены, и дубы,

Пальцы на обеих руках изображают «ветки» (сходятся, расходятся),

А какие есть грибы!

«Гриб» — кулачок одной руки прикрывается сверху изогнутой ладонью второй (шляпка гриба).

А еще пекут в печи

Хлопают. То одна рука сверху, то другая.

Вот такие калачи.

«Калачи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Значение пальчиковых игр для развития речи детей....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.

Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников:  формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."

Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...