Памятка Виды агрессии
материал

В материале представлена информация по видам и типам агрессии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_vidy_agressii.docx46.69 КБ

Предварительный просмотр:

Вид агрессии

Рекомендации по работе с детьми проявляющими агрессию

Физическая – активная – прямая агрессия

(нападение; активные, открытые физические действия)

  1. Обратитесь к ребёнку по имени. Установите зрительный контакт с ребёнком (убедитесь, что он вас видит и слышит). Назовите чувства ребёнка спокойным голосом, выразите принятие его эмоциональных переживаний (пример: «ты сильно рассердился»).
  2.         Энергично, убедительно, но спокойно установите ограничение на агрессивные действия (пример: «нельзя бить детей»).
  3. Предложите ребёнку приемлемые способы выражения гнева, в том числе, через активные физические действия (примеры:

«можно порвать бумагу», «можно бить подушку», «можно бросить мяч в землю» и т.д.).

  1. Предложите ребёнку несколько раз сделать глубокий вдох и медленный выдох.
  2. Спросите у ребёнка, что произошло, что его рассердило,        выразите        понимание переживаний ребёнка.
  3. Если, несмотря на ваши усилия, эмоциональное состояние ребёнка не позволяет ему в данный момент безопасно находиться        с        другими        детьми, предусмотрите возможность временно изолировать ребёнка под присмотром помогающего взрослого.

Физическая – активная – непрямая агрессия (скрытные физические активные

разрушительные действия или организация таких

действий)

  1. Если вы заметили, что ребёнок совершает перечисленные действия, их необходимо прекратить. Энергично, убедительно, но спокойно установите ограничение на агрессивные действия (примеры: «нельзя ломать/ пачкать/ портить чужие вещи»).
  2. Поговорите с ребёнком в спокойной обстановке, отдельно от других детей.
  3. Не давайте сразу негативную оценку поведения ребёнка - его действия имеют причину. Предложите ребёнку рассказать о том, что случилось.
  4. Установите атмосферу честности и доверия. Поделитесь своими чувствами (примеры: «я сильно расстроена», «мне очень неприятно, что это произошло»). Предположите, что с ребёнком  что-то  случилось  и  ему  нужна помощь. Выразите готовность помочь, если он расскажет обо всём.
  1. Важно, чтобы ребёнок поделился своими переживаниями,        смог        признать совершённые им действия и понял их последствия.
  2. Выразите понимание и принятие переживаний ребёнка, предложите ребёнку приемлемые способы исправления ситуации и необходимую помощь.

Физическая – пассивная – прямая (препятствование другому в достижении

желаемой цели или лишение возможности заниматься желаемой деятельностью)

  1. Установите зрительный контакт с ребёнком (убедитесь, что он Вас видит и слышит).
  2. Энергично, убедительно, но спокойно установите ограничение на агрессивные действия (пример: «Ваня, не мешай Пете рисовать.»).
  3. Переключите внимание ребёнка на выполнение какого-либо важного поручения (пример: «Ваня, помоги мне раздать карандаши.»).
  4. Похвалите ребёнка за выполнение поручения.

Наблюдайте за поведением ребёнка, если подобное поведение повторяется, необходимо понять его причины и учесть это в        процессе образовательной и воспитательной деятельности.

Физическая – пассивная – непрямая агрессия

(намеренный отказ от выполнения необходимых действий)

  1. Обратите внимание на возникшее противоречие или назревающий конфликт между детьми.
  2. Выясните причину сопротивления ребёнка, его актуальные потребности (пример: «Петя, чего ты хочешь?»). Выясните мотивы других участников ситуации. Предложите детям варианты разрешения ситуации/приемлемые        способы удовлетворения потребностей.

Рекомендации

Физическая – активная – прямая агрессия

(нападение; активные, открытые физические действия)

  1. Обратитесь к ребёнку по имени. Установите зрительный контакт с ребёнком (убедитесь, что он вас видит и слышит). Назовите чувства ребёнка спокойным голосом, выразите принятие его эмоциональных переживаний (пример: «ты сильно рассердился»).
  2.         Энергично, убедительно, но спокойно установите ограничение на агрессивные действия (пример: «нельзя бить детей»).
  3. Предложите ребёнку приемлемые способы выражения гнева, в том числе, через активные физические действия (примеры:

«можно порвать бумагу», «можно бить подушку», «можно бросить мяч в землю» и т.д.).

  1. Предложите ребёнку несколько раз сделать глубокий вдох и медленный выдох.
  2. Спросите у ребёнка, что произошло, что его рассердило,        выразите        понимание переживаний ребёнка.
  3. Если, несмотря на Ваши усилия, эмоциональное состояние ребёнка не позволяет ему в данный момент безопасно находиться        с        другими        детьми, предусмотрите возможность временно изолировать ребёнка под присмотром помогающего взрослого.
  4. Обратитесь к педагогу-психологу или опытным коллегам, если агрессивное поведение        ребёнка        приобретает систематический характер.

Физическая – активная – непрямая агрессия (скрытные физические активные

разрушительные действия или организация таких

действий)

  1. Если Вы заметили, что ребёнок совершает перечисленные действия, их необходимо прекратить. Энергично, убедительно, но спокойно установите ограничение на агрессивные действия (примеры: «нельзя ломать/ пачкать/ портить чужие вещи»).
  2. Поговорите с ребёнком в спокойной обстановке, отдельно от других детей.
  3. Не давайте сразу негативную оценку поведения ребёнка - его действия имеют причину. Предложите ребёнку рассказать о том, что случилось.
  4. Установите атмосферу честности и доверия. Поделитесь своими чувствами (примеры: «я сильно расстроена», «мне очень неприятно, что это произошло»). Предположите, что с

ребёнком  что-то  случилось  и  ему  нужна

помощь. Выразите готовность помочь, если он расскажет обо всём.

  1. Важно, чтобы ребёнок поделился своими переживаниями,        смог        признать совершённые им действия и понял их последствия.
  2. Выразите понимание и принятие переживаний ребёнка, предложите ребёнку приемлемые способы исправления ситуации и необходимую помощь.
  3. Если ситуация не разрешилась или повторяется,  обязательно  обратитесь  к

педагогу-психологу или опытным коллегам.

Физическая – пассивная – прямая (препятствование другому в достижении

желаемой цели или лишение возможности заниматься желаемой деятельностью)

  1. Установите зрительный контакт с ребёнком (убедитесь, что он Вас видит и слышит).
  2. Энергично, убедительно, но спокойно установите ограничение на агрессивные действия (пример: «Ваня, не мешай Пете рисовать.»).
  3. Переключите внимание ребёнка на выполнение какого-либо важного поручения (пример: «Ваня, помоги мне раздать карандаши.»).
  4. Похвалите ребёнка за выполнение поручения.
  5. Наблюдайте за поведением ребёнка, если подобное        поведение        повторяется, необходимо понять его причины и учесть это в        процессе                 образовательной                и воспитательной                деятельности.        Если возникают  затруднения,  Вам  поможет

педагог-психолог.

Физическая – пассивная – непрямая агрессия

(намеренный отказ от выполнения необходимых действий)

  1. Обратите внимание на возникшее противоречие или назревающий конфликт между детьми.
  2. Выясните причину сопротивления ребёнка, его актуальные потребности (пример: «Петя, чего ты хочешь?»). Выясните мотивы других участников ситуации.
  3. Предложите детям варианты разрешения ситуации/приемлемые        способы удовлетворения потребностей.

Вербальная – активная –

прямая агрессия (нанесение морального вреда с

помощью слов, сказанных другому ребёнку)

1. Установите зрительный контакт с ребёнком (убедитесь, что он Вас видит и слышит). Если гнев ребёнка носит отчётливый характер, назовите чувства ребёнка спокойным голосом, выразите принятие его эмоциональных  переживаний  (пример:  «я

вижу, что ты сердишься»).

  1.         Энергично, убедительно, но спокойно установите ограничение на агрессивные действия (пример: «нельзя обзывать детей»,

«у нас не ругаются»).

  1. Предложите ребёнку приемлемые способы выражения гнева (пример: «просто скажи «Я сержусь!»»).
  2. Выясните причины переживаний ребёнка, его актуальные потребности (пример: «Петя, чего ты хочешь?»). Выясните мотивы других участников ситуации.
  3. Предложите детям варианты разрешения ситуации/приемлемые способы реализации актуальных потребностей.
  4. Выделите время и расскажите детям сказку о добром и уважительном отношении друг к другу, о добрых, волшебных словах. Научите детей вежливо обращаться друг к другу с просьбами, решать спорные вопросы, договариваясь друг с другом. Поощряйте детей за подобное поведение.
  5. Если вербальная агрессия ребёнка носит систематический характер, необходима индивидуальная        коррекционная        и воспитательная работа. Программу такой работы можно создать вместе с педагогом-

психологом.

СК VI (ВАН)

Вербальная – активная – непрямая агрессия

(необоснованные жалобы на другого ребёнка, унижающие прозвища в разговоре о ком-то и т.д. распространение клеветы или сплетен о другом

ребёнке, скрытная инициация бойкота или вербального

преследования другого ребёнка)

1. Не поддерживайте подобное деструктивное поведение, - оно в конечном итоге приведёт к открытым агрессивным действиям и конфликтам. В зависимости от выраженности подобного        поведения        необходимо подобрать наиболее адекватную реакцию. Если с явно необоснованной жалобой ребёнок обращается непосредственно к Вам впервые, Вы можете проигнорировать её, использовать юмор, дать поручение ребёнку, переключив его внимание на полезную, интересную деятельность. Если подобное поведение повторяется или Вы стали свидетелем использования унижающих прозвищ и т.д. в разговоре о ком-то, - это необходимо остановить. Установите зрительный контакт с ребёнком (убедитесь, что он Вас видит и слышит). Спокойным, убедительным тоном выразите негативное отношение к подобному поведению (примеры: «жаловаться на своих друзей по

пустякам   плохо»,   «плохо   говорить

неправду», «нельзя обзывать детей» и т.д.).

  1.         Если поведение повторяется, необходимо выяснить его причины, наблюдая за ребёнком и/или обратившись к педагогу- психологу. Поговорите с ребёнком в спокойной обстановке, отдельно от других детей. Важно, чтобы ребёнок поделился своими переживаниями, желаниями, мечтами.
  2. Поскольку частой причиной подобного поведения является зависть, посмотрите, есть ли условия для самореализации ребёнка. Сделайте шаги в направлении создания приемлемых условий для самореализации ребёнка.
  3. Выделите время и расскажите всем детям сказку о добром и уважительном отношении друг к другу, о добрых, волшебных словах. Научите детей вежливо обращаться друг к другу с просьбами, решать спорные вопросы, договариваясь друг с другом. Поощряйте детей за подобное поведение.
  4. Если вербальная агрессия ребёнка носит систематический характер, необходима индивидуальная        коррекционная        и воспитательная работа. Программу такой работы можно создать вместе с педагогом-

психологом.

СК VII (ВПП)

Вербальная – пассивная – прямая агрессия

(намеренный отказ разговаривать, отвечать на вопросы, сообщать

необходимую информацию)

  1. Необходимо обратить внимание на подобное поведение ребёнка, особенно если оно не типично для него.
  2. Поговорите с ребёнком в спокойной обстановке, отдельно от других детей, предложите ему рассказать о том, что произошло. Важно понять причины поведения ребёнка.
  3. Возможно, ребёнок сам стал жертвой агрессии. Выразите понимание и принятие переживаний ребёнка. Избегайте оценок в адрес ребёнка и его «обидчика». Если причиной является конфликт, поговорите с другим/ими участниками. Выяснив их мотивы, предложите детям варианты разрешения ситуации и примирения.
  4. Выделите время и расскажите всем детям сказку о том, как важно не держать в себе своё недовольство, а сказать о нём (пример:

«Мне это не нравится», «Я сержусь»), а также решать  спорные  вопросы,  договариваясь

друг с другом.

  1. Если ситуация повторяется, ребёнку будут полезны индивидуальные занятия с психологом или включение в группу по развитию коммуникативных навыков и навыков саморегуляции.
  2. Внимание! Отказ разговаривать, отвечать на вопросы,        сообщать        необходимую информацию может быть ненамеренной реакцией ребёнка и отражать его индивидуальные особенности, - в этом случае подобное поведение не является агрессивным. Необходима консультация специалиста                (педагога-психолога,

дефектолога).

CК VIII (ВПН)

Вербальная – пассивная – непрямая агрессия

(намеренный отказ сообщить какую-либо информацию в защиту другого, которого

незаслуженно критикуют; намеренное умолчание об успехах, достижениях, заслугах другого с целью лишения его поощрения)

  1. Такое намеренное поведение может встретиться лишь у детей старшего дошкольного возраста. Если Вы отметили подобные проявления, просто обратите на это внимание и учтите это в дальнейшей воспитательной работе.
  2. Поскольку причиной подобного поведения может являться зависть, посмотрите, есть ли условия для самореализации ребёнка. Сделайте шаги в направлении создания

приемлемых условий для самореализации ребёнка.

СК IX (ЭАП)

Экспрессивная – активная – прямая агрессия

(демонстрация другому ребёнку угрожающей или оскорбительной интонации, мимики,

жестов, поз)

  1. Обратитесь к ребёнку по имени. Установите зрительный контакт с ребёнком (убедитесь, что он Вас видит и слышит). Назовите чувства или желания ребёнка спокойным нейтральным голосом (примеры: «я вижу, что ты сердишься»; «ты хочешь показать, какой ты сильный»).
  2.         Энергично, убедительно, но спокойно установите ограничение на агрессивные действия; в том числе, допустима оценка поведения  (пример:  «нельзя  дразниться»,

«нельзя кричать на детей», «у нас так себя не ведут», «нехорошо/некрасиво так делать, перестань»).

  1. Предложите ребёнку другие приемлемые способы проявить себя (пример: «нужен сильный помощник, помоги мне расставить стулья»).
  2. Если ребёнок проявляет лидерские качества, чаще давайте ему поручения и просите помочь другим детям. Хвалите ребёнка за

добрые поступки.

  1. Вы можете вместе с детьми обсудить, принять и красочно оформить правила поведения в группе. Хвалите детей за их выполнение.
  2. Проводите с детьми командные игры, игры на взаимодействие, чтобы дети учились общаться и чувствовали себя единой командой.
  3. Если агрессивное поведение ребёнка, несмотря на Ваши усилия, повторяется, ребёнку будет полезны  индивидуальные

занятия с психологом.

СК X (ЭАН)

Экспрессивная – активная – непрямая агрессия

(подстрекательство других детей к

демонстрации угрожающих или оскорбительных

интонации, мимики, жестов, поз с целью

причинения морального ущерба кому-либо)

  1. Если Вы заметили, что ребёнок совершает перечисленные действия, их необходимо прекратить. Установите контакт с детьми, включёнными в эту ситуацию. Энергично, убедительно, но спокойно установите ограничение на агрессивные действия (пример: «нельзя дразниться», «нельзя пугать детей»).
  2. Предложите детям интересное занятие, игру. Если выраженного конфликта между детьми нет, то возможно предложить им поиграть совместно с теми детьми/ребёнком, которых/ого        они        хотели напугать/подразнить.
  3. Если ситуация повторяется, поговорите с ребёнком-зачинщиком в спокойной обстановке, отдельно от других детей.
  4. Предложите ребёнку рассказать о том, что случилась. Важно, чтобы ребёнок поделился своими переживаниями, смог признать совершённые им действия и понял их последствия.
  5. Выразите понимание и принятие переживаний ребёнка, но повторите ограничение и предложите ребёнку приемлемые способы исправления ситуации (если причиной является конфликт, то - способы разрешения конфликта) и необходимую помощь.
  6. В дальнейшем детям будет полезно предложить  игру  «в  дразнилки»  или

«пугалки», в которой все участники действуют  по  правилам,  «дразнят»  или

«пугают» друг друга в смешной форме (необидно и нестрашно) и обязательно по очереди.

  1. Если   ситуация   не   разрешилась   или

повторяется,        обязательно        обратитесь        к

педагогу-психологу или опытным коллегам.

СК XI (А)

Аутоагрессия (действия, наносящие физический или моральный вред, ущерб самому себе)

  1. Если Вы заметили подобное поведение ребёнка, не оставляйте это без внимания! Воздержитесь от любых оценок поведения и, тем более, ребёнка. Важно облегчить ситуацию для ребёнка. Если Вы понимаете, что стало триггером (включило подобное поведение), по возможности, уберите или измените этот фактор, или выведите ребёнка из этой ситуации.
  2. Важно понять происхождение, причины и триггеры подобного поведения. Обязательно

обратитесь к педагогу-психологу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

памятки по агрессии

разработаны мной памятки ля родителей и педагогов...

памятка: Виды трудностей при обучению детей чтению и их возможные причины""

Памятка может быть предложена  родителям, воспитателям, учителям ачальных классов. Цель-разъяснение причин возможных трудностей у ребенка в процессе обучению чтению. Памятка разрабатывалась к зас...

Памятка "Виды деятельности, способствующие развитию мелкой моторики, зрительно-моторной координации."

Памятка предназначена для родителей детей старшей и подготовительной группы....

Статья на тему: "Виды агрессии в дошкольном возрасте"

В данной статье представлено описание различных видов детской агрессии и рекомендации по профилактике её проявлений....

Памятка.Виды аппликаций.

Памятка.Виды аппликаций....

памятка "Детская агрессия"

Детская агрессия – это проблема, наиболее часто вызывающая тревогу у педагогов и родителей. В поведении и поступках ребенка родителей очень часто волнуют реакции непослушания. Стоит отметит...