Игры с кругами Луллия
материал

На сегодняшний день существует множество методик и технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды, способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении.

Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников - игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.

Одним из современных и интереснейших методов обучения является древнейшая логическая машина, которую авторы технологии ТРИЗ применили в дошкольном образовании и назвали "Кольцами Луллия".

Основоположником этого метода является Раймунд Луллий. Он изобрел круги, на которых можно было найти ответ на любой вопрос путем простого раскручивания.  На основе метода луллизма разработали методику для детского сада - «Кольца Луллия». Центральное место в ней занимает многфункциональное пособие - круги Луллия. А представляют они собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Они бывают двух видов горизонтальные и вертикальные. Педагоги могут использовать от 2 до 4 кругов в зависимости от возраста детей. Круги разделены на сектора, количество которых варьируется от 4 до 8. На каждый сектор круга помещается картинка. 

Круги вращаются относительно друг друга с помощью пальчиков ребенка, перемещая картинки с целью поиска нужного результата, например «Подбери цвет» (в темах «Овощи», «Фрукты», «Ягоды»), «Найди нужный хвост», «Чей малыш?» (в теме «Животные»), «Соедини части в целое» (в темах «Посуда», «Обувь», «Одежда») и пр.

Именно по этим картинкам, реальным, узнаваемым, с характерными признаками, ребенок определяет для себя мир вокруг. Необычная форма заданий позволяет научить ребенка не только различать признаки предметов, но и развивать цветовосприятие, умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание, формировать навыки устной речи, а также способствует активизации зрительных функций (навыков фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения). А самое главное – они создают для ребенка условия для того, чтобы почувствовать себя творцом, умеющим объяснять, сочинять, решать пусть пока сказочные, но проблемы и обрести веру в свой успех.

Использовать круги Луллия в речевом развитии можно как на занятиях (ознакомление с окружающим, развитие речи, математика и др), так и в индивидуальной работе с детьми, представляя их детям как чудесные кольца или загадочные круги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_krugami_lulliya.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с кругами Луллия

 Игры на подбор пары

В одном из окошек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путем прокручивания второго кольца. В этих играх одной картинке первого кольца обязательно должна соответствовать одна картинка второго кольца.

 Игры экологического содержания:

«Найди, где живет», «Назови детеныша», «С чьей ветки детки?», «Крылья, ноги, и клювы», «Подбери место обитания», «Чей дом?» и т.д..

Игры на формирование звуковой культуры речи, грамматического строя и обучение грамоте:

«Чей нос, чей хвост?»; «Назови сколько»,; «Что приводится в действие одинаково?», «Подбери два предмета, которые действуют одинаково?» (активизация глаголов); «Что одинаково на вкус? По цвету? » (активизация имен прил.), « Кто как передвигается? Подбери пары.» (От звука к слову); « Поймай звук» (Выдели первые звуки в словах. Подбери пары слов с одинаковым первым (последним) звуком); (символы, обозначающие большой и маленький размер (цвет, объем, вкус) ; символы : нос, глаз, зубы, уши, хвост, лапы; цифры от 1 до 10; схемы для поиска заданного звука; картинки с изображением предметов со звуком «Р» в начале , середине, в конце слова( со звуком «Л», «Ч», «Ш», «Щ» и т.д.; любые предметы.

Игры с элементом случайности в установке колец.

В этих играх дети одновременно раскручивают оба кольца. Ответ ребенка зависит от того какая комбинация выпадет в окошке. В таком варианте игр любая картинка первого кольца сочетается с любой картинкой второго кольца и наоборот. Именно из-за этого элемента случайности в установке картинок эти игры больше нравятся детям.

Игры на развитие творческого воображения

Для этих игр подбираются кольца для первого типа игр, но при этом раскручиваются оба кольца. Далее обсуждается несовместимая на первый взгляд комбинация. Например, совпали картинки «зайчиха» и «лисята». Задаем вопросы: «Как могло случиться, что зайчиха стала воспитывать лисят, как она будет о них заботиться, чему станет учить?» Заранее договариваемся с детьми, что ситуации сказочные, нереальные, значит можно дать волю фантазии.

Или, например, выпала комбинация

«Лиса в море» Может быть , лису везут пароходом в новый зоопарк?

«Лиса в болоте» - погналась за добычей и, вот и завязла, бедная.

«Лиса в деревне»- опять кур крадет.

«Лиса в городе» - в зоопарке, в гостях и т.д..

Варианты колец каждый педагог может выбрать самостоятельно, может придумать свои варианты колец и способы игр и заданий к ним. К этому могут подключиться и дошкольники.

Необходимо систематически добиваться того, чтобы дети старались не только отвечать на вопросы воспитателя, используя данную игру, но и самостоятельно могли задавать вопросы воспитателю и сверстникам. Стремитесь к тому, чтобы ребенок сам захотел выполнить задание. Необходимо целенаправленно использовать в своей деятельности данную дидактическую игру как одну из основных форм мотивации, организации и стимулировании познавательной и речевой деятельности детей – инофонов. Повышенный интерес у детей вызывают задания с отгадыванием того или иного животного, птицы, их частей тела, образа жизни, места обитания.

Для организации речевой деятельности детей и усиления потребности общения на русском языке следует шире использовать м.д.игру «Круги Луллия »: • на индивидуальных и подгрупповых занятиях; • на занятиях по развитию речи; • игровой деятельности вне занятий; • в самостоятельной деятельности детей;

Если есть необходимость, проведите по теме не одно, а два и три задания

 Пример игр и заданий к ним

1. На малом круге воспитатель располагает картинки с изображением животных (собака, курица, лиса и т.д.), на большом - их детенышей. Реальное Задание (РЗ): найти маме детеныша. Ребенок по просьбе взрослого называет одно из животных, изображенных на верхнем круге, затем отыскивает на нижнем круге изображение его детеныша, называет его и, поворачивая этот круг, совмещает их.

2. Взрослый раскручивает круги. Например, под стрелкой оказались изображения собаки и цыпленка.

Фантастическое Задание (ФЗ): подумать и сказать, каким образом мама-собачка будет ухаживать за одиноким цыпленком (кормить, согревать, гулять и т.д.).

1.На стержне - три круга. На маленьком - изображения объектов (ягода вишни, портфель, автомобиль и т.д.); на среднем круге - геометрические формы (треугольник, овал, круг и т. д.); на большом - цифры.

РЗ: выбрать объект (ягода вишни), подобрать соответствующую ему геометрическую форму (круг) и количество (например, цифра 2).

2. Раскрутить круги. Например, под стрелкой оказались: ягода вишни, треугольник, цифра 8 (результат - восемь вишен треугольной формы).

ФЗ: какую пользу из этого можно извлечь? (Такие плоды удобно укладывать в ящик - треугольник к треугольнику.)

1.Первый (верхний) круг - образцы материалов (металл, ткань, стекло и т.д.). Второй круг - изображения объектов (стул, телефон, пылесос и т.д.). Третий круг - изображения местонахождения объектов (квартира, улица, космический корабль). Четвертый круг - образцы цветов (малиновый, голубой и т.д.).

РЗ: выбрать объект, подобрать материал, из которого он изготовлен, его цвет и определить место его нахождения (телефон -пластмасса - фиолетовый - квартира).

2. Раскрутить круги. Например, под стрелкой оказались: стекло, стул, космический корабль, малиновый цвет.

ФЗ: объяснить практическую значимость получившегося объекта. Обсуждается ситуация: на космическом корабле необходим стеклянный стул малинового цвета, потому что... (Ответы детей.)

 "Необычные вещи"

Цель. Учить детей определять части объектов. Побуждать к объяснению практической значимости необычного сочетания известных им объектов или их частей.

Материал. На стержне - два круга (на большом - изображения объектов, на маленьком - частей этих объектов).

РЗ: "Посмотри, какой объект оказался под стрелкой на первом круге, и найди его часть на втором".

ФЗ: "Раскрути круги, посмотри и назови, что оказалось под стрелкой (например, здание и крылья самолета). Придумай историю о том, как дом научился летать".

"Новая сказка"

 Цель. Закреплять знание текстов знакомых сказок. Учить изменять текст сказки в зависимости от введения новых объектов.

Материал. Два круга (на первом - изображения сюжетов знакомых сказок; на втором - предметов из этих сказок).

РЗ: "Посмотри, иллюстрация к какой сказке оказалась под стрелкой". ("Красная Шапочка" Ш. Перро.) "Вспомни героев сказки, найди подходящий предмет". (Корзинка.)

ФЗ: "Раскрути круги и посмотри, что оказалось под стрелкой. (Иллюстрация из сказки "Три поросенка" и сковорода из сказки "Федорино горе" К. Чуковского.) Как сковорода может помочь поросятам справиться с волком?"

 "Необычное место"

Цель. Учить детей различать места, в которых происходили события, описанные в сказке; изменять текст знакомой сказки в зависимости от смены места действия.

Материал. На верхнем круге - картинки с изображением мест действия из различных сказок: болото, лес, комната, деревня, волшебный сад (прикрепляет воспитатель). На нижнем круге - картинки с изображением сказочных героев (дети прикрепляют самостоятельно).

РЗ: "Выбери героя, вспомни название сказки и найди место, где разворачивается сюжет". (Черепаха Тортилла живет в болоте.)

 ФЗ: "Раскрути круги и посмотри, что оказалось под стрелкой. Назови героя и его новое место жительства". (Черепаха Тортилла живет в волшебном саду.) Воспитатель предлагает подумать и рассказать, как в этом случае будет развиваться сюжет сказки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры ТРИЗ. Круги Луллия

Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ и РТВ...

Дидактическая игра "Календарь" (круги Луллия)

Дидактическая игра "Календарь" (круги Луллия)  состоит из 4 кругов разного диаметраЦель игры: Формировать представление о временах года и умение сопоставлять изображения (картинки, символы, пента...

Дидактические игры с кругами Луллия

Круги Луллия представляют дошкольникам как чудесные кольца или загадочные круги. Начать использовать их в работе с детьми лучше с 4-го года жизни. В этом возрасте целесообразнее брать 2 круга с 4-мя с...

Презентация "Игры с кругами Луллия"

Презентация по обобщению опыта работы с пособием "Круги Луллия" с детьми дошкольного возраста....

Дидактические игры с кругами Луллия.

Кольлца Луллия – это многофункциональная игра. Игра дает возможность обогатить условия для интеллектуального развития и познавательных интересов детей (предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для испол...

Буклет "Игры с Кругами Луллия" (ТРИЗ технология)

Буклет "Игры с Кругами Луллия"  (ТРИЗ технология) для воспитателей детских садов...

Мастер - класс "Игры с Кругами Луллия"

Мастер - класс "Игры с Кругами Луллия"...