Методические рекомендации по составлению конспектов в ДОО
учебно-методический материал

Чешуина Наталья Равиновна

Методические рекомендации по составлению конспектов в ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_po_sostavleniyu_konspektov.doc453.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Методические рекомендации по составлению конспекта организованной образовательной деятельности в ДОО».

Проблема планирования непрерывной образовательной деятельности (НОД) присутствует сегодня у многих педагогов дошкольных учреждений. Прошло немало времени с выхода ФГОС, но до сих пор некоторые педагоги не умеют правильно спланировать, организовать и провести НОД. Это связано с тем, что прежняя модель проведения занятий существовала долгие годы, и мы к ней привыкли.

Научиться проектировать современные занятия по ФГОС ДО - задача каждого современного педагога, работающего с дошкольниками. В основе такого проектирования есть важные  правила:

  • Проводить образовательную деятельность как воспитатель, не перевоплощаясь.
  • Размышлять и думать, как ребенок.
  • Действовать во время образовательной деятельности вместе с детьми.

Четкого замещения слову «занятие» на данный момент нет. В одних регионах называют «непосредственно образовательная деятельность» (НОД), в других — «организованная образовательная деятельность» (ООД), в третьих — «образовательная ситуация» (ОС). Все эти определения правильные, так как отражают конкретную образовательную деятельность.

Подготовка воспитателя к занятиям состоит из 3 этапов:

Планирование;
Подготовка оборудования;
Подготовка детей к занятию.

Конспект – основной документ воспитателя, без которого не может состояться ни одна организованная деятельность! При составлении и оформлении конспекта занятия педагог должен знать, что от качества разработки конспекта будет зависеть качество образовательной работы с детьми. Конспект надо продумать так, чтобы, взяв его в руки, самый неопытный педагог сразу имел бы представление, какого вида это занятие, в какой форме оно построено, какие методы и приемы будут использованы, где проводится занятия, какой материал будет использован на занятии, какая должна быть предварительная работа и т.д. Обязательных требований по форме планирования НОД нет. Регламентировать эти требования может только положение о форме планирования НОД разработанное в каждом учреждении. Самое главное – конспект должен отражать современные тенденции развития дошкольников и быть методически грамотным.

Есть два вида конспекта: - краткий; - развернутый. И в кратком и развернутом конспекте обязательны все его структурные элементы (тема, цель, задачи и т.д.). Но, в отличие от развернутого конспекта, в кратком конспекте нет подробного описания хода занятия (сценария). Достаточно указать методы и приемы каждой части занятия.

Оформление конспекта НОД начинаем с титульного листа.

1. Титульный лист

2. Тема. Проектируя занятия, педагог должен четко представлять его конечный продукт (рисунок, аппликация, поделка из пластилина или другого пластического материала, заученное наизусть стихотворение, новая цифра или число, пересказ художественного произведения и т.д.). Поэтому в теме НОД должен найти свое отражение этот продукт.

Например: Неправильно «В гости к бабушке», «Путешествие в стану Математики», «Зима пришла»

Правильно  «Лепка. Пирожки» «Счет в пределах 10» «Составление рассказа по картине «Зимние забавы»

3. Образовательная область.

 Принадлежность к образовательной области определяется ведущей деятельностью на занятии. Если на занятии доминирует изобразительная деятельность, то указывается «художественно-эстетическое развитие». Математика, ознакомление с окружающим – «познавательное развитие». Развитие речи – «речевое развитие». Соответственно цель занятия соответствует целям приоритетной образовательной области.

 4. Форма проведения занятия

5. Цель и задачи. Что такое цель? Цель – это конечный результат, то к чему мы стремимся. Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т.д.

Требования к постановке цели:

  • Конкретность постановки цели (то к чему должны прийти или ожидаемый результат);
  • Реалистичность цели занятия с точки зрения достаточности времени на ее выполнение;
  • Реалистичность цели с точки зрения ее соответствия подготовленности детей к ее решению на предыдущих занятиях (опыт);
  • Реалистичность цели с точки зрения ее соответствия возможностям и способностям детей и педагога.

Современные педагоги цель занятия разделяют на «детскую» и «педагогическую». Как правило, мы привыкли прописывать только педагогическую цель. Если мы возьмем за правило формулировать детскую цель, тогда успех занятия будет гарантирован. Например,

Задачи – средства достижения цели.

Для конкретного занятия (ООД) подойдут конкретные задачи, которые должны быть решены к концу этой образовательной деятельности (через 15 минут в младшей или через 30 минут в подготовительной группе). То есть, если педагог написал задачу в конспекте ООД, то он должен ее решить в процессе ООД. Поэтому в конспекте не нужно писать по 10-15 задач. Пять, максимум шесть.
Задачи можно разделить:

- на 3 группы:  развивающие, обучающие, воспитательные (воспитывающие),

- на 2 группы:  образовательные, развивающие. Многие педагоги вместо слова «обучающие» пишут слово «образовательные», имея в виду только обучающие задачи. Но понятие «образование» (закон «Об образовании в РФ») включает в себя процесс обучения и воспитания. Значит, в группу образовательных задач нужно включать и обучающие, и воспитательные задачи. В этом случае будет только две группы задач: развивающие и образовательные.

Каждая задача начинается с глагола несовершенного вида, то есть, отвечающего на вопрос «Что делать?» (Н-р: «Развить фонематический слух …» - ошибочный вариант, «Развивать фонематический слух …» - правильный вариант). Задачи формулируем подробно, со всеми необходимыми пояснениями (н-р: «Развивать фонематический слух» - ошибочный вариант, «Развивать фонематический слух: умение выделять первый звук в слове» - правильный вариант). Каждую задачу необходимо нумеровать отдельно, не совмещать несколько задач (Ошибочный вариант формулирования задачи: «Развивать внимание, память, дружелюбие, любовь к прекрасному»).

Избегать при формулировке задач слов:

 «УЧИТЬ», т.к. учить = познакомить + расширить + уточнить + закрепить +

упражнять + совершенствовать + систематизировать + обобщить + и т.д.

Подбираем наиболее точный глагол;

 «ФОРМИРОВАТЬ», т.к. с точки зрения одних авторов это слово несет излишне авторитарный подтекст.

6. Предварительная работа.

Когда задачи будут сформулированы, необходимо указать, какая велась предварительная работа с детьми, весь объем фронтальной и индивидуальной работы с детьми (беседы с детьми, наблюдение, чтение художественной литературы, куда ходили на экскурсию, что выучили и т.д.).

7. Материалы и оборудование: Перечисляется, какое оборудование будет использовано на данном НОД (например: магнитофон, фланелеграф, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т.д.). Далее указывается демонстрационный материал, где перечисляются не только все пособия, картины, но и указываются их авторы, количество, размеры. Описывая раздаточный материал, обязательно перечисляется, какой берется материал с указанием размера и количества.

8. Ход занятия можно оформить в двух вариантах (сценарий или технологическая карта). Но, не зависимо от формы написания хода занятия, структура остается неизменной.

Вводная часть (мотивационный этап). Само занятие начинается с первой (вводной или вступительной) части, которая длится 3-5 минут и включает в себя:

  • Организационный момент (привлечение внимания детей к воспитателю, отвлечение от тех видов деятельности, которыми дети были заняты ранее; напоминание правил дисциплины; приведение в порядок внешнего вида детей и т.п.).
  • Сюрпризный или заинтересовывающий момент (появление героя, персонажа, конверта, картины, игрушки, прочтение стихотворения, отгадывание загадки и др.)
  • Разворачивание сюжета занятия, если он предусмотрен.

На одном занятии во вводной части могут присутствовать не все выше перечисленные компоненты.

Педагог должен мотивировать детей на включение в познавательную (или игровую) деятельность при помощи проблемной (или игровой) ситуации. В конспекте прописывается эта ситуация.

       

     Основная часть (содержательный, деятельностный этап). В конспекте прописываются образовательные ситуации, проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуации общения, речевые упражнения, дидактические игры и др. В процессе данных ситуаций и игр детям даются новые знания (формируются новые представления), закрепляются уже полученные, решаются проблемные вопросы.  Во время хода основной части необходимо предусмотреть смену видов деятельности противоположных друг другу по степени активности и по участвующим анализаторам. По мере утомления детей проводится физкультминутка, которая так же должна (желательно) согласовываться с темой или сюжетом занятия. Так же одним из требований к занятию является степень активности детей больше делают, думают, догадываются, рассуждают, говорят дети, а не воспитатель. Воспитатель создает условия, чтобы ребенок почти все смог сделать сам.

Общая цель основной части решить все задачи, поставленные в программном содержании, и реализовать запланированную индивидуальную работу с детьми.

Заключительная часть (рефлексивный этап) (до 3 –5 минут). Нужно продумать вопросы, при помощи которых педагог фиксирует или закрепляет у воспитанников новые понятия, новые представления, новые техники, а также помогает детям анализировать собственную и коллективную деятельность в процессе ООД (это должны быть вопросы, исключающие односложного ответа «да», «нет»).

В конспекте занятия не надо писать четкие ответы детей, ответы не предсказуемы, это не сценарий. Предполагаемые ответы можно указать в скобках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по составлению рассказа детьми с общим недоразвитием речи

Аннотация: В настоящее время разрабатываются новые подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья.  Логопедическое занятие «Составление рассказа о весне» для детей старшего до...

Доклад на тему: ««Методические рекомендации по составлению конспектов непосредственно образовательной деятельности в ДОУ в соответствие с ФГОС ДО»

Доклад на тему: ««Методические рекомендации по составлению конспектов непосредственно образовательной деятельности в ДОУ в соответствие с ФГОС ДО»...

Методические рекомендации по составлению конспекта НОД в ДОУ

Деятельность педагога дошкольного образования для достижения более высоких результатов своей профессиональной деятельности должна носить размеренный, планомерный характер. С этой целью в обязанности к...

Семинар - практикум для педагогов " Методические рекомендации по составлению конспектов НОД в ДОУ в соответствии ФГОС ДО"

Семинар подготовлен для повышения педагогической компетенции педагогов в воспросаx оформления педагогической документации...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОНСПЕКТА

Деятельность педагога дошкольного образования, для достижения более высоких результатов своей профессиональной деятельности должна носить размеренный, планомерный характер. С этой целью в обязанности ...