Методические рекомендации по составлению рассказа детьми с общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Аннотация: В настоящее время разрабатываются новые подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья.  Логопедическое занятие «Составление рассказа о весне» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи включает в себя использование электронных образовательных ресурсов, что является одной из современных образовательных технологий.  Данное занятие способствует повышению качества коррекционной работы по развитию связной речи детей: расширению словарного запаса, освоению грамматических норм языка, развитию навыков фонематического  анализа, вырабатыванию речевого дыхания, развитию общей моторики. Эффективность данного занятия значительно повышается при использовании презентации в  программе MicrosoftOfficePowerPoint2007.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занятие «Составление рассказа о весне» Составила учитель – логопед М.П. Сомова

Слайд 4

В Е С Н А К А П Е Л Ь



Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи

«Составление рассказа о весне»

Фонетическая тема: фонематический анализ.

Грамматическая тема: развитие связной речи.

Лексическая тема: весна.

Цель: коррекция речевых нарушений

Задачи:

I. Образовательные.

  1. Закрепить знания по теме «Весна».

II. Коррекционные.

  1. Развитие речевого дыхания.
  2. Обогащение лексики за счет слов: капель, ледоход.
  3. Развитие фонематического анализа.
  4. Развитие связной речи.
  5. Развитие высших психических функций внимания и памяти.

III. Воспитательные.

  1. Воспитывать умение слушать товарищей.
  2. Воспитывать положительное отношение к учебной деятельности.

Оборудование: раздаточный материал для развития дыхания - сосульки с капельками, фишки для фонематического анализа, компьютер, мультимедийный проектор.


Ход занятия.

Деятельность учителя- логопеда

Деятельность воспитанников

1. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята, садитесь удобно, начинаем занятие.

2. Основная часть.

Сообщение темы занятия.

- Мы сегодня поговорим о весне и поиграем в интересные игры. Вы готовы?  

А) Упражнение на развитие речевого дыхания.

- Возьмите в руки сосульки. Посмотрите, с них падают капельки. Период когда, тают сосульки называется капель (слайд № 2).

- Посмотрите на экран (слайд № 3). Мы будем выполнять дыхательное упражнение. Выполнять его нужно правильно: встанем на ноги, вдох сделаем носом, а затем медленный и ровный выдох ртом на капельки, чтобы они начали качаться.

- Молодцы, правильно выполняли упражнение.

Б) Фонематический анализ слов [капель, весна].

- Ребята, возьмите фишки и выложите схемы слов [капель и весна].

Давайте проверять, у всех ли получилось правильно. Посмотрите на экран (слайд № 4) Сколько звуков в слове [капель]?

Сколько букв в слове [капель]? Почему?

Какой первый (второй…) звук? Дайте ему характеристику.

Аналогично разбирается слово [ весна].

-Молодцы, правильно!

В) Физкультминутка.

- Давайте, поиграем. Предлагаю «изобразить картинки весны».

Солнце пригревает.

В полях снег тает.

Птицы прилетают.

Подснежники расцветают.

Весна – красна! Ты к нам пришла

С теплыми лучами, с быстрыми ручьями.

Первым март пришел, белый снег сошел,

За ним апрель отворит окно и дверь.

А как май придет – все кругом расцветет!

Г)  Введение в лексику новых слов.

- Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с новыми словами. Посмотрите на экран- (слайд № 5) место, где растаял снег и проглядывает земля, называется проталина. Повторите.

- А когда на речке начинает таять лед, он ломается и льдины несет течением, такое явление называется ледоход (слайд № 6). Повторите.

Д) Составление рассказа с опорой на схему.

- Сегодня мы будем составлять рассказ о весне, а  помогать нам будет вот эта  схема (слайд № 7).  

- Что изображено в первой клеточке?

- Что происходит с солнышком весною?

- Посмотрев на картинку с  изображением солнца, вы должны будете рассказать, что происходит с солнышком весной.

- Что изображено на второй картинке? Вторая картинка подсказывает, что нужно рассказать о погоде весной, о том, что происходит со снегом, о проталинах, о ледоходе…

- Что изображено на третьей картинке? Третья картинка подсказывает, что нужно рассказать о том, что происходит с растениями весной.

- Что изображено на четвертой картинке? Что происходит с птицами и насекомыми?

- Что изображено на пятой картинке? О чем надо рассказать?

- Кто догадается, о чем нужно рассказать, глядя на шестую картинку?

- Молодцы, правильно все рассказали. А для того, чтобы самостоятельно составить рассказ об осени нужно смотреть на схему и по- порядку рассказывать, а картинки будут вам помогать.

Е) Игра,  направленная на развитие внимания.

- Перед тем, как вы расскажите свои рассказы, хочу посмотреть какие вы внимательные. Я уберу схему, а вы скажите, что было нарисовано на первой картинке, что на третьей и т.д.

- Молодцы, у вас хорошая память. Кто хочет рассказать о весне, используя нашу схему?

- Скажите, ребята, когда ваш товарищ рассказывает свой рассказ, как нужно себя вести?

Выслушиваем 2-3 рассказа.

3. Заключительная часть.

А) Подведение итогов.

- Ребята, чем мы сегодня занимались?

Б) Оценка деятельности воспитанников.

- Молодцы, ребята, хорошо сегодня занимались.

Индивидуальные оценки.

В) Организационный момент.

- До свидания.

Здороваются, садятся.

Да

Выполняют.

Выкладывают схемы.

Пять.

Шесть. Объясняют.

Звук [к], согласный, твердый, глухой. (аналогично другие звуки)

Поднимают руки вверх, разведя пальцы, как лучи.

Наклоны вперед, руки в стороны.

Взмахи руками.

Приседают на корточки, руки перед собой, ладони сложены в виде бутонов.

Водят хоровод.

Проталина.

Ледоход.

-Солнце.

-Сильнее греет, ярче светит, поднимается высоко…

Весна. Весной тает снег, появляются проталины…

На веточках набухают почки, появляются листочки……

Птицы, насекомые.  Перелетные птицы возвращаются из теплых стран…  Насекомые -  просыпаются….

Звери, которые впадали в зимнюю спячку - просыпаются…

О том, что люди переодеваются, готовятся к посадкам…

Играют.

Отвечают.

Рассказывают свои рассказы.

Отвечают.

Прощаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядного моделирования при составлении описательного рассказа дошкольниками с общим недоразвитием речи.

Использование наглядного моделирования при составлении описательного рассказа дошкольниками с общим недоразвитием речи.Учитель – логопед ГБОУ школы № 1078 модуль 5 г. Москвы Попова А.С. ...

Методические рекомендации воспитателям по проведению занятий с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

Предлагаемая нами схема построения занятий ни в коей мере не исключает творческого подхода к их проведению. Конспекты занятий разработаны в соответствии с содержанием коррекционной программы и перспек...

"Методические рекомендации по комплексному сопровождению лиц с общим недоразвитием речи".

А. А. Рогова,г. ЧелябинскМетодические рекомендации по комплексному сопровождению лиц с общим недоразвитием речи.Комплексное педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями относится к ч...

Рекомендации учителя-логопеда музыкальному руководителю для использования в образовательном процессе с детьми с общим недоразвитием речи

В методическом материале от учителя-логопеда размещены рекомендации по коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР на музыкальных занятиях. Предложен подробный перспективный план, разработанный с у...

Методическая разработка для работы с детьми с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста «Город мастеров».

В данной методической разработке содержатся материалы для активизации словаря по теме "Профессии" (инструменты), для развития фонематических функций, плавного выдоха, развития слогового анал...

Круглый стол для педагогов: «Использование загадок в работе с детьми с общим недоразвитием речи с целью активизации их мыслительной деятельности и обучения составлению описательных рассказов»

В литературе подчеркивается важность следующего момента: ребенок должен не только отгадать, но и суметь доказать отгадку, т.е. обратить внимание на все указанные в ней условия, выяснить, что в них сущ...