Методические рекомендации воспитателям по проведению занятий с детьми, имеющими общее недоразвитие речи
учебно-методический материал на тему

Предлагаемая нами схема построения занятий ни в коей мере не исключает творческого подхода к их проведению. Конспекты занятий разработаны в соответствии с содержанием коррекционной программы и перспективным тематическим планом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

воспитателям по проведению занятий

с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

        Предлагаемая нами схема построения занятий ни в коей мере не исключает творческого подхода к их проведению. Конспекты занятий разработаны в соответствии с содержанием коррекционной программы и перспективным тематическим планом.

        В основу организации занятий наряду с общедидактическими положены принципы предметности и наглядности. Соблюдение этих принципов крайне важно, так как дает возможность максимально опираться на все анализаторные системы ребенка и развивать зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, тактильные ощущения. Использование на занятиях натуральных объектов позволяет получить желаемый эффект.

        Все конспекты занятий построены по единой схеме, состоящей из двух блоков. В первом блоке определены: тема; форма организации занятия (дидактическая игра, экскурсия, рассматривание иллюстраций, картин, составление рассказа, беседа и т.п.); цель занятия; словарь, который должен быть усвоен на занятии; характер предварительной работы; необходимый для занятия дидактический и наглядный материал. Во втором блоке конспекта представлен собственно ход занятия.

        Структура занятия определяется его целями и задачами. В подборе дидактического материала мы руководствовались классификацией типов занятий, предложенной Е.Д. Худенко: вводное занятие; изучение нового материала; обобщающее занятие; комбинированное занятие.

        Вводное занятие имеет следующую структуру.

  1. Организационный момент.
  2. Введение  в тему:

а) вводная беседа;

б) упражнения на узнавание, различение, определение предметов и явлений;

в) классификация предметов;

г) составление предложения на основе демонстрации натуральных объектов с опорой на их графические символы;

д) работа по иллюстрациям: «Подбери слово, антоним, синоним» и т.п.;

е) программированные задания.

        III. Итог.

                Структура занятия, посвященного изучению нового материала, может иметь несколько вариантов.

Вариант 1

  1. Организационный момент:

а) упражнения, тесты, головоломки на развитие внимания, восприятия, памяти;

б) лексические упражнения.

  1. Актуализация опорных знаний и представлений:

а) вводная беседа;

б) упражнения на узнавание, различение предметов и явлений;

в) сообщение темы, целей урока.

  1. Изучение нового:

а) рассказ воспитателя;

б) демонстрация наглядности, схем, опор.

  1. Обобщение (обобщающая беседа).
  2. Закрепление:

а) программированные задания;

б) графические работы;

в) работа с текстом и т.д.

  1. Итог.

Вариант 2

  1. Организационный момент (лексические упражнения).
  2. Введение в тему:

а) вводная беседа;

б) сообщение темы, целей урока.

  1. Изучение нового:

а) актуализация имеющихся знаний воспитанников;

б) рассказ, объяснение воспитателя.

  1. Физкультминутка.
  2. Закрепление:

а) обобщающая беседа;

б) практические работы.

        

                Комбинированное занятие может быть построено следующим образом.

  1. Организационный момент (упражнения на внимание, память, восприятие).
  2. Повторение:

а) обобщающая беседа;

б) упражнения в узнавании, различении предметов и явлений;

в) программированные задания;

г) рассказ воспитанника.

  1. Изучение нового:

а) вводная беседа, проверка сенсорных эталонов;

б) рассказ педагога.

  1. Физкультминутка.
  2. Закрепление:

а) упражнения на узнавание; определение;

б) лексические игры, задания.

  1. Итог.

Обобщающее занятие может иметь следующую структуру.

  1. Организационный момент: упражнения на развитие высших психических функций.
  2. Обобщение:

а) обобщающая беседа;

б) упражнение на узнавание, определение предметов и явлений;

в) программированные задания;

г) лексические игры и задания;

д) работа с опорой на графические схемы.

        III.     Физкультминутка.

          IV.     Итог.

        Педагоги выбирают структуру в соответствии с типом занятия и затем находят соответствующий дидактический материал.

        Обращаем внимание на то, что в структуру занятия обязательно входит организационный момент, включающий упражнения на развитие памяти, внимания, восприятия. Цель его – настроить детей на учебную деятельность.

        Практика показывает, что, поскольку детям с речевой патологией трудно высказать мысль, построить предложение, участвовать в диалоге, на занятиях следует использовать графические схемы, символы, программированные задания, помогающие организовать речь.

        В содержании физкультминутки учитывается лексическая тема коррекционной программы. Все занятия построены в игровой форме, динамично – с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

        В отдельных случаях тексты бесед, включенных в конспекты, представлены детально, в качестве образцов, хотя, разумеется, не исключается, как и во всех других случаях, возможность творческого подхода при подборе дидактического (иллюстрационного, художественного, литературного) материала в рамках предложенной лексической темы.

        Таким образом, идея комплексного подхода к устранению общего недоразвития речи у дошкольников находит выражение прежде всего в структуре тематического планирования и разработанном в соответствии с ним методическом сопровождении. Ведущая роль в обучении и воспитании детей с ОНР принадлежит учителю – логопеду, направляющему усилия педагогов на создание условий для успешного речевого развития и подготовки каждого ребенка к обучению в школе.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ «ЭКСКУРСИЯ В ЗООПАРК»

В данном конспекте представлено занятие в подготовительной группе детского сада по технике пластилинографии с использованием нетрадиционных материалов (крупы: чечевица, манка, гречка, фасоль и т.д.). ...

"Использование элементов кинезиологии в коррекционно-образовательном процессе с детьми,имеющими общее недоразвитие речи"

В  наши  дни все больше внимания уделяется  психологически ориентированному обучению,когда весь коррекционный процесс планируется  « от ребенка», а не от  «дефекта» и...

Использование игр при работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

В настоящее время никто не сомневается, что логопедическую работу с детьми, отстающими в развитии, надо начинать как можно раньше. Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная квалификация и...

Использование русского народного фольклора на музыкальных и логоритмических занятиях с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно  объясняет ...

Оздоровительная и коррекционная работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

В статье представлен метод совместной работы инструктора по физкультуре  и воспитателя логопедической группы, по посещению купальни детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Посещение бассейна...