Обобщение опыта работы «Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям культуры здоровья посредством здоровьесберегающих технологий»
материал

ФИРСОВА НАДЕЖДА ВИКТОРОВНА

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни   в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально ‑ демографических групп населения России и особенно детей дошкольного  возраста. Ее решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.

  Дошкольный возраст - это уникальный возраст для развития личности. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие.

Повышенного внимания требует укрепление нервной системы, охрана зрения, слуха, голоса, формирование правильной осанки у наших дошкольников. Поэтому необходим поиск новых методов и подходов к оздоровлению, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий.

Существует много способов сохранения и укрепления здоровья детей. Однако сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья - не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №25 компенсирующего вида»

Воспитатель: Фирсова Н.В.

I квалификационная категории

Обобщение опыта работы «Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям культуры здоровья посредством здоровьесберегающих технологий»

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни   в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально  демографических групп населения России и особенно детей дошкольного  возраста. Ее решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.

  Дошкольный возраст - это уникальный возраст для развития личности. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие.

Повышенного внимания требует укрепление нервной системы, охрана зрения, слуха, голоса, формирование правильной осанки у наших дошкольников. Поэтому необходим поиск новых методов и подходов к оздоровлению, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий.

Существует много способов сохранения и укрепления здоровья детей. Однако сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья - не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема.  

По данной теме, мной была изучена литература по физическому воспитанию дошкольников: задачи, средства, пути решения проблемы укрепления, развития и сохранения здоровья детей дошкольного возраста.

Было выяснено, какое место занимают задачи здоровьесбрегающих технологий в физическом воспитании дошкольников.

Так, известный теоретик Ю.К. Бабанский выделил задачи  физического воспитания:

Укрепление здоровья и закаливание, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности.

Формирование двигательных умений и навыков.

Развитие основных двигательных качеств.

Привитие гигиенических навыков, сообщение знаний по гигиене.

Воспитание воли, смелости, дисциплины.

Формирование привычки и интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями. Привитие организаторских навыков.

А.В. Кенеман, Г.В. Хухлаева  сформулировали три группы задач:

Оздоровительные - развитие и укрепление костной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, внутренних органов: развитие движений, а также закаливание организма ребенка.

Образовательные - формирование навыков выполнения основных движений; привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение знаний о своем организме, о здоровье; формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе.

Воспитательные задачи - формирование нравственно-физических навыков; выработать у детей потребность, привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями как потребность в физическом совершенстве; воспитание культурно-гигиенических качеств.

В этих же работах выделяются средства физического воспитания как средства  оздоровления  ребенка.   В  качестве  средств  физического воспитания авторы рассматривают:

оздоровительные силы природы,

полноценное питание,

рациональный режим жизни,

физическую активность самих детей и даже художественные средства - литературу, фольклор, кинофильмы и мультфильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства и т.п.

Анализ содержания литературы позволяет сделать выводы о том, что, несмотря на различия в концепциях, подходах, методах и средствах решения проблемы оздоровления дошкольников, в содержании каждого материала авторами, проблема сохранения здоровья детей признается приоритетной и ей уделяется первостепенное значение.  

Таким образом,  я выделила общие задачи сохранения здоровья детей:

осознание негативных проблем, воздействующих на здоровье детей в условиях дошкольного учреждения и необходимости их решения;

признание педагогами своей ответственности за неблагополучие состояния здоровья воспитанников;

овладение определенными здоровьесберегающими технологиями и их реализация на практике в тесном взаимодействии всех специалистов дошкольного учреждения с родителями;

повышение экологической культуры.

Считаю, что первоначальными условиями для работы по профилактике здоровья детей в детском саду выступают обеспечение здорового ритма жизни и физические упражнения. С данной целью в группе создана предметно – развивающая среда, которая обеспечивает не только разные виды активности дошкольников, но и лежит в основе их самостоятельной деятельности.

В работе с детьми применяю следующие здоровьесберегающие мероприятия:

  • утреннюю гимнастику;
  • прогулки с включением подвижных игр;
  • оздоровительную гимнастику после дневного сна;
  • ходьбу по массажным коврикам (босохождение);
  • закаливание;
  • физкультминутки и паузы (в процессе образовательной деятельности);
  • оздоровительные досуги или развлечения.

Каждое утро мы с ребятами начинаем с весёлой гимнастики, которая включает в себя: приветствие друг друга, где движения сочетаются с произносимым текстом, гимнастические упражнения, подвижную игру. Цель утренней разминки – создание эмоционально-благоприятной, дружелюбной, комфортной обстановки в детском коллективе.

Во время прогулок стараюсь использовать различные подвижные игры: игры с ходьбой и бегом: «Ловишки», «Лохматый пес», «Горелки»; игры с прыжками: «Бездомный заяц», «Волк во рву», «Удочка»; игры с метанием: «Попади в цель», «Сбей кеглю», «Охотники и утки»; игры с лазанием: «Котята и щенята», «Пожарные на учение» и  много других игр.

После прогулок мы с ребятами располагаемся на ковре, проводим небольшие упражнения на релаксацию, снятие мышечного напряжения и возбуждения.

По окончании дневного сна провожу упражнения, направленные на медленное восстановление тонуса организма. Дети выполняют упражнения, лёжа в кроватках, плавно, без рывков и резких движений. Использую структурные дорожки для профилактики плоскостопия, ступая по которым стопа ребёнка получает специальную разминку для мышц, поддерживающих её в правильном положении, одновременно происходит массаж акопунктурных точек нижней части стопы. Так же, в своей практике я использую приёмы игрового самомассажа не только с целью профилактики заболеваемости, но и формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и развития навыков собственного оздоровления.

Закаливающие процедуры являются немаловажной частью в комплексе мероприятий по здоровьесбережению, проводимых мною с детьми. Для поддержания микроклимата в нашей группе постоянно проводится кратковременное проветривание групповой комнаты перед занятиями, спальной комнаты до наступления «тихого часа» и сквозное проветривание помещений в отсутствие детей.

Предлагаю детям обширное умывание, которое предполагает ополаскивание лица, шеи, рук до локтя  водой комнатной температуры. Частью обширного умывания является сезонное летнее мытьё ног после прогулок. В зависимости от адаптации детей к данному виду закаливания, температура воды постепенно снижается, что повышает сопротивляемость организма.

Ни у кого не вызывает сомнения, что в одиночку педагогу добиться решения всех задач, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое воспитание, практически невозможно. Поэтому, одним из основных направлений оздоровительной работы с детьми является совместная работа с семьей в решении вопросов укрепления здоровья.

Для этого использовала различные формы:

• Групповые родительские собрания: «Здоровье детей в наших руках», «Укрепим здоровье в условиях детского сада»; «О здоровье всерьёз»

• Анкетирование «Здоровье вашего ребенка», «Семья и ЗОЖ»;

• Совместные акции: спортивные развлечения, дни здоровья, вместе с мамой и папой.

• Индивидуальные консультации, рекомендации по организации режима дня, развитию двигательных навыков;

• Папки - передвижки, буклеты из серии «Ступеньки здоровья»;

• Выставки детских работ по изодеятельности на тему ЗОЖ;

• «Библиотека» - специальная литература по здоровью для ознакомления родителей;

• Совместное изготовление нестандартного оборудования, атрибутов;

Наряду с просветительской работой вовлекала родителей в образовательный процесс. В рамках «Дня открытых дверей» родители присутствовали при проведении непосредственно образовательной деятельности: «Будь здоров, «Страна счастья»,  «Волшебные степы», цель которых – знакомство детей с органами чувств, их значением для человека; формирование представлений о зависимости здоровья, о двигательной активности, закаливании, гигиены и чистоты; воспитание желания заботиться о своем здоровье.

Совместно с родителями были организованы и проведены спортивные развлечения: «Мама и я – спортивная семья», «Бравые солдаты», досуг «В гости в сказку», «Всей семьей на старт» (на лыжах) клуб выходного дня.

Создали альбом «Здоровым быть здорово»,  провели долгосрочный проект «Здоровьй ребёнок», совместно с дефектологом, где родители и дети были активными участниками.

Успешность физического воспитания во многом зависит от создания развивающей среды, насыщенной не дорогим, нестандартным оборудованием и инвентарём. В  группе для оздоровления и физического развития детей я создала физкультурный уголок, где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Это и фабричное оборудование, но в основном – нестандартное, изготовленное руками воспитателей и родителей. Это мягкие мячи для метания, мягкие цветные мишени, кольцеброс, косички, мягкие кольца, разноцветные флажки, ленты и т.д. Для упражнений на дыхание  различные султанчики, бабочки, снежинки. Для проведения подвижных игр были сделаны маски животных.

При проведении диагностики физического развития специалистом в нашем саду были выявлены дети с нарушением осанки, плоскостопием, слабой мышечной системой. Поэтому возникает настоятельная необходимость совершенствования двигательного режима ДОУ путем применения нетрадиционных средств физического воспитания .Одним из   нетрадиционных средств физического воспитания является: степ – аэробика. На основе этого мною были разработаны комплексы упражнений, для проведения занятий по степ-аэробике. Степ - аэробика – это танцевальные занятия при помощи специальной платформы. Она привлекла меня своей доступностью, эмоциональностью и возможностью изменить содержание занятия в зависимости от возраста, физического состояния, подготовленности занимающихся. Кроме этого степ - аэробика развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие, укрепляет мышечную систему, улучшает гибкость, пластику, помогает выработать хорошую осанку, красивые, выразительные точные движения, способствует гармоничному развитию. Для проведения занятия были изготовлены степ-платформы .

Форма проведения занятий - индивидуально- групповая. Занятия проходили во вторую половину дня. Для проведения занятий были созданы материально-технические условия:

• Физкультурный зал или группа

• Мячи малого размера

• Маски для игр

• Гантели, гимнастические палки

• Степ-платформы

• Музыкальное сопровождение

Наглядный материал:

• Игровые атрибуты

• Стихи, загадки

Было проведено городское мероприятие «Теремок на новый лад» с использованием степ – платформ, совместно с дефектологом и музыкальным руководителем.

Много положительных эмоций, следовательно, здоровья, получают дети на оздоровительных досугах и развлечениях. Так с детьми  были  организованы и проведено развлечение : « На зарядку вместе с мамой» (мл.гр), «Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас», «Весёлые старты»(ср.гр), «Зимние Олимпийские игры», «Будем в армии служить»(ст.гр), «Мы со спортом дружим», «На лыжню всей семьей» (под.гр)

В ходе данных мероприятий дети показывают уровень своего физического развития и получают эмоциональный заряд от своих достижений.

Положительный эффект даёт использование в работе с детьми такой формы оздоровления, как музыкотерапия. Мелодии доставляющие ребёнку радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления, а раздражающая музыка даёт прямо противоположный эффект. Музыка, которую дети охотно слушают, стимулирует выделение пищеварительных соков и повышает аппетит. Учитывая особенности музыки приобрела фонотеку «Шум моря», «Пение птиц», «Звуки леса» и т.д.

     В процессе организованной  совместной деятельности   используют различные музыкальные произведения.  Музыкальный фон применяю в начале образовательной деятельности, который активизирует положительные эмоции и служит для настройки детей на последующую работу, а так же во время проведения подвижных игр.

Активно применяю в работе с детьми     кинезиологическую гимнастику. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.  Для повышения стрессоустойчивости,   улучшения мыслительной деятельности используем для работы  с детьми кинезиологические упражнения: «Кулак, ребро, ладонь», «Цепочка»», «Ухо, нос» и др.

 Ни для кого не секрет, что семья и детский сад – две основные социальные структуры, которые определяют уровень здоровья ребёнка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценный результат, если она не решается совместно с семьёй.

Для повышения родительской компетентности провожу беседы о профилактике здорового образа жизни дошкольников. В информационном уголке располагаю статьи о формировании гигиенических знаний, рекомендации по безопасности жизнедеятельности, воспитание ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих, советы по правильному питанию, о пользе водных процедур и необходимости посещения бассейна. В данном направлении создала буклеты для родителей с советами правильного поведения во время прогулок, «Двигайся больше, проживешь дольше», «Закаляйся», «Правила для всей семьи», «Здоровые зубы красивая улыбка»

Использую различные формы распространения информации, большое внимание уделяю родительским собраниям и индивидуальным консультациям в вечернее время. Данными действиями добиваюсь активной помощи родителей в соблюдении режима дня, ограничения употребления вредных пищевых продуктов и охраны жизни ребёнка в условиях нахождения вне стен детского сада.

Для эффективности работы по оздоравливанию детей использую и постоянно пополняю имеющийся в группе методический материал, где собраны упражнения по постановке речевого дыхания, пальчиковые гимнастики, гимнастики для глаз, физминутки, динамические паузы и подвижные игры, удовлетворяющие детей в двигательной активности.

Сравнительный анализ данных мониторинга ежегодно показывает положительную динамику уровня развития детей, что подтверждает эффективность использования разработанной системы внедрения здоровьесберегающих технологии в физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ. Дети стали гибче, выносливее. Появилось качество в технике выполнения движений и выразительность в моторике. У детей появился эмоциональный отклик на физическую активность, спортивная страсть, интерес, азарт. Я стала замечать, что у них появилась выносливость в различных видах деятельность, повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, дети стали выдержаннее и внимательнее. И ещё самое главное то, что у воспитанников улучшилась эмоционально- двигательная  сфера. У детей наблюдается  гордая осанка, в движениях свобода и непринуждённость, появилась  естественность и разнообразие в жестикуляции и позах.

Следует отметить, что анализ анкетирования родителей указал: родители довольны проводимой работой по здоровьсбережению детей. Родителей устраивает работа педагогов и родители  считают, что воспитатели учитывают индивидуальные особенности детей.

Когда используешь в своей работе что – то новое, интересное – увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый, видимый результат – это интересно и увлекательно вдвойне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям культуры здоровья»

Педагог должен объяснить детям, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научиться заботиться о нем. И поэтому интегрированны...

Обобщение опыта работы «Приобщение детей к бурятской народной культуре»

Обобщение опыта работы«Приобщение детей к бурятской народной культуре»...

Презентация из опыта работы "Роль народной куклы в приобщении детей дошкольного возраста к народной культуре"

laquo;Тряпичная кукла - кладезь народной     мудрости, хранительница преданий,     обрядов и традиций своего народа»....

программа по самообразованию «Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям здорового образа жизни посредством здоровьесберегающих технологий»

laquo;Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям здорового образа жизни посредством здоровьесберегающих технологий»...

Доклад "Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям здорового образа жизни посредством здоровьесберегающих технологий".

Детский сад должен стать фундаментом, на котором мы будем приобщать детей к здоровому образу жизни и спорту....