«СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
материал

Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие детям уважение к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в маленьком человеке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения.

           Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются с детства. Задачи педагогов и родителей - не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст - ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности.

Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

Какие же современные педагогические технологии применяются в трудовом воспитании дошкольников?

Технология — совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле — применение научного знания для решения практических задач.

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачёв).

Это такое построение деятельности воспитателя, в котором представлены в определенной последовательности и предполагают достижение прогнозируемого результата.

Применение метода проектов в развитии трудовой деятельности способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга. В процессе реализации проекта трудовой направленности активизируется физическая сила и умственная деятельность детей. Самым высоким критерием оценки итоговой деятельности по результатам проекта является осознание детьми обязанности и постоянства заботы об окружающих. Такое поведение детей связано с проявлением инициативы и самостоятельности в выполнении трудовых заданий, в добровольном нахождении для себя дела и самостоятельном его выполнении, в готовности сделать что-то приятное для окружающих.

В особый вид проектной деятельности можно зачислить проекты, направленные на решение трудовых задач, связанных с трудом в природе. Это не только уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, но и умение оценить результаты не только своего труда, но и главное сберечь все, что достигнуто или сделано. Поэтому проекты, связанные с трудом в природе благотворно влияют не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладываются основы экологического образования (пример, проекты «Огород на окне»)

 

Так же хочу сказать несколько слов о играх.В процессе игровой деятельности происходит всестороннее развитие личности ребенка.

Игровая технология.

 В детском труде ярко обнаруживается связь с игрой. Формируя у малышей трудовые навыки, следует широко использовать игровые приемы, мотивирующие детей на предстоящую деятельность. Формирование целенаправленной трудовой деятельности в игре важно не только то, что и как делает ребенок, но и то, почему, ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: потребность в положительной оценке взрослых; самоутверждение; потребность в общении с взрослым; желание чему-то научиться; общественные мотивы (приносить пользу другим). Для того чтобы навыки прочно усвоились целесообразно организовать дидактические, сюжетно - ролевые игры, создавать игровые ситуации, в которых все действия по освоению трудовых навыков дети будут выполнять с интересом и желанием. Например, навыки самообслуживания (одевания, раздевания) закрепляются в играх с куклами, которых малыши многократно раздевают, одевают, укладывают спать (игровые ситуации «Накормим куклу», «Оденем куклу на прогулку»).

 

Игры с предметами

Здесь используются игрушки и реальные предметы, играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходства и различия предметов.

Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, используются такие игры с предметами как: «Детский сад» (деревянный строитель, посуда, постельное белье и т.д. – дети выбирают из множества разнообразных предметов); «Строитель» (из множества предметов дети выбирают те, что можно увидеть на стройке – игрушечные – кирпичик, кран, трактор). «Собери набор парикмахера» (игрушечные ножницы, расчески, фен, лак, бигуди – дети выбирают из множества разнообразных предметов). Также дети взаимодействуют с куклами, на которых одежды людей разных профессий. Играя с ними, дети анализируют, и делают выводы для чего человеку той или иной профессии нужен данный вид одежды. Например, зачем строителю каска? Повару фартук и колпак? В младшем возрасте кукла используется для формирования у детей сенсорно-моторных и элементарным трудовым навыкам (самообслуживанию).

Настольно – печатные игры

Виды настольно – печатных игр:

1. Подбор картинок по парам. Самое простое задание в этой игре — это нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Постепенно задание усложняется. Ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Например, даны 3 картинки с изображением Айболита, на одной из них нет в руках доктора портфеля, дети должны выбрать две другие картинки.

2. Подбор картинок по общему признаку. Устанавливается связь между предметами. Например, «Что нужно доктору?», «Что нужно парикмахеру?», «Что есть в магазине», и т.д. Дети подбирают картинки с соответствующими предметами.

Словесные игры

Дидактические игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх, дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, т.к. в таких играх требуется использовать приобретенные ранее знания. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи. Описывают предметы, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным признакам. Пример: игра «Крокодил» ( С помощью жестов, мимики показать пословицу).

  1. Труд человека кормит, а лень портит.
  2. Что посеешь, то и пожнешь.
  3. Без труда не выловишь т рыбку из пруда.
  4. Кто не работает, тот не ест.

Игра «Закончи пословицу, поговорку».

  1. Меньше слов, да больше дела.
  2. Глаза страшатся, а руки делают.
  3. Кончил дело – гуляй смело.

В воспитании у детей 4 -5 лет заботливого отношения к животным и растениям важен пример взрослых. Поэтому желательно уже в начале учебного года познакомить детей с трудом сотрудников детского сада по уходу за растениями. Осенью показать, как взрослые заботятся о них (собирают опавшие листья, сажают деревья и кустарники, собирают семена). Можно привлечь детей к сбору семян цветов. Во время сбора овощей на огороде он предлагает собрать ботву и отнести в определенное место. В начале ноября, перед заморозками, можно сделать в огороде небольшую грядку с бороздками, в которую дети сажают зубчики чеснока под зиму. В течение всей зимы дети подкармливают птиц на участке. Это надо делать не от случая к случаю, а ежедневно, чтобы они поняли важность и необходимость данной работы в зимнее время года и учились бережно относиться к пернатым друзьям. Весной следует организовать наблюдение детей за первичной перекопкой земли в огороде и цветнике, за обрезкой деревьев и кустарников, за посадкой зеленых насаждений. Надо показать, как их старшие товарищи высевают семена овощей и цветов, высаживают рассаду, поливают и рыхлят землю. Эти наблюдения будут вызывать у ребенка желание принять участи в трудовой деятельности ребенка. Летом дети могут принять участие в уходе за овощами (уносят с дорожек сорную траву, собирают урожай).

             В течение всего года, дети, выполняя ежедневные поручения педагога, участвуют в уходе за комнатными растениями уголка природы. Важно периодически осматривать с детьми уголок природы, чтобы они приучались замечать происходящие там изменения.

             Важно помнить, что ребенка 5 лет больше привлекает сам процесс труда, чем результат.

Эфективность трудового воспитания и его уровень не может происходить без тесного взаимодействия с родителями.В своей работе я использую разнообразные формы и методы :мастер –класс для родителей «Веселый карандаш»,анкетирование, Оформление фотовыставок, Индивидуальные и групповые консультации

Такая форма работы поможет решить целый ряд возможных задач:

– делать родителей равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса;

– формировать у детей понятие «трудовая деятельность»;

– показывать ребенку значимость семьи, родителей в его жизни и жизни общества;

– даёт возможность накапливать и обогащать эмоционально-чувственный опыт детей в процессе общения с другими людьми;

– развивает монологическую и диалогическую речь;

– способствует усвоению детьми нравственных и этикетных норм.

Любое начинание в педагогической деятельности будет наиболее эффективным, если в нём принимают участие родители.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_2022.docx25.43 КБ

Предварительный просмотр:

 «СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТРУДОВОМ  ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие детям уважение к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в маленьком человеке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения.

           Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются с детства. Задачи педагогов и родителей - не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст - ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности.

Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

Какие же современные педагогические технологии применяются в трудовом воспитании дошкольников?

Технология — совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле — применение научного знания для решения практических задач.

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачёв).

Это такое построение деятельности воспитателя, в котором представлены в определенной последовательности и предполагают достижение прогнозируемого результата.

Применение метода проектов в развитии трудовой деятельности способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга. В процессе реализации проекта трудовой направленности активизируется физическая сила и умственная деятельность детей. Самым высоким критерием оценки итоговой деятельности по результатам проекта является осознание детьми обязанности и постоянства заботы об окружающих. Такое поведение детей связано с проявлением инициативы и самостоятельности в выполнении трудовых заданий, в добровольном нахождении для себя дела и самостоятельном его выполнении, в готовности сделать что-то приятное для окружающих.

В особый вид проектной деятельности можно зачислить проекты, направленные на решение трудовых задач, связанных с трудом в природе. Это не только уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, но и умение оценить результаты не только своего труда, но и главное сберечь все, что достигнуто или сделано. Поэтому проекты, связанные с трудом в природе благотворно влияют не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладываются основы экологического образования (пример, проекты «Огород на окне»)

Так же хочу сказать несколько слов о играх.В процессе игровой деятельности происходит всестороннее развитие личности ребенка.

Игровая технология.

 В детском труде ярко обнаруживается связь с игрой. Формируя у малышей трудовые навыки, следует широко использовать игровые приемы, мотивирующие детей на предстоящую деятельность. Формирование целенаправленной трудовой деятельности в игре важно не только то, что и как делает ребенок, но и то, почему, ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: потребность в положительной оценке взрослых; самоутверждение; потребность в общении с взрослым; желание чему-то научиться; общественные мотивы (приносить пользу другим). Для того чтобы навыки прочно усвоились целесообразно организовать дидактические, сюжетно - ролевые игры, создавать игровые ситуации, в которых все действия по освоению трудовых навыков дети будут выполнять с интересом и желанием. Например, навыки самообслуживания (одевания, раздевания) закрепляются в играх с куклами, которых малыши многократно раздевают, одевают, укладывают спать (игровые ситуации «Накормим куклу», «Оденем куклу на прогулку»).

Игры с предметами

Здесь используются игрушки и реальные предметы, играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходства и различия предметов.

Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, используются такие игры с предметами как: «Детский сад» (деревянный строитель, посуда, постельное белье и т.д. – дети выбирают из множества разнообразных предметов); «Строитель» (из множества предметов дети выбирают те, что можно увидеть на стройке – игрушечные – кирпичик, кран, трактор). «Собери набор парикмахера» (игрушечные ножницы, расчески, фен, лак, бигуди – дети выбирают из множества разнообразных предметов). Также дети взаимодействуют с куклами, на которых одежды людей разных профессий. Играя с ними, дети анализируют, и делают выводы для чего человеку той или иной профессии нужен данный вид одежды. Например, зачем строителю каска? Повару фартук и колпак? В младшем возрасте кукла используется для формирования у детей сенсорно-моторных и элементарным трудовым навыкам (самообслуживанию).

Настольно – печатные игры

Виды настольно – печатных игр:

1. Подбор картинок по парам. Самое простое задание в этой игре — это нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Постепенно задание усложняется. Ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Например, даны 3 картинки с изображением Айболита, на одной из них нет в руках доктора портфеля, дети должны выбрать две другие картинки.

2. Подбор картинок по общему признаку. Устанавливается связь между предметами. Например, «Что нужно доктору?», «Что нужно парикмахеру?», «Что есть в магазине», и т.д. Дети подбирают картинки с соответствующими предметами.

Словесные игры

Дидактические игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх, дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, т.к. в таких играх требуется использовать приобретенные ранее знания. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи. Описывают предметы, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным признакам. Пример: игра «Крокодил» ( С помощью жестов, мимики показать пословицу).

  1. Труд человека кормит, а лень портит.
  2. Что посеешь, то и пожнешь.
  3. Без труда не выловишь т рыбку из пруда.
  4. Кто не работает, тот не ест.

Игра «Закончи пословицу, поговорку».

  1. Меньше слов, да больше дела.
  2. Глаза страшатся, а руки делают.
  3. Кончил дело – гуляй смело.

В воспитании у детей 4 -5 лет заботливого отношения к животным и растениям важен пример взрослых. Поэтому желательно уже в начале учебного года познакомить детей с трудом сотрудников детского сада по уходу за растениями. Осенью показать, как взрослые заботятся о них (собирают опавшие листья, сажают деревья и кустарники, собирают семена). Можно привлечь детей к сбору семян цветов. Во время сбора овощей на огороде он предлагает собрать ботву и отнести в определенное место. В начале ноября, перед заморозками, можно сделать в огороде небольшую грядку с бороздками, в которую дети сажают зубчики чеснока под зиму. В течение всей зимы дети подкармливают птиц на участке. Это надо делать не от случая к случаю, а ежедневно, чтобы они поняли важность и необходимость данной работы в зимнее время года и учились бережно относиться к пернатым друзьям. Весной следует организовать наблюдение детей за первичной перекопкой земли в огороде и цветнике, за обрезкой деревьев и кустарников, за посадкой зеленых насаждений. Надо показать, как их старшие товарищи высевают семена овощей и цветов, высаживают рассаду, поливают и рыхлят землю. Эти наблюдения будут вызывать у ребенка желание принять участи в трудовой деятельности ребенка. Летом дети могут принять участие в уходе за овощами (уносят с дорожек сорную траву, собирают урожай).

             В течение всего года, дети, выполняя ежедневные поручения педагога, участвуют в уходе за комнатными растениями уголка природы. Важно периодически осматривать с детьми уголок природы, чтобы они приучались замечать происходящие там изменения.

             Важно помнить, что ребенка 5 лет больше привлекает сам процесс труда, чем результат.

Эфективность трудового воспитания и его уровень не может происходить без тесного взаимодействия с родителями.В своей работе я использую разнообразные формы и методы :мастер –класс для родителей «Веселый карандаш»,анкетирование, Оформление фотовыставок, Индивидуальные и групповые консультации

Такая форма работы поможет решить целый ряд возможных задач:

– делать родителей равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса;

– формировать у детей понятие «трудовая деятельность»;

– показывать ребенку значимость семьи, родителей в его жизни и жизни общества;

– даёт возможность накапливать и обогащать эмоционально-чувственный опыт детей в процессе общения с другими людьми;

– развивает монологическую и диалогическую речь;

– способствует усвоению детьми нравственных и этикетных норм.

Любое начинание в педагогической деятельности будет наиболее эффективным, если в нём принимают участие родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные образовательные технологии в обучении дошкольников»

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие...

Современные образовательные технологии развития речи дошкольников

Применение современных технологий, создание развивающей предметно-пространственной среды, взаимодействие с родителями дошкольников способствует эффективному развитию всех компонентов речи у детей: улу...

Использование современных образовательных технологий для ознакомления дошкольников с профессиями взрослых

Обобщение опыта:Тема: «Использование современных образовательных технологий для ознакомления дошкольников с профессиями взрослых» воспитатель: Дементьева С.А.МДОУ детский сад «Сказка...

Использование современных образовательных технологий для ознакомления дошкольников с профессиями взрослых (презентация)

Цель: Целью ранней (детской) профориентации является приобщение детей к ценностям труда и профессиональной деятельности человека, развитие интереса к миру труда и профессиям взрослых на примере ближай...

«Использование современных образовательных технологий для обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах.»

Проблема дорожно-транспортных происшествий с участием детей по своим масштабам и тяжести травм имеет все признаки национальной катастрофы. Диагностические обследования детей в рамках мониторинга...

Презентация "Современные образовательные технологии в оздоровлении дошкольников"

Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкол...