Эффективные практики развития операций логического мышления у воспитанников ДОО
методическая разработка

Овчинникова Т. В.

Эффективные практики развития операций

логического мышления у воспитанников ДОО

 

Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный мо мент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.

Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будет при-

носить радость и удовлетворение. Знание логики будет способствовать культурному

и интеллектуальному развитию личности. Ребенку, не овладевшему приемами логи-

ческого мышления, труднее будет даваться учеба: решение задач, выполнение

упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может постра-

дать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.

И, исходя из выше сказанного, поиск и комбинирование эффективных дидакти-

ческих средств развития логического мышления дошкольников – наша сверхзадача.

Овладев логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация),

ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нуж-

ный момент сконцентрироваться на сути проблемы.

Практически работа над развитием логического мышления ребёнка идёт без

осознания значимости психологических приёмов и средств в этом процессе. Прак-

тика работы с детьми дошкольного возраста выявила, что дети часто не могут вычле-

нить признаки обобщения, называя само обобщающее понятие; познавательная ак-

тивность зачастую снижена, а это тормозит развитие творческой личности.

На мой взгляд, наиболее конструктивным решением проблемы является идея о

том, что системное развитие форм и операций логического мышления на доступном

детям материале, в игровой форме способствует развитию познавательной активно-

сти детей, творческого и логического мышления, самостоятельности и системности

мышления.

Существует множество разнообразных методик, которые обеспечивают интел-

лектуальное развитие детей.

Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих

задач: отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие,

смоделировать, сгруппировать любым удобным способом. Выполнение подобных

упражнений вызывает у детей живой интерес, способствует развитию самостоятель-

ности мышления, а главное – освоению способов познания.

Упражнения с палочками

Здесь зарождается расширение представлений о предметах бли-

жайшего окружения, проявление интереса к экспериментированию, установление

элементарных причинно-следственных зависимостей.

Игры и игровые упражнения .

 Игры и упражнения, способствующие усвоению сенсорного восприятия –

эталонов цвета и размера, развивающие представление о геометрических фигурах.

При всём этом развивается зрительный глазомер, ребёнок учится понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно.

 Игры и упражнения, развивающие у детей количественные представления.

Данные игры помогают освоить состав чисел из единиц детям среднего возраста и

состав чисел из двух меньших детям старшего возраста.

Здесь же начинает формироваться навык самоконтроля и самооценки:

- и/у «Кто в домике живёт?»;

- и/у «Сломанная лесенка»;

- и/у «Чёт или нечет» – знакомство детей с чётными или нечётными числами.

 Игры, которые помогут детям старшего возраста решать логические задачи

на основе зрительно воспринимаемой информации. Здесь дети учатся понимать

условие предложенной задачи и выполнять её самостоятельно.

Результаты анализа научно-методической литературы и проводимой мною ра-

боты явились основанием для следующих выводов:

Взавершить хочется словами белорусского писателя Якуба Ко-

ласа: «Только то знание делается нашим зрелым достоянием, когда мы приходим к

нему, добываем его сами».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx14.15 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективные практики развития операций

логического мышления у воспитанников ДОО

Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный мо мент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.

Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будет при-

носить радость и удовлетворение. Знание логики будет способствовать культурному

и интеллектуальному развитию личности. Ребенку, не овладевшему приемами логи-

ческого мышления, труднее будет даваться учеба: решение задач, выполнение

упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может постра-

дать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.

И, исходя из выше сказанного, поиск и комбинирование эффективных дидакти-

ческих средств развития логического мышления дошкольников – наша сверхзадача.

Овладев логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация),

ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нуж-

ный момент сконцентрироваться на сути проблемы.

Практически работа над развитием логического мышления ребёнка идёт без

осознания значимости психологических приёмов и средств в этом процессе. Прак-

тика работы с детьми дошкольного возраста выявила, что дети часто не могут вычле-

нить признаки обобщения, называя само обобщающее понятие; познавательная ак-

тивность зачастую снижена, а это тормозит развитие творческой личности.

На мой взгляд, наиболее конструктивным решением проблемы является идея о

том, что системное развитие форм и операций логического мышления на доступном

детям материале, в игровой форме способствует развитию познавательной активно-

сти детей, творческого и логического мышления, самостоятельности и системности

мышления.

Существует множество разнообразных методик, которые обеспечивают интел-

лектуальное развитие детей.

Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих

задач: отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие,

смоделировать, сгруппировать любым удобным способом. Выполнение подобных

упражнений вызывает у детей живой интерес, способствует развитию самостоятель-

ности мышления, а главное – освоению способов познания.

Упражнения с палочками

Здесь зарождается расширение представлений о предметах бли-

жайшего окружения, проявление интереса к экспериментированию, установление

элементарных причинно-следственных зависимостей.

Игры и игровые упражнения .

 Игры и упражнения, способствующие усвоению сенсорного восприятия –

эталонов цвета и размера, развивающие представление о геометрических фигурах.

При всём этом развивается зрительный глазомер, ребёнок учится понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно.

 Игры и упражнения, развивающие у детей количественные представления.

Данные игры помогают освоить состав чисел из единиц детям среднего возраста и

состав чисел из двух меньших детям старшего возраста.

Здесь же начинает формироваться навык самоконтроля и самооценки:

- и/у «Кто в домике живёт?»;

- и/у «Сломанная лесенка»;

- и/у «Чёт или нечет» – знакомство детей с чётными или нечётными числами.

 Игры, которые помогут детям старшего возраста решать логические задачи

на основе зрительно воспринимаемой информации. Здесь дети учатся понимать

условие предложенной задачи и выполнять её самостоятельно.

Результаты анализа научно-методической литературы и проводимой мною ра-

боты явились основанием для следующих выводов:

Взавершить хочется словами белорусского писателя Якуба Ко-

ласа: «Только то знание делается нашим зрелым достоянием, когда мы приходим к

нему, добываем его сами».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие операций логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

В.А. Сухомлинский писал: “…Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний…- под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность....

Конспект занятия по ФЭМП для детей 6-7 лет группы общеразвивающей направленности по развитию элементов логического мышления Тема: «Академия логических задач»

Образовательные цели:-выявить умение детей устанавливать родо - видовые отношения между понятиями;Развивающие цели:-развивать ассоциативное мышление, воображение, память, внимание, речь, расширять сло...

Эффективные практики развития продуктивных видов деятельности воспитанников дошкольной образовательной организации.

В процессе продуктивной деятельности формируются у ребенкадошкольного возраста важные качества личности: умственная активность,любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являютсяосновным...

ПРОЕКТ "Развитие элементов логического мышления у воспитанников старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр и упражнений"

Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема роста доли детей, имеющих отклонения в психическом развитии и нуждающихся в создани...

Мониторинг усвоения детьми операций логического мышления

Мониторинг усвоения детьми операций логического мышления средствами игрового набора «МИР ГОЛОВОЛОМОК» и технологии смарт-тренинга для дошкольников....

Мониторинг усвоения детьми операций логического мышления

Мониторинг усвоения детьми операций логического мышления средствами игрового набора «МИР ГОЛОВОЛОМОК» и технологии смарт-тренинга для дошкольников....

Логические задачи для развития вербально-логического мышления

Логические задачи для развития словесно-логического мышления Жираф, крокодил и бегемот жили в разных домиках. Жираф жил не в красном и не в синем домике.Крокодил жил не в красном и не в оранжевом...