Дизайн - проект "Музыкально - театральный центр"
проект (старшая группа)

Белозерова Людмила Витальевна

Чтобы развивать у детей творческие способности в музыкально-игровой деятельности, необходимо создать среду, где дети будут постоянно «общаться» с музыкой. Музыка помогает детям понять настроение героев, их эмоциональное состояние, особенно во время театральной или сюжетно-ролевой игры. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность игр с использованием музыки в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. Игровое действие должно помочь дошкольнику в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними, стимулировать детей на активную игровую позицию, создание нового образа, персонажей и сюжета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dizayn_-proekt_novyy_-_kopiya.doc152.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 274 Красноармейского района Волгограда»

(МОУ Детский сад № 274)

400082, Россия, Волгоград, ул. 50 лет Октября, 11

тел./ факс (8442) 62-56-69, E-mail: 274cad@mail.ru

ОКПО  48083426        ИНН/КПП  3448020277/ 344801001       ОГРН   1033401199677

ДИЗАЙН – ПРОЕКТ

К РАЙОННОМУ КОНКУРСУ

«ЛУЧШАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА – 2019»

НОМИНАЦИЯ:

«ЛУЧШИЙ МУЗЫКАЛЬНО – ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР»

ВЫПОЛНИЛИ:

ВОЛГОГРАД 2019

Пояснительная записка

Вопрос организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением и реализацией нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Понятие «развивающая среда» определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова). Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Благодаря ей, ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

Чтобы развивать у детей творческие способности в музыкально-игровой деятельности, необходимо создать среду, где дети будут постоянно «общаться» с музыкой. Музыка помогает детям понять настроение героев, их эмоциональное состояние, особенно во время театральной или сюжетно-ролевой игры. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность игр с использованием музыки в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. Игровое действие должно помочь дошкольнику в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними, стимулировать детей на активную игровую позицию, создание нового образа, персонажей и сюжета.

Под понятием среды подразумевается окружающая обстановка природного, социально-бытового или культурно-эстетического характера. Это условия существования человека, его жизненное пространство. Среда может приобретать специально проектируемую направленность, и в этом случае о ней говорят как о важном факторе формирования личности — образовательной среде (Т. С. Комарова, С. Л. Новоселова, Г. Н. Пантелеев, Л. П. Печко, Н. П. Сакулина, Е. О. Смирнова, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, С. Т. Шацкий и др.).

При организации и оформлении развивающей предметно-пространственной среды  следует опираться на следующие принципы:

  • принцип комплексирования и гибкого зонирования, указывающий на то, что жизненное пространство в театральном кружке  дошкольного учреждения должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности, что позволит детям в соответствии с их желаниями и интересами свободно заниматься деятельностью, не мешая друг другу;
  • принцип активности, стимулирующий активность и познавательную деятельность ребенка; стимулирующим фактором является ситуация свободного выбора цели действия;
  • принцип свободы и самостоятельности, позволяющий ребенку самостоятельно определить его отношение к среде: воспринимать, подражать, создавать; самостоятельно выбирать то, что ему по душе;
  • принцип иллюзии жизненной правды, позволяющий поставить детей в такие условия, при которых они могли бы получить психическую и фактическую возможность поддаться созданному обману и поверить, что они имеют дело не с бутафорией, а с настоящими, подлинными, предметами;
  • принцип новизны, позволяющий преодолевать стереотипность и однообразие среды.

Реализация этих принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

Также при создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

Эффективным средством развития и воспитания ребенка в  дошкольном возрасте, являются театрализованные игры. Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д. Театрализованная деятельность в детском саду позволяет решать многие дидактические задачи, направленные на формирование выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

Музыкально-театральная деятельность представляет собой синтетическую форму работы с детьми по музыкально-художественному воспитанию. Она включает в себя:

  •  восприятие музыки;
  • песенно-игровое творчество;
  •  пластическое интонирование;
  • инструментальное музицирование;
  • художественное слово;
  •  театрализованные игры;
  • сценическое действие с единым художественным замыслом.

При создании театрального уголка мы опирались на требования к развивающей предметно–пространственной среде.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной,  вариативной, доступной и безопасной.

Исходя из того, что насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы, мы постаралась дополнить развивающую среду нашей группы не только традиционными видами театра, но и нетрадиционными, а также оборудованием и разными материалами для театральной деятельности. Такими как:

  • Театр кукол би-ба-бо;
  • Пальчиковый театр;
  • Теневой театр;
  • Театр кукол из бумажных конусов;
  • Театр на стаканчиках;
  • Театр на палочках;
  • Театр на спичечных коробках;
  • Маски сказочных персонажей;
  • Различные атрибуты для спектаклей

Учитывая требования к полифункциональности, трансформирумости и динамичности развивающей среды мы используем ширмы.

Они удобны в использовании, имеют привлекательный дизайн, помогающий украсить интерьер группы, внести в него нотку оригинальности.

Напольная ширма предназначена для театрализованных, дидактических и сюжетно-ролевых игр, театральных постановок с использованием различных видов кукол.

Несколько слов о преимуществах использования напольных ширм в групповом пространстве.

Дидактическая ценность.  Ширмы используются как средство обучения ребенка.

Эстетическая ценность. Они, являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусств, творчества.

Трансформируемость. Дают возможность изменить предметно-пространственную среду в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов детей.

Вариативность и доступность. Появляется возможность создания различных пространств для деятельности детей и уединения, свобода выбора разнообразных видов театра и атрибутов к ним; периодическая сменяемость материалов - стимулирует разнообразную детскую активность.

Используем как напольные, так и настольные ширмы. Настольные ширмы очень удобны в обращении: они легки, их можно использовать не только в разных театрализованных играх, но и на непосредственно – образовательной деятельности.

Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. А уголок ряженья позволяет им изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно.

Изменяя предметно – пространственную развивающую среду, мы заметили, что дети чаще играют в театрализованные игры. Активно принимают участие в постановках, инсценировках. С большим желанием дети выступают перед родителями и малышами.

Элементы театрализованной деятельности мы используем в ходе всего образовательного процесса: при познавательно-речевом развитии, художественно-эстетическом, музыкальном, и т.д. Дети берут любой вид театра и изображают по своему замыслу, придумывая свои диалоги. Мы планируем проводить эту работу и в дальнейшем.

Участвуя в театрализованных играх, дети и родители становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Проанализировав свою деятельность, мы пришли к выводу, что театральный уголок – важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, раскрыть индивидуальные способности ребёнка, демонстрируя неожиданные грани его характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными.

При организации музыкально-театрализованной деятельности мы используем разные формы.

Все мы прекрасно знаем, как дети любят сказки. Но сказка, обогащенная музыкой, исполненная детьми становиться ярче, выразительнее, объемнее. Это жанр «музыкальной сказки».

В театральных постановках дети поют, исполняют знакомые и специально выученные песни и танцы. Мы стараемся разнообразить сюжет и вовлекать больше детей.

Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому "превращению", то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей.

Известно, что музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музыцированием.

Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды, а для развития личности дошкольников рядом с ними педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализовать творчески потенциал  музыкальной   среды  и управлять развитием творчества детей в  музыкальной  деятельности.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Основой при организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни. Развитие ребенка осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности. Данный стандарт нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства. Документ делает акцент на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности и выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы дошкольного образования.

Данные методические рекомендации включают в себя:

  1. Основные требования к организации среды.
  2. Основные принципы организации среды.
  3. Особенности организации предметно-пространственной среды.
  4. Примерный перечень центров в соответствии с образовательными областями.
  5. Алгоритм создания предметно-развивающей среды в ДОУ.
  6. Варианты размещения материалов в группе в соответствии с возрастом детей.
  7. Примерное содержание центров развития детской активности в зависимости от возрастной группы.
  8. Показатели качества созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей.

     Музыкально-театрализованная деятельность - на наш взгляд, самая эффективная форма музыкального воспитания, способствующая формированию творческой личности ребенка.

Музыкально - театрализованная деятельность в нашей группе - это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и театрально-игровых способностей детей, эмоциональности, сопереживания, познания, то есть на развитие личности ребёнка.

Театрализованная деятельность направлена на разрешение задач нравственно-эстетического воспитания.

Театрализованной деятельности включает в себя:

  • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • игры-драматизации;
  • подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

         В системе приобщения детей к искусству театра используются интегрированные занятия, театрализованные игры, образные этюды, песенные и танцевально-игровые импровизации.

При организации музыкально-театрализованной деятельности мы используем разные формы.

Все мы прекрасно знаем, как дети любят сказки. Но сказка, обогащенная музыкой, исполненная детьми становиться ярче, выразительнее, объемнее. Это жанр «музыкальной сказки».

В театральных постановках дети поют, исполняют знакомые и специально выученные песни и танцы. Мы стараемся разнообразить сюжет и вовлекать больше детей.

Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому "превращению", то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей.

Известно, что музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Театрализованная деятельность эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу, активизирует речевую деятельность.

Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды, а для развития личности дошкольников рядом с ними педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал  музыкальной   среды  и управлять развитием творчества детей в  музыкальной  деятельности.

Перечень материалов для детей 6-7лет (подготовительной группы детского сада):

  • музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.);
  • портреты композиторов;
  • иллюстрации по теме «Времена года»;
  • альбомы: «Мы рисуем песенку» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях;
  • графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;
  • альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п.;
  • набор самодельных инструментов для шумового оркестра;
  • музыкально-дидактические игры; атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т.п.);
  • атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т.д.); разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкальпо-танцевальных импровизаций;
  • магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.

Для того, чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, мы время от времени (1раз в квартал) обновляем пособия в музыкальном уголке, вносим новое оборудование.

Для изготовления пособий нами привлекаются родители  воспитанников.  Дети испытывают удовольствие от совместного с родителями творчества, приобретают уверенность в ceбe. Так детский сад становится своеобразным «мостиком творчества», культурным центром, как для детей, так и для их семей.

В лице родителей мы нашли поддержку не только в подготовительной работе (изготовлении декораций, атрибутов, костюмов, игрушек), но увидели в них талантливых постановщиков, артистов, воспитателей своих детей.

Мы смогли доказать родителям, что только в совместной деятельности можно лучше узнать своего ребенка, его темперамент, особенности характера и, конечно же, его мечты и желания; потому, что при решении каких-либо вопросов создается микроклимат, в основе которого лежат доверительные, дружеские отношения между детьми и взрослыми.

Результатами являются:

  1. Эмоциональное благополучие каждого ребёнка.
  2. Повышения уровня развития творческих способностей детей.
  3. Повышение уровня речевого развития.
  4. Умение детей самостоятельно моделировать коммуникативную и импровизационную деятельность.
  5. Проявление познавательного интереса к театральным спектаклям, желания импровизировать в пении, танцах, играх.
  6. Определится роль сценического действия как основы актёрского творчества;  виды театрального действия (ролевые игры-сказки, мини-спектакли, мини-сценки)
  7. Повысится компетентность педагогов в области театрально – музыкальной деятельности.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать музыкально - театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь  музыка и театр обладают огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

Список литературы:

1. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду», - журнал «Воспитатель ДОУ» - методические  рекомендации, 2009

2.Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду// Издательство «Мозаика-синтез», 2010

3.Дубровская  Е.А.  Ступени  музыкального  развития, М: Просвещение,  2006

4.Горшкова Е.В.  От жеста  к танцу  методика и конспекты  занятий по развитию у детей творчества в танце// М: издательство «Гном и Д»,  2002

5.Горохова Л.А., Макарова Т.Н. Музыкальная и  театрализованная деятельность  в  ДОУ – интегрированные занятия//  М:  Творческий  центр «Сфера», 2005

6.Зарецкая Н.В.   Мы танцуем  и поем  музыкальные  сценарии   по мотивам сказок//  Издательство «Школьная пресса», 2004

7.Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для  красивого   движения, // Ярославль, Академия развития Академия холдинг, 2004

8. Вайнфельд О.А.    Музыка, движения, фантазия, М: Издательство  «Детство-пресс»,  2002

9. Караманенко, Т.Н., Караманенко Ю.Г.  Кукольный театр -  дошкольникам// М: Просвещение, 1973

10. Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А.  Чудеса для  малышей   - музыкальные занятия, праздники и развлечения// Ярославль, Академия развития, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о смотре-конкурсе музыкально-театральных центров в группах ДОУ

1. Цель смотра-конкурса: создание оптимальных условий для развития творческой активности ребенка в музыкально-театрализованной деятельности....

Презентация " Театральный центр "

Эта презентацыя будет полезна воспитателям среднего и старшего дошкольного возраста....

Эффективный опыт работы ДОУ. Проектирование театрального центра в старшей группе детского сада, в соответствии с ФГОС ДО.

Одной из задач ФГОС ДО является формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельн...

В театральном центре группы

Театр имеет огромное значение в воспитании ребенка. Ознакомление с различными видами театра и театрализованная деятельность позволяют решать многие задачи программы детского сада. Но одной, из самых в...

Конспект «Ландшафтный дизайн прилегающей территории Центра»

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о ландшафтном дизайне.Задачи:Ознакомление с основными стилями ландшафтного дизайна.Развивать логическое мышление. Формировать художественный вкус, ...

отчет о проведении смотра-конкурса театральных центров среди групп МБДОУ д/с №18 "Рябинушка"

отчет о проведении смотра-конкурса театральных центров среди групп МБДОУ д/с №18 "Рябинушка"...

Проект "Детский дизайн в театральной деятельности"

Развитие детского творчества путем изготовления атрибутов,костюмов к спектаклю, через организацию детей в совместной театральной деятельности....