дидактические иры при обучении игре в шахматы
картотека (подготовительная группа)

Булычева Эльмира Станиславовна

игра в шахматы. дид.игры и игровые залания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_pri_obuchenii_igre_v_shahmaty.docx198.92 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры и игровые задания.

C:\Users\User\Desktop\pervyie-uroki-igryi-v-shahmatyi.png

  • «Узнай фигуру»

Задачи: Развивать тактильные ощущения, память; обследовать выбранную фигуру с закрытыми глазами и назвать её, находить фигуру по словесному указанию («найди колючего слона», «гладкого коня»).

  • «Шахматные прятки»

Задачи: Закреплять знание шахматных фигур и их отличительные признаки – название, как ходят; учить детей придумывать и отгадывать загадки.

  • «Шахматный теремок»

Задачи: Закрепить знание шахматных фигур и их отличительные признаки.

Описание. Сделайте из деревянной шахматной доски «теремок». Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегают шесть разных, белых фигур (от пешки до короля). Король может забраться на «теремок» и уронить его, а остальные фигуры помогут «теремок» «построить»- поднять.

  • «Мешочек»

Задачи: Закрепить название шахматных фигур и их начальную позицию на шахматной доске.

Описание. Дети по одной вынимают из мешка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

  • «Горизонталь».

Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками и пешками).

  • «Вертикаль».

 То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

  • «Диагональ».

То же самое, но заполняется она из диагоналей шахматной доски.

  • «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников пытается на ощупь определить, какая фигура спрятана.

  • «Угадай-ка».

Педагог словесно описывает одну из фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

  • «Секретная фигура».

 Все фигуры стоят на столе в ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры кроме секретной, которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».

  • «Угадай».

 Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети пытаются угадать, какая фигура загадана.

  • «Что общего?».

Педагог берет две шахматные фигуры, и дети говорят, чем похожи друг на друга фигуры, чем отличаются (цвет, форма).

  • «Большая и маленькая».

Педагог ставит на стол шесть разных фигур. Дети по одному выходят и называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Вскоре все фигуры расставлены по росту.

  • «Кто сильнее?».

Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?».

  • «Обе армии равны».

Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

  • «Мешочек».

Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

  • «Да или нет?».

Педагог берет две шахматные фигуры, а дети отвечают, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

  • «Не зевай!».

 Педагог говорит какую-либо фразу о начальном положении, например: «Ладья стоит в углу», и бросает кому-либо из учеников мяч; если утверждение верно, то мяч следует поймать.

  • «Один в поле воин».

 Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

  • «Лабиринт».

Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски,не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.

  • «Перехитри часовых».

 Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

  • «Сними часовых».

Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается такой  маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не оказаться под боем черных фигур.

  • «Кратчайший путь».

 За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

  • «Захват контрольного поля».

Игра фигурой против фигуры ведется не на уничтожение, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на поля, находящиеся под ударом фигуры противника. 

  • «Защита контрольного поля».

 Эта игра подобна предыдущей , но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

  • «Атака неприятельской фигуры».

 Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

  • «Двойной удар».

Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры, но так, чтобы не оказаться под боем.

  • «Взятие».

Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

  • «Защита».

 Нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как «Лабиринт» и т.п., где присутствуют «заколдованные» фигуры и «заминированные» поля) моделируют в доступном для детей виде те или иные ситуации, с которыми шахматисты сталкиваются в игре за шахматной доской. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.

  • «Два хода».

Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход педагога ученик отвечает двумя своими ходами подряд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Дидактические игры по обучению игре в шахматы»

Уважаемые родители, эти несложные игры, вы можете использовать при обучении своего ребенка игре в шахматы....

Консультация для родителей "Дидактические игры при обучении игре в шахматы"

Уважаемые родители, эти несложные игры, вы можете использовать при обучении своего ребенка игре в шахматы."'Куча мала". Все шахматные фигуры лежат в куче. Вы закрываете глаза, берёте как...

дидактические игры при обучении игры в шахматы

Известно, что занятия шахматами с детьми дошкольного возраста положительно влияют на развитие таких психических процессов, как восприятие, воображение, память, мышление, внимание. В ходе их формируютс...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИГРЕ В ШАХМАТЫ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИГРЕ В ШАХМАТЫ...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ ОБУЧЕНИИ ИГРЕ В ШАХМАТЫ

Замечательное средство формирования гармоничной личности дошкольника — это настольные игры. Однако сегодня они уступили место компьютерным: современные дети готовы проводить за монитором целые ч...

Консультация для родителей " Использование дидактических игр в обучении игре в шахматы".

           Не все дети способны запомнить названия конкретных шахматных фигур сразу же. Вы даже не всегда сможете проверить, усвоил ли их ваш малыш. Ведь если напр...