Консультация для родителей "Дидактические игры при обучении игре в шахматы"
консультация (старшая группа) на тему

Щепкина Надежда Александровна

Уважаемые родители, эти несложные игры, вы можете использовать при обучении своего ребенка игре в шахматы.

"'Куча мала". Все шахматные фигуры лежат в куче. Вы закрываете глаза, берёте какую-нибудь из фигур и ощупываете её. Выбранную шахматную фигуру вы умышленно называете неправильно, открываете глаза и спрашиваете ребёнка: "Так?" Малыш поправляет вас. Затем поменяйтесь ролями.

"Цвет". Попросите малыша поставить в ряд все белые или все чёрные шахматные фигуры. Когда ребёнок выполнит задание, поменяйтесь ролями и, располагая друг около друга белые фигуры, "по ошибке" поставьте там же одну-две чёрные шахматные фигуры. Малыш должен заметить вашу ошибку и указать на неё.

"Ряд". Предложите ребёнку поставить в один ряд пешки; коней; слонов; ладей; ферзей; королей. Затем ребёнок должен попросить об этом вас и проконтролировать выполнение задания.

"Пирамида". Посоветуйте малышу на белую ладью поставить чёрную, затем снова белую и чёрную, а на самый верх белую пешку. Спросите у ребёнка, нельзя ли построить пирамиду из других фигур.

"Прятки". Спрячьте в комнате несколько шахматных фигур. Ребёнок должен найти их и назвать. Потом фигуры прячет малыш. Правда, в этом случае вы рискуете остаться с неполным комплектом шахматных фигур.

"Волшебный мешочек". По очереди прячьте в непрозрачном мешочке шахматные
фигуры и просите малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего
эффекта позвольте и ребёнку прятать фигуры, а сами угадывайте, какая фигура в
мешочке. Иногда вы "не угадаете", и малыш с восторгом укажет на вашу ошибку. В
другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребёнок на ощупь ищет
определённую фигуру.

"Большая и маленькая". Поставьте перед ребёнком шесть разных шахматных фигур. Попросите выбрать самую высокую, назвать её, отставить в сторону. Потом малыш выделит самую высокую из оставшихся фигур и т. д.

"Запретная фигура". Поставьте шахматные фигуры перед ребёнком в один ряд. По вашей просьбе малыш будет называть показываемые фигуры, кроме "запретной", которая выбирается заранее. Вместо названия "запретной" фигуры надо сказать "секрет". Затем поменяйтесь ролями и, называя фигуры, на которые указывает малыш, иногда "ошибайтесь". Если ребёнок не заметит вашу ошибку, сами укажите на неё.

"Что общего?". Возьмите две любые шахматные фигуры и спросите малыша: "Чем они похожи? Чем отличаются?" (цветом, формой).

"Белые и чёрные". В беспорядке поставьте на столе по шесть разных белых и чёрных фигур. Начиная дидактическую игру, отставьте в сторон одну из фигур, называя её и её цвет. Например: "Белый ферзь". Ребёнок продолжает игру и должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета (таково условие), обязательно называя её.

Например: "Чёрный король". Затем новую шахматную фигуру представляете вы и т. д.

"Угадайка". Загадайте какую-нибудь шахматную фигуру и спрячьте её в кулаке. Предложите ребёнку догадаться, что это за фигура. Когда ребёнок назовет загаданную фигуру, новую фигуру прячет он сам (лучше всего за спиной) и т. д.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did_igry.docx96.56 КБ

Предварительный просмотр:

        Консультация для родителей:

«ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИГРЕ В ШАХМАТЫ»

Уважаемые родители, эти несложные игры, вы можете использовать при обучении своего ребенка игре в шахматы.

"'Куча мала". Все шахматные фигуры лежат в куче. Вы закрываете глаза, берёте какую-нибудь из фигур и ощупываете её. Выбранную шахматную фигуру вы умышленно называете неправильно, открываете глаза и спрашиваете ребёнка: "Так?" Малыш поправляет вас. Затем поменяйтесь ролями.

"Цвет". Попросите малыша поставить в ряд все белые или все чёрные шахматные фигуры. Когда ребёнок выполнит задание, поменяйтесь ролями и, располагая друг около друга белые фигуры, "по ошибке" поставьте там же одну-две чёрные шахматные фигуры. Малыш должен заметить вашу ошибку и указать на неё.

"Ряд". Предложите ребёнку поставить в один ряд пешки; коней; слонов; ладей; ферзей; королей. Затем ребёнок должен попросить об этом вас и проконтролировать выполнение задания.

"Пирамида". Посоветуйте малышу на белую ладью поставить чёрную, затем снова белую и чёрную, а на самый верх белую пешку. Спросите у ребёнка, нельзя ли построить пирамиду из других фигур.

"Прятки". Спрячьте в комнате несколько шахматных фигур. Ребёнок должен найти их и назвать. Потом фигуры прячет малыш. Правда, в этом случае вы рискуете остаться с неполным комплектом шахматных фигур.

"Волшебный мешочек". По очереди прячьте в непрозрачном мешочке шахматные
фигуры и просите малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего
эффекта позвольте и ребёнку прятать фигуры, а сами угадывайте, какая фигура в
мешочке. Иногда вы "не угадаете", и малыш с восторгом укажет на вашу ошибку. В
другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребёнок на ощупь ищет
определённую фигуру.

"Большая и маленькая". Поставьте перед ребёнком шесть разных шахматных фигур. Попросите выбрать самую высокую, назвать её, отставить в сторону. Потом малыш выделит самую высокую из оставшихся фигур и т. д.

"Запретная фигура". Поставьте шахматные фигуры перед ребёнком в один ряд. По вашей просьбе малыш будет называть показываемые фигуры, кроме "запретной", которая выбирается заранее. Вместо названия "запретной" фигуры надо сказать "секрет". Затем поменяйтесь ролями и, называя фигуры, на которые указывает малыш, иногда "ошибайтесь". Если ребёнок не заметит вашу ошибку, сами укажите на неё.

"Что общего?". Возьмите две любые шахматные фигуры и спросите малыша: "Чем они похожи? Чем отличаются?" (цветом, формой).

"Белые и чёрные". В беспорядке поставьте на столе по шесть разных белых и чёрных фигур. Начиная дидактическую игру, отставьте в сторон одну из фигур, называя её и её цвет. Например: "Белый ферзь". Ребёнок продолжает игру и должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета (таково условие), обязательно называя её.

Например: "Чёрный король". Затем новую шахматную фигуру представляете вы и т. д.

"Угадайка". Загадайте какую-нибудь шахматную фигуру и спрячьте её в кулаке. Предложите ребёнку догадаться, что это за фигура. Когда ребёнок назовет загаданную фигуру, новую фигуру прячет он сам (лучше всего за спиной) и т. д.

http://maxem.ru/image/cache/data/mini/cert/dop/shahmati2-700x700.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения с шахматами

В помощь родителям, желающим научить ребенка игре в шахматы....

Консультация для родителей "Зачем учить ребёнка играть в шашки и шахматы"

«Зачем учить ребенка играть в шашки и шахматы»Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста Часто у родителей детей 5-6 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время ...

Консультация для воспитателей «Игра в шахматы – как средство развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста».

Через шахматы воспитатели могут ознакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления:умение сосредоточиться и принять решение, умение решать задачи, развивается пространств...

Консультация для родителей на тему: "Шашки и шахматы - не просто интересные игры!"

Консультация, направленная на информирование родителей детей дошкольного возраста о пользе совместных игр с детьми в шашки и шахматы, о развитии усидчивости, логики, позванавательном развитии....

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Почему важно учить ребенка играть в шашки и шахматы»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Почему важно учить ребенка играть в шашки и шахматы»...

Консультации «Обучение детей игре в шахматы» Шахматные сказки

В помощь родителям и педагогам Шахматные сказки...