Конспект НОД по приобщению детей старшей группы к традициям и обычаям народов Саратовской области
методическая разработка (старшая группа)

Селезнева Наталия Николаевна

Тема: «Традиции народов Саратовской области. Народные праздники»

Цель: воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщения детей к истокам культуры, традициям и обычаям народов Саратовской области. Знакомство с праздниками разных народов Саратовской области. (Русские и Татары) На основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному и социальному развитию ребенка.

Задачи:

Образовательные: закрепить и расширить знания детей о родном крае, закрепить умения детей различать символы разных народов проживающих на территории Саратовской области, обобщить и расширить знания детей о праздниках, играх народов России (русских, татар, цыган);

Развивающие: развивать любознательность детей в процессе ознакомления со своей малой Родиной. Развивать зрительное и слуховое восприятие; развитие внимания, памяти, речи; расширять и активизировать словарный запас.

Воспитательная: воспитывать любовь к своей малой Родине, уважение к народам, проживающим в Саратовской области,

Актуальность

В настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание вопросам духовно- нравственного развития детей, что способствует формированию любви к родному краю. Уважению к народным традициям, а также творческому развитию детей в различных видах деятельности. Традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как, они значительно обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, воспитания любви к родному краю имеет применение в образовательном процессе местного краеведческого материала. Дошкольников полезно знакомить с успехами родного им края, традициями народов родного края, культурными ценностями, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес. О важности приобщения дошкольника к культуре и традициям своего народа и региона написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю и культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Проанализировав всю ситуацию, я решила познакомить ребят с культурой и традициями народов Саратовской области.

Ход занятия:

Этапы деятельности

Действия педагога

Деятельность детей

Вводная часть

Чтение детьми стихотворения:

«Что мы Родиной зовём?»

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

 

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

 

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

(В. Степанов)

О чем оно?

Россия – наша большая Родина. 

image

 

image

 

Ответы детей.

 

- Как вы понимаете, что такое «малая Родина»?

- В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок, его маленькая Родина. Это город, район, улица, дом и даже детский сад, в который вы ходите, маленький кусочек нашей огромной страны. Для нас малая Родина - это наша Саратовская область. Здесь мы с вами родились, здесь живут наши родители, наши родственники, друзья.

 

- Кто живет в нашем краю?

- Они какие? Отличаются они друг от друга? Чем?

- Да, в нашей области живут разные народы. Вы знаете какие?

 

Ребята, у нас очень большая страна, поэтому живут в ней разные народы. Все народы в нашей области живут одной большой и дружной семьёй, со своими традициями, обычаями и культурой, у каждого народа есть свои танцы, национальные блюда, устное народное творчество, национальные одежды, праздники. Все народы уважают друг друга. Сегодня мы с вами познакомимся с традициями двух национальностей: Русские и татары.

- А как вы думаете, что такое традиции?

Традиция — это то, что передаётся от одного поколения другому.

Ответ детей

 

image

 

 

 

 

Ответы детей.

image

 

 

 

Ответы детей

 

Основная часть

Ребята, а вы хотите побольше узнать о том, какие народы живут в нашей области, какие у них традиции, обычаи?

- И сегодня я предлагаю вам совершить  экскурсию по нашей области. Вы готовы отправиться в путешествие?

- Одним из самых важных и любимых праздников для русского народа является Рождество.

- Ребята, скажите пожалуйста, знаете ли вы дату своего дня рождения?
- Что происходит в этот день?
- А почему поздравляют в этот день именно вас?
- А кто знает, что такое Рождество Христово?
- Когда его празднуют?
Воспитатель: Рождество в нашей стране празднуют 7 января.

В этот день родился Иисус Христос – Спаситель Мира. Ночь накануне Рождества 6 января

считается волшебной. Если загадать желание, то оно обязательно сбудется. Только желание должно быть обязательно добрым, потому что доброте и любви ко всем людям учит нас Иисус Христос. Вы хотите узнать, удивительную историю его рождения?

Видеоролик « История возникновения Рождества»

Уже много столетий рождественская ёлка – символ Рождества. Именно её наряжают в праздничные рождественские дни.

Изготовление поделки :Рождественская елка»

А теперь я вас познакомлю с праздником татарского народа. Сабантуй

Беседа по содержанию видеоролика.

- А сейчас предлагаю вам немного отдохнуть и сыграть в татарскую подвижную народную игру: «Передай тюбетейку». Дети становятся в круг. Под национальную музыку они по очереди передают тюбетейку рядом стоящему ребёнку. Музыка прекращается, у кого останется тюбетейка, тот выполняет танцевальные движения.

 

 

 

Ответы детей.

image

                  image

                  image

imageimage

Заключительная часть

- Сегодня мы познакомились праздниками других национальностей. Скажите, о каких праздниках вы узнали? Что вам больше всего запомнилось? Что было интересным?

 

Поезжай за моря-океаны,                

Надо всею землей пролети:            

Есть на свете различные страны,    

Но такой, как у нас, не найти

Глубоки наши светлые воды,          

Широка и привольна земля,        

И гремят, не смолкая, заводы,  

И шумят, расцветая поля.              

Ответы детей

 

 

 

 

(«едут») («летят») (разводят руки в стороны)

(отрицательно качают

головой) (приседают) (встают, руки в стороны) (стучат руками перед собой) (плавные взмахи руками)

Как ель стала символом Рождества — старинная легенда

Когда в Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель, на тёмном небе, под пение ангелов, зажглась новая звезда. Внемля этому божественному знамению, к пещере пришли и люди, и растения, и животные. Каждый старался подарить новорождённому какой-нибудь подарок. Деревья и растения дарили Младенцу свои цветы, листья, плоды, благоухания. На радостное событие поспешила и Ель, но пришла она последней и стеснялась зайти.

Все удивленно спросили ее, почему она стоит и не заходит. Ель грустно ответила, что она очень хочет войти, но ей нечего подарить Божественному Младенцу. Кроме того, она боится уколоть его иголками и испугать.

Тогда растения поделились с Елью своими дарами, и на ее ветвях стали красоваться яркие цветы, орехи, зеленые листочки и красные яблоки. Ель обрадовалась, поблагодарила всех, и тихо зашла к Иисусу. Малыш улыбнулся, увидев разноцветную красавицу Ель, и тогда над её верхушкой ярко засияла Вифлеемская звезда…

С тех пор елка является символом Рождества Христова.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и обычаям народов родного края"

Цель: продолжать формировать представление у детей о малой Родине, в которой живут русские, украинцы, татары с их обычаями и традициям.Задачи: формировать толерантное отношение к людям разных национал...

Конспект ООД: по познавательному развитию. Старшая группа. «Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков»

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе "Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков"...

«Использование национальных подвижных игр в приобщении детей дошкольного возраста к традициям и обычаям народов родного края»

Выступление на педагогическом совете на тему :"Использование  национальных подвижных игр  в приобщении детей дошкольного возраста к традициям и обычаям народов родного края"...

Конспект НОД по приобщению детей к традициям и обычаям народов Саратовской области

Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщения детей к истокам культуры, традициям и обычаям народов Саратовской области. Знакомство с праздниками разных народов Саратовской...

Конспект НОД по приобщению детей к традициям и обычаям народов Саратовской области Тема: «Символы народов Саратовской области.»

Конспект НОД по приобщению детей к традициям и обычаям народов Саратовской области Тема: «Символы народов Саратовской области.»...

Конспект НОД по приобщению детей к традициям и обычаям народов Саратовской области.

Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщения детей к истокам культуры, традициям и обычаям народов Саратовской области....