"Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и обычаям народов родного края"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Камышанская Александра Владимировна

Цель: продолжать формировать представление у детей о малой Родине, в которой живут русские, украинцы, татары с их обычаями и традициям.

Задачи: формировать толерантное отношение к людям разных национальностей.

Продолжать знакомить с народными играми, национальными костюмами, прививать любовь к родному краю и традициям

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 д/с «Берёзка»

«Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и обычаям народностей нашего посёлка»

Подготовила:

Камышанская А.В.

Декабрь 2014 год.

НОД

« Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и обычаям народностей нашего посёлка»

Цель: продолжать формировать представление у детей о малой Родине, в которой живут русские, украинцы, татары с их обычаями и традициям.

Задачи: формировать толерантное отношение к людям разных национальностей.

Продолжать знакомить с народными играми, национальными костюмами, прививать любовь к родному краю и традициям.

Материал и оборудование: костюмы (русский, украинский, татарский), посуда, экран, проектор, слайды.

Предварительная работа: экскурсия в музей, по посёлку, беседа «Моя малая Родина», чтение стихотворений, пение песен.

Ход

Восп.: Ребята, как называется посёлок, в котором мы живём?

Дети: Самойловка.

Восп.: Что вы можете сказать о нашем посёлке?

Восп.: А вы знаете, что в нашем посёлке проживают люди разных национальностей.

Дети: Да.

Восп.: Вы знаете, какие народности живут у нас?

Дети. Русские, армяне, цыгане, украинцы, татары.

Восп.: Больше всех у нас проживает русских, украинцев и татар. Вот об этих народностях и поговорим сегодня.

Ребята, обратите внимание какой красивый ковёр, и необычный кувшин появились у нас в группе. Какая красота, но только кувшин в пыли я его сейчас протру.

Появляется сказочный герой Старик – Хоттабыч.

 Старик – Хоттабыч.

О-ля-ля! Вот это фокус!

Был сейчас у себя,

А теперь попал куда?

Вах, вах, вах какой красивый дом!

Интересно, кто живёт в нём?

Восп.:

Да это же детский сад – здесь живёт много ребят. Они тут играют, читают, считают, лепят, рисуют, танцуют и поют – дружно одной семьёй живут.

Старик – Хоттабыч.

Вах, вах, вах какие прелеснейшие детки!

О-о-о! А вот и мой ковёр волшебный!

А я его  (долго) 100 лет искал

Думал, он совсем пропал!

Значит вы, его нашли,

И для деда сберегли!

Восп.:

Да нашли и сберегли. А ты говоришь ковёр волшебный, что это значит?

Старик – Хоттабыч.

А потому, что он летать умеет. Я знаете, сколько на нём путешествовал. А вы любите путешествовать?

Дети. Да!

Старик – Хоттабыч.

О, несравненные, я приглашаю вас на мой ковёр, располагайтесь удобнее. Для того, чтобы нам взлететь, закрыли все глаза и произносим волшебные слова.

« О, ковёр- самолёт,

Отправляемся в полёт.

Можно на нём

Куда хочешь добраться.

Самое главное - крепче держаться!

Старик – Хоттабыч.

О, мои подченнейшие дети, посмотрите, какую красоту мы увидели вокруг.

( дети сидят на ковре, рассказывают стихи)

« Самойловские просторы,

Сияют перед нами.

Мы любим все родимые места.

Зачем искать красоты за морями,

Когда вокруг такая красота».

« А как весною вечерами,

Нам распевает соловей.

Ведь эту землю не случайно,

Зовём мы Родиной своей»

« В сердце ты у каждого Самойловка родная.

Белые берёзки, колос налитой.

Нет тебя привольней, нет тебя красивей

Нет другой на свете, Самойловки такой».

Звучит украинская музыка.

Украинский танец.

Старик – Хоттабыч.

Ой, красивая музыка звучит и как танцуют дети, какие у них красивые костюмы. Что это за ребятки такие?

Восп.:  Это представители украинского народа.

Старик – Хоттабыч. Украинцы это кто?

Восп.: А я сейчас расскажу и тебе и ребяткам об украинской народности.

В прошлые времена девушки сами шили и украшали свою одежду, зная значение каждого цвета.

Красный – само солнце, огонь, горячая кровь, символ плодородия.

Жёлтый – тепло, младенчество.

Синий – высокие помыслы, духовное общение.

Белый – чистота помыслов.

Чёрный – сила, власть, богатство, крепкая семья.

Вышивали крестиком и гладью, загадывали заветные желания и они сбывались.

Перед вами национальный костюм украинцев.

Мужская одежда – льняная рубаха, украшенная вышивкой, штаны или шаровары. Пояс. Шляпа из соломы – бриль. Обувь с высоким голенищем – сапоги (чоботи), лапти, туфли – ходок.

Женская одежда – рубаха - кошуля, сорочка, украшенная вышивкой рукава и подол.

Головной убор – был венок, к нему привязывали ленты, знали значение цвета. Для женщин платок завязывали на лбу и сзади заплетали 2 косы или вокруг головы обвивали косу.

Украинский народ щедрый и гостеприимный.

Традиционные блюда: жаркое по-домашнему в горшках, вареники со сметаной, картошка тушёная с мясом и черносливом, борщ, галушки, каша, блинчики, драники, сало, хворост, чёрный хлеб, узвар.

Посуда украинского народа – деревянные кружки, чашки, ложки, самовар.

Восп.: А вы знаете представителей какой национальности живут больше всего на Самойловской земле?

Дети:  русские.

Восп.: Давайте, мы навестим их и полетим к ним в гости?

Дети:  давайте.

Старик – Хоттабыч.

Тогда продолжим наше путешествие. Полетели!

« О, ковёр- самолёт,

Отправляемся в полёт.

Можно на нём

Куда хочешь добраться.

Самое главное - крепче держаться!

Звучит русская народная музыка.

Частушки.

Старик – Хоттабыч.

Как задорно звучат частушки! А о русских народностях нам расскажите?

Русский национальный костюм.

Мужская одежда- косоворотка, штаны, портки, кушак-пояс, картуз, фуражка, кепка.

Женская одежда- рубаха со складками к вороту, сарафан подхваченный у груди поясом.

Головной убор- кокошник расшивали жемчугом, бусы, ожерелья височные украшения символизировали струи дождя, капли росы, падающие на землю- матушку.

Русский народ хлебосольный, гостеприимный.

Традиционные русские блюда: щи, рассольник, уха, окрошка, котлеты, картофель, сдобный хлеб – каравай, пироги с мясными и рыбными начинками, блины, оладьи, сырники, репа, овощи не только в сыром виде, но и варёные, пареные, печёные, квашенные, мочёные, маринованные, квас, кисель, мёд, варенье, кулебяка, студень, баранки.

Посуда русского народа – деревянные кружки, чашки, ложки, самовар.

Старик – Хоттабыч.

А что, у вас в Самойловке и другие национальности живут?

Восп.: У нас ещё живут татары.

Старик – Хоттабыч.  Ой, какая красивая посуда, что-то кушать захотелось.

Звучит татарская мелодия.

Старик – Хоттабыч.  Ой, ой вон там опять танцуют.

Татарский танец.

Татарский национальный костюм.

Восп.: Рубаха, камзол, шаровары.

У женщин – камзол из бархата, рубаха из парчи. Вся одежда из ярких дорогих тканей. Всё расшито орнаментом растительного происхождения.

Татарский головной убор мужчины и женщины – тюбетейка, на ногах у них чекмени, ичиги – обувь из кожи.

Татары трудолюбивый, гостеприимный, щедрый народ.

Традиционные татарские блюда: суп с лапшой, студень, каши, лепёшки- кабартма, блины- коймак, пироги с начинкой, беляши, оладьи, плов, пельмени, чак-чак, бешбармак, чай.

Посуда татарского народа отличается наличием пиал и кувшинов.

Восп.: Дети всех национальностей любят играть. Давайте, поиграем в игру «Гори, гори, ясно!»

Восп.: Ребята, что интересного вы узнали на сегодняшнем мероприятии?

Ответы детей.

Восп.:

Главное в отношении людей – дружба!

Дети читают стихи.

Ходят в детский сад

   У нас много наций.

Разной веры и судьбы

Но враждовать нам нет нужды.

И делить нас совсем не нужно.

Главное вместе, главное дружно!

Танец « ДРУЖБЫ»

Старик – Хоттабыч.  

В следующий раз мы полетим знакомиться с другими народами нашего Поволжского края (Поволжья). О, умнейшие из умнейших (уважаемые педагоги) ответьте на мой вопрос. Чем славится наш Поволжский край?( наше Поволжье)

О, мудрейшие, из мудрейших наша национальная культура может быть сохранена и продолжена в веках и мир будет без войн только в том случае, если в ДОУ воспитатели будут приобщать и формировать интерес к ней у подрастающего поколения.

« Наши предки, ваши предки все качались на одной ветки…»  это с точки зрения науки, а для верующих людей – Господь Бог един для всех и Земля наша общий дом и места хватит всем не надо ссориться – нам нечего делить. Жить надо в мире, согласии, любви, дружбе. Успевайте делать добрые дела, мы же разумные люди!

Любите и вам – воздастся, творите и будет – счастье!

Восп.:  

Традиции, культура и жизнь этих народов не очень похожи, но все они жители нашего посёлка, мы все живём рядом. И независимо кто мы – мы все одна многонациональная семья. Поэтому мы все должны жить дружно в мире, помогать друг другу, уважать традиции друг друга.

А сейчас мы просим всех гостей к столу отведать национальные блюда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и обычаям народностей нашего посёлка»

Сценарий мероприятия «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и обычаям народностей нашего посёлка»...

Доклад на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре мордовского народа»

Доклад на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре мордовского народа» из опыта работы...

Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре хакасского народа

Приобщение детей дошкольного возрастак традициям и культуре хакасского народаПриобщение нового поколения к национальной культуре является эффективным средством формирования у детей патриотических чувс...

«Использование национальных подвижных игр в приобщении детей дошкольного возраста к традициям и обычаям народов родного края»

Выступление на педагогическом совете на тему :"Использование  национальных подвижных игр  в приобщении детей дошкольного возраста к традициям и обычаям народов родного края"...

Программа развития «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям, культурному наследию родного края»

Целевые показатели:Повышение качества образовательного процесса;Активизация инновационной деятельности педагогического коллектива;Оптимизация взаимодействия с семьями воспитанников, повышение педагоги...