Педагогическая разработка по теме "Башкирская юрта"
материал (подготовительная группа)

Голубева Алёна Минулловна

Педагогическая разработка «Башкирская ютра» разработана с целью, познакомить детей с жилищем башкир- юртой; показать детям практическую необходимость юрты; приспособленность к экстремальным природным условиям данного жилища. Воспитывать и побуждать интерес к обычаям и традициям башкирского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_razrabotka.docx55.39 КБ

Предварительный просмотр:

                Педагогическая разработка

                           по теме: «Башкирская юрта»

                                                                    Голубева Алена Минулловна

                                                        Воспитатель подготовительной группы

                                                        МДОУ №8 «Ягодка»

                                                        Катав- Ивановского муниципального района

                                      Катав- Ивановск

                                              2021 г.

                                            Содержание

  1. Введение
  2. Педагогическая разработка
  3. Заключение
  4. Литература

                                           1.Введение

Педагогическая разработка «Башкирская ютра» разработана с целью, познакомить детей с жилищем башкир- юртой; показать детям практическую необходимость юрты; приспособленность к экстремальным природным условиям данного жилища. Воспитывать и побуждать интерес к обычаям и традициям башкирского народа.

Педагогическая разработка состоит из трех частей.

Первая часть. Подготовительный этап.

Включает в себя: составление перспективного плана, конспекта, подбор литературы, сбор информации из различных источников.

Вторая часть. Основной этап.

Включает консультации для родителей, инновационные методы работы, выставку детского творчества.

Третья часть. Заключительный этап.

Подведение итогов.

Данная педагогическая разработка предназначена для педагогов детских садов.

                   2. Педагогическая разработка «Башкирская юрта»

Конспект занятия «Башкирская  юрта»

2.1Цель. Познакомить детей с жилищем башкир – юртой; показать детям практическую необходимость юрты; приспособленность к экстремальным природным условиям данного жилища. Воспитывать и побуждать интерес к обычаям и традициям башкирского народа.

2.2Образовательные задачи:

-Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира;

-Активизировать познавательную и речевую деятельность детей.

-Расширять словарь детей эмоциональной лексикой.

2.3Развивающие задачи:

-Формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей;

-Развивать воображение, мышление, память.

-Развивать слуховое внимание и музыкальный слух.

2.4Воспитательные задачи:

-Воспитывать чувство любви к родному краю и традициям.

-Побуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к народной культуре.

-Продолжать воспитывать дружеское отношения между детьми, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, умение радоваться достигнутому результату.

2.5 Вид деятельности: Интегрированный.

2.6 Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Подготовительный этап

  1. Участие детей в башкирских народных играх.
  2. Знакомство с образом жизни башкир, их деятельностью.
  3. Разучивание стихотворений.
  4. Сбор информации из различных источников

Основной этап

Ход занятия.

- Каждый человек на земле имеет свою родину. Ребята, что такое Родина? (Ответы детей).

- Ещё каждый человек имеет свой дом, свой жилище. У всех народов жилища разные.

Найдите на картинках башкирскую юрту. Правильно, дети. И хотя сейчас современные люди живут в домах и квартирах, раньше они отдавали предпочтение именно этим видам жилья.

- Ребята, как вы думаете, почему башкиры не строили дома, а изготавливали юрты? (Уточнение ответов детей)- Да, ребята, раньше башкиры вели кочевой образ жизни, в поисках корма для животных они кочевали с места на место, поэтому удобнее было иметь юрту, которая легко собиралась и разбиралась, и её легко можно было перевозить на лошадях. А ещё башкиры очень бережно относились к природе, и им нельзя было срубать много деревьев.

- Давайте сравним дом и юрту. Чем они отличаются друг от друга. (У юрты нет углов, она имеет круглую форму, чтоб её не снесло ветром. А у дома 4 угла. Дом деревянный, а юрта покрыта войлоком. У дома есть окна, а у юрты нет окон).

У юрты на самом верху крыши имеется специальный круг – тооно. Через него в юрту проникал свет. Кроме того, тооно служило дымоходным отверстием. Оно необходимо для того, чтобы дым от огня не задерживался в юрте, а выходил на улицу.

Скажите, дети, чем служило тооно? Что было бы, если бы дым не выходил на улицу?

Физминутка. 

С давних времён люди после трудового дня отдыхали, пели песни, танцевали Давайте мы тоже отдохнём

C:\Users\User\Desktop\физминутка.jpg

Очаг. Особое место в юрте занимает очаг, место, где разводили огонь. С огнём разговаривали, рассказывали о своих делах, его просили о помощи и поддержке. Огонь не должен был гаснуть всю ночь, он жил в очаге всегда. Огонь считается священным: нельзя лить воду на огонь, перешагивать через него, касаться огня острыми предметами, кидать в огонь мусор. Как вы думаете, почему? (Иначе огонь обидится на людей). Буряты ежедневно, сварив чай по утрам, обязательно угощают им хозяина очага.

Порог. Не принято было разговаривать, здороваться через порог, сидеть на нём. Споткнуться при выходе о порог считается плохой приметой. Если человек споткнулся, то надо было вернуться, взять щепку или полено и кинуть их в очаг.

Предметы в юрте имели строго своё место. (Рассматривание схемы расположения предметов в юрте). Самое почётное место – хоймор (бурханай тала). Здесь находится домашний алтарь – божница, ему тоже приносили «угощение», а бурхан оберегал жильцов от беды и от всего плохого.

Ребята, юрта у башкир делится на левую и правую половину. Левая при входе (зун тала) считалась мужской. Посмотрите, что находится в мужской половине юрты? (конская сбруя, охотничий инвентарь).  А правая сторона (баруун тала) считалась женской, здесь находится домашняя утварь, посуда. Правая сторона считалась почётной, здесь принимали гостей.

А сейчас мы с вами, ребята, построим маленький юрточный городок. (Конструирование из бумаги).

Юрты будем делать из бумаги. Берем полоски, соединяем с двух сторон, вырезаем по линии. Кончики этих бумажек клеим друг к другу, приклеиваем все полоски и получится вот такая юрта. Но перед тем, как начинать строить, давайте сделаем пальчиковую гимнастику. (Проводится пальчиковая гимнастика)

Дети и воспитатель приступают к конструированию юрты. Дети в процессе отвечают на вопросы воспитателя. Любуются своими постройками.

На данном этапе дети закрепляют метод конструирования по замыслу (строительство юрт). Воспитатель совместно с детьми закрепляет здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, физкультминутка).

Итог занятия. Игра «Закончи предложение».

Башкирское жилище называется… юрта.

У дома четыре угла, а у юрты… нет углов.

Отверстие на крыше юрты называется… тооно.

Место, где разводят огонь называется… очаг.

Самое почётное место в юрте … хоймор.

Левая сторона при входе считается… мужской, а правая… женской.

Дом деревянный, а юрта покрыта… войлоком.

К очагу надо относиться бережно, уважительно, т.е. нельзя… на огонь лить воду, перешагивать через него, касаться огня острыми предметами, бросать в него мусор.

Через порог нельзя… разговаривать, здороваться.

Методические приемы:  

 - практические и игровые (организационный момент, игры, рефлексия, упражнения, эпизодические игровые приемы: загадки, упражнения-имитации, игровые действия).

- наглядный (наблюдение, показ иллюстраций, показ действий, рассматривание иллюстраций).

- словесные (напоминание, объяснения, рассказ, чтение, проблемные вопросы, ответы детей, использование художественного слова).

Материалы и оборудование: презентация, макет юрты,  бумаги, клей.

Заключительный этап

Подведение итогов

Выставка детского творчества

                                        3.Заключение

В результате работы можно сделать следующие выводы:

- продолжена работа по ознакомлению дошкольников с народным жилищем;

- дошкольники были заинтересованы данной темой

- есть необходимость делиться опытом на методических объединениях.

                            4.Литература

1.Жизнь и труд людей на Южном Урале: иллюстрированное приложение к методическому комплексу «Наш дом- Южный Урал»:-Челябинск: Челябинское областное отделение Российского детского фонда, АБРИС, 2014.-100 с.

2.Интернет- источники:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская педагогическая разработка «Гости из прошлого» (приобщение детей дошкольного возраста к истокам народного декоративно- прикладного искусства)

Программа направлена на  работу с детьми дошкольного возраста по приобщению к народной культуре и  ознакомлению с декоративно – прикладным искусством. В разработке представлена система занят...

Педагогическая разработка на тему: «Развитие художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративного-прикладного искусства»

Актуальность  данной разработки состоит в том, что произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей старшего возраста: в развитии их воображения, фа...

педагогическая разработка адаптационного типа

Организационно-педагогические условия оптимизации коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи,  используя занимательный игровой материал....

Педагогические разработки

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ   "Проект" от лат. «projectus», что означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". Проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного к...

Педагогическая разработка "Башкирская юрта".

 Педагогическая разработка «Башкирская юрта» разработана с целью, познакомить детей с жилищем башкир- юртой; показать детям практическую необходимость юрты; приспособленность к...

Победитель Международного дистанционного педагогического конкурса "Лучшая педагогическая разработка"

Название материала "Малые фолклорные жанры как средствоактивации речевой активности у детей 2-3лет"...