педагогическая разработка адаптационного типа
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему

Организационно-педагогические условия оптимизации коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи,  используя занимательный игровой материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ashkanova.docx38.04 КБ

Предварительный просмотр:

            Пояснительная записка

Актуальность

Среди детей дошкольного возраста самую многочисленную группу составляют дети, с нарушениями которые обусловлены недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи. При этом у детей фонетические нарушения (искажения и замены звуков) сочетаются  с нарушениями фонематического восприятия и слуховой дифференциации, что проявляется в неточности и нестойкости речевых представлений и обобщений, а это по мнению Г.А.Каше, Р.Е.Левиной, Р.Е.Филичевой, Т.Б.Чиркиной, затрудняет овладение звуковым анализом и синтезом слов, препятствует соотношению буквы с обобщенным звуком (фонемой) и затрудняет восприятие букв. А также имеют место нарушения обусловленные несформированностью отдельных речевых и неречевых функций: зрительного анализа, пространственных представлений, слуховой дифференциации звуков речи, фонематического слухового анализа и синтеза, лексико-гамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, эмоционально волевой сферы. Но чаще всего у детей встречаются смешанные формы нарушений речи, при которых встречаются различные специфические ошибки.

Перед логопедом детского сада ставится задача предупреждения, коррекция нарушений речи и своевременное устранение дефектов речи.

Ознакомившись с различными методиками коррекционной работы Филичевой Т.Б.,Чиркиной Г.В.,Левиной Р.Е. , Нищевой Н.В.,ВыготскогоЛ.Си др.а также, исходя из механизмов имеющихся нарушений речи у детей, рабочую программу можно вариативно изменять. Вариативность программы связана, прежде всего, с конкретными особенностямидетей, индивидуальнымиспособностями к усвоению речи, зависит от степени развития детей.

Работая по программе, положительным является то, что она позволяет выявить и квалифицировать характер и специфику речевых нарушений, уровень знаний и умений детей, степень овладения грамотой и в будущем подготовки детей к школе. Программа поможет определить причины трудностей в обучении и приоритетные направления коррекционно-логопедической работы.

Новизна данной программы заключается в следующем:

. наличие для ее реализации комплекта дидактического и раздаточного материала, занимательного игрового материала на каждом этапе обучения;

. возможность гибкого использования данного комплекта детьми, педагогами, родителями;

. возможность использования данных пособий полностью частично, в зависимости от конкретных условий, что создает альтернативу жесткой зарегламентированной модели обучения;

. создание условий для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности детей.

Программа построена с учетом речевого онтогенеза, индивидуальных и возрастных особенностей детей с нормальным слухом  и интеллектом, имеющих отклонения в речевом развитии, системности и последовательности в подаче лингвистического материала, комплексности при преодолении выявленных нарушений речи. Обучение грамоте на занятиях традиционно осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом. В связи с этим, главным условием успешного овладения ребенком речью является сформированность у него фонематических процессов. Несформированность фонематических процессов приводит к трудностям реализации фонематического принципа разговорной речи в будущем и при письме,  что проявляется в специфических ошибках заменах букв и искажениях звукослоговой структуры слова.

Цель программы:

Создание организационно-педагогических условий, способствующих профилактике, своевременной диагностики, коррекции и дальнейшему развитию речи детей в рамках логопункта ДОУ.

Задачи программы:

. профилактика нарушений речи у детей;

.формирование фонетического восприятия, навыков звуко-слогового анализа и синтеза;

. совершенствование лексико-грамматическогостроя речи;

. развитие связной речи;

. развитие и совершенствование мелкой моторики рук;

В программе заложены возможности формирования у детей умений и навыков, предусмотренных стандартом, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с программами обучения  и воспитания логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития ,структурой речевого дефекта детей при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».

Основные методы обучения:

. практические (игры, упражнения)

. наглядно-демонстрационные;

. словесные (объяснения, разъяснения, рассказ, беседы, инструкции)

. методы ролевого моделирования типовых ситуаций;

Принципы программы:

. разностороннее и динамическое обследование ребенка, что позволяет выявить ведущий речевой дефект и обусловленные им недостатки психического развития;

. принцип системного подхода

. принцип связи речи с другими сторонами психического развития. Выявление этой связи лежит в основе воздействия на те психические, особенности детей, которые прямо или косвенно препятствуют эффективной коррекции речевой деятельности;

. принцип наглядности;

. принцип постепенного перехода от простого к сложному;

. принцип сознательности усвоения материала;

. принцип учета возрастных особенностей;

Одно из принципиальных требований программы, соблюдение, которого способствует оптимизации корригирующегог обучения- коммуникативная направленность всего комплекса коррекционно-воспитательного воздействия. Все это отражается в содержании программы.

Формы работы учителя-логопеда в рамках логопункта ДОУ:

. логопедические занятия с детьми (подгрупповые, индивидуальные)

.консультирование (беседы, диалоги, круглые столы, индивидуальные консультации) для педагогов и родителей;

. совместная работа родителей и детей по заданиям логопеда;

. взаимодействие со всеми участниками педагогического процесса;

Вся рабочая программа рассчитана на два года обучения.

Количество часов в рабочей программе примерное и может варьироваться в зависимости от тяжести от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

Основное содержание коррекционно-логопедической работы в Рабочей программе проводится в три этапа:

1 этап: подготовительный - сентябрь, октябрь.

2 этап: основной – ноябрь, декабрь, январь, февраль.

3 этап: заключительный – март, апрель, май.

Групповые занятия (совместная деятельность) проводятся совместно воспитателем и учителем-логопедом два раза в неделю старшая группа-25 мин. Подготовительная группа-30 мин,

подгрупповые два раза в неделю в первую половину дня.

Индивидуальные занятия проводятся ежедневно согласно  расписания по 15-20 мин во вторую половину дня.

Зачисления детей на логопедические занятия осуществляется на основе результатов обследования речи детей, которое проводится с 1 по 15 сентября, а также с 15 по 30 мая.

 Обучающиеся с недостатками речи регистрируются в списке.

 С родителями или законными представителями детей заключается договор. На каждого ребенка в логопункте учителем-логопедом заполняются речевые карты.

В логопункте может заниматься от 20 до 25 детей.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года после устранения у них дефектовречи. В случае необходимости (при согласовании родителей или лиц, их замещающих) ребенок может быть направлен в поликлинику для обследования к врачам специалистам (неврологам, отоларингологам, ортодонтам и др.) или психологам на консультацию для уточнения диагноза.  

Оснащение кабинета:

Кабинет разделен на несколько зон

  • в зоне коррекции звукопроизношения находится настольное зеркало с ширмой, стол, стул;
  • образовательная зона оборудована доской, магнитами, указкой, столами стульями для групповых занятий с детьми;
  • зона свободного пользования дидактическим материалом: шкафы с полками где находятся дидактические игры, конструктор, игрушки, книжки, наборы картинок, настольные игры, карандаши, краски, фломастеры, наборы кубиков, пазлыи.т.д.  
  • зона релаксации;
  • зона ТСО: магнитофон, ноутбук
  • зона информационная для педагогов и родителей: находится на стенде «Советы логопеда» где содержится информация о развитии и коррекции речи детей, а также находятся консультации, советы;
  • зона методического,  диагностического, игрового материала расположена в книжном шкафу, которая содержит следующий материал:
  • справочная литература по логопедии;
  • диагностический материал;
  • учебно-методическая литература по коррекционному обучению;
  • планы работы;
  • пособия с дидактическим материалом для обучения и коррекционного обучения;
  • согласно картотеки наглядный материал в картинках по звукам;
  • оздоровительно развивающая зона: оснащена пособиями на развитие дыхания, мелкой моторики, проведения подвижных игр, физминуток;
  • рабочая зона: стол, стул, на столе документация учителя-логопеда: паспорт логопункта, календарный план, журнал обследования, табель посещаемости детей, речевые карты, тетрадь взаимодействия, тетради детей для домашних заданий;

Характеристика нарушений у детей, имеющих речевое заключение: «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи и фонематическое недоразвитие речи».

Дети данной категории испытывают трудности при усвоении программы воспитания и обучения вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

  1.  Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.
  • дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп.
  • преобладают замены и смешение (нередко искаженных звуков).  
  • неправильно произносится до 15 звуков.
  • Недостаточная сформированность (в более тяжелых случаях-несформированность) фонематических процессов.

2.  Нарушения лексоко-грамматического компонента речевой системы.

Лексический запас без грубых нарушений.Возможны ошибки в употреблении слов, смешении слов по смыслу и т. п.

  • грамматический строй может быть в пределах нормы.

3 Психологические особенности:

  • неустойчивое внимание.
  • недостаточное развитие словесно-логического мышления
  • недостаточное развитие способности к переключению.
  • недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.

Основные направления работы.

1 Развитие звуковой стороны речи. Развитие фонематического восприятия (дифференциация фонем) с опорой на речеслуховой, речедвигательный, зрительный и другие анализаторы. Развитие фонематического, слогового анализатора и синтеза.

а) уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков:

  • уточнение артикуляции и звучания звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения;
  • выделение его на фоне слога;
  • определение наличия и места в слове (начало, середина, конец);
  • определение места звука по отношению к другим (какой по счету звук, после какого звука произносится, перед каким звуком слышится в слове);
  • выделение его из предложения, текста.

б) дифференциация звуков производится в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристике каждого звука. Основная их цель различение, поэтому в речевой материал включены слова со смешанными звуками.

2 Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:

  • развитие языкового анализа и синтеза (умение определять количество, последовательность и место слов в предложении) придумывание предложений по сюжетным картинкам и определение в нем количества слов; придумывание предложений с определенным количеством слов; составление графических схем предложений; определение места слов в предложении;  
  • обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения пользоваться различными способами словообразования;
  • пользоваться моделями предложений различных синтаксических конструкций.

3 Формирование связной речи.

  • развитие навыков построения связного высказывания;
  • установления логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания;

4 Развитие и совершенствование психических процессов:

  • устойчивость внимания;
  • наблюдательность;
  • память;
  • способность к переключению;

5Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

  • умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на постороннее воздействия;
  • умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
  • умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
  • умения целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.

6.  Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

  • ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
  • употребление усвоенного материала в связных высказываниях;
  • соблюдение речевого этикета при общении;
  • составление устных высказываний с элементами творчества (фантазии).

Прогнозируемые результаты:

В результате проделанной работы ожидается значительное улучшение сформированности правильной речи у детей, прошедших коррекционно-развивающю программу.

Критериямиэффективности работы по реализации программы можно считать.

  • состояния речи ребенка:
  • фонематическое восприятие;
  • звукопроизношение;
  • лексика;
  • грамматика;
  • связная речь;
  • формирование мотивации родителей в оказании помощи детям по преодолению проблемы в развитии;

Какой должна быть речь ребенка в старшем дошкольном возрасте:

  • ребенок овладевает нормальным произношением самых сложных по артикуляции звуков- Р и Л. На этом заканчивается процесс становления звукопроизношения у детей.
  • дифференцирует (различает на слух) все звуки  т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.
  • овладевает навыками звукового анализа и синтеза (умеет соединять звуки в слоги, слоги в слова; умеет вычленять заданный звук из слова; определять последовательность звуков в слове)
  •  ребенок начинает активно пользоваться всеми частями речи, постепенно формируются навыки словообразования (расширяется словарь)
  • умеет составлять предложения; определяет количество и последовательность слов в простом предложении.
  • свободно общается не только при помощи грамматически правильно построенных простых предложений, но и многих видов сложных предложений, с использованием союзов и союзных слов (чтобы, потому что, если, тот … который и т. д.)

К семи годам ребенок должен владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.

Результат освоения программы:

Систематическая, своевременная, адекватная логопедическая и педагогическая коррекционная работа по формированию фонематических процессов позволяет ожидать, что к старшему дошкольному возрасту фонематические нарушения речи, нарушения грамматических категорий и связного высказывания будут встречаться гораздо реже и практически все дети, хотя и в разной степени, будут подготовлены к обучению грамоте в школе и будет обеспечен тот уровень фонематического развития, который должен в норме быть у ребенка старшего дошкольного возраста.        

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида «Сказка».

Рабочая программа

Организационно-педагогические условия оптимизации коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи,  используя занимательный игровой материал.

педагогическая разработка адаптационного типа

        

автор:

учитель - логопед

Ашканова В. И.

г.Вихоревка 2013 год.

Литература основная:

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с ФФН.

(старшая группа детского сада).  М.,-1993г.

Ефименкова Л.Н. Коррекция звуков речи у детей. М.,-1987г.

Юрова Е.В. Коррекция устной речи: пособие по логопедии. М.: Аквариум, 1998г.

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1989г.

Агранович З.Е Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб., 2000г.

Большакова С.Е. Речевые нарушения их преодоление. М., 2005г.

Дополнительная:

Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. М.ТЦ Сфера 2007г.

Успенский Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. М., 1991г.

Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. М., 2003г.

Борисова Е.П. Лексический материал для закрепления правильного произношения звуков. Логопед. 2008. № 1

Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. Под.ред. Ю.Ф.Гаркуши. М., 2000.

Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.  М.,

Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. М., 1999г.

Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб., 2000г.

Для детей:

Тетрадь для старшей логопедической группы детского сада.

Тетрадь для подготовительной к школе логопедической группы детского сада. Нищева Н.В.СПб.,2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка адаптационной НОД "Зайчик" для детей первой младшей группы

Тема: «Зайчик»Цель: создание атмосферы положительного эмоционального настроя детей.Задачи: Ø Побуждать детей определять предмет по форме, называть его признаки.Ø Развивать умение подражать движе...

Статья: «Росточек». Авторская разработка комбинаторного типа оздоровительная программа по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста с общей мышечной слабостью.

Оздоровительная физическая культура  в последнее время  широко внедряется в дошкольные учреждения. Причин этому много: неуклонный рост числа детей с нарушение опорно - двигательного аппарата...

Психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода в младшей группе к ДОУ

Первое посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения это важное событие в его жизни. Когда ребенок приходит в ДОУ, он попадает в новые условия. Меняется режим, характер питания, темᴨерату...

Эмоциональный комфорт ребёнка в адаптационный период. Методическая разработка "Адаптационные домики"

Данный материал позволяет  облечить адаптационный период  ребёнка,создаёт положительную эмоциоональную атмосферу в детском саду,стимулирует к творчеству.В данном материале  описывается ...

Авторская адаптационная педагогическая разработка "Весёлые уроки". Черногузова Е.А.

Программа развития речи и познавательных способностей старших дошкольников....

рецензия на методическую разработку "Адаптационная группа для родителей детей, поступающих в ДОУ"

рецензия кандидата психологических наук, руководителя городского методического объединения педгогов-психологов образовательных учреждений ЗАТО Северск Шелемеховой М.С....

Комплект программно-методических материалов по физическому развитию детей раннего возраста «Расти здоровым, Светлячок» Авторская методическая разработка (комбинаторного типа)

Физическому развитию принадлежит одно из ведущих мест в системе образовательной работы с детьми раннего возраста, так как оно способствует разностороннему развитию ребенка, совершенствованию его двига...