Статья: «Росточек». Авторская разработка комбинаторного типа оздоровительная программа по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста с общей мышечной слабостью.
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) по теме

Филина Антонина Климовна

Оздоровительная физическая культура  в последнее время  широко внедряется в дошкольные учреждения. Причин этому много: неуклонный рост числа детей с нарушение опорно - двигательного аппарата; сокращение двигательной активности детей из-за приоритета «интеллектуальных» занятий и, как следствие снижение мышечного тонуса и общая слабость мышц, неспособных удержать осанку в правильном положении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_rostochek_-_statya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Росточек».

Авторская разработка комбинаторного типа оздоровительная программа по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста с общей мышечной слабостью.

(А.К.Филина инструктор по физической культуре высшей квалификационной категории, МДОУ комбинированного вида Детский сад № 12 «Солнышко», Иркутская область, г.Шелехов).

Оздоровительная физическая культура  в последнее время  широко внедряется в дошкольные учреждения. Причин этому много: неуклонный рост числа детей с нарушение опорно - двигательного аппарата; сокращение двигательной активности детей из-за приоритета «интеллектуальных» занятий и, как следствие снижение мышечного тонуса и общая слабость мышц, неспособных удержать осанку в правильном положении.

Проведение занятий лечебно – оздоровительной гимнастикой в условиях дошкольного учреждения позволяет своевременно и эффективно устранять указанные причины на ранних этапах формирования нарушений осанки и свода стопы, это  является наиболее значимым фактором внедрения оздоровительной гимнастики в практику  работы дошкольных учреждений. Применяемые физические упражнения  просты и доступны для выполнения, не вызывают побочного воздействия, а проводимые в игровой форме становятся более привлекательными, повышают эмоциональное состояние ребенка, его физические возможности и устраняют имеющиеся нарушения опорно – двигательного аппарата.

Опыт использования ЛФК и массажа показал, что у 80% детей удается добиться положительной динамики заболеваний, у 90% детей улучшаются показатели физической подготовленности, у 6—7-% детей возрастает устойчивость к гипоксии.

В настоящее время среди различных мероприятий направленных на коррекцию осанки и оптимизацию двигательной активности детей, в детских дошкольных учреждениях, особую популярность приобрели занятия с большими гимнастическими мячами.

Они действительно являются многофункциональным оборудованием, позволяющим решать целый ряд не только лечебных, но и профилактических и общеразвивающих задач. Их можно использовать при различных патологических и предпатологических состояниях у дошкольников, включая в комплексы лечебной гимнастики или применяя комплексы, составленные только из упражнений, выполняемых на мячах. Такой подход повышает терапевтический эффект занятий лечебной гимнастикой, а яркая окраска и необычный размер мяча положительно влияет на настроение ребенка. Отдельные упражнения без таких мячей выполнить просто не возможно.

Упражнения с использованием гимнастических мячей способствуют совершенствованию функции равновесия и двигательного контроля, содействуют укреплению различных мышечных групп, а также позволяют добиваться хорошего мышечного расслабления и могут быть использованы для тренировки сердечно-сосудистой  и дыхательной систем, при нарушении координации движений, избыточном весе и т.д.

Занятия на больших гимнастических мячах проводятся в дополнительное время с подгруппой детей 8-12 человек, 2 раза в неделю, после консультации врача педиатра.

Для реализации данной программы были использованы.

  • Пособие для инструкторов лечебной физкультуры, воспитателей и родителей, «Лечебная физкультура для дошкольников, при нарушениях в опорно – двигательном аппарате» О.В.Козырекой, в которой автор предлагает своевременное использование физических упражнений с лечебной целью. Пособие допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
  • Практическое пособие «Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего возраста», под общей редакцией Г.В.Каштановой, в которой группа авторов предлагает методические рекомендации для проведения занятий фитбол – гимнастикой (использование больших гимнастических мячей). Правильная посадка на фитболе предлагает оптимальное положение тела и всех его звеньев: происходит наиболее гармоничная работа мышечных групп, обеспечивающих, сохранение позы и при оптимальной нагрузке формируется новый рефлекс позы, который обеспечивает создание более сильного мышечного корсета.
  • Так же в составлении конспектов занятий использовала опыт коллег г. Ангарска и материал различных авторов предлагающих подвижные игры оздоровительной направленности.

Основные принципы программы.

  1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научнообоснованными и практически апробированными методиками.
  2. Принцип активности и сознательности – участие педагогов группы, узких специалистов и родителей в поиске новых, эффективных методов по оздоровлению
  3. Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья.
  4. Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.

При проведении занятий оздоровительной гимнастикой необходим педагогический контроль за уровнем физической подготовленности и физическим состоянием детей во время занятий.

Педагогический контроль в физическом воспитании – это система показателей, дающих объективную информацию о динамике физического развития, физической подготовленности, работоспособности и здоровья детей, определяющее перспективы роста и развития.

Выделяют следующие задачи педагогического контроля.

  1. Выявить уровень физического развития, физической подготовленности и работоспособности детей. Для детей посещающих оздоровительную группу детского сада, педагогический контроль осуществляется в рабочем порядке, в установленное время вместе со всеми детьми учреждения, т.е два раза в год.

Так, например, анализ уровня физической подготовленности детей оздоровительной группы за 2010 – 2011 учебный год показал, что в начале учебного года высокий уровень физической подготовленности составил – 14% от общего количества детей посещающих оздоровительную группу, средний – 67%, низкий 19%, а в конце года 38%,57%,5% соответственно.

  1. Осуществлять индивидуально – дифференцированный подход за физическим состоянием детей, который осуществляется на каждом занятии.

При проведении занятий с детьми дошкольного возраста существует несколько способов контроля  за физическим состоянием детей (по приросту ЧСС у детей и по внешним признакам).

Цель программы. Совершенствовать физическое развитие и оздоровление детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата.
  2. Формировать правильную осанку.
  3. Содействовать профилактике плоскостопия.
  4. Укреплять мышечный корсет.
  5. Повышать защитные силы организма.
  6. Приобщать детей к здоровому образу жизни.

Ожидаемые результаты.

  1. Повышение уровня здоровья детей.
  2. Овладение навыками самооздоровления.
  3. Осознание детьми понятия «здоровья» и влияния образа жизни на состояние здоровья человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическое пособие для педагогов ДОУ: дидактические игры "Писатель" по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

методическое пособие предназначено в помощь педагогам ДОУ для работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ...

«Использование дыхательной гимнастики в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Важной задачей, стоящей перед педагогами, является раннее выявление речевых нарушений и их своевременная коррекция. Для процесса развития связности речи используют различные методы, что направле...

Примерная адаптированная программа по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Перечень физических упражнений для детей с тяжёлыми нарушениями речи, перечень основных движений, подвижных игр и упражнений на год, материально - техническое оснащение, список литературы, расписание ...

Рабочая программа образовательной области «Физическое развитие» для детей старшего дошкольного возраста

Рабочая программа образовательной области «Физическое развитие» для детей старшего дошкольного возраста...

«Кузнечик» Модифицированная программа по физическому развитию для воспитанников старшего дошкольного возраста

laquo;Кузнечик» Модифицированная программа по физическому развитиюдля воспитанников старшего дошкольного возраста...

Статья "ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ."

В статье рассматривается проблема развития речи детей с ОНР .Упоминаются исследователи ,изучившие вопросы речевого развития детей .В статье описывается педагогический опыт организации коррекционной ра...