Проект "Русская матрешка-душа России"
проект (средняя группа)

Проект в средней группе "Русская матрешка-душа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx486 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Русская матрешка-душа России»

Тип проекта: краткосрочный. (21.11.22-02.12.22)

Актуальность темы: В наше время достаточно всяких игрушек и наших детей трудно чем-либо удивить. Целенаправленно ознакомление детей с русской игрушкой матрешкой-это одна из частей формирования у детей патриотизма. Расширить круг представления о разнообразии этой игрушки, дать о ней некоторые доступные для ребенка исторические сведения-это значит приобщить детей к прекрасному, научив их различать, чем похожи и чем отличаются самые известные из этих игрушек.

Задачи:

- познакомить детей с историей матрешки как видом народного промысла;

-дать знания о матрешке, о ее цветовой гамме;

-научить видеть необычное в обычном;

-содействовать развитию творческих способностей детей.

Цели: воспитать интерес к народному творчеству на примере русской национальной матрешки; формировать у детей чувство патриотизма.

Участники проекта:

-дети средней группы;

-воспитатели средней группы;

-родители.

Ожидаемый результат:

-знакомство с особенностями русской народной игрушки;

-получить представление о цветовой гамме матрешек;

-расширение и активизация словарного запаса слов.

          Этапы реализации проекта:

1 этап. Подготовительный.

1.Планирование работы.

2.Сбор информации из разных источников.

2 этап. Основной.

Познавательная деятельность.

  1. Беседа: «Матрешка-национальное культурное наследие России.
  2. ОО: «Откуда появилась матрешка?»
  3. Рассматривание изображений разных матрешек.
  4. Чтение стихов и загадок о кукле.
  5. Чтение стихотворения Эдуарда Успенского «Матрешки»
  6.  Песня И.Черницкой «Матрешки»

Художественно-эстетическое развитие.

Рисование.

«Веселые матрешки»

Лепка.

«Матрешка» (пластилинография)

Аппликация.

«Матрешка»

Игровая деятельность.

Д/игры:

- «Собери матрешку»

-«Построй матрешек по росту»

-Трафареты (силуэты) матрешек.

        

3 этап. Заключительный.        

1.Оформление методических пособий для педагогов.

2.Изготовление дидактических игр.

3.Консультация для родителей «Как играть с матрешкой»

4. Трафареты (силуэты) матрешек.

                                           Приложение.

Детские стихи про матрешку – короткие и длинные

***

Эх, матрешечка-матрешка,

Красота, на загляденье.

Только стоит разобрать,

Красоты уже штук пять.

***

У мамы на комоде –

Стоят матрешки вроде.

Все яркие, нарядные –

Но что-то не по моде.

***

Среди моих игрушек

И кукол современных

Матрешки все ж в почете

Скажу вам без сомненья.

Матрешки тоже куклы

У них свои наряды.

Вот только их не снимешь

Не поменять ей платье.

На голове платочки

Есть красные и синие.

Ей не расчешешь волосы

Хотя видны косички.

***

Матрешки – лучшие друзья,

Скажу вам по секрету.

Они создания русские – как я

И сказано все этим.

 

***

Коллекция Тверских матрешек,

Хранится в комнате моей.

В ней персонажи сказок русских,

Дороже монстров и родней.

 

Орлов В.

В матрешке — матрешка.

В матрешке — матрешка.

А самая маленькая,

Как крошка.

Люблю я с матрешками

Часто играть,

Сперва разбирать их,

Потом собирать.

Собрать их недолго:

Минута, вторая —

И вырастет сразу матрешка большая.

***

Матрешка — древняя краса

Сквозь времена дошла до нас.

Ей имя русское дано.

Она красива и мила,

Всем улыбается она.

Одета, как в былые времена,

Одежда традициям верна.

На платке узор замысловат,

На сарафане цветы огнем горят!

 

Приходько В.

Матрешка на окошке

Под ярким сарафаном.

А вся семья в матрешке,

Как в доме деревянном.

Открой – увидишь чудо:

Матрешенька-детеныш.

А там еще –

Откуда?

А там опять…

Найденыш!..

… Поют матрешки в хоре.

Живут, не зная горя,

И дружно, и счастливо,

И весело на диво!

Для самой юной крошки

Шьют платьице матрешки,

Чтоб выйти вереницей

И погулять с сестрицей.

***

Матрешка пестрая, красивая, забавная

Со всех сторон нарядная.

В косу волосы убраны

У русской красавицы,

И она всем нравится.

         

Беседа «Матрешка-национальное культурное наследие России»

Русская народная игрушка – это особый элемент традиционной культуры русского народа.

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,А всего одна игрушка. (Матрёшка)https://kladraz.ru/upload/blogs2/2022/4/6596_267e8e9a9c973e0df82581688c0f22f1.jpg

                                                               

3 января – День русской матрёшки. Сколько лет этой уникальной игрушке? Можно отнести матрёшку к древнерусским игрушкам? Есть у неё авторы? Почему ей дали такое имя?

Конец 19 века – время интереса к русской культуре. В эти годы в Российской империи появилось художественное направление, ставшее известным как «русский стиль». Одними из последователей этого направления, возрождавшими и развивавшими традиции народной крестьянской игрушки, были знаменитый промышленник и меценат Савва Мамонтов и его брат Анатолий. В магазине «Детское воспитание» создавали и продавали кукол в народных костюмах разных российских уездов и губерний.

Документальных свидетельств о происхождении матрёшки не сохранилось. Существует несколько версий о том, кому принадлежит идея создания легендарной куклы.

По одной из них, жена Саввы Мамонтова привезла из Японии несколько фигурок, изображавших японских богов, которые вкладывались друг в друга.

Согласно другой версии, художник Сергей Малютин увидел игрушку, похожую на матрёшку, в Кустарном музее. По его эскизу токарь Василий Звёздочкин выточил деревянную куклу, внутри которой находилось ещё семь фигурок.

Все фигурки отличались друг от друга не только по размеру.

Самая большая из них изображала девушку с чёрным петухом в руках. Кукла, вложенная в неё, держала корзину. У третьей – серп в руках, у четвёртой – чашка с едой. Пятая кукла – мальчик в расписной рубашке. Далее снова девочка, держащая брата, малышка с пальцем во рту. Восьмая, самая маленькая – младенец в пелёнке.

                                 

     https://kladraz.ru/upload/blogs2/2022/4/6596_ff6770e3991e27d834b7378a9c38c952.jpg

https://phonoteka.org/uploads/posts/2021-05/thumbs/1621700670_10-phonoteka_org-p-fon-dlya-prezentatsii-narodnaya-igrushka-10.png

         Консультация «Как играть с матрешкой».

Почти сто лет русская матрешка является модным сувениром. Однако не стоит забывать, что, прежде всего, матрешка – детская развивающая игрушка, которая имеет немало пользы для малыша. Что развивает эта игрушка? Кроме мелкой моторики руки, ребенок учится сравнивать фигуры по высоте, размеру, цвету, объему, развивая мышление и логику. Ее педагогической ценности может позавидовать любое современное пособие. Эта замечательная народная игрушка имела заслуженное признание у русских педагогов и рассматривалась как классический дидактический материал, как подлинный народный дар маленьким детям.

После того, как игрушка появилась в вашем доме, научите ребенка играть с ней. С чего следует начать? Конечно же, со знакомства! Когда малыш будет находиться в хорошем настроении, возьмите матрешку и скажите: «Смотри, кто к нам пришел! Это матрешка!» Пусть игрушка поговорит с ребенком, спросит его имя, предложит дружить. Обратите внимание крохи на то, какая она красивая и нарядная

Очень важен момент первого знакомства с матрешкой, открытие ее главного секрета. Этот момент вы должны сделать радостным и сюрпризным. «Ее зовут Матрешка. Какой у нее платочек, какие щечки!”    Полюбовавшись ею, вы берете игрушку в руки и удивленно говорите: “Что-то она тяжелая и гремит. Может, там что-то есть внутри? Давай посмотрим!” Открывая матрешку, вы вместе с малышом как заклинание произноситеслова: “Матрешка-матрешка, откройся немножко!” Процесс открывания матрешки можно слегка растянуть, чтобы усилить ожидание и любопытство ребенка. Открыв большую матрешку и обнаружив в ней другую, вы естественно удивляетесь и рассматриваете ее вместе с ребенком, как и первую. Поставив две матрешки рядом, предложите малышу сравнить их.

Спросите, какая выше, а какая ниже, какой платочек у маленькой, какого цвета фартук у большой. Объясните, что по форме обе матрешки одинаковые, а по размеру разные. После этого предложите узнать, не спрятался ли в новой матрешке еще кто-нибудь.

https://phonoteka.org/uploads/posts/2021-05/thumbs/1621700670_10-phonoteka_org-p-fon-dlya-prezentatsii-narodnaya-igrushka-10.png

Под те же слова (“Матрешка-матрешка, откройся немножко!”) пусть появится следующая, третья матрешка. Поставьте ее рядом и сравните с предыдущими. Так продолжайте до тех пор, пока все матрешки не выйдут.

Выстроив их в ряд по росту, обратите внимание ребенка на то, что каждая матрешка одета по-своему и что каждая следующая меньше предыдущей на целую голову. После такого знакомства начинается игра “в детский сад”.

Объясните малышу, что матрешки, как и дети, ходят в детский сад, но только большие идут в старшую группу, а маленькие – в младшую. Отгородите место на столе (чертой или палочкой) для старшей и младшей группы и предложите ребенку отвести каждую из матрешек в подходящую группу, а в какую – пусть решает он сам. Если малыш перепутает, поставьте две матрешки рядом и спросите, какая больше. Когда все матрешки попадут в соответствующие группы, подведите итог, т. е. подчеркните, что высокие матрешки оказались в старшей группе, а ростом поменьше – в младшей. Они еще маленькие. Вот подрастут и тоже пойдут в старшую.

В какие еще игры можно играть с матрешками?

Поначалу, малышу больше всего нравится открывать матрешки. Удивляйтесь вместе с ребенком, что внутри кто-то есть. Следующий этап – составление половинок – покажите как смешно, когда две половинки не совпадают. Придумывайте разные задания, стимулирующие ребенка вкладывать одну матрешку в другую (например, маленькая матрешка просит большую ее спрятать).

Перепутайте два набора матрешек (лучше всего одинаковых, но разных расцветок) и попросить ребенка их рассортировать или выстроить парами.

3.На листе картона обведите основания матрешек. Можно оформить эти круги как стульчики вокруг стола или вагончики в паровозе. Попросите ребенка расставить матрешки по местам.

В отсутствие ребенка расставьте матрешки в комнате, на видных местах. Расскажите малышу, что матрешки заблудились и предложите их отыскать.

И еще несколько советов.

После игры не оставляйте матрешку для свободного пользования, пока малыш не научится играть с ней осмысленно.

https://phonoteka.org/uploads/posts/2021-05/thumbs/1621700670_10-phonoteka_org-p-fon-dlya-prezentatsii-narodnaya-igrushka-10.png

Если эта замечательная игрушка будет просто валяться в ящике, ребенок быстро утратит к ней интерес, а ее отдельные части будут разбросаны и быстро потеряются.

В первых играх с матрешкой ваше участие совершенно необходимо. Вы должны оживить маленьких неподвижных кукол, сделать веселыми и озорными. Очень многое зависит от выразительности ваших слов и действий. Именно они должны вызвать у малыша интерес к игре и вовлечь его в воображаемую ситуацию.

Постарайтесь предоставить ребенку больше свободы и почаще побуждайте его думать. Не торопитесь говорить за него то, что он может сказать сам. Если он допускает ошибку, задайте ему наводящий вопрос или организуйте забавную ситуацию. Помогите ему построить свой «матрешечный» мир, в котором он будет высшим судьей и полным хозяином. Желаем Вам творческих успехов и взаимопонимания! Пусть дети обретут целостность и гармонию Духа, Души.

В заключение хотелось бы познакомить вас с рассказом Якова Тайца «Сколько?» и стихотворением З.Медведевой «Матрешка»

Сколько? (Я.Тайц)

Папа принес Маше матрешку и сказал:

– Вот тебе три игрушки.

– Почему три? – спросила Маша. – Одна матрешка.

– Давай считать, – сказал папа. – Одна?

– Одна!

Папа открыл матрешку, там другая, поменьше.

– Две?

– Две!

Папа открыл вторую, а там еще одна, самая маленькая.

– Три?

– Три, – засмеялась Маша.

– То-то, – сказал папа.

Вот они все стоят!

Конспект НОД «Откуда появилась матрешка»

Программное содержание:   Воспитывать у детей интерес к  декоративно – прикладному искусству, уважение к труду народных умельцев. Развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества. Закреплять знания детей о русской матрёшке, как об одном из старинных народных промыслов.

           Материал: картинки с изображением разных матрешек.

Предварительная работа: Лепка матрёшек.  Заучивание стихотворений и частушек к занятию.

Ход занятия:

            ( на фоне  р. н. музыки, воспитатель встречает детей в народном костюме.)

            Проходите, гости дорогие! (с поклоном)                                                                                                   Заждалась я вас, рада всех вас видеть. Рассаживайтесь по удобнее.                                          Я – Хозяйка страны Мастеров. Ко мне приходят те, кто умеет и любит создавать что – то новое, красивое – мастера.

Мастера России славятся своим умением во всём мире.  Вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры? И в нашей огромной стране тоже есть такой сувенир, он так же считается символом России, как флаг, герб, берёза. Догадались что это такое? Послушайте загадку:

Какой русский сувенир

            Покорил уже весь мир?

            Балалайка? Нет! …Гармошка?

            Нет! …То – русская матрёшка!!!

              Так, немного и немало

            Символом России стала.

Конечно же, это всеми нами любимая матрёшка.              

У этой куклы есть внутри  один секрет. Такого секрета нет больше ни у одной другой игрушки.

Знают все её загадку…                                                                                                                               В ней хранятся по порядку                                                                                                   Краснощёкие девчонки…                                                                                                                   Её младшие сестрёнки.                                                                                                                Я секрет тот тоже знаю –                                                                                                        Разбираю, собираю,                                                                                                                        Достаю их друг за другом,                                                                                                  Расставляю полукругом;                                                                                                                Одна матрёшка, две… и вот…                                                                                                    Матрёшек целый хоровод.

 А вы, знаете, откуда взялась матрёшка?  Нет? Существует немало легенд о её происхождении. Мне очень нравится эта красивая сказка:

Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка – добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка – село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. “Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку”, – сказал Иван.

Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку – сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может – куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.

В другой легенде говорится, что однажды из Японии была  привезена деревянная игрушка – ритуальная кукла Дурума. Она изображала доброго и лукавого старичка. Японская игрушка была с секретом: в старичке Дуруму пряталась вся его семья – 3 вкладыша. Она очень понравилась  нашему мастеру, и он выточил куклу Матрёшку. (показ слайда)

А может – быть, матрёшка появилась благодаря «писанкам» – деревянным, расписным пасхальным яйцам, их уже много веков делают на Руси.

             Они бывают полыми внутри, и в большее вкладывается меньшее.

            Первым мастером, который изготовил матрёшку на токарном станке, считают Василия Петровича Звёздочкина.

Первым  художником, который расписал матрёшку – Сергеем Васильевичем Малютиным.

            Вот так и родилась первая матрешка – россияночка.

С тех пор живёт матрёшка, как русский яркий сувенир.

Шагает кукла по планете, и ей любуется весь мир.

Прошло много лет, а Матрёшка до сих пор – любимая игрушка малышей. Она украшает наши квартиры, её дарят друзьям на добрую память. Но суть русской Матрёшки остаётся прежней – бесконечность жизни, любовь и дружба.

 Физминутка

(Дети становятся в хоровод, исполняют песню на русский народный мотив).

Деревянные сестрицы.

чернобровы, круглолицы.

(Дети качают головой от плеча к плечу).

Любят яркие одежки

Деревянные матрешки.

(Дети кладут руки на пояс, делают полуобороты вправо и влево).

Как у нашей у Матрешки

Сарафан упрятал ножки.

(Дети выставляют поочерёдно ножки на пятку).

Как Матрена заплеталась

Да платочком покрывалась.

(Дети изображают, будто они плетут косу и завязывают в платок).

Чернобровы, круглолицы,

Очень дружат все сестрицы.

(Дети поднимают руки вверх и плавно качают ими вправо, влево).

Что случилось милый друг?

Кто-то спрятал всех подруг.

(Дети от удивления разводят руками).

Ты не бойся, песню пой,

Они сидят одна в одной.

(На слова «одна в одной» дети делают два хлопка в ладоши).

Сто лет назад известный мастер

Игрушку чудную создал.

Игрушка – кукла расписная,

А как назвать её не знал.

Красивая игрушка, похожа на Катюшку,

А, может, на Танюшку? – ей имя подбирал.

Красивая игрушка, как русская девчушка.

И мастер ту игрушку, Матрёшкою назвал.

Откуда взялось такое имя? Почему кукла стала так называться?  (ответы детей)

-Раньше маленьким девочкам часто давали это ласковое имя – Матрена, Матрёнушка, Матрёшенька, Матрёшка. Так и закрепилось имя Матрёшка за игрушкой.

–  А что означает имя Матрёна

– Имя Матрёна означает мать семейства – «матрона».

А теперь посмотрим, кто был внимательным! Ответьте на следующие вопросы и выполните задания:

От какого слова произошло название матрёшки?

Перечислите, что входит в наряд традиционной матрёшки.

Из какого материала делают игрушку?

                                Конспект НОД по рисованию «Веселые матрешки»

Цель: развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.

Задачи:

1. «Художественно-эстетическое развитие» : Учить расписывать матрёшку, по возможности точно передавая пропорции и элементы оформления «одежды». Развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорций. Совершенствовать способы рисования кистью. Закреплять умение чисто промывать кисточку перед использованием краски другого цвета. Развивать цветовое восприятие. Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.

Материал: Образцы матрешек; бумажный силуэт матрешки, восковой карандаш черного цвета, акварель, кисти, салфетки - на каждого ребенка.

Предварительная работа: Рассматривание матрешек в группе, чтение стихотворений.

Ход занятия:

 Сегодня я вам расскажу и покажу маленькое чудо, но сначала отгадайте загадку:

У меня есть игрушка

Не лошадка, не Петрушка

Красавица-девица и её сестрицы.

Каждая сестрица для маленькой темницы

(Матрёшка)

Воспитатель:-Ребятки, а матрёшка игрушка непростая.

Эта игрушка с сюрпризом.

Посмотрите-ка что у матрешке есть?

Воспитатель:У матрёшки невелички

Есть весёлые сестрички.

Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки (рассматриваем с детьми матрешку)

Воспитатель:- Что на голове у матрешке? (платочек, косынка)

Воспитатель:-А на туловище? (сарафан)

Воспитатель:- Посмотрите чем украшен сарафан? (цветами, листочками, ягодами, травой).

Воспитатель:- Иногда у матрешке на сарафане одет фартук, он тоже всегда украшен или цветами, или узорами.

Воспитатель:- Вот таких чудесных, нарядных матрёшек украшали художники.

Воспитатель:-После того, как их украсили,они получались какие? (яркие, красивые, весёлые, так и кажется, взмахнут они платочками и пустятся в пляс).

Воспитатель:- Узор у матрешек состоит из ярких цветов, ягод, листьев и он расположен в самом центре сарафана. Давайте посмотрим, какие у меня есть узоры для росписи матрёшки, они все разные, и каждый художник-мастер выбирает свой узор.

Воспитатель:- Посмотрите как ребятки, а что с этой матрёшкой? Почему она грустная? (ответы детей (не успел художник дорисовать эту матрёшку)

Воспитатель:-Молодцы, ребята! Матрешка не яркая, у неё сарафан не расписан.

Воспитатель :- Мы сейчас вместе подойдем к доске и попробуем все вместе расписать ей сарафан. (Воспитатель показывает, как можно кисточкой наносить узор)

Воспитатель :- Ребята, а ведь у матрешке тоже есть сестрички-подружки, у них тоже у всех сарафаны не расписаны, вы им поможете?

Воспитатель :- Кручу, верчу, превратить вас хочу.

Хочу, хочу, хочу… превратить вас в художников.

(Дети поворачиваются вокруг себя)

Воспитатель :- А, сейчас ребятки проходите в мастерскую и садитесь за столы, но перед работой не забудьте разогреть свои пальчики

Пальчиковая гимнастика.

Воспитатель :Мы весёлые матрёшки (хлопают в ладоши)

На ногах у нас сапожки (идут по полу)

В сарафанах наших пёстрых (соединяют ладошки вместе)

Мы похожи словно сёстры (ручки в замок)

Воспитатель : Мастера, скорей за дело

Украшай матрёшек смело,

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

(Во время работы звучит русская народная музыка)

Воспитатель подходит, подсказывает, помогает, что можно добавляет.

Анализ работ. После окончания работы все матрёшки рассматриваются, выбирают самую яркую, с интересным рисунком, весёлую и т. д.

                  Конспект НОД по аппликации «Матрешка»

Программное содержание:

1. Познакомить детей с предметом народно – прикладного искусства – матрёшкой, создать у детей интерес к народной игрушке, приобщать детей к русской национальной культуре, народному творчеству (Социокультурные истоки);

2. Учить украшать сарафан матрешки узором, используя геометрические фигуры (круг, треугольник,

3. Закреплять технические умения (использовать клей, работать аккуратно;

4. Воспитывать чувство любви и гордости за свою страну и свой народ (Социокультурные истоки).

Материал:

Матрешка; цветные заготовки силуэта матрешки, треугольники и круги;

салфетки, клей, демонстрационные картинки с изображением деревянных игрушек.

Предварительная работа: рассматривание матрешки, игры с ними; просмотр иллюстраций.

Ход занятия:

1. (Показать детям несколько игрушек, предложить их назвать, среди игрушек поставить матрёшку и обычные игрушки).

- А сейчас я загадаю вам загадку про одну из этих игрушек, а вы попробуйте её отгадать:

Ростом разные подружки,

Но, похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Воспитатель: -Правильно, ребята. Это кукла матрёшка, она совсем необычная. Почему? (ответы детей)

Воспитатель: - Сделана она из дерева, очень красиво расписана. Матрёшку можно собирать и разбирать. Когда её разберёшь, то получится несколько кукол- матрёшек.

Физминутка- пляска «Мы матрешки»

Мы матрёшки вот такие крошки – (держатся за воображаемый сарафан)

Танцевать, танцевать вышли мы немножко – (притопы на месте)

Мы матрёшки вот такие крошки – (держатся за воображаемый сарафан)

А у нас, а у нас чистые ладошки – (хлопки в ладоши)

Мы матрёшки вот такие крошки – (держатся за воображаемый сарафан)

А у нас, а у нас новые сапожки – (поочерёдно выставляют правую и левую ногу вперёд

Мы матрёшки вот такие крошки – (держатся за воображаемый сарафан)

Танцевать, танцевать вышли мы немножко – (повороты с притопами вокруг себя)

Воспитатель: Молодцы, ребята, теперь проходим на свои рабочие места и приступим к работе.

Сегодня я хочу вам показать вот такую матрешку (выставляю матрешку- аппликацию).

У нашей матрешки нет подружек. Я предлагаю вам смастерить ей подружек. Украсим сарафаны подружкам нашей матрёшки.

2. Работа детей за столами (напомнить о правилах работы с клеем и бумагой)

3. Итог. Рассматривание и анализ детских работ.

Конспект НОД по лепке «Матрешка» (пластилинография)

Цель: вызвать у детей желание создавать образ веселой матрешки.

Задачи: Учить отражать характерные особенности оформления матрешки в технике – пластилинография. Продолжать учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и прикрепляя его к основе, размазывать пластилин на картоне надавливающим движением указательного пальца.

Развивать интерес к народной игрушке, воображение, творческие способности, эстетическое восприятие, мелкую моторику рук, мышление, внимание, память, логику и речь. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, уважение к традициям русского народа.

Материал: деревянные матрешки, образец, шаблоны силуэта матрешек, пластилин разных цветов, доски для лепки, стека, салфетки.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, разучивание стихов, отгадывание загадок.

 

Ход занятия

Воспитатель- Ребята, в гости к нам пришли…А узнаете кто, когда отгадаете загадку:

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Правильно, матрешки.

Посмотрите, какие красивые матрешки.

Обратите внимание на наряд матрешек. Давайте опишем матрешек.

Дети описывают матрешек.

Матрешка – не простая кукла. У нее есть один секрет. Если ее открыть, покажется вторая куколка, размером поменьше.

Она может быть очень похожа на первую, а может сильно отличаться. Иногда это не девочка, а мальчик. Следующая фигурка тоже открывается. В одной матрешке может прятаться до 5 разных кукол (или даже больше).

Давай-ка с тобой

Поиграем немножко:

В матрёшке большой есть

Поменьше матрёшка.

Цветастое платье,

Румяные щёчки!

Её открываем —

В ней прячется дочка.

Матрёшки танцуют,

Матрёшки смеются

И радостно просят

Тебя улыбнуться!

Они к тебе прыгают

Прямо в ладошки —

Какие веселые

Эти матрёшки! (А. Гришин)

 Состоящая из нескольких кукол, она символизирует материнство, семью, родственные связи. От одной матрешки появляются другие. Так же как и в реальной жизни – у мамы появляются детки, а когда они подрастают, появляются новые члены семьи.

Воспитатель-Ребята, давайте сравним матрешки по высоте, размеру.

Дети- Матрешки большая, средняя, маленькая.

Воспитатель-  Матрешки изготовлены из дерева и очень красиво расписаны. Предлагаю вам превратится в мастеров и расписать свои матрешки.

На столах лежат шаблоны силуэта матрешки. Вам необходимо, тонким слоем пластилина украсить одежду и волосы матрешки. Цвет пластилина нужно выбирать яркий, чтобы одежда получилась нарядная, красивая. Дети, какие правила при работе с пластилином вы знаете? (аккуратно пользоваться пластилином, не пачкать стол, одежду, лепить на дощечке) А сейчас мы разогреем пальчики.

Пальчиковая игра «Матрешки»

Дуйте в дудки (имитирует игру на дудочке,

Бейте в ложки (хлопают в ладоши).

В гости к нам пришли матрешки,

Ложки деревянные. (вытягивают обе руки, сложенные «ковшиками» вперед.)

Практическая часть- индивидуальный подход

- Какие красивые матрешки у вас получились, красочные, яркие! Вам понравилось работать с пластилином в технике пластилинография?

В матрешке — матрешка.

В матрешке — матрешка.

А самая маленькая,

Как крошка.

Люблю я с матрешками

Часто играть,

Сперва разбирать их,

Потом собирать.

Собрать их недолго:

Минута, вторая —

И вырастет сразу матрешка большая. (В. Орлов)

Эдуард Успенский

Матрешка

Сидела в матрешке

Другая матрешка

И очень скучала

Матрешка в матрешке.

А в этой матрешке —

«Матрешке в матрешке» —

Сидела скучала

Другая матрешка.

Сидела скучала

Другая матрешка

Размером, конечно,

Поменьше немножко.

В матрешке «размером

Поменьше немножко»

Сидела матрешка

Не больше горошка.

Сидела матрешка

Не больше горошка

И тоже скучала

Несчастная крошка.

И что интересно

В «несчастной той крошке»

Еще разместились

Четыре матрешки.

Еще разместились

Четыре матрешки,

Примерно такие,

Как мушки и мошки.

Любому понятно,

Что каждой матрешке

Хотелось побегать

В саду по дорожке,

Хотелось в траве

Поваляться немножко,

Размять свои ручки,

Размять свои ножки.

Но что они

Могут поделать, матрешки?

У них деревянные

Ручки и ножки.

У них деревянные

Ручки и ножки.

Скучают матрешки

И то понарошке.

Песня матрешки. (муз. Арсеевой, сл. И. Черницкой)

Алый, шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть,

Разрумянилась немножко…

Это русская матрешка.

Дуйте в дудки, бейте в ложки,

В гости к вам пришли матрешки!

Ложки деревянные,

Матрешечки румяные.

Очень любим мы, матрешки,

Разноцветные одежки.

Сами ткем и прядем,

Сами в гости к вам идем.

Теперь сядем – посидим,

На ребяток поглядим.

Вот пять кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах,

На столе у нас живут,

Всех матрешками зовут.

Кукла первая толста,                                      

А внутри она пуста,

Разнимается она

На две половинки,

В ней живет еще одна

Кукла в серединке.

Эту куколку открой -

Будет третья во второй.

Половинку отвинти,

Плотную притертую,

И сумеешь ты найти

Куколку четвертую.

Вынь ее, да посмотри -

Кто в ней прячется внутри?

Прячется в ней пятая

Куколка пузатая.

Эта кукла меньше всех -

Чуть побольше, чем орех.

Вот составленные в ряд

Куклы – сестры все стоят.

Сколько, спросим, вас опять?

И ответят куклы:

Все: «ПЯТЬ»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Матрешка - душа России"

Познакомить с воронежской матрешкой, с элементами росписи...

Инновационный проект "Матрешка - душа России"

         Проект – художественно эстетического, творческого, познавательного, экспериментального, и игрового  направления....

Среднесрочный познавательно-творческий проект в старшей группе "Матрешка - душа России"

Воспитание духовно-нравственных начал и патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные образовательные учреждения развивать познавательный интерес и любовь к Р...

Инновационный проект «Матрешка — душа России»

Проект – художественно эстетического, творческого, познавательного, экспериментального, и игрового направления.Мы живем на Тамбовской земле, мы ездим на экскурсии в соседние города, знакомимся с...

Презентация "Матрешка - душа России"

Хотя матрёшка и завоевала давно репутацию символа нашей страны, её корни отнюдь не русские. По самой распространённой версии история матрёшки берёт своё начало в Японии....

« Матрешка – душа России»

Познавательная деятельность. Нравственно- патриотическое воспитание, знакомство с национальными символами России. Подготовительная группа....