Работа с родителями в период адаптации
консультация

Сидоренко Елена Николаевна

Особую значимость в период адаптации детей к условиям детского сада приобретает работа с родителями, взаимодействие педагода.(воспитателя) с родителями, которое предполагает обмен мяылями, чувствами, переживаниями за свое "чадо". Эта работа направлена на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них (родителей) педагогический умений, навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:

                                             

                                                                                                   

                      Работа  с родителями

                       в период  адаптации

                       (Из опыта работы)

 

Особую значимость в период организации адаптации детей к условиям детского сада приобретает работа с родителями, взаимодействие педагога с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Эта работа также направлена на повышение педагогической культуры родителей, то есть сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам. Взаимодействие с родителями должно носить систематический и целенаправленный характер. Главное условие позитивного взаимодействия с семьёй – установление тесного общения в системе «родитель – педагог – ребенок».В нашей  группе работа по взаимодействию с родителями в период адаптации детей к ДОО организуется в 2 этапа.

1 этап – период непосредственной адаптации детей к условиям ДОО.

2 этап – анализ результатов адаптации.

Остановлюсь подробнее на каждом из этапов.

Для начала мы выясняем, что волнует и тревожит родителей в отношении детского сада. Тактика нашего взаимодействия направлена на то, чтобы снять тревоги и волнения, убедить, что их малыш будет в хороших руках, о нем проявит заботу весь коллектив, но главным для него станет воспитатель. Мы демонстрируем готовность разделить их заботу о ребенке, проявляем доброжелательность, приветливость, тактичность. Родителей, как правило, располагает искренний интерес педагога к ребенку.

При первой встрече знакомим родителей  с группой, с созданной преметно-развивающей средой, показываем игрушки, спальню с детскими кроватками,  умывальную комнату, то есть показываем, что созданы достаточно комфортные условия для детей. Родители получают сведения о режиме дня, их знакомим с трудностями первого месяца пребывания ребенка в детском саду. Вся работа на данном этапе проводится для того, чтобы родители смогли осознать важность и значимость дошкольного воспитания и образования для дальнейшего развития и воспитания их ребенка.

Мы стараемся говорить о преимуществах детского сада, однако не забываем и о некоторых проблемах.

Преимущества, которые дает малышу детский сад:

- обретение ребенком самостоятельности (в детском саду ребенок значительно легче и быстрее осваивает навыки самообслуживания, учится кушать, одеваться, пользоваться туалетом, соблюдать личную гигиену).

- детское окружение. Особенно важно это для первых и единственных детей в семье (посещение группы приучает ребят взаимодействовать между собой, договариваться друг с другом, учитывать общие интересы; дети не просто привыкают, а завязывают тесные отношения, подражают, учатся тому, чего не умеют сами).

- медико-педагогические аспекты (режим питания, отдыха, прогулки, специальные занятия).

Все это положительно сказывается на развитии ребенка. К тому же родители убеждаются, что их малышу будет обеспечен нормальный уход и присмотр. А среди проблем, мы выделяем только незначительные:

- связанные с ранним утренним подъемом,

- неприятием ребенком некоторых режимных моментов (сон, одевание на прогулку, прием нелюбимой пищи).

Но самой основной проблемой является стресс, который переживает каждый ребенок, привыкая к новым для него условиям. Основная причина возникновения стрессов – это ломка стереотипов:

- в питании (привык кушать у мамы на руках, его кормят из ложечки, читают сказку);

- в организации сна (засыпает с мамой и т.д.);

- в общении (общается только с близкими родственниками, ограничен в общении со сверстниками и т.д.)

В период адаптации стереотипы приходится ломать. Теперь все по-другому: ест за столом, ест сам, спит в большой комнате, где много кроватей, общаться вынужден с новыми взрослыми, с большим количеством детей. Ребенок теперь рано встает, живет по режиму, а самое «страшное» – рядом нет мамы. Все это может вызвать стресс, протестную форму поведения, негативные эмоциональные проявления. И вот как раз ранняя просветительская работа помогает повысить заинтересованность родителей в психологических знаниях, они охотнее прислушиваются к рекомендациям педагогов, у них повышается доверие к дошкольному учреждению. И тем самым родители помогают своим детям, применяя полученные знания, легче перенести период адаптации.

Далее, я предлагаю анкету, которая направлена на изучение потребностей родителей, дети которых скоро станут воспитанниками детского сада.

Практика показывает, что, осознав все факторы, влияющие на адаптацию малыша, родители становятся более внимательными, охотнее прислушиваются к рекомендациям педагога по привыканию ребенка к детскому саду, повышается доверие к дошкольному учреждению.

Совместно с родителями разрабатывается щадящий режим для ребенка на первые недели его пребывания в детском саду. Правила адаптации мы все знаем. В первые дни желательно приводить ребенка на 2 часа, завтраком кормить дома. Разрешается мамам присутствовать в группе, поиграть с ребенком. С каждым днем время пребывания надо увеличивать, доведя до обеда, далее оставлять на сон. Мы проводим работу по профилактике дезадаптации. Мы разработали целую систему профилактических мероприятий:

1. Мастер-классы, мы их назвали «Игромир», где мы учим родителей играть в те игры, с которыми знакомим детей, в которые они будут играть потом самостоятельно или с воспитателем, знакомим с потешками, пальчиковой гимнастикой, с подвижными играми, с театрализованными играми, разучиваем хороводы, песенки. Причем, родители не только знакомятся с новой игрой, а практикуются, играя со всеми детьми группы.

2. Круглые столы,  «Гуляем в любую погоду», «Играем? Играем!»). На этих мероприятиях решается много вопросов, которые волнуют родителей и педагогов, выслушиваются разные точки зрения. Мы, педагоги, пытаемся донести до родителей научную (педагогическую) точку зрения на ту или иную проблему, убеждаем, доказываем, так же мы выслушиваем мнения родителей и стараемся прийти к единому ответу.

3. Индивидуальные беседы, консультации родителей по их запросам.

4. Акции «Ждем в гости», где мы приглашаем родителей на тот или иной режимный момент. Родители становятся на ровне с детьми участниками воспитательно-образовательного процесса.

5. Кроме того, используется очень популярная форма работы с родителями – «Фоторепортаж». Родители на фото могут увидеть, как ребенок ведет себя в различных режимных моментах. С интересом смотрят, как ребенок пытается есть ложкой сам, сладко спит в кроватке, обнявшись со своей любимой игрушкой, печет куличики, сам намыливает руки, спокойно играет в игрушки, а вовсе не плачет. Это снижает тревожность родителей, повышает доверие к персоналу ДОО.

4.Родительские собрания. На наших собраниях родители – активные участники. Вместе с детьми отправляются на поезде в путешествие в сказку, играют с детьми в занимательные игры, водят хороводы, поют песни, рисуют, лепят, строят (это ещё помогаем нам приобщить родителей к совместной образовательной деятельности. Ведь не каждый родитель сможет присутствовать на наших занятиях в 1 половину дня, а во время собрания это вполне удаётся. Более активные родители, порой, выступают ведущими в играх, проводимых в рамках занятия.

6. Также мы ведем адаптационные листы наблюдения на каждого малыша, где отмечается аппетит ребенка, особенности сна, заболевания, эмоциональное состояние.

Анализ результатов адаптации – это 2 этап. Определив степень адаптации, мы знакомим с полученными данными родителей. Могу сказать, что такая систематическая, целенаправленная, своевременная работа, проводимая в нашей группе по профилактике дезадаптации, приносит положительные результаты, она:

- нивелирует состояние стресса у каждого ребенка;

- создает условия для доверительных отношений с родителями;

- повышает педагогическую компетентность родителей;

- увеличивает количество детей с легкой степенью адаптации, снижает число детей с тяжелой и средней степенью до минимума.

Уже много лет мы имеем стабильно положительные результаты адаптации детей к условиям ДОО. Если же мы выявляем детей с тяжёлой степенью адаптации, нами незамедлительно принимаются меры для исправления данной ситуации: обращаемся за помощью к психологу, совместно изыскиваем определённые формы работы с родителями, подбираются они строго индивидуально и для ребенка и для родителей. Здесь имеют место индивидуальные беседы, консультирование родителей, порой требуется просто успокоить родителя, сказать о том, что нужно просто терпение, внимание к малышу. Как правило, этим всё заканчивается.

И как результат реализации данной системы, у нас складываются доверительные отношения между педагогическим коллективом и родителями, которые не навязаны, а появляются как естественное желание обеих сторон. Родители, благодаря взаимодействию с педагогами приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребенком, так и коллективом специалистов. Мы - педагоги, в процессе совместного общения, получаем бесценную информацию об особенностях воспитания в семье. Благодаря тесному контакту родителей и педагогов дети успешно проходят адаптацию, в дальнейшем становясь дружным любознательным детским коллективом, получающим удовольствием от ежедневного общения.

С приходом в детский сад у ребенка начинается новый этап в его жизни. Отрыв от дома, близких, общение со сверстниками, взрослыми, чужими для него, могут стать для ребенка серьезной проблемой. Задачи, которые ставит перед собой детский сад, принимая малышей – это создание наиболее комфортных условий для них. В нашей группе №1 набор детей начался с 1 сентября 2017 года. Прием детей проходил постепенно. В первые дни, дети находились в группе по 2 часа, затем время постепенно увеличивалось, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. На каждого ребенка мы завели карту развития и поведения ребенка.

К встрече с родителями мы также тщательно подготовились–подобрали консультации для родителей по вопросу адаптации и по проблемам, которые их могли заинтересовать в первые дни посещения детского сада. Также мы обновили всю информацию в информационном стенде нашей группы. Здесь родители могли ознакомиться с именами и отчествами педагогов, которые будут работать с их малышами, прочитать режим дня в детском саду.

Вначале мы проводили беседу с родителями, выясняя все об их ребенке, а также все сведения, необходимые в экстренных случаях – контактные телефоны родителей, фактический адрес проживания ребенка, его ближайшие родственники, которые возможно будут приходить за ним.

В беседе с мамой и папой мы рассказывали о правилах поведения в детском саду, знакомили с режимом дня и другими особенностями нашей работы, расспрашивали о привычках, умениях и навыках их малыша, давали первые советы о правильном преподнесении малышу его будущей жизни в садике. Особое место в нашей беседе было выяснение культурно-гигиенических умений малыша, навыкам поведения за столом, а также процедуре укладывания ребенка спать.

Так же в процессе нашего разговора мы выясняли, как настроены сами родители на поступление их ребенка в дошкольное учреждение, что их особенно тревожит. Естественно, старались все подробно объяснить и показать, таким образом развеять все их страхи.

 

В результате изучения течения адаптации детей были получены следующие данные:

Списочный состав группы 19 человек. Из них 1 ребенок только поступил в детский сад, 3 ребенка еще не поступили, 15 детей уже прошли адаптацию.

Итого по группе:

11 (69%) детей с легкой степенью адаптации;

4 (25%) ребенка - средняя степень адаптации;

1 (6%) ребенок с тяжелой степенью адаптации.

 

Таким образом 69 % детей нашей группы быстро и легко адаптировались к условиям детского сада. Период адаптации длился примерно 7-10 дней. У детей наблюдалось незначительное расстройство сна и аппетита, которое последующим быстро нормализовалось. Во время приема пищи и отхода ко сну дети капризничали, ели вяло с неохотой. В первые, дни были недостаточно активны, иногда плакали и звали маму. По происшествию недели у детей быстро стабилизировалось эмоциональное состояние, стали налаживаться взаимоотношения со сверстниками и педагогами.

25% детей со средней степенью адаптации – привыкание проходило от 2х недель до 1 месяца. В это время настроение малыша неустойчиво: он часто плачет, просится домой, зовет маму, спрашивает, придет ли она за ним. Разлука с родителями сопровождается слезами, долго не может отпустить маму, плачет после ее ухода. От данных переживаний ребенка можно отвлечь, утвердительно и уверенно отвечая, что мама обязательно придет за ним и заберет домой, а затем, ободрив его, переключала внимание на игрушки. Нарушался сон и аппетит, которые восстанавливались через 2-3 недели. Снижалась речевая и общая активность, возникали простудные заболевания. В первые, дни и недели ребята были несколько пассивны и малоподвижны, в руках у ребят была игрушку принесенная из дома. Постепенно дети освоили группу, стали замечать окружающую обстановку. Включались в игру, которую организовывала, но довольно быстро теряли интерес. Наблюдались трудности в установления контакта с другими детьми. Они часто обращались за помощью взрослого. Сидели на коленях у воспитателя или младшего воспитателя.

6% детей с тяжелой степенью адаптации – дети подавлены, сильно возбуждены. Ребята часто плакали, устраивали истерики. Соблюдая режимные процедуры, возникали сложности: у детей резко снижался аппетит, иногда они вовсе отказывались от еды, плохо засыпали, иногда вовсе и не спали, капризничали. Дети постоянно звали маму, постоянно спрашивали, придет ли она, вопрос как бы переходил в жалобный плач и требования позвать маму, на каждый стук дверей реагировали (показывал пальцем - мама). Наши попытки отвлечь ребенка игрушкой, лаской заверением, что мама обязательно придет, не завершались успехом или, помогали на очень короткий срок. Разлука и встреча с родителями проходила очень бурно и сопровождалась слезами.

 

Проведенное анкетирование, личные беседы в начале поступление детей впервые в детский сад помогло правильно построить работу с родителями и детьми.

Консультации на темы«Адаптация ребенка в детском саду», "Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал посещать впервые детский сад".

 

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что в целом процесс адаптации в нашей группе проходит успешно. Дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями – все это показатели успешной адаптации.

В работе с родителями использовали индивидуальные беседы, собрания, консультации, обновляли информационный стенд для родителейПровела собрание по темам«Задачи воспитания и обучения в детском саду»«Во что играют наши дети»«Чему мы научились за год».

Консультации«Адаптация - что это такое»«Если Ваш ребенок кусается»«Воспитание культурно-гигиенических навыков»«Профилактика гриппа и ОРВИ»«Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей» и т. д.

Родители охотно участвовали в жизни группы, выслушивали наши советы, откликались на наши просьбы, участвовали в фотовыставках, «В нашей семье есть герой» («Бессмертный полк») в конкурсах «Символ года», на субботниках, в благотворительных ярмарках.

Плодотворной оказалась работа по обновлению предметно- развивающей среды дидактическими играми«Дикие и домашние животные»«Кто, что ест»«Где, чей хвост»«Четвертый лишний» и т. д. Пополнили пальчиковый театр«Заюшкина избушка»«Три медведя», уголок экспериментирования.

Проблемы:

*Не все родители прислушиваются к советам и продолжают нарушать режим дня, поздно приводят детей в детский сад. Воспитанники пропускают утреннюю гимнастику.

*В начале учебного года у детей отсутствовал высокий уровень знаний и умений, но уже в конце года значительно снизился процент низкого уровня, вырос средний уровень.

Успехи:

дети научились: самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно кушать, различать цвета, частично играть в коллективе, наблюдается прогресс в речевом развитии.

*освоены новые нетрадиционные методы работы с детьми.

Таким, образом, организованная развивающая среда способствовала обогащению непосредственного чувственного опыта малышей, развитию познавательно-исследовательской деятельности, расширению опыта ориентировки в пространстве групповой комнаты, формированию опыта поведения в среде сверстников.

Созданная предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающим.

Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с родителями в период адаптации детей к ДОУ

Работа с семьей — важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения — системообразующее ядро каждой образовательной программы. Необходимы взаимодействие и пре...

Работа с родителями в период адаптации детей к условиям детского сада

Материал об основных критериях, характеризующих особенности привыкания ребенка к новым условиям дошкольного учреждения....

Работа с родителями в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению

На сегодняшний день актуальна тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защ...

План работы с родителями в период адаптации детей

Материал расчитан для организации адаптационных мероприятий в период посещения ребёнком детского сада...

Перспективный план работы с родителями в период адаптации детей в ДОУ

Перспективный план работы с родителями в период адаптации детей в ДОУ...

План работы с родителями в период адаптации детей к условиям ДОУ.

Поступление в детское учреждение – серьезное стрессовое переживание не только для ребенка, но и для родителей. От того, как пройдет период адаптации , зависит  дальнейшее благополучное существова...

ПРОЕКТ «Система работы с родителями в период адаптации детей к ДОУ»

•Дети – наше будущее». И каким будет наше будущее зависит от нас взрослых: родителей и педагогов. Необходимо создать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление реб...