Мастер-класс для педагогов ДОУ "Игры с "кинетическим" песком с детьми раннего возраста"
учебно-методический материал (младшая группа)

Трутнева Нина Викторовна

На мастер-классе дётся небольшой экскурс в историю создания "кинетического"  песка и песка "космического". А также приведена подборка игр, которые можно провести с малышами своей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kineticheskiy_pesok_mk.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                                      «Детский сад № 200» Ленинского района  г. Саратова

 Мастер – класс на тему:                           «Игры с «кинетическим песком» для детей раннего возраста»

        

     

Воспитатель высшей квалификационной категории  МДОУ «Детский сад №200» Ленинского района г. Саратова

Трутнева Нина Викторовна

Саратов 2022г.

Мастер-класс для педагогов

«Игры с кинетическим песком» для детей раннего возраста

Цель:

-Способствовать овладению педагогами развивающих игр с песком.

 -Развивать творческий потенциал и повышение профессиональной компетенции педагогов, как организаторов разнообразных видов детской деятельности.

Задачи:

- познакомить педагогов с игровыми приемами, которые активизируют познавательную деятельность;

- донести до педагогов важность использования методов игр с кинетическим песком в развитии образного мышления, чувственного восприятия, творчества детей;

- создать условия для плодотворной творческой деятельности участников мастер-класса.

Оборудование и материал:

-лотки с кинетическим песком

-подносы с невысокими бортиками, доски для лепки размера А4

-пластиковые формочки разнообразной величины и тематики

-стеки, зубочистки

-набор мелких игрушек

 -информационные раздаточные листы с советами по организации работы с кинетическим песком и его хранением.

Ход мероприятия:

Вводная часть:

 -Здравствуйте  уважаемые коллеги!  Сегодня я хочу пригласить вас ненадолго вернуться в детство. Давайте встанем в кружок и споём одну замечательную песенку, которую мы пели на празднике мам. Но, тем не менее…

Педагоги встают в кружок и исполняют песенку «Я пеку, пеку, пеку, деткам всем по пирожку…»

- Коллеги, а из чего же мы с вами пекли эти пирожки и прянички?  (Из песка)

-Конечно же, из песка! Все Вы знаете про песок и его свойства, мы знакомим детей со свойствами песка с самого раннего возраста.

Сегодня мы с Вами познакомимся с  не обычным  песком, а с «кинетическим».

В последнее время кинетический песок стал достаточно популярным - это уникальный материал для детского творчества.

Вы наверняка уже слышали о кинетическом песке. Это новый формат песка, в последнее время он достаточно популярный.

Откуда же пришёл к нам в Россию кинетический песок?

«Однажды обычная шведская семья прогуливалась по парку. При виде песочницы трехлетние Карл и Агата наперегонки побежали лепить куличики. «Мама, а давай принесем песочек домой!» – попросила малышка. «Доченька, он ведь грязный. Да и как же мы его принесем?» – возразила мама.

А вот папа, по образованию химик, все это время молчал – от того, что уже придумывал, как назовет свое новое изобретение. «Песок, который живет и двигается.  Назову-ка я его Kinetic Sand». Так и появилось на свет изобретение под названием «кинетический песок».

Оно быстро завоевало симпатии тысяч родителей и детей по всему миру. Сегодня это чудо добралось и до нас! Чем же уникален кинетический песок? Несмотря на то, что он обладает свойствами влажного песка, он мягкий, необыкновенно пластичный, не липнет к рукам и другим поверхностям.

Сейчас я расскажу Вам о составе этого волшебного песочка.

Производственный кинетический песок на 98% состоит из кварцевого песка и еще в нем 2% силикона с антисептиком. В России кинетический песок имеет такой же состав и получил название «Космический песок». Отличия лишь в том, что у шведского песка размер песчинок больше, а у российского  песчинки мельче, за счет чего наш товар более мягкий и воздушный на ощупь. Куличики из шведского песка довольно быстро растекаются, а из российского — держат форму, пока их не сломаешь.

Многие из Вас используют   инновационные  технологии в работе с детьми, которые обеспечивают им комфортное пребывание в условиях ДОУ. Сегодня мы познакомимся с одной из  таких технологий – это песочная терапия. Песок – это универсальное средство для творчества, который оказывает развивающее действие на детей.

Пересыпание из одной руки в другую или между пальцами,  вызывает приятные тактильные ощущения; наблюдение за процессом оказывает успокаивающее воздействие;  раскладывание смеси по формочкам учит  координировать движения рук;  можно предложить детям выбирать из песка мелкие предметы, таким образом тренируется внимание, глазомер; а можно просто создавать традиционные пирожки и другие предметы, это развивает фантазию и воображение детей.

Такой  материал отлично подходит для игр и развития малышей.

Космический  песок  абсолютно нетоксичен, не вызывает аллергии, бактерии в нем не живут,  поэтому он безопасен для детей с трех лет. На первый взгляд напоминает влажный морской песок, однако, жидкость в нем не содержится. Он обладает удивительными свойствами, отлично удерживает любую форму, но при этом рассыпается от малейшего прикосновения. При играх с этим материалом одежда и руки ребенка остаются абсолютно чистыми, а на поверхностях от него не остается жирных следов. Важным его преимуществом является и то, что космический песок не сохнет, легко собирается с поверхности, и поэтому играть с ним можно многократно.

Игры и упражнения с кинетическим песком позволяют:

  • Развить мелкую моторику
  • Совершенствовать сенсорное восприятие
  • Осуществлять подготовку руки к письму
  • Развивать речь
  • Развить творческое мышление
  • Вовлекать в ролевые игры
  • Тренировать внимание
  • Расслабляться и успокаиваться

Дети с радостью играют в группе с волшебным песком и используют различные виды работы такие как:

«Штампики»; «Весёлые ладошки», «Отпечатки»; «Необыкновенные следы».

Конструируя  из песка, дети при помощи формочек создают  объёмные предметы; вырезают формами; наполняют фигурные формы. Педагоги могут предложить детям различные игры:

-  игра  «Бусы для мамы», «Защитные стены от пиратов», «Торт для дня рождения»,  «Угостим кукол пирожными».

- составление узоров на песке;

- по замыслу дошкольников.

Вариантов -  множество.

Практическая часть мастер-класса

Теперь, когда вы познакомились с удивительными свойствами песка, можно приступать к играм.

Для организации игр,  Вам потребуется космический песок.   В качестве песочницы можно использовать подносы с невысокими бортиками.                        Так же нам понадобятся:  разнообразные пластиковые формочки, стеки, палочки от мороженого,  набор мелких предметов и игрушек.

Предлагаю  снова встать в круг и прикоснуться раскрытыми ладошками друг  к другу:

- Дети из ладошек солнышко сложили

Чтобы непременно люди все дружили,

Чтобы наше солнце для людей сияло,

В каждое оконце в гости забегало!

Ольга Маслова.

Спасибо!  Предлагаю поиграть.

Игра «Здравствуй песок»

Цель: знакомство со свойствами кинетического песка, сравнение с обычным песком.

Содержание:

Давайте мы с ним поздороваемся и познакомимся. Опустите руки на поднос, сожмите песок в кулачках, разожмите кулачки, опять сожмите, разожмите. Понаблюдайте, как песок вытекает из ладошки как ручеек. Переверните руки тыльной стороной, положите на песок погладьте его. Что вы чувствуете? Этот песок такой же, как и в песочнице? А чем отличается?

Дотронувшись до кинетического песка,  мы с вами превратились в волшебных строителей. И теперь мы можем играть и создавать сказки для себя,  и делиться своим настроением с другими.

Давайте представим, что мы с вами учёные  – исследователи, нам нужно разгадать таинственные следы на морском берегу!

Игра «Чьи следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

Содержание:

«слоненок идет искать маму» - ребенок сжимает пальчики в кулачки, и рукой с силой надавливает на песок.

«на полянке зайки танцевали» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«крот роет норку» - ребенок запускает пальчики рук внутрь песка и делает поверхность песка волнистой.

«дождик кап-кап-кап» - ребенок перебирает пальчиками, изображая идущий дождь.

«лыжники» - ребенок «везёт» по песку одновременно указательным и средним пальчиком, раздвинув их на небольшое расстояние.

Игра «Волшебные ладошки на песке».

Цель: развитие координации рук, воображение, фантазию детей.

Давайте сделаем опечатки своих рук на космическом песке, а затем дополните их бусинками, камешками, чтобы получились весёлые опечатки животных, птичек или рыбок

Игра «Танец Неваляшек».

Цель: знакомить со свойствами кинетического песка – держать формуразвитие сосредоточенности, концентрации внимания, аккуратности.

У кинетического песка очень интересные свойства. С одной стороны формы, сделанные из песка очень прочные, с другой стороны, как только давление сверху достигает определенного предельного веса — строение рушится. Соответственно, вы можно использовать это свойство для игры.

Слепите неваляшек из  песочных шариков и понаблюдайте, чья неваляшка рассыплется быстрее. Чур,  не поддаваться!

Игра «Укрась салфетку для мамы»

Цель: продолжать закреплять представление о свойстве кинетического песка сохранять отпечатки, развивать умение распределять рисунок в уголках и в центре квадрата, прямоугольника, способствовать активизации творческой активности.

- А сейчас, дети, давайте простимся с нашим волшебным песочком!

- Песок ладошками сожмите,

Сомкнув их крепко, как в мороз!

Любовь к песку в ладонь вложите:

Он нам тепло своё донёс!

Заключительная часть (рефлексия и обратная связь).

Спасибо, коллеги,  за Ваше активное участие.

В конце нашей встречи я хочу вам предложить посетить лесную опушку, отражающую ваше впечатление о мастер-классе. На опушке стоят три деревца.

Если вам все понравилось, и вы будете использовать в своей практике игры с кинетическим песком, то возьмите листочки зелёного цвета, и украсьте деревце. Зелёный – цвет надежды! Будем надеяться на свершение новых интересных открытий!

 Если у вас остались вопросы, то возьмите желтые листочки,  и расположите их на другом дереве.  Жёлтый цвет у многих народов ассоциируется с грустью, значит, что-то для вас было непонятно, и вам нужно время, чтобы разобраться.

Ну,  а если вы считаете, что полученный опыт вы не будете использовать в своей работе, возьмите листочки коричневого цвета.  

Желаю всем творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста»

Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в своей работе делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскр...

Мастер-класс «Использование сенсорных коробок в работе с детьми раннего возраста»

Сенсорная коробка – это коробка с сухим или жидким наполнителем и другими игровыми элементами на ваш выбор.Сенсорные коробки имеют ряд преимуществ, которые позволяют их широко использовать.Итак, сенсо...

Мастер - класс с родителями "Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста" Автор: Бойко М.В.

quot;В каждом ребёнке живёт юный художник, а развить в нём талант могут только родители. Родители  первые учителя своих детей"...

Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста» (с использованием презентации)

Пояснительная запискаФормирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразител...

Мастер-класс для родителей "Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста"

Цель:Привлечь внимание родителей к ценности изобразительного творчества детей.Способствовать развитию понимания у родителей ценности развития детского творчества.Задачи:Познакомить родителей с нетради...

мастер-класс «Использование кинетического песка в работе с детьми раннего возраста»

Положительные свойства песка известны психологам давно. Переносную песочницу мы организовали прямо в группе: дети могут играть в удобной для себя обстановке. Мы используем надувные разноцветные песочн...

Мастер – класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста»

Мастер – класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста»...