статья для родителей "Развитие мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста"
статья (средняя группа)

Корниенко Виктория Викторовна

статья для родителей о развитие мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_roditeley_raz_mel_motoriki.docx17.22 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста»

Дошкольный период – это один из важных периодов развития ребенка, который характеризуется быстрыми темпами психофизиологического созревания. Малыш рождается с органами чувств, которые сформированы, но еще не способные к активному функционированию; пользоваться своими ощущениями он должен научиться. В своей жизни ребенок сталкивается с разнообразными формами, красками и другими свойствами объектов, например, предметов домашнего обихода, игрушек. В дошкольном возрасте он осуществляет первое знакомство с произведениями искусства: музыкой, живописью, скульптурой, с природой и всеми ее сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. Наши дети, даже без специального воспитания воспринимают это все.

Развитие координации движений и мелкой моторики пальцев рук один из главных моментов в развитии ребенка. В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее».

На руке любого человека находятся биологически активные точки организма. Развитие мелкой моторики, а точнее развитие руки, ручных умений – это является показателей нормального физического и нервно-психического развития ребёнка. Это было доказано И. М. Сеченовым, В. М. Бехтеревым, И. П. Павловым [4, Бехтерев], [18, Немов].

По уровню развития мелкой моторики ребенка специалисты могут сделать вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её мозга. Уровень развития речи детей зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренировка пальцев оказывает сильное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму.

Развитие мелкой моторики у дошкольников стимулирует развитие речи. По мнению исследователя детской речи М.М. Кольцовой, «движения пальцев рук исторически, в ходе развития оказались тесно связанными с речевой функцией». Одной из первых форм общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путём жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. [13, Кольцова] 

Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. Работа речевых и мыслительных центров головного мозга прямо зависит от уровня развития мелкой моторики. В дошкольном возрасте как можно раньше нужно начинать создавать условия для накопления ребёнком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.

Антакова - Фомина Л.В., Безруких М.М., Бернштейн Н.А., Бехтерев В.М., Выготский Л.С., Гуревич М.О., Екжанова Е.А., Ефимова С.П., Звонарева М.Н., Исенина Е.И., Козленко Н.А., Кольцова М.М., Корнев А.Н., Леонтьев А.А., Лурия А.Р., Монтессори М., Сели Д., Ульенкова У.В., Усанова О.Н., Шевченко С.Г. и др. занимались изучением мелкой моторики.

В жизни и деятельности детей дошкольного возраста мелкая моторика выполняет много разных функций: активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.

Роль мелкой моторики очень велика как в жизни ребенка, так и в жизни взрослого. Моторика напрямую связана с полноценным развитие речи, потому что центры речи и моторики находятся рядом в головном мозге. А это еще поможет развить наблюдательность, внимание. Упражнения на моторику тренируют память, воображение, координацию и раскрывают творческие способности. Развитие мелкой моторики рук детей важно и для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.

Постепенно ребенок становится взрослым, но мелкую моторику все равно нужно развивать.  И мелкая моторика продолжает оказывать большое влияние на жизнь человека. Это нужно делать всю жизнь, иначе жизнь для взрослого остановится.

В древности люди намного реже страдали старческим слабоумием, склерозом и другими нервными расстройствами. Бабушки в деревнях до глубокой старости сохраняли живость ума, потому что вязали, вышивали, пряли, шили, занимались ручной работой.

Я считаю, что с детства нужно позаботиться о том, чтобы был молодой ум, твердая память и никаких маразмов в старости. Это все можно получить, если мы будем развиваться мелкую моторику с рождения, а не стоять на месте и ждать, что все придет само.

С самого раннего возраста нужно заниматься с ребенком по развитию мелкой моторики. Если грудничку делать пальчиковую гимнастику, массировать пальчики, то происходит воздействие на активные точки, связанные с корой головного мозга.

При развитии мелкой моторики и координации движений руки нужно использовать как можно больше различных приемов и способов воздействия. Это решает сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма.

В дошкольном возрасте важно и нужно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это и рисование, и аппликация, и лепка, и выкладывание узоров из мозаики, и конструирование из мелких деталей, и пальчиковая гимнастика и др. В среднем дошкольном возрасте помимо всех игр и упражнений моторная ловкость может эффективно развиваться в различных видах ручного труда.

Неразвитая рука и развитый мозг – вполне закономерное явление при современном образе жизни.

Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется и в семье, и в детских учреждениях. Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, одинаковы: воспитать здоровых, всесторонне развитых людей. В семье, несмотря на постоянно возрастающий культурный уровень людей, взрослые члены семьи не всегда имеют достаточные педагогические знания, не умеют установить правильные отношения между собой и с ребенком, не проявляют достаточной заботы о гармоничном развитии его личности.

Современная жизнь заставляет родителей идти с ней в ногу, уделять много времени и внимания финансовой (материальной) стороне жизни. А это приводит к тому, что детский сад становится местом, где ребенок будет проводить большую часть своего времени, где будут заниматься его воспитанием и развитием педагоги. Родители стремятся переложить свою ответственность за развитие и воспитание детей на детский сад.

Не осознавая важности роли развития мелкой моторики, родители стремятся занять свободное время ребенка телевизором, игрой на планшете или в компьютере. Современный ребенок 4-5 лет практически не умеет пользоваться ножницами; делать аппликации. Многие дети до прихода в детский сад в руках не держали пластилин, а пальцы рук настолько слабы, что простое задание скатать шарик вызывает большое затруднение.

На ранних этапах жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой мелкой моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с паззлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, родители являются непосредственными участниками образовательного процесса и необходимо активно привлекать их для развития и воспитания их же детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по исследованию уровня развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Хочу поделиться материалом ,который помог мне в определении уровня развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитим речи. Подобные методики можно использовать  как в среднем,так  в стар...

"Развитие мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста посредством тестопластики

Один из видов художественной деятельности в лепке  – тестопластика, это  одно из полезнейших занятий для ребёнка....

"Развитие мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста посредством тестопластики

Один из видов художественной деятельности в лепке  – тестопластика, это  одно из полезнейших занятий для ребёнка....

Проект по развитию мелкой моторики рук для детей среднего дошкольного возраста «Наши веселые ручки»

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями....

Статья "Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста"

В данной статье вы познакомитесь о технике пластилинография и с ее основными приемами, о значимости развития мелкой моторики рук детей....