Конспект " Семейный бюджет"
материал по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Светлана Михайловна Чеботарева

Конспект занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynyy_byudzhet.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. САЯНОГОРСК ДЕТСКИЙ САД № 29 «У ЛУКОМОРЬЯ»

Организованная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе

«Семейный бюджет»

Воспитатель: Чеботарева Светлана Михайловна

г. Саяногорск, 2023г.

Непосредственная образовательная деятельностьпо финансовой грамотности подготовительная группа«Семейный бюджет»

Цель: формирование у детей понятия «семейный бюджет» и его основных источников.

Задачи: образовательные - формировать у   навык  различать понятия «хочу» и «надо»;  дать представление с экономической точки зрения о происхождении  окружающих нас  предметов, товаров; познакомить детей со следующими  понятиями: «бюджет», «доходы», «расходы»;  дать представление о сущности  расходов,  показать их многообразие; познакомить  детей с некоторыми  составляющими  семейного бюджета: пенсией, зарплатой,  стипендией.

развивающие - развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи; активизировать детей к деловой активности.

воспитательные - воспитывать чувство мер в своих желаниях, чувство благодарности к тем, кто помогает нам удовлетворять наши желания и потребности; воспитывать уважение к труду взрослых.

Обогащение словаря: бюджет, заработная плата, стипендия, пенсия.

Активизация словаря: доход, расход, товары длительного и кратковременного пользования.

Предварительная работа: чтение художественной литературы: К. Чуковский «Муха-цокотуха», беседы «Что можно купить за деньги?», «Потребности человека».

Материал и оборудование: магнитная доска,кошелек с деньгами и кошелек без денег,

 картинки для дидактической игры, запись веселой музыки, фишки за правильные ответы, медали по количеству участников.

Ход ООД

Все стоят в кругу.

Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять

Будем мяч передавать, свое имя назвать,

Петя, Ваня, Миша, Даша.

Вот и я, вот и я.

Вот и вся наша семья.

-А раз мы семья, то у каждого из нас должна быть своя роль. Я сегодня буду вашей мамой, а вы моими детьми. Согласны? Вот и хорошо, (дети проходят садятся на диван).

Мама: Ребята, мне так нравится приходить домой и радовать вас подарками (Достаю кошелёк) Но. к сожалению, сегодня я не смогла ни чего купить. {Переворачиваю кошелек, и из него на журнальный столик высыпаются несколько монет.) Почему я не смогла этого сделать.

Дети: У нас нет денег.

Мама: Да, это то, что осталось от нашего семейного бюджета.

-Никак не получается экономно расходовать деньги.

А что такое - бюджет?

Дети - это доходы, и. расходы.

Мама

- Ребята, почему среди денег оказалась ракушка?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Подумайте. Может потому, что она почти круглая? Вам интересно? Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, мне кажется, нам срочно нужна помощь.

Я знаю, кто нам может помочь. Это ученный кот БАНКНОТ. (входит кот)

Кот Банкнот: Здравствуйте, меня зовут Кот Банкнот. Чем могу вам помочь1; Мама: Ребята давайте расскажем о нашей проблеме.

Дети: у нас в кошельке оказалась вместе с деньгами ракушка и мы не може1У понять почему? И нам очень бы хотелось научиться экономно тратить деньги?

Кот Банкнот: Хорошо, я очень многое знаю о деньгах и предлагаю вам отправиться в прошлое вместе со мной и узнать откуда появились деньги. Н чем можно попасть в прошлое?

Дети: самолет, ракета, машина времени.

Кот Банкнот: Правильно на машине времени. Я открою вам секрет, машина времени перед вами. Дети заходите в машину времени (звучит музыка). Вот вам палочка «перемешалочка» передавайте ее друг другу.

(Дети передовая палочку садятся на стульчики)

Кот Банкнот: Вот мы и оказались в прошлом.

Кот Банкнот(презентация).

1 слайд Деньги являются универсальным средством оплаты любы товаров. Каждая страна имеет свою собственную систему монет и бумажны денег.

Прошлое денег началось с древнего мира.

2 сайд

У первобытного человека денег не было, он в них не нуждался, а всё что ем) было надо, давала природа.

Охотник, имеющий больше животного меха, менялся им с соседом, поймавшим больше рыбы.

3 слайд Шло время. Крупный рогатый скот стал одной из самых ранних форм денег. Люди, которые имели много коров, считались очень богатыми.

4 слайд Позже зерно и соль стали общей формой денег. У них было преимущество, потому, что их можно было взвесить. Так можно было наглядно определить, кто богаче.

5 слайд Индейцы использовали какао-бобы в качестве денег. Они были очень ценными и их легко было носить с собой.

6 слайд В качестве денег использовались и раковины. В них нередко просверливали отверстия, и ракушки нанизывали на шнур для удобства переноски - так получались ожерелья-кошельки

7 слайд Через какое-то время купцы и путешественники обнаружили, что металл особенно золото и серебро, одинаково высоко ценился. И стали использовать его для торговли и обмена.

8 слайд Из серебра и золота стали чеканить монеты - выдавливать из пластин специальными штампами одинаковые кусочки. Они имели разную форму и стоимость Затем появились деньги похожие на современнее.

9 слайд Так были ли у древних людей деньги?

Дети: Да.

Кот Банкнот: Какие они были?

Дети: Кости, брусочки, ракушки.

Кот Банкнот: А можем, мы сейчас ответить на вопрос. Почему в кошельке оказалась ракушка?

Дети: Это древняя денежка.

Кот Банкнот: Совершенно верно. Ракушку использовали как средство обмена.

Мама: Кто Банкнот, научи нас пожалуйста правильно распределять наш бюджет.

Кот Банкнот: Для этого вы должны научиться правильно управлять своим финансами.

Мама: Ребята, всё то, что нам хочется, то, в чем мы нуждаемся, все это можно назвать потребностями человека.

Но потребности бывают разные, могут быть жизненно важные, а могут быть те, без которых человек спокойно может обойтись.

Кот Банкнот: Вот, сейчас проведём эксперимент, сколько времени мы с вами сможем продержаться без воздуха. Зажмите нос. (Зажимают нос)

Кот Банкнот: Вы поняли, что человек не может долго прожить без воздуха.

Кот Банкнот: Молодцы, ребята. Я приготовил для вас картинки и прошу мальчиков найти потребности жизненно важные и поместить на доске слева, а девочкам менее важные и поместить их справа.

Кот Банкнот: - А теперь подумайте и скажите какие из этих потребностей можно купить за деньги, а что купить нельзя. (Дети объясняют по очереди.)

Мама: вы немножко устали, (физкультминутка)

(дети становятся в круг. Повторяют движения за воспитателем.)

Раз, два, три, четыре, пять - наклоны туловищем вправо, влево

Дети учатся считать, - пальцы рук сжать и разжать веером Экономить, управлять.

Что считаем? Наш бюджет, - ходьба на месте, руки на поясе,

Экономим газ и свет, - поднять руки вверх Управляем мы деньгами - подпрыгивание на месте Это наша помощь маме.

Шесть, семь, восемь, девять, десять - полуприсядь, с поворотами вправо- влево Экономить будем вместе.

Всей семьей доход считаем - ходьба вокруг себя И расходом управляем!

Мама: Ребята, как вы думаете, а можно ли купить всё, что хочешь? Давайте проверим. Садитесь за столы, перед вами чистые листы бумаги и шаблоны яблока и груши. На одной стороне обведите яблоко. Теперь переверните листок, и на обратной стороне нарисуйте грушу. Молодцы. А сейчас возьмите ножницы и вырежьте, и яблоко, и грушу.

А что вы так растерялись? Можно вырезать сразу оба фрукта? Конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге.

Так и с деньгами; любую покупку нужно планировать заранее.

Это будет наше первое правило.

Ребята, что нам необходимо для совершения покупок (Деньги)

Мама: Ребята, а вы знаете, что у каждой монеты -как и у нас с вами должен быть свой дом. Как вы думаете, что это за дом? Кошелек.

2 правило: Бережно относись к деньгам и хранить их в кошельках.

Кошелек есть, а денег то нет. Где же нам их взять?.

Дети: Заработать,

Кот Бонкнот: Правильно, каждый труд должен оплачиваться, вот и вы сейчас поработаете и за каждый правильный ответ вы получите деньги.

- «Белка всё лето и осень делала запасы орехов на зиму. Назовём их доходом или расходом белки (доход)

- Монета круглая, а банкнота. (бумажная)

-Копейка рубль - (бережет)

- Коль трудиться целый год- Будет кругленьким - (доход).

- Будут целыми, как в танке,

Сбереженья в вашем - (банке).

- И врагу, и акробату,

Выдают за труд (зарплату).

- На товаре быть должна,

Обязательно (цена).

- Мама Маше дала 3 рубля, а Денису дала 5 рублей. Могут ли дети купить фломастеры за 10 рублей. Объяснить почему?

- Если тетрадь стоит 2 рубля, а книга стоит на 7 рублей дороже. Сколько стоит книга? Мама: Молодцы! Давайте соединим все деньги и получим ваш общий семейный бюджет(Дети подходят к воспитателю и высыпают деньги в большой кошелек).

Кот Банкнот: Ну, а теперь самый важный момент. О чем вы меня просили при нашей встрече?

Дети: Научиться экономно тратить деньги Правильно.

Для того, чтобы вам было легче это сделать, послушайте еще одно правило.

3 правило. В первую очередь удовлетворяй жизненно важные потребности.

МАМА: Посмотрите, перед вами несколько потребностей.

У каждой потребности своя цена. У нас монетки разного достоинства.

-Ну что, попробуем их распределить.

Еда - 5р.

Оплата квартиры, ком. услуги - 5р,

Больница (Лекарства)- 5р,

Покупка одежды-2р

Поездка на Mope-2AJ Велосипед -2р Шоколадка-1 р

Мама: Как вы думаете, какая из этих потребностей самая важная? На неё мы потратим. Возьмите из нашего семейного бюджета. Следующая по важности?

Остался 1 р и 2потребности. Шоколадка и велосипед.

-Что бы вы выбрали? Вы, конечно, можете купить шоколадку, а можете сэкономить и через время купить новый велосипед.

Кот Банкнот: А это и будет еще одним правилом.

4 Правило. Экономно распоряжайся деньгами. Потраченные средства уже не вернешь. Кот Банкнот: Молодцы! Вы хорошо потрудились. Что вам больше всего понравилось, что запомнилось? Я вижу, вы научились распределять семейный бюджет. Т. е, кто умеет управлять деньгами. Теперь вы понимаете, почему ваши родители не всегда могут купить вам то, что вы хотите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект образовательной деятельности Тема: «Семейный бюджет»для детей подготовительной к школе группы специализированной с нарушением функции ОДА

Цель: введение детей в мир экономических отношений, развитие системы сенсорных эталонов.Задачи: - заложить основы планирования семейного бюджета- ознакомить с понятиями "доход", "расход", "бюджет"...

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Семейный бюджет »

Ознакомление детей с понятием "семейный бюджет"...

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Семейный бюджет».

Конспект ООД по познавательному развитию  в старшей группе «Семейный бюджет»....

Конспект занятия по обучению основам финансовой грамотности «Потребности и семейный бюджет»

Формирование у детей элементарных экономических представлений; обобщение знаний....

Конспект занятия по ознакомлению «Семейный бюджет и расходы семьи»

раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный)....

Сценарий совместной деятельности в режимных моментах педагога с детьми 5-6 лет по формированию основ финансовой грамотности название конспекта «Семейный бюджет» Составлено на основе методического пособия: Л.В. Стахович, Е.В.Семенкова, Л.Ю. Рыжан

Цель:  Способствовать возникновению интереса к экономической сфере жизнедеятельности людей.Задачи.1. Познакомить детей с составляющими семейного бюджета.2. Расширить словарный запас детей по...