Памятка для педагогов по проектной деятельности
методическая разработка

Лаврова Екатерина Андреевна
Проектная деятельность

Проектная деятельность является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_po_proektnoy_deyatelnosti.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка по проектной деятельности воспитателя

Подготовила: воспитатель Лаврова Екатерина Андреевна  

Цель

Результат

Ценность

Структура

Форма продукта

Возможная форма презентации

Оценка

Исследовате-льский проект

Формирование познавательной активности, самостоятельности.

Новое знание

Благодаря проекту формируется познавате-льная активность

Создание проблемной ситуации – выдвижение гипотез – проверка каждой гипотезы либо выбор одной гипотезы и ее исследование – исследовательская деятельность– представление результатов исследования – рефлексия (осознание трудностей, с которыми столкнулись, выдвижение новых гипотез).

Модель, схема, календарь

Доклад.

Оцениваются оригинальность гипотез, способы их проверки, самостоятель-ность в исследовательс-кой деятельности.

Творческий проект

Создание творческого продукта.

Творческий продукт

В процессе создания творческого продукта формируются умения планировать предстоящую деятельность и действовать в соответствии с планом. Формируются предпосылки универсальных учебных действий.

Создание проблемной ситуации – выдвижение гипотез – определение предполагаемого творческого продукта – распределение на группы – планирование деятельности по созданию творческого продукта – практическая деятельность – представление результатов – рефлексия (осознание трудностей, с которыми столкнулись).

Концерт, утренник, произведение (стихи, песни, сказки), кукольный спектакль, коллаж, макет, книга, газета, выставка.

Выставка, утренник, спектакль.

Оцениваются как деятельность по созданию продукта, так и сам продукт, его оригинальность

Ролевой проект

Решение проблемных ситуаций в игре.

Осознание проблем в игровой ситуации.

Ребенок проживает предполагаемую ситуацию в игре.

Создание проблемной ситуации – распределение ролей – игра – представление результатов

Игра

Фильм, альбом, портфолио.

Оцениваются деятельность в соответствии с принятой ролью.

Информационный проект

Сбор и представление информации.

Полная и достаточная необходимая информация.

Формирование умения работать с разными источниками, самостоятельно добывать информацию и доносить ее до сверстников в полном объеме.

Создание проблемной ситуации – выдвижение гипотез по разрешению проблемы – определение путей поиска информации – определение способа работы по поиску информации (индивидуально, в группах) – распределение на группы – поиск информации – представление результатов – рефлексия (рассказ о процессе поиска информации).

Книга, альбом, доклад, фотографии, макет, коллаж, игра, газета, стенд, выставка, журнал, календарь, мини-музей и пр

Доклад, экскурсия, утренник.

Оцениваются самостоятельность поиска информации, полнота, достаточность представления информации

Практико-ориентированный проект

Решение, как правило, социальных задач, отражающих интересы участников проекта.

Четко обозначенный результат деятельности, который может быть использован в жизни группы, детского сада.

 Создание практико-ориентированной проблемной ситуации – выдвижение гипотез по разрешению проблемы – распределение на группы – практическое разрешение проблемы – представление результатов

Модель, алгоритм, памятка, альбом, рисунки детей.

2.        Таблица этапов работы над проектом

1.Проблематизация

Создание проблемной ситуации – первый этап работы над проектом. Необходимо, чтобы проблема была актуальной и интересной для всех участников проекта. Разрешение проблемы должно быть посильно детям, соответствовать материально-техническим возможностям дошкольного образовательного учреждения и уровню подготовки педагогов.

2. Целеполагание

Осознание сути проблемы позволяет сформулировать цель предстоящей работы, ее направление. Цель должна быть актуальна прежде всего для ребенка либо участников проектов, если в нем принимают участие родители. Кроме того, цель должна быть посильна для ребенка, иначе проект превратится в прямое обучение.

3. Планирование

Планирование – важнейший этап работы над проектом, в результате которого продумываются шаги к достижению результата. Особенность данного этапа заключается в том, что планировать должны сами дети, воспитатель лишь координирует эту деятельность. Нужно избегать часто складывающейся на практике ситуации, когда воспитатель планирует все заранее, договаривается, если это необходимо, с учреждениями, а затем просто знакомит детей с готовым планом.

Сложность данного этапа – научить детей планировать предстоящую деятельность.

4. Реализация плана

В результате работы появляется некий продукт. Проектные продукты могут быть:

• материальными – это поделки, плакаты, картины, скульптуры, макеты, компьютерные презентации;

• действенными – это различные мероприятия (спектакли, игры, экскурсии, соревнования, литературные, музыкальные гостиные, концерты);

• письменными – это книжки-самоделки, брошюры, литературные произведения (сказки, стихи, рассказы).

5. Презентация

Презентация дает детям возможность поделиться радостью, эмоциями с друзьями. Чтобы презентация прошла успешно, педагогу следует предусмотреть следующие факторы:

• время проведения презентации;

• длительность планируемых мероприятий (в зависимости от вида проекта и количества участников);

• форму организации общей презентации, особенности сценария;

• проведение финального мероприятия (чаепитие, круглый стол и др.) для обмена мнениями и впечатлениями в неформальной обстановке.

Необходимо провести предварительную работу: проконсультировать участников проекта, помочь участникам определить и сформулировать, что нового они узнали, чему научились, чем бы хотели поделиться с другими.

6. Рефлексия

Завершающим этапом работы над проектом является рефлексия. Это этап осмысления, осознания способов продвижения к успеху, анализа допущенных ошибок, оценки своих достижений. Очень важно на данном этапе обсудить с детьми не только чему они научились, но и как они достигли поставленных целей. Таким образом дети смогут самостоятельно проанализировать свою деятельность. При этом не следует забывать, что дошкольник нуждается в поощрениях. Он ожидает похвалы за выполненную работу.

7. Внешняя оценка проекта

При внешней оценке проекта используют следующие параметры:

• значимость и актуальность выдвинутых проблем и предлагаемых решений, их адекватность изучаемой тематике;

• практическая направленность и значимость работы;

• необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;

• соответствие содержания целям, задачам и теме проекта;

• логичность и последовательность изложения;

• четкость формулировок, обобщений, выводов;

• аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов;

• наличие собственных взглядов на проблему;

• активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

• характер общения и взаимопомощи участников в ходе выполнения проекта;

• эстетичность оформления результатов выполненного проекта, качество эскизов, схем.

8. Портфолио проекта

• паспорт проекта;

• планы выполнения проекта и отдельных его этапов (индивидуальные задания каждого участника проектной группы, задачи группы в целом);

• промежуточные отчеты группы;

• собранная информация по теме;

• результаты исследования;

• эскизы, чертежи, наброски;

• материалы для презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Роль проектной деятельности в речевом развитии детей младшего и среднего дошкольного возраста."

Роль проектной деятельности в речевом развитии детей младшего и среднего дошкольного возраста.Обращение к проектной деятельности как средству речевого развития дошкольников, объясняем негативной ...

Памятки воспитателю по организации проектной деятельности с дошкольниками

В памятках собран материал для систематизации теоретических знаний по организации детской проектной деятельности. Будет полезен воспитателям ДОУ, родителям....

Памятка для педагогов "Технология проектного метода"

Одной из задач ФГОС стоящих перед педагогами является: формирование предпосылок учебной деятельности, а также, вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество ...

Памятка "Участие родителей в проектной деятельности вместе с ребенком"

Совместный проект родителей и ребенка – это средство для укрепления сотрудничества и взаимопонимания между членами семьи, повышения самооценки ребёнка, уважения к мнению каждого в семье, налажив...

Памятка для воспитателей по проектной деятельности

Рекомендации педагогам по проектной деятельности....

Консультация для педагогов ДОУ «Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

Консультация  для педагогов ДОУ   «Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»...

Памятка для родителей по проектной деятельности

Памятка для родителей по проектной деятельности...