Памятка для педагогов по проектной деятельности
методическая разработка
Проектная деятельность является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка по проектной деятельности воспитателя
Подготовила: воспитатель Лаврова Екатерина Андреевна
Цель | Результат | Ценность | Структура | Форма продукта | Возможная форма презентации | Оценка | |
Исследовате-льский проект | Формирование познавательной активности, самостоятельности. | Новое знание | Благодаря проекту формируется познавате-льная активность | Создание проблемной ситуации – выдвижение гипотез – проверка каждой гипотезы либо выбор одной гипотезы и ее исследование – исследовательская деятельность– представление результатов исследования – рефлексия (осознание трудностей, с которыми столкнулись, выдвижение новых гипотез). | Модель, схема, календарь | Доклад. | Оцениваются оригинальность гипотез, способы их проверки, самостоятель-ность в исследовательс-кой деятельности. |
Творческий проект | Создание творческого продукта. | Творческий продукт | В процессе создания творческого продукта формируются умения планировать предстоящую деятельность и действовать в соответствии с планом. Формируются предпосылки универсальных учебных действий. | Создание проблемной ситуации – выдвижение гипотез – определение предполагаемого творческого продукта – распределение на группы – планирование деятельности по созданию творческого продукта – практическая деятельность – представление результатов – рефлексия (осознание трудностей, с которыми столкнулись). | Концерт, утренник, произведение (стихи, песни, сказки), кукольный спектакль, коллаж, макет, книга, газета, выставка. | Выставка, утренник, спектакль. | Оцениваются как деятельность по созданию продукта, так и сам продукт, его оригинальность |
Ролевой проект | Решение проблемных ситуаций в игре. | Осознание проблем в игровой ситуации. | Ребенок проживает предполагаемую ситуацию в игре. | Создание проблемной ситуации – распределение ролей – игра – представление результатов | Игра | Фильм, альбом, портфолио. | Оцениваются деятельность в соответствии с принятой ролью. |
Информационный проект | Сбор и представление информации. | Полная и достаточная необходимая информация. | Формирование умения работать с разными источниками, самостоятельно добывать информацию и доносить ее до сверстников в полном объеме. | Создание проблемной ситуации – выдвижение гипотез по разрешению проблемы – определение путей поиска информации – определение способа работы по поиску информации (индивидуально, в группах) – распределение на группы – поиск информации – представление результатов – рефлексия (рассказ о процессе поиска информации). | Книга, альбом, доклад, фотографии, макет, коллаж, игра, газета, стенд, выставка, журнал, календарь, мини-музей и пр | Доклад, экскурсия, утренник. | Оцениваются самостоятельность поиска информации, полнота, достаточность представления информации |
Практико-ориентированный проект | Решение, как правило, социальных задач, отражающих интересы участников проекта. | Четко обозначенный результат деятельности, который может быть использован в жизни группы, детского сада. | Создание практико-ориентированной проблемной ситуации – выдвижение гипотез по разрешению проблемы – распределение на группы – практическое разрешение проблемы – представление результатов | Модель, алгоритм, памятка, альбом, рисунки детей. |
2. Таблица этапов работы над проектом
1.Проблематизация | Создание проблемной ситуации – первый этап работы над проектом. Необходимо, чтобы проблема была актуальной и интересной для всех участников проекта. Разрешение проблемы должно быть посильно детям, соответствовать материально-техническим возможностям дошкольного образовательного учреждения и уровню подготовки педагогов. |
2. Целеполагание | Осознание сути проблемы позволяет сформулировать цель предстоящей работы, ее направление. Цель должна быть актуальна прежде всего для ребенка либо участников проектов, если в нем принимают участие родители. Кроме того, цель должна быть посильна для ребенка, иначе проект превратится в прямое обучение. |
3. Планирование | Планирование – важнейший этап работы над проектом, в результате которого продумываются шаги к достижению результата. Особенность данного этапа заключается в том, что планировать должны сами дети, воспитатель лишь координирует эту деятельность. Нужно избегать часто складывающейся на практике ситуации, когда воспитатель планирует все заранее, договаривается, если это необходимо, с учреждениями, а затем просто знакомит детей с готовым планом. Сложность данного этапа – научить детей планировать предстоящую деятельность. |
4. Реализация плана | В результате работы появляется некий продукт. Проектные продукты могут быть: • материальными – это поделки, плакаты, картины, скульптуры, макеты, компьютерные презентации; • действенными – это различные мероприятия (спектакли, игры, экскурсии, соревнования, литературные, музыкальные гостиные, концерты); • письменными – это книжки-самоделки, брошюры, литературные произведения (сказки, стихи, рассказы). |
5. Презентация | Презентация дает детям возможность поделиться радостью, эмоциями с друзьями. Чтобы презентация прошла успешно, педагогу следует предусмотреть следующие факторы: • время проведения презентации; • длительность планируемых мероприятий (в зависимости от вида проекта и количества участников); • форму организации общей презентации, особенности сценария; • проведение финального мероприятия (чаепитие, круглый стол и др.) для обмена мнениями и впечатлениями в неформальной обстановке. Необходимо провести предварительную работу: проконсультировать участников проекта, помочь участникам определить и сформулировать, что нового они узнали, чему научились, чем бы хотели поделиться с другими. |
6. Рефлексия | Завершающим этапом работы над проектом является рефлексия. Это этап осмысления, осознания способов продвижения к успеху, анализа допущенных ошибок, оценки своих достижений. Очень важно на данном этапе обсудить с детьми не только чему они научились, но и как они достигли поставленных целей. Таким образом дети смогут самостоятельно проанализировать свою деятельность. При этом не следует забывать, что дошкольник нуждается в поощрениях. Он ожидает похвалы за выполненную работу. |
7. Внешняя оценка проекта | При внешней оценке проекта используют следующие параметры: • значимость и актуальность выдвинутых проблем и предлагаемых решений, их адекватность изучаемой тематике; • практическая направленность и значимость работы; • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей; • соответствие содержания целям, задачам и теме проекта; • логичность и последовательность изложения; • четкость формулировок, обобщений, выводов; • аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов; • наличие собственных взглядов на проблему; • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; • характер общения и взаимопомощи участников в ходе выполнения проекта; • эстетичность оформления результатов выполненного проекта, качество эскизов, схем. |
8. Портфолио проекта | • паспорт проекта; • планы выполнения проекта и отдельных его этапов (индивидуальные задания каждого участника проектной группы, задачи группы в целом); • промежуточные отчеты группы; • собранная информация по теме; • результаты исследования; • эскизы, чертежи, наброски; • материалы для презентации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/20/picture-207857-1361344555.jpg)
Консультация для педагогов "Роль проектной деятельности в речевом развитии детей младшего и среднего дошкольного возраста."
Роль проектной деятельности в речевом развитии детей младшего и среднего дошкольного возраста.Обращение к проектной деятельности как средству речевого развития дошкольников, объясняем негативной ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/01/picture-466591-1698862676.jpg)
Памятки воспитателю по организации проектной деятельности с дошкольниками
В памятках собран материал для систематизации теоретических знаний по организации детской проектной деятельности. Будет полезен воспитателям ДОУ, родителям....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/02/picture-235030-1364925142.jpg)
Памятка для педагогов "Технология проектного метода"
Одной из задач ФГОС стоящих перед педагогами является: формирование предпосылок учебной деятельности, а также, вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/08/picture-1029266-1523180338.jpg)
Памятка "Участие родителей в проектной деятельности вместе с ребенком"
Совместный проект родителей и ребенка – это средство для укрепления сотрудничества и взаимопонимания между членами семьи, повышения самооценки ребёнка, уважения к мнению каждого в семье, налажив...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/07/picture-1045599-1557220582.jpg)
Памятка для воспитателей по проектной деятельности
Рекомендации педагогам по проектной деятельности....
Консультация для педагогов ДОУ «Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
Консультация для педагогов ДОУ «Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»...