Знакомство детей с астрономией в детском саду
статья (старшая группа)

Костина Екатерина Олеговна

Астрономия – это основа общего образования… наука о звездах и планетах… без нее человек никогда не знал, какое место он занимает во Вселенной.

Камиль Фламмарион

                          С древних времен  люди наблюдали или просто смотрели на небо. Делая свои  первые шаги по земле человек, ощущал  зависимость  от неба  и вся  его жизнь  и деятельность во многом зависели от него. Наши предки хорошо разбирались и знали   «повадки» неба. Небо для них было живым существом, наполненным и  многообразно себя проявляющим. Вот это знание неба и любовь к нему необходимо воспитывать у  дошкольников.

Не так давно проблем «дошкольной астрономии» не существовало, потому что никто не воспринимал ее всерьез и  ее просто не было. Все считают, что дошкольники еще не доросли до астрономии и из окружающего их мира (комната, дом, улица, город и т.д.) Вселенная безоговорочно исключалась.

Сегодня все понимают, что детей необходимо готовить к школе. Существуют различные программы обучения и воспитания старших дошкольников, которые предусматривают ознакомление детей с окружающим миром, элементарными математическими понятиями, изобразительным искусством   и экологической культурой. Между тем «Вселенная» это не добавка к и без того перегруженной программе обучения малышей. Ознакомление с увлекательнейшей наукой о природе – это своего рода интеллектуальный подарок детям, мотивация к развитию их любознательности, появлению у них устойчивого интереса к учебе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_deteys_osnovami_astronomii_v_detsokm_sadu.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

Астрономия – это основа общего образования… наука о звездах и планетах… без нее человек никогда не знал, какое место он занимает во Вселенной.

Камиль Фламмарион

                          С древних времен  люди наблюдали или просто смотрели на небо. Делая свои  первые шаги по земле человек, ощущал  зависимость  от неба  и вся  его жизнь  и деятельность во многом зависели от него. Наши предки хорошо разбирались и знали   «повадки» неба. Небо для них было живым существом, наполненным и  многообразно себя проявляющим. Вот это знание неба и любовь к нему необходимо воспитывать у  дошкольников.

Не так давно проблем «дошкольной астрономии» не существовало, потому что никто не воспринимал ее всерьез и  ее просто не было. Все считают, что дошкольники еще не доросли до астрономии и из окружающего их мира (комната, дом, улица, город и т.д.) Вселенная безоговорочно исключалась.

Сегодня все понимают, что детей необходимо готовить к школе. Существуют различные программы обучения и воспитания старших дошкольников, которые предусматривают ознакомление детей с окружающим миром, элементарными математическими понятиями, изобразительным искусством   и экологической культурой. Между тем «Вселенная» это не добавка к и без того перегруженной программе обучения малышей. Ознакомление с увлекательнейшей наукой о природе – это своего рода интеллектуальный подарок детям, мотивация к развитию их любознательности, появлению у них устойчивого интереса к учебе.

Во-первых, возникает вопрос о том, чему учить малышей. Можно сказать, что «дошкольная астрономия» – это первое ознакомление детей с системой представлений о мире небесных тел. И мы должны постараться систематизировать уже имеющиеся у детей разрозненные представления о Солнце, Луне, звездах и т.д.

Многие малыши уже кое-что знают о космонавтах и хотят знать, что космонавты там видят, зачем летают в Космос, и т.д. Нередко от малышей можно услышать совсем недетские вопросы. Каждый ли взрослый сумеет объяснить ребенку, какие они, эти «черные дыры»  или, «что кушает Солнышко»… Для того чтобы убедиться в том, что все это не выдумки, понаблюдайте за своими маленькими  детьми и внуками, посмотрите, какие «мультики» им нравятся больше,  прислушайтесь к их разговорам с друзьями. Многие маленькие дети с удовольствием будут  слушать рассказы о Вселенной, захотят больше узнать о ней  и играть в «астрономические игры».

Во-вторых, вопрос  выбора методов обучения.  К наиболее приемлемым видам занятий с малышами можно отнести ролевые игры (дети играют  во дворе  или в помещении  «в Солнышко», «в Луну» и т.д.) и беседы с детьми во время  прогулок. А также, через увлекательные «астрономические сказки», которые написанные в  диалогической форме. Поэтому….

В-третьих, необходимо  создание библиотеки  доступных и интересных  книжек, наглядных таблиц (картин), а возможно и  компьютерных  игр.  Рекомендуем  книги в домашнюю библиотеку:

  • Е.П. Левитан «Звездные сказки». В этой книге любимый поросенок маленькой девочки горюет из-за  того, что не может поднять голову и любоваться Солнышком и Луной. Задумавшись,  девочка осознает, что ведь и она редко смотрит на небо и почти совсем ничего не знает о нем. Ей  приходится познакомиться со светилами, которые украшают  дневное и ночное небо, поговорить с ними, узнать много интересного о них.
  • «Вселенная дошкольника», в содержании которой десять бесед и «астрономических игр» .

 

Как рассказать ребенку о бесконечности, о строении планет и звездных систем? С чего начать? Вопросов возникает множество.

С помощью изучения астрономии в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения расширяются и уточняются представления детей о природе, закрепляется умение наблюдать; формируются представления о чередовании  частей суток, времен года  и их характеристиках. А главное,  ребенок понимает, что человек – часть природы; на него возложена важнейшая функция по бережному отношению к ней, ее охране и защите. Дети учатся понимать значение солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений. Через призму знаний о космосе  организован процесс сезонных наблюдений за природой, что позволяет дошкольнику видеть мир более целостно и научно.

Образовательная область «Познавательное развитие» программы детского сада   призвана развить у детей познавательно исследовательскую и продуктивную (конструктивную) деятельность, сформировать у них целостную картину мира, расширить кругозор (наряду с задачами сенсорного развития и формирования элементарных математических представлений). Через изучение астрономии воспитывается интерес ребенка к географии. Играя в астрономию, ребенок знакомится с миром профессий, связанных с этой областью деятельности человека.

Исследовательская  деятельность  в наибольшей степени располагает необходимыми возможностями для усвоения  базовых знаний по астрономии,  является отличной информационной и экспериментальной площадкой, позволяющей создавать как индивидуальные, так и групповые проекты, а также организовывать их презентации. Дети учатся подходить к научным и культурным достижениям не только с позиций потребителя готовой информации, но в качестве маленького ученого, участника научных конференций, проводимых в игровой форме, становясь в позицию экспериментатора, исследователя, Учится задавать вопросы и находить ответы на них, ориентируясь в бездонном потоке информации.

Ребенок погружается в многообразный мир техники и науки, учится элементарно анализировать роль человека в освоении новых областей знания и оценивать влияние техногенных факторов на развитие нашей планеты и Вселенной в целом.

Через решения  познавательных задач в ходе знакомства дошкольников с космосом реализуются цели воспитания, т. е. формируются основы гражданской позиции дошкольника как представителя мира («Я – гражданин мира»), его желание сопереживать планете и ее жителям (человеку и другим живым организмам) в сложных ситуациях (например, полярным медведям в результате глобального потепления или жителям региона, подвергшегося последствиям неудачного запуска космической ракеты и т.д.).

Загадки Вселенной всегда будоражат воображение с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звёзды – это одновременно так близко ив то же время так далеко. Космос – это совершенно незнакомая тема для дошкольников, у детей нет знаний о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, об аппаратах, изучающих космическое пространство, о празднике – дне космонавтики. Всё это происходит по тому. Что при реализации дошкольных образовательных программ в ДОУ теме «Космос» отводится всего неделя. А для изучения такой обширной темы это очень мало. В эту неделю воспитатель сможет рассказать лишь общую информацию и объём её будет катастрофически мал.

Космос – это не только Солнце и звёзды. Это ещё и наша планета, на которой есть жизнь, меняются погодные условия, происходят открытия, растут растения, есть вода и металлы, живут люди и животные – и на всё это влияет космическое  пространство.

До сих пор остаются открытыми вопросы о том, как и почему появилась наша планета, откуда появилась жизнь и, самый главный вопрос, есть ли во Вселенной планеты, пригодные для жизни или уже обитаемые?

Изучая тему «Космос» более широко и глубоко дети смогут получить не только ценные знания, но и, возможно, определиться с будущей профессией (вдруг, кто-нибудь из них будущий космонавт или талантливый изобретатель или учёный?).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с традиционными ремеслами в детском саду, Кищенкова Т.А. педагог дополнительного образования.

Я-Кищенкова Татьяна Анатольевна, работаю педагогом дополнительного образования в детском саду № 24 Красносельского района и в подростково – молодежном клубе «Юный корабел».Моя работа носит очень...

Знакомство с портретной живописью в детском саду.

Статья посвящена эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством знакомства их с жанром изобразительного искусства - портретной живописью. С  разновидностями портретной живописи д...

Реализация проекта "Дети в музее" в детском саду. Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта "Дети в музее". Мини- музей в детском саду

В современном обществе музеи продолжают свою культурную  и просветительскую деятельность. Именно в дошкольном возрасте необходимо приучать ребенка к нравственно- культурным ценностям, муз...

конспект нод на тему"Знакомство с растительностью на территории детского сада "

конспект нод на тему"Знакомство с растительностью на территории детского сада "...

Презентация "Знакомство детей раннего возраста с детским садом". (Из опыта работы)

Большая Родина - всегда начинается с малой - места, где родился человек, своей семьи, дома, детского сада и школы. Я хотела поделиться опытом знакомства детей раннего возраста с детским садом. Дом или...

Экскурсия-знакомство детей с работой кастелянши детского сада.

Сегодня, в рамках занятия по окружающему миру состоялась экскурсия-знакомство детей с работой кастелянши детского сада.Цель занятия: познакомить детей с деловыми и личностными качествами кастелянши.По...

Экскурсия-знакомство детей с работой кастелянши детского сада.

Сегодня, в рамках занятия по окружающему миру состоялась экскурсия-знакомство детей с работой кастелянши детского сада.Цель занятия: познакомить детей с деловыми и личностными качествами кастелянши.По...