Знакомство с традиционными ремеслами в детском саду, Кищенкова Т.А. педагог дополнительного образования.
статья по теме

Кищенкова Татьяна Анатольевна

 

Я-Кищенкова Татьяна Анатольевна, работаю педагогом дополнительного образования в детском саду № 24 Красносельского района и в подростково – молодежном клубе «Юный корабел».

Моя работа носит очень многоплановый характер, но сейчас я бы хотела коснуться 2 направлений своей деятельности.

В детском саду я работаю с группой детей (15 человек) от 2-х до 3-х лет. Многие из этих детей в начале года относятся к малоговорящим.

 С этими детьми я занимаюсь валянием из не пряденой шерсти. Занятие проходят 2 раза в неделю и длятся 15 минут. Мы с детьми занимаемся созданием разных растительных и животных форм. Очень часто мы изготавливаем героев сказок.

 Конечно, при создании игрушки с такими маленькими детьми возникает много сложностей и игрушки, которые мы создаем, как правило, придумываю я сама. Работу в этой технике мы начали с создания плоских объектов: например цветок лилии, бабочка. Конечно, сборку изделия производит сам педагог, так как для ребенка это сложно, но когда я перешла к выполнению объемных игрушек, то решила, что  должна показать им, как происходит сборка игрушки. Это была игрушка «Цыпленок». Нужно было собрать 2 шара (голова и туловище), валяный гребешок, глазки и клювик. В этом случае я не стала соблюдать традиционную технологию.

Моя задача была показать маленькому ребенку сам процесс сборки, что бы он понимал, что  делал и как получается готовое изделие. Для объемных игрушек я с детьми делаю заготовку из пряденой шерсти, так как её легче всего скрутить в клубок нужной формы (круглой, вытянутой, подковообразной, треугольной.). При этом я не нарушаю основной своей задачи, что бы ребенок на протяжении всего занятия много и активно работал руками с натуральной шерстью. К выполненной заготовке ребенку достаточно легко туго привалять не пряденую шерсть. Конечно, это замечательный возраст детей с 2-х до 3-х лет. Тут равнодушной публики не бывает. Ребенок начинает сразу играть с игрушкой, ещё не закончив работу.

Выполняется много задач:

1) ребенок приобретает навыки валяния;

2) работает с натуральными материалами, развивая мелкую моторику рук.

 Это отражается на развитии его речи. Ну и в конце концов ребенок получает хорошую, прочную игрушку, сделанную им самим. Хорош и опыт социального общения при работе в группе.

Второе направление моей работы в этом саду –  создание традиционной куклы. Здесь я работаю с детьми старшей и подготовительной группы.

Моя работа начинается с изучения русской избы. У детей это вызывает большой интерес. Мы с детьми обсуждаем, как внешнюю, так и внутреннюю конструкцию избы. Рассматриваем её на основе фотографий Нижегородских деревень 19 века, в который избы были украшены глухой резьбой. На их примере мы изучаем, что такое наличник, конь, фронтон, мезанин. После этого дети выполняют фасад дома из картона. Потом создается коллективная работа «деревенская улица» целой группы. Улица украшается деревьями из картона и природного материала.

После этого я перехожу к созданию кукол. И первая из них это лялька – мотонка. Простая традиционная кукла южных славян. В её основе 4 круга, прямоугольный лоскут для создания лица, рукавов и платок. Сначала я даже не беру нитку для закрепления куклы, а беру простую резинку. Как правило, в этом возрасте 5-6 лет редкий ребенок умеет завязывать узел или плести косичку, но параллельно я веду работу с родителями, что бы дети осваивали завязывание узлов и плетение кос, так как иначе работать сложно.

Удивительно было для меня, что каждый раз дети создавая куклу, не зависимо мальчики это или девочки, переживают это как чудо. Здесь нет равнодушных, или тех, кто оставит, бросит, забудет куклу, будет небрежно играть с ней. В принципе, дома у детей много ярких, броских, механических игрушек, но традиционная кукла, созданная своими руками, вне конкуренции.

Моя задача с детьми за целый год создать большую кукольную семью. В неё входят: лялька-мотонка, кукла – скрутка с косичкой, веселый пастушок, мама с двумя пеленашками и папа. Все, кроме ляльки-мотонки, куклы-скрутки. Каждый образ проговаривается.

При создании пеленашек мы поем колыбельные песни, мальчики как правило, поют лучше чем девочки. Из 60 детей, с которыми я занималась куклами в этом году, только 1 девочка сказала: «А зачем это мальчикам делать пеленашек?» На что остальные дети сказали: «Мальчики – это будущие папы, которые должны помогать мамам. И им это тоже нужно знать и уметь».

Во время занятий дети помогают друг другу при выполнении разных операций. Это тоже играет роль при создании детского коллектива, формирует правильные отношения между детьми.

Я считаю, что создание кукольной семьи в таком возрасте – огромная психологическая помощь для ребенка в современном мире. Это для него психологическая поддержка. Он может проигрывать различные ситуации из своей жизни, из увиденного, он может проигрывать сказки и разных персонажей из них с помощью этих кукол, может ставить себя на место взрослых и маленьких членов семьи.

Традиционная кукла имеет свои эстетические законы. Она имеет определенные цветовые, масштабные соотношения и когда мы создаем куклу, мы проговариваем, какой цвет соответствует какому возрасту в женском костюме, какого цвета одела бы платок молодая девушка, а какой зрелая женщина.

Некотрые занятия я посвящаю истории костюма российских губерний, на основе материалов музея этнографии народов СССР. Дети с любопытством рассматривают кокошники, душегреи, сарафаны и многое другое.

 Обязательно в течение года я  провожу несколько занятий – эстафет. Группа делится на подгруппы, которые получают следующий набор: платок, заготовку кофты, юбки, пояс. Задача детей как можно лучше и быстрее нарядить одного из членов команды куклой.  В этих же эстафетах проводится конкурс на создание самой быстрой и ровной косы. Так проходит закрепление материала полученного на занятиях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon doklad_prezentaciya.ppt1.58 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «ХУДОЖЕСТВЕННО ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ». (из опыта работы педагога дополнительного образования руководителя изостудии Питенко Елены Владимировны).

Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Желание творить - возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помоч...

Фитнес-аэробика в детском саду как один из вариантов дополнительного образования.

Федерация Аэробики России (ФАР) активно развивает фитнес-аэробику как массовый вид спорта. В 2000 году ФАР стала членом Международной федерации спорта, аэробики и фитнеса (FISAF) и начала развивать но...

Презентация "Педагог дополнительного образования - незаменимый в детском саду человек"

Презентация работы педагога дополнительного образования (хореографа) в ДОУ....

«Проектная деятельность в практике работы педагога дополнительного образования в детском саду»

В данной статье рассмотрены задачи исследовательской деятельности детей, технологии проектной деятельности, работа педагога над проектом....

«Игровые технологии в практике работы педагога дополнительного образования в детском саду»

в данной статье рассматриваются этапы технологии проведения учебного занятия через игру....

Н.Ф. Сорокина Играем в кукольный театр: Пособие для воспита¬телей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов

Н.Ф. СорокинаИграем в кукольный театр: Пособие для воспита­телей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов...

Консультация для воспитателей "Технология проблемного обучения в детском саду" (выступление на РМО педагогов дошкольного образования)

Современные требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагог должен владеть необходимыми образовательными техноло...