Фитнес-аэробика в детском саду как один из вариантов дополнительного образования.
статья по физкультуре по теме

Муравьева Инна Сергеевна

Федерация Аэробики России (ФАР) активно развивает фитнес-аэробику как массовый вид спорта. В 2000 году ФАР стала членом Международной федерации спорта, аэробики и фитнеса (FISAF) и начала развивать новый массовый вид спорта — фитнес-аэробику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferenciya_fitnes.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

       И.С. Муравьева

Фитнес-аэробика в детском саду как  один из вариантов дополнительного образования.

МДОУ № 14 «Колобок», г. Усть-Илимск

Для соразмерности, красоты и здоровья требуется

не только образование в области науки и искусства,

но и занятия всю жизнь физическими

упражнениями, гимнастикой.

Платон

        В настоящее время по всему миру и в нашей стране всё большую популярность приобретают фитнес-программы.

        Фитнес-аэробика официально признана одной из дисциплин спортивной аэробики. Спортивная аэробика – вид спорта, в котором используются элементы художественной, спортивной гимнастик и акробатики. Спортивная аэробика как вид спорта зародилась в Америке в 1984 году. В 1992 году была создана Федерация спортивной аэробики России, а в начале 2004 года этот вид спорта признал Госкомспорт РФ.

    Федерация Аэробики России (ФАР) активно развивает фитнес-аэробику как массовый вид спорта. В 2000 году ФАР стала членом Международной федерации спорта, аэробики и фитнеса (FISAF) и начала развивать новый массовый вид спорта — фитнес-аэробику.

По сути фитнес-аэробика — это вид спорта, зародившийся в фитнесе и впитавший в себя самые популярные и современные направления: классическая аэробика, степ, хип-хоп. Еще одним немаловажным моментом является и тот факт, что в отличие от профессионального спорта и от спортивной аэробики в том числе, в фитнес-аэробике нет рискованных и травмоопасных элементов. Фитнес-аэробика синтезировала все лучшее в практике и теории оздоровительной и спортивной аэробики. Это гимнастические и танцевальные движения, прошедшие тщательный отбор временем и практикой специалистов с точки зрения их пользы для здоровья человека.

     Всестороннее развитие человека имеет своё начало в дошкольном возрасте. Поэтому, одна из главных задач дошкольных учреждений - правильное физическое воспитание детей. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.

Всемирная Организация Здравоохранения провозгласила самый гуманный лозунг за всю историю существования человечества: "Здоровье каждому человеку планеты!".

   Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчёркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.

     Современный этап развития системы физкультурного образования детей и подростков характеризуется существенными инновационными изменениями, возникшими в ответ на необходимость разрешения накопившихся в этой сфере проблем и противоречий. Проблема дополнительного образования до сих пор остается одной из актуальных. Увеличился спрос родителей на дополнительные образовательные услуги. Результаты маркетингового исследования подтвердили повышенный спрос на дополнительную образовательную услугу по физическому воспитанию. Поэтому в нашем дошкольном образовательном учреждении возникла необходимость создания кружка детского фитнеса.

    Раздел физического воспитания в «Программе воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильевой предусматривает выполнение ритмической гимнастики и общеразвивающих упражнений под музыку. При этом обучение происходит фрагментарно, не систематически. Наиболее эффективной формой обучения являются специально организованные занятия в спортивной секции. Однако в дошкольном образовании отсутствует необходимая обучающая программа. В существующем методическом пособии «Фитнес-Данс» Ж.Е.Фирилевой, Е.Г. Сайкиной представлена методика обучения детей дошкольного возраста лечебно-профилактическому танцу с элементами хореографии, но недостаточно представлено материала выполнения упражнений с использованием современного оборудования, отсутствует диагностический материал.  Выше названное привело к необходимости написания  программы дополнительного образования по детскому фитнесу «Непоседы».

   В программе детский фитнес подразумевает использование высококачественного яркого, красочного детского спортивно-игрового оборудования от ведущих российских и мировых производителей. Занятия фитнесом под специально подобранную детскую музыку с использованием разнообразного спортивного инвентаря укрепляют мышцы тела, повышают способность ориентироваться в пространстве, развивают координацию движений, чувство ритма, гибкость и пластичность тела, ловкость движений, внимание и быстроту реакции.  Упражнения фитнес-аэробики по всем показателям подходят для детей старшего дошкольного возраста. К этому времени дети достаточно хорошо владеют сложными видами движений и способами их выполнения. В этом возрасте интенсивно развивается опорно-двигательный аппарат, повышаются адаптационные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем к физическим нагрузкам. Рассматриваемый возрастной период в жизни детей 5-7 лет наиболее благоприятен для развития координационных и скоростно-силовых способностей, силы, выносливости и гибкости.

     Сущность концепции детского фитнеса заключается в следующем: повышение уровня физической подготовленности и интереса к занятиям физическими упражнениями, целенаправленное развитие двигательных способностей, содействие физическому развитию, укреплению здоровья, профилактике различных заболеваний, формированию физической культуры личности, представлении о здоровом образе жизни, удовлетворении спроса родителей на дополнительную образовательную услугу.

     Основной целью программы «Непоседы» является содействие полноценному физическому развитию детей, направленному на развитие и совершенствование общей физической подготовленности средствами фитнес - аэробики.

Эффективность программы по фитнес-аэробике определяется постановкой задач, среди которых можно выделить следующие:

  1. Содействовать укреплению и сохранению здоровья детей.
  2. Укреплять опорно-двигательный аппарат (формирование правильной осанки, укрепление мышц стопы и голени)
  3. Развивать физические качества (гибкость, выносливость)  и двигательные способности (координационные, к выразительности выполнения упражнений).
  4. Формировать технику выполнения упражнений, навыки выразительности, пластичности, грациозности движений.
  5. Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умению согласовывать свои движения с музыкой.
  6. Обучать умению анализировать свои действия и действия товарищей.
  7. Содействовать воспитанию умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях.
  8.  Воспитывать потребность в ежедневных занятиях физическими упражнениями.
  9. Обеспечить достаточный уровень физической подготовки ребенка к школе.

    Новизна программы заключается в следующем: в программе систематизированы занятия на два года обучения детскому фитнесу, включающие в себя:

  1. комплексы специальных физических упражнений с разнообразным физкультурным оборудованием, подготавливающие детей к овладению сложными действиями;
  2. дыхательные упражнения, способствующие восстановлению физических сил ребенка в ходе занятия, и повышению его физиологических резервов;
  3. программа содержит необходимый диагностический инструментарий, позволяющий проводить мониторинг уровня освоения технических элементов в процессе обучения.

    Программа рассчитана на два года обучения. Способ вхождения в программу: желание родителей и добровольное участие детей пяти-семи лет, посещающих дошкольное образовательное учреждение.

Составлен учебно-тематический план на 2 года для детей 5-6 и 6-7 лет. После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками. Дети осваивают упражнения с элементами классической аэробики, степ-аэробики, фитбол-гимнастики. Организация работы по программе строится в тесном взаимодействии с медицинскими работниками дошкольного учреждения. Гибкая форма организации занятия кружка позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, состояние здоровья, уровень овладения движениями, желания, настроение детей. Во время проведения занятий рекомендуется проведение игр-медитаций, релаксации, упражнения дыхательной гимнастики.  

    Дни занятий кружка выбираются в соответствии с расписанием образовательной деятельности. Каждый ребенок занимается в кружке 2 раза в неделю. Занятия разработаны с учетом следующих принципов обучения:

  1. Принцип доступности - применение упражнений, сообразно возрастным особенностям детей, уровня развития физической подготовленности.
  2. Принцип индивидуальности – осуществление индивидуального подхода к детям разного возраста, пола, двигательной подготовки и физического развития.
  3. Принцип систематичности и последовательности – необходимость преемственности и регулярности при формировании у детей двигательных умений и навыков, адекватных особенностям их развития в период дошкольного возраста; постепенная подача материала от простого к сложному.
  4. Принцип чередования нагрузки – важен для предупреждения утомления у детей и для оздоровительного эффекта от выполнения физических упражнений.
  5. Принцип наглядности – наглядность (зрительная, звуковая, двигательная) играет важную роль в обучении движений, является неотъемлемым условием совершенствования двигательной деятельности.
  6. Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки. Гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
  7. Принцип активности и сознательности – формирование у детей устойчивого интереса к освоению новых движений, привитие навыков самоконтроля, развитие сознательности, инициативы, творчества.

      Для педагога  важно не только красиво двигаться самому, но и уметь научить занимающихся детей правильной технике выполнения. Воспитатель должен лаконично и четко объяснить технику, быстро заметить ошибки и тут же исправить их. К основным приемам в фитнес-аэробике можно отнести выполнение упражнений перед зеркалом, использование звуковых ориентиров (счет, хлопки), специально подобранной музыки, музыкальный размер которой способствует лучшему исполнению упражнений. При обучении несложным упражнениям, относительно доступным движениям, таким как ходьба, приставные шаги и их разновидности в основном используется целостный метод обучения. При обучении сложным по координации движениям, если упражнение можно разделить на составные части, целесообразно применять расчлененный метод обучения. Игровой метод (игровые образы, подвижные игры) придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Формы подведения итогов реализации данной программы:

выступления детей на массовых праздниках  в дошкольном учреждении  «День рождения детского сада», «День Защитника Отечества», праздник -

концерт для пожарных, выпускном бале;  днях открытых дверей для родителей, размещение информации на сайте детского сада,  в дальнейшем демонстрация работы кружка для педагогов города.

         Оценка эффективности программы по фитнес-аэробике в процессе физического воспитания детей строилась на основе следующих критериев:

  1. Психомоторное развитие (методика Н. О. Озерецкого и Н. И. Гуревич)
  2. Тесты на определение координации движений (Т.А.Тарасова)
  3. Гибкость
  4. Подъем туловища из положения лежа за 30 с

Основными результатами образовательной  деятельности являются:

  1. Анализ диагностики за первый этап обучения с детьми старшей группы  позволяет наблюдать повышение уровня физической подготовленности.
  2. Повышенный интерес к занятиям у воспитанников.
  3. Формирование у детей представления о здоровье как о важнейшей ценности.
  1. Отзывы родителей о влиянии занятий фитнес-аэробикой на воспитание и развитие детей.

     Прошедшие   обучение   дети   повышают свой уровень физической подготовки к школе, могут  в дальнейшем продолжить   свои   занятия   в   учреждениях  дополнительного образования.

     В заключении хотелось бы сказать, что фитнес – это не только упражнения, это здоровый образ жизни, наполненный радостью движения, гармонией духа и тела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивный праздник в детском саду, посвященный дню работников дошкольного образования

Цель: поздравить воспитателей и всех дошкольных работников с профессиональным праздникомЗадачи: - повышать интерес детей и воспитателей к занятиям спорта- закреплять, совершенствовать двигательные уме...

Опоздания в детском саду - проблема и варианты решения.

Проблема: Несвоевременный приход детей в детский сад. Срыв занятий.Цель: Родители приводят детей всегда вовремяПричины: почему не приходят вовремя?1.       Не было систем...

Консультация для воспитателей детского сада Игровая деятельность в экологическом образовании дошкольников

Особую роль в экологическом образовании и воспитании занимает период дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру....

Учебный план муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №3 «Теремок» по дополнительному образованию на 2019 – 2020 учебный год

Учебный план муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №3 «Теремок» по дополнительному образованию на 2019 – 2020 учебный год определяет содержа...

Детская музыкальная школа в системе дополнительного образования.

Музыкальное воспитание и образование является неотъемлемой частью общего процесса, направленного на формирование и развитие человеческой личности....

Выставка детских работ по программе кружка дополнительного образования дошкольников по лепке из солёного теста "Тестопландия"

По итогам года за 2019-2020 учебный год, руководитель кружка Шайхулова Е.Н., организовала выставку детских работ по программе кружка дополнительного образования дошкольников по лепке из солёного теста...