Тема: «ХУДОЖЕСТВЕННО ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ». (из опыта работы педагога дополнительного образования руководителя изостудии Питенко Елены Владимировны).
методическая разработка по теме

 

Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Желание творить - возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Моей главной задачей было раскрыть творческие  способности и талант каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя, почувствовать свою успешность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx39.78 КБ
Файл metody_i_priemy_netradicionnogo_risovaniya.docx267.6 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Желание творить - возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Моей главной задачей было раскрыть творческие  способности и талант каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя, почувствовать свою успешность.

В работе по художественно творческой деятельности я старалась создать положительный эмоциональный настрой на работу, учитывать индивидуальные способности каждого ребенка, побуждать его к созданию новых композиций. Для меня важно воспитать в каждом ребенке эстетический вкус, желание заниматься художественной деятельностью. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на специально -  организованной деятельности я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятель ности:

  1. Изложение учебного материала. Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструмен тов через творческие задачи, которые я решаю совместно с детьми и индивидуально, способствует решению учебных задач и заданий.
  2. Самостоятельная практическая работа детей, которая яв ляется основной в учебном процессе. Ее цель — творчество. Создание художественных образов развивает у детей умение обобщать их, приводить к единству, целостности.
  3. Обсуждение. Обсуждение творческих работ с детьми помогает ребенку видеть мир не только со своей соб ственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.  Организуются  сменные выставки.

В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями многих природных и искусствен ных материалов, с разными инструментами, а также с основ ными приемами их применения. В их числе: листовые мате риалы (бумага, картон, цветной и прозрачный пластик, фольга, калька), текстиль (ткани, нитки), дерево и разновидности шпо на, проволока, природные материалы (шишки, сучки, ветки, мох), краски (гуашь, темпера, акварель), кисти разной формы и толщины, тушь, сангина, уголь, карандаши, фломастеры, клей, палитра, ножницы, крупы (рис, манка, гречка ,кукуруза и т.д.)

Основные задачи обучения художественному творчеству:

  1. развивать эстетическое восприятие мира, природы, худо жественного творчества детей, воображение, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
  2. развивать умение видеть и наблюдать;
  3. обучение приемам изображения;
  4. привлекать детей к работе с разнообразными материала ми, учить создавать грамотные и красивые работы;

В процессе реализации поставленных задач я столкнулась с проблемой поиска наиболее эффективных способов достижения результатов, проблемой выбора методов и форм развития ребенка. Наиболее близкими опыту этой работы я считаю использование традиционных и нетрадиционных педагогических методов и принципов обучения:

  1. Принцип поэтапности «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип. Программа составлена с уче том возрастных особенностей ребенка. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу нарастания сложности. Это происходит постепенно, что дает возможность ребенку распределить свои силы равномерно и получить желаемый результат.
  2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
  3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие ва риантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной те ме тех или иных ассоциаций, помогает развитию творческого мыш ления.
  4. Принцип выбора в творческом взаимодействии взрос лого и ребенка при решении данной темы без каких-либо оп ределенных и обязательных ограничений.
  5. Принцип доступности. Опыт работы учитывает возрастные особенности и возможности детей дошкольного возраста.
  6. Принцип индивидуализации. Определяется с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
  7. Принцип наглядности. Большое значение имеет взаимосвязь образного слова и наглядности. Основная цель метода – формирование ясного представления о свойствах предмета, которые будут отражены в рисунке, лепке, аппликации.

Все вышеизложенные принципы могут быть реализованы только во взаимодействии.

Развитие практических навыков в изодеятельности обеспечивается рядом методических приемов:

1) Словесный метод. Приемы: 1. Беседа. 2. Пояснение. 3. Напоминание. 4. Поощрение. 5. Художественное слово. Рассматривание произведения искусств сопровождается словом, обогащается словарь детей, они учатся рассуждать, знакомятся с различными видами искусств.

2) Наглядный метод. Приемы: 1. Использование натуры. 2. Рассматривание предметов. 3. Использование образца. 4. Рассматривание картин. 5. Показ воспитателем приемов работы. 6. Наблюдения. Это целенаправленное планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира, видеть его красоту и передавать это в своих работах. Окружающая действительность – основа творческого процесса ребенка. 7. Анализ детских работ. Основная цель наглядного метода – формирование ясного представления о свойствах предмета, которые будут отражены в рисунке или лепке, аппликации.

3) Игровой метод. Внесение игры в сюжетное рисование, аппликацию и лепку развивает воображение, активизирует поиски выразительных средств изображения.

4) Практический метод. Приемы: 1. Упражнения (на бумаге, в воздухе). 2. Показ способов изображения. Это не только простое обучение действиям руками, но и развитие у ребенка различных сторон его личности. Показ облегчает детям понимание того как действовать. Но чем старше дети и чем лучше они обучены приемам по художественно творческой деятельности , тем реже нужен показ.                                                                                                  

5) Эвристический метод. Приемы: 1. Игра. 2. Ситуация. 3. Поиск.

Используемые методы:

– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Новизна опыта заключается в том, что работа над художественно

творческой  деятельностью позволяет создать условия для творческого взаимодействия детей и взрослых. В ситуации равноправного партнерства, новизна опыта отражена возможностью сосредоточить внимание детей на выразительности работ по рисованию, лепке, аппликации, умению ребенка по-своему передать их содержание, развивает их фантазию, инициативу. Накопленный опыт явился итогом многолетней работы.

«…Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».

В.Л. Сухомлинский

Опыт.

Художественно творческая деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.

Я знакомлю дошкольников с различными видами изобразительного искусства: живописью, графикой, декоративно-прикладными искусством. Это позволяет мне углубленно и систематически формировать у детей интерес и любовь к прекрасному, развивать эстетические чувства, творческое воображение. Знакомлю детей с различными жанрами и видами искусства: например, они узнают, что картина может быть пейзажной, сюжетной или натюрмортом, что скульптура бывает малых форм, монументальная и др., что есть дымковская игрушка, филимоновская, хохломская посуда, вологодские кружева и т.д.

В концепции дошкольного воспитания говорится о необходимости развития у детей чувства прекрасного, формирования эстетического вкуса, желания выражать себя в художественной деятельности.

Для решения задач нравственно-эстетического воспитания, мы создали в детском саду такие условия, где эстетическое, художественное воспитание являлось фоном общевоспитательной работы. Чтобы ребенок, переступая порог детского сада, попадал в обстановку, способствующую развитию эстетического вкуса, и мог бы заниматься художественной деятельностью.

Я считаю, что изобразительная деятельность - рисование, лепка, аппликация - самый интересный вид деятельности детей дошкольного возраста. И неудивительно: деятельность эта позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем,    выразить    отношение    к    нему.    Но    интерес    и положительное отношение во многом определяется тем, как идет овладение рисованием, лепкой, аппликацией. Подтверждение тому - ответы самих детей: «Я люблю рисовать, потому что у меня хорошо получается». Так говорят очень многие дети. В своей практике я редко встречала детей, которые не любят рисовать. На мой взгляд, во многом от того, как протекает процесс обучения рисованию, зависит выразительность рисунков. Следовательно, необходимо так руководить этой деятельностью, чтобы она радовала детей, вызывала положительное, эмоциональное отношение, желание рисовать. Я думаю, что каждый воспитатель должен знать специфику детского творчества, уметь тонко, тактично, не навязывая детям своего понимания и представления, поддерживая инициативу, самостоятельность, способствовать овладению изобразительной деятельностью и развитию творчества.

Я считаю, что основная задача обучения художественному творчеству - помочь детям познать окружающую действительность, развивать наблюдательность, воспитывать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, формировать творческие способности детей в создании выразительных образов в рисунках детей различными изобразительными средствами.

Принцип построения программного материала от простого к сложному - один из основных дидактических принципов. При обучении детей рисованию, лепке, конструированию обязательно нужно учитывать возрастные особенности детей.

Человек, воспитанный искус ством, способен жить в гармо нии с окружающим миром, по знавать и совершенствовать этот мир. Именно такими людьми мы хотим видеть детей в будущем.

Художественно творческая деятель ность, и в частности рисова ние, — вид деятельности, без ко торого немыслимо полноценное развитие личности. Однако здесь важно не навязывать детям сте реотипные представления, кото рые не возбуждают их фантазию, а надоедают им, закрепощают и не стимулируют развитие творческих способностей.

Меня с самого начала работы в детском саду интересовало ху дожественное направление в реализуемой мною программе, волновали вопросы: почему некоторые дети с неохотой берутся за краски на занятиях, а в сво бодной деятельности подолгу сидят над раскрасками или са мостоятельно создают какие либо «произведения», не испы тывая при этом никаких затруд нений? Способствует ли разви тию художественных способно стей детей то, что мы, педагоги, предлагаем им сюжет будущей работы?

Размышляя над этими вопро сами, я пришла к выводу, что при таком подходе мы лишаем воспитанников возможности проявить фантазию, самостоятельность, права выбора. В итоге дети демон стрируют нам одинаковые, слов но отксерокопированные работы. Подтверждение своего вывода я нашла в работах психологов и педагогов, посвященных вопро сам развития детского изобрази тельного творчества. Анализ рабо ты по традиционной методике изобразительной деятельности заставил меня глубоко задуматься над тем, способствует ли она раз витию художественного творчества у дошкольников. С этой це лью изучила детские рисунки, ко торые, как правило, мало чем отличались друг от друга, не отра жали индивидуального отноше ния ребенка к создаваемому об разу. Все это свидетельствовало об отсутствии творчества в работах детей.

Учитывая, что каждый ребе нок обладает определенным по тенциалом художественного развития, поставила перед собой цель: обеспечить необходимые условия для раскрытия творчес кого потенциала детей. Опираясь на психолого-педагогические принципы, попыталась выстро ить систему работы с детьми по рисованию. В своей работе я часто использую нетрадиционные способы ри сования. Выбор этот не случаен. Название говорит само за себя: здесь присутствует элемент необычности, что позволяет в ра боте отойти от условных рамок, ограничений и тем самым выз вать интерес у детей. Опыт показывает, что рисование необычными материалами и оригинальной техникой, позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.          Я использую такие нетрадиционные способы как рисование пальцами, печатками, кляксография, монотипия (в основном в младших группах). В старших группах монотипия с продвижением, солью, пластилином, разбрызгиванием, мыльными пузырями, сухой кистью, с добавлением клейстера.

Таким образом, обучение технике рисования, пониманию свойств разных материалов, их выразительных возможностей, формирование умения использовать при создании изображений различные материалы, несомненно, обогатит их рисунки. Я создаю условия для реализации творческих способностей в мире искусств.

Исходя из того, что важным условием детского художествен ного творчества служит эстети ческая среда в детском саду. Особое внимание я  удели ла созданию условий для самостоятельной изобразительной деятельности детей, предоставив им как можно больше самого разнообразного материала.

Учитывая, что на формирова ние образа влияют художествен ное слово, музыка, попыталась обогатить содержание соответ ствующих уголков, изготовила дидактические игры, пособия, которые использовала в предварительной работе. Подготовила серии репродукций с картин художников, книги для детей об искусстве. Погруже ние их в такую разнообразную эстетическую среду благодаря практической деятельности по созданию различных поделок, украшений для группы позволя ло прививать им чувство пре красного.

Я понимала, что прежде чем ребенок приступит к непосред ственному изображению какого-либо объекта или явления, выра жая при этом свое личное отно шение к нему, у него должен сложиться его конкретный образ. Эти представления дошкольник получает из окружающей дей ствительности в процессе наблю дения, общения, исследования. Поэтому прогулки и совместную деятельность с детьми выделила в отдельное направление в системе своей работы, определив их как  формы   предварительной работы. При этом важно было поставить каждого ребенка в ак тивную позицию, пробуждаю щую в нем исследовательское отношение   к   окружающему. Кроме того, использовала такие формы предварительной работы, как рассматривание репродук ций картин и беседы по карти не. Много внимания уделяла тому, чтобы вызвать у детей эмо циональный отклик на содержа ние произведений изобрази тельного искусства, желание знакомиться с творчеством ху дожников. Использование ли тературных   и   музыкальных произведений о природе с од новременным рассматривани ем картин способствовало фор мированию образов в сознании детей. Они возникали благодаря таким психическим процессам, как восприятие, мышление, воображение, которые лежат в ос нове творческой деятельности. Созданию образов помогало ис пользование дидактических игр, игровых заданий, игр-драматизаций, психологических этюдов. Предлагая детям передать образ какого-либо предмета или явле ния, старалась не ограничивать их возможности, помня о том, что определенный образ должен вы ражать их собственное пережива ние. Поэтому образы всегда были индивидуальными. Постоянно об ращала внимание детей на орга ничную связь между внутренним состоянием живых существ и их внешним выражением.

На  специально - организованной деятельности, когда дети пыта лись реализовать в рисунке свой замысел, я не торопилась навя зывать способы передачи образа. Давала возможность свободно изобразить задуманное. Однако при этом столкнулась с тем, что детям сложно было выбрать ин дивидуальный способ изображе ния, который мог удачно отра зить задуманный образ. Возника ла проблемная ситуация: ребенок хотел изобразить одно, а получал другое. Чтобы помочь детям решить эту проблему, стала упраж нять детей в выборе наиболее удачного способа изображения характерной особенности того или иного объекта. Знакомила юных художников с различны ми средствами выразительности и возможностями их использо вания.

Особое значение придавала освоению детьми культуры цвета, так как он  - наиболее вырази тельное средство в живописи. Поэтому в самом начале работы применяла игровые задания, спе циально вводящие ребенка в мир красок. Обращала внимание на то, что искусство их смешивания позволяет художнику получить разнообразный спектр оттенков. С помощью игровых упражне ний создавала условия для того, чтобы каждый ребенок осознал выразительную силу цвета и на учился пользоваться ею в соответствии с собственной индиви дуальностью, отказавшись от привычных цветовых стереоти пов. Основой таких упражнений стало рассматривание объектов природы, в процессе, которого дети открывали многоцветность реального мира.

Кроме того, подводила их к использованию таких вырази тельных средств, как линия, фор ма, композиционное расположе ние при создании рисунка. На занятиях в процессе заниматель ных упражнений дети наглядно знакомились с различным ха рактером линий, располагали фигуры на листе несколькими способами, осваивали значение ритма, создавая свои элементар ные узоры и орнаменты. Таким образом, работа по ознакомле нию с выразительными средствами изображения подводила их к пониманию возможности использования цвета, линии, формы, движения для выраже ния своих замыслов, своего от ношения к изображаемому. Большую роль в создание неповторимых образов детьми иг рало использование нетради ционных средств и способов рисования. Знакомство с ними проходило в процессе решения проблемных ситуаций, где дети изучали изобразительные материалы и инструменты, пробо вали с ними экспериментировать. У них возникал естественный интерес к необычным материа лам и желание их использовать в разных видах рисования. В даль нейшем дети в свободной дея тельности пользовались данными материалами при изображении различных объектов.

По мере освоения все новых и новых способов они открывали для себя, что определенный об раз можно выразить не одним, а несколькими способами. В по следующей работе предлагала детям творческие задания. При этом каждый ребенок самосто ятельно отбирал к специально -  организованной деятельности  все необходимое в соответствии со своим замыслом. Так как у детей уже имелись знания и навыки работы в разной технике рисо вания, от них уже требовалась не репродуктивная деятельность, а демонстрация умения творчес ки применить освоенные способы работы для выражения инди видуального замысла.

В процессе работы сложилась определенная структура специально- организованной деятельности (СОД). Первый этап — начало СОД. Его цель: заинтриговать детей изложением того, в чем со стоит задача и как ее осуще ствить. На втором этапе проис ходит реализация идеи. Каждый «художник» сам пробует пред ставить, понять собственное отношение к заданной теме и изобразить задуманное и осмыс ленное в реализуемой работе. Мое участие состоит в том, что бы помочь ребенку отбросить привычное стереотипное реше ние и попытаться найти свой вариант. Заключительный этап — анализ работ. Здесь важно уме ние выразительно описать образ, передать настроение и собствен ное отношение к изображаемо му. Я всегда помню, что в искус стве критерии оценки несколько иные, нежели в других видах деятельности: нет жестких ра мок, которым обязательно нуж но соответствовать. Каждый раз старалась избегать всякой кате горичности, понимая, что резуль татом всегда может быть мно жество разных и одинаково удачных решений. Именно по этому прямую оценку заменяла похвалой, поддержкой, обсужде нием. Учила детей оценивать работы друг друга, не забывая об уважительном отношении. Сле дует отметить, что каждая выс тавка детских работ привлека ла внимание родителей, которые не оставались равнодушными к творчеству маленьких живо писцев.

Для меня важно было про следить, как развивались умения детей   применять   известные способы работы с различными материалами для отражения собственного понимания и от ношения к окружающему. Про веденная диагностика показала: значительно выросло количе ство воспитанников, использу ющих нетрадиционные сред ства и способы рисования.

Показатели диагностики проявле ния творчества в рисунках:

  1. к деятельности (активность, самостоятель ность, заинтересованность), быстрое вхождение в вообра жаемую ситуацию;
  2. отношение умелое использование знако мого материала в  различных видах художественной деятельности, в других условиях;
  3. умение самостоятельно нахо дить свои оригинальные спо собы изображения;
  4. проявление самостоятельно сти в планировании, воплоще нии, получении результата;
  5. подражание образцу педагога, но использование его при создании нового образа.

На основе анализа изобрази тельных рисунков детей, из бесед с ними убедилась в том, что у них развивается новое эстети ческое отношение к окружаю щему миру. Дети постепенно научились воплощать это отно шение в творческой практике освоенными средствами и спосо бами изображения, о чем свиде тельствуют детские работы, кото рые отличаются индивидуальностью, неповторимостью образов.

 


Муниципальное автономное дошкольное  образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №7г.Курганинск муниципального образования  Курганинский район

Тема: «ХУДОЖЕСТВЕННО ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ».

(из опыта работы педагога дополнительного образования руководителя изостудии Питенко Елены Владимировны).

        

Приложение



Предварительный просмотр:

Методы и приемы нетрадиционного рисования


Рисование с секретом в три пары рук

     Когда вашему ребенку исполниться 4 года, настоятельно советуем прибегать к этому методу. Заключается он в следующем. Берется прямоугольный лист бумаги, 3 карандаша. Распределяются взрослые и ребенок: кто будет рисовать первый, кто второй, кто третий. Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения (шея, к примеру). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает, естественно, туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает. Затем открывается весь листок – и почти всегда получается смешно: от несоответствия пропорций, цветовых гамм.

Кляксография

     Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» – эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги

     Кстати говоря, формат бумаги полезно менять (т.е. давать не только стандарт. В данном случае длинная полоска поможет рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т.е. работать рядом. И даже в этом случае ребенку теплее от локтя мамы или папы. А потом желательно перейти к коллективному рисованию. Взрослые и ребенок договариваются, кто что будет рисовать, чтобы получился один сюжет.

 

Рисование самого себя или рисование с натуры любимых игрушек

     Рисование с натуры развивает наблюдательность, умение уже не творить, а изображать по правилам, т.е. нарисовать так, чтобы было похоже на оригинал и пропорциями, и формами, и цветом. Предложите вначале нарисовать самого себя, глядя в зеркало. А еще непременно много раз поглядывая в зеркало. А еще лучше, покажите, как вы, взрослые, будете рисовать себя, непременно много раз поглядывая в зеркало. Дальше пусть сам ребенок выбирает себе предмет, Это может быть любимая кукла, мишка или машина. Важно учить длительно, наблюдать, сопоставляя части предмета. И еще. Если ребенок отойдет от натуры, внесет что-то свое, в результате чего появится совершенно непохожий предмет или игрушка, – не огорчайтесь. Похвалите своего малыша: «Ты сегодня нарисовал новую машину! Наверно, тебе такую хочется?» Но обязательно в конце такого рисования важно спрашивать: «А чем нарисованная машина отличается от этой?»

« Я рисую маму»  Хорошо бы продолжить рисование с натуры или рисование

по памяти (объектами для такого изображения могут стать члены семьи, родственники и друзья). В качестве вспомогательного материала могут быть фотографии или беседы о характерных особенностях внешнего вида отсутствующих родственников…Берутся и рассматриваются фотографии. Проводится беседа: «Какая бабушка Валя? Какие у нее волосы? Прическа? Любимое платье? Улыбка?» И начинается процесс сотворчества. Через время можно предложить нарисовать по памяти подружек. Когда соберется достаточно рисунков с изображением родственников и друзей, советуем организовать мини-выставку «Мои родные и близкие», где по достоинству оцениваются первые портреты дошкольника.

Точечный рисунок

     Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками .Вот как это делается. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.

Поролоновые рисунки

     Почему-то мы все склонны думать, что , если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Далеко не всегда, утверждают тризовцы. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты – сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.

Загадочные рисунки

     Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 – 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Рисование мелками

     Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни – вот то основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь. Так, асфальт располагает к емкому изображению сюжетов. Их (если нет дождя) можно развивать на следующий день. А затем по сюжетам составлять рассказы. А на керамических плитках (которые порой в остатках хранятся где-нибудь в кладовой) мы рекомендуем изображать мелками или углем узоры, маленькие предметы. Большие камни (типа валунов) просятся украсить их под изображение головы животного или под пенек. Смотря что или кого по форме камень напоминает.

Метод волшебного рисунка

     Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой – рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой. Не нужно беспокоиться, если при рисовании начнут крошиться свечи или мыло. Это зависит от их качества.

Разрисовка маленьких камешков                                                                

     Разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать ( а иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой – под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска – и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх и приносить немалую пользу ее хозяину.

Метод пальцевой живописи

     Вот еще один из способов изображать окружающий мир: пальцами, ладонью, ступней ноги, а может быть, и подбородком, носом. Не все воспримут такое утверждение серьезно. Где же грань между шалостью и рисованием? А почему мы должны рисовать только кисточкой или фломастером? Ведь рука или отдельные пальцы – это такое подспорье. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем карандаш. Ну, а если карандаш сломался, кисточка вытерлась, фломастеры кончились – а рисовать хочется. Есть еще одна причина: иногда тематика просто просит детскую ладошку или пальчик. Например, рисование дерева ребенок лучше исполнит руками, чем другими орудиями. Пальцем он выведет ствол и ветви, затем (если осень) нанесет на внутреннюю сторону руки желтую, зеленую, оранжевые краски и нарисует сверху багряно-красное дерево. Хорошо, если мы научим детей пользоваться пальцами рук рационально: не одним указательным пальцем, а всеми.

Метод ниткографии

     Существует этот метод в основном для девочек. Но это не значит, что он не пригоден для детей другого пола. А заключается он в следующем. Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной – совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.

Метод монотипии

     Два слова об этом, к сожалению редко используемом методе. И напрасно. Потому что он таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем (не надо единообразия). Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.

Рисование на мокрой бумаге

     До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например если ребенок хочет изобразить следующие темы: «Город в тумане», «Мне приснились сны», «Идет дождь», «Ночной город», «Цветы за занавеской» и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой – рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

Тканевые изображения

     В мешочек собираем остатки тканей всевозможных рисунков и различного качества. Пригодится, как говорится, и ситец, и парча. Очень важно на конкретных примерах показать, как рисунок на ткани, а также ее выделка могут помочь изобразить в сюжете что-то очень ярко и в то же самое время легко. Приведем несколько примеров. Так, на одной из тканей изображены цветы. Их вырезают по контуру, наклеивают (только клейстером или другим хорошим клеем), а затем подрисовывают стол или вазу. Получается емкое красочное изображение. Бывают ткани, которые могут хорошо послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы, или сумочки.

Объемная аппликация

     Очевидно, что дети любят заниматься аппликацией: вырезать что-либо и наклеивать, получая от самого процесса массу удовольствия. И нужно создавать им все условия. Наряду с плоскостной аппликацией научить их делать объемную: объемная лучше воспринимается дошкольником и более реалистично отражает окружающий мир. С целью получения такого изображения нужно хорошо помять в детских руках аппликативную цветную бумагу, затем слегка распрямить и вырезать требуемую форму. После чего едва наклеить и в случае необходимости дорисовать отдельные детали карандашом или фломастером. Сделайте, к примеру, так любимую детьми черепашку. Помните коричневую бумагу, слегка распрямите, вырежьте овальную форму и наклейте, а затем подрисуйте голову и ноги.

Рисуем с помощью открыток

     В самом деле, почти в каждом доме хранится масса старых открыток. Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Трех-, четырех- и даже пятилетнему ребенку порой сложно нарисовать собаку и жука. Их можно взять готовыми, а к собачке и жучку пусть он дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Или если вместе с детьми вырезать из открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то дошкольник, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему.

Учимся делать фон

     Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требую фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.

Коллаж

     Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей 5-6 лет решил нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет. Английский педагог-исследователь Анна Роговин рекомендует все, что есть под рукой, использовать для упражнений в рисовании: рисовать тряпочкой, бумажной салфеткой (сложенной много раз); рисовать грязной водой, старой чайной заваркой, кофейной гущей, выжимкой из ягод. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, катушки и коробки и т.д.



Методы и приемы нетрадиционного                           рисования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы педагога дополнительного образования (ТРИЗ) - Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников

В работе раскрыты основные положения деятельности педагога по ТРИЗ дошкольного учреждения....

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ педагога дополнительного образования по основам православной культуры по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры».

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫпедагога дополнительного образования по основам православной культуры по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры»....

Организация самостоятельной художественно-творческой деятельности детей в детском саду

В материале представлены задачи развития самостоятельной художетсвенно-творческой деятельности дошкольников, современные требования к ее организации, а так же практический материал для педагогов....

Знакомство с традиционными ремеслами в детском саду, Кищенкова Т.А. педагог дополнительного образования.

Я-Кищенкова Татьяна Анатольевна, работаю педагогом дополнительного образования в детском саду № 24 Красносельского района и в подростково – молодежном клубе «Юный корабел».Моя работа носит очень...

Интеграция педагогического процесса Из опыта работы педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности.

Опираясь на идею целостного технологического подхода, мы осуществляем, интегрированный  путь к организации педагогического процесса, обеспечивая тем самым высокий уровень творческой активности ре...

Статья: "Описание опыта работы педагога дополнительного образования руководителя хореографического коллектива"

Актуальность опыта: Изучение проблемы развития творческих способностей детей посредством танца актуально в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества - человек, способный к...