Из опыта работы педагога дополнительного образования (ТРИЗ) - Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме

В работе раскрыты основные положения деятельности педагога по ТРИЗ дошкольного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnoe_kredo_v_rabote_rozhkova_np.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Н.П. Рожкова

Из опыта работы «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»

Основное кредо в работе:

творческая деятельность направлена на поиск нового неизвестного, и изменение устоявшегося.

Приоритетные направления в работе:

развитие творческого интереса и познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством использования ТРИЗ технологии.

Педагогическая цель:

формирование у детей исследовательских навыков, исследовательского склада мышления, способности быстро входить в новые предметные области; анализировать новые ситуации; ставить и решать нетиповые проблемы никогда прежде не встречавшиеся; адаптировать к динамичной картине мира.

Задачи:

  1. расширение знаний детей об окружающем, формирование у них исследовательских умений: умения наблюдать, анализировать, сравнивать и моделировать процессы взаимодействия объектов;
  2. развитие у детей таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, оригинальность, системность и др.;
  3. воспитание уверенности в собственных силах;
  4. активизация управляемого, продуктивного воображения;
  5. развитие дивергентного и системного мышления;
  6. совершенствование речевого творчества;
  7. формирование качеств творческой личности на понятийной основе;
  8. воспитание культуры общения, гуманных чувств, эстетических представлений;
  9. формирование у детей представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества;
  10. расширение представлений у детей о физических свойствах окружающего мира:

- знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т.п.);

- знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);

- развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, звук, отражение и преломление света и др.).

  1. формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Поставленную цель и задачи решала комплексно: в познавательной, в художественно-продуктивной,  речевой,  игровой и других видах деятельности

(фронтально, по подгруппам, индивидуально).

В основу работы были положены принципы:

  1. создания психологического комфорта;
  2. интеграции;
  3. предоставления возможности для творчества, самореализации личности;
  4. сотрудничества;
  5. создания развивающей среды.

В процессе работы я использую методы, активизирующие мыслительную деятельность, побуждающие детей к творчеству:

Адаптированные методы

Функция использования метода

Типы творческих заданий

Дихотомия

Формирование у дошкольников умения выделять разнообразные признаки объектов, производить группировку предметов по выявленным характеристикам, анализировать ситуации.

Задания, направленные на познание признаков объекта и обучение анализу ситуации

Системный подход

С помощью алгоритма системного мышления упражнять детей в познании объекта как системы.

-- // --

Диалектический подход

Формировать у детей способность чувствовать и решать противоречия.

-- // --

Эвроритм

Познавать объект средствами изменения его количественных и качественных характеристик и прогнозировать развитие объекта и его функции.

-- // --

Моделирование маленькими человечками

Упражнять детей в применении знаний об изменениях агрегатного состояния вещества с использованием моделей.

-- // --

Экспериментирование и исследование

Определенная система, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде.

-- // --

Мозговой штурм

Формировать у детей умения давать большое количество идей в рамках заданной темы и побуждать выбирать оригинальное решение задачи.

Задания, направленные на формирование умений преобразовывать объекты и ситуации

Морфологический анализ

Формировать у детей умение давать разные варианты ответов в рамках двух показателей, производить оценку идей и детализировать наиболее удачные.

-- // --

Каталог

Учить ребенка связывать в единую сюжетную линию наугад выбранных героев и их действия.

-- // --

Метод фокальных объектов (МФО)

Учить детей подбирать нетипичные свойства предмету, представлять их и объяснять практическое назначение необычных свойств.

-- // --

Синектика

Учить детей менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных педагогом условий.

-- // --

Приемы типового фантазирования (ПТФ)

Формировать у детей умения делать фантастические преобразования как самого объекта, его свойств, составляющих (подсистемы), либо места функционирования, обитания (надсистемы), с помощью приемов, заданных педагогом или выбранных самим дошкольником.

-- // --

Цель использования данной технологии в детском саду: развитие с одной стороны таких качеств, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой стороны – поисковой активности, речи и творческого воображения, стремление к новизне.

Актуальность опыта на современном этапе дошкольного образования очевидна, назрела необходимость ее решения:

- изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей, социальный заказ общества ориентирован не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь;

- интенсивно ведутся поиски новых механизмов воспитания творческой личности;

- исследуются, апробируются и внедряются в учебно-воспитательный процесс ДОУ новые рационально выстроенные и более действенные педагогические технологии;

- определяется их место и значимость в эмоциональной и интеллектуальной структуре личности.

Новизна моего опыта заключается в том, что я попыталась создать новую технологию развития детского творчества, с помощью интеграции современных методик: ТРИЗ-РТВ, разработала эффективную систему постепенного перехода от приемов и методов обучения дошкольников инструментам творчества к их самостоятельной творческой деятельности, к процессу самореализации личности.

Длительность работы над опытом: проблема развития творческих способностей меня интересовала всегда. На протяжении двадцати лет я работаю по технологии ТРИЗ-РТВ.

Диапазон опыта - это система занятий в старших и подготовительных к школе группах (смотреть циклограмму).

План работы с детьми старших групп

Месяц

Тема

сентябрь

1 неделя

«Противоречия в предметах»

2 неделя

«Противоречия в ситуациях»

3 неделя

«Противоречия в размерах»

4 неделя

«Противоречия в количестве»

октябрь

1 неделя

«Противоположные признаки»

2 неделя

«Обобщающее занятие по противоречиям»

3 неделя

«Подсистемы человека»

4 неделя

«Подсистемы предметов: объект «чайник»

ноябрь

1 неделя

«Подсистемы предметов: объект «машина»

2 неделя

«Твердые и жидкие человечки»

3 неделя

«Дождик»

4 неделя

«Волшебница вода»

декабрь

1 неделя

«Куда подевалась вода после дождика»

2 неделя

«Смачивание или почему вода мокрая»

3 неделя

«Растворы»

4 неделя

«Путешествие по улице моющих средств»

январь

1 неделя

«Два агрегатных состояния воды. Замерзание воды»

2 неделя

«Газообразные человечки»

3 неделя

«Знакомство с Феей Огня и ее друзьями»

4 неделя

«Цветные человечки»

февраль

1 неделя

«Обобщающее занятие по ММЧ»

2 неделя

«Твердые вещества могут быть жидкими»

3 неделя

«Что рассказала сковорода»

4 неделя

«Прошлое»

март

1 неделя

«Будущее человека»

2 неделя

«Будущее предметов»

3 неделя

«Что такое трение»

4 неделя

«Трение и теплота»

апрель

1 неделя

«Значение трения в природе и в жизни человека»

2 неделя

«Море Вырасталка»

3 неделя

«Река Оживилка»

4 неделя

«Овраг и поляна»

май

1 неделя

«Экскурсия в город Физиков»

2 неделя

«Экскурсия в город Химиков»

3 неделя

«Стульчики»

4 неделя

«Итоговое занятие за год»

План работы с детьми подготовительных групп

Месяц

Тема

сентябрь

1 неделя

«Мы - изобретатели»

2 неделя

«Мы - исследователи»

3 неделя

«Вода – это жизнь»

4 неделя

«Царство трех ветров»

октябрь

1 неделя

«Как человек Огонь и Воду помирил»

2 неделя

«Маленькие человечки»

3 неделя

«Твердые предметы и жидкости»

4 неделя

«Газообразные вещества»

ноябрь

1 неделя

«Гибкость и хрупкость твердых предметов»

2 неделя

«Сыпучие вещества»

3 неделя

«Мягкие вещества»

4 неделя

«Густые и негустые жидкости»

декабрь

1 неделя

«Масляные чудеса»

2 неделя

«Плавление сахара и изготовление леденцов»

3 неделя

«Теплообмен»

4 неделя

«Теплопроводность или почему пальто, шапка и варежки в мороз греют»

январь

1 неделя

«Нагревание и охлаждение. Почему в холодильнике холодно»

2 неделя

«Что такое звук»

3 неделя

«Высокие и низкие звуки»

4 неделя

«Как сделать звук громче и как услышать тихие звуки»

февраль

1 неделя

«Звук помогает видеть»

2 неделя

«Что мы знаем о звуке (итоговое)»

3 неделя

«Свет и тень»

4 неделя

«Отражение света или как поймать солнечный луч»

март

1 неделя

«Кто раскрасил радугу»

2 неделя

«Почему небо голубое»

3 неделя

«Цвета и краски»

4 неделя

«Электричество вокруг нас»

апрель

1 неделя

«Электричество на службе человеку»

2 неделя

«Электрический ток»

3 неделя

«Испытание магнита»

4 неделя

«Магнитные силы, магнетизм»

май

1 неделя

«Магнитное поле земли, электромагниты»

2 неделя

«Извержение вулкана»

3 неделя

«Каменный уголь»

4 неделя

«Итоговое занятие за год»


ЦИКЛОГРАММА  РАБОЧЕГО   ВРЕМЕНИ  ПЕДАГОГА  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

(ПО  ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)  Н.П. РОЖКОВОЙ  НА   2010-2011 год

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

14.00-14.30

Практическая деятельность в старшей группе № 6

14.30-15.00

Практическая деятельность в старшей группе № 7

15.00-15.40

Индивидуальная работа

 с детьми старшей группы  № 2

15.40-15.50

Подготовка к занятию

15.50-16.20

Занятие с детьми подготовительной

группы № 12

(1 подгруппа)

16.20-16.50

Занятие с детьми подготовительной

группы № 12

(2 подгруппа)

16.50-17.10

Экспериментально-опытническая деятельность с детьми подготовительной

группы №11

17.10-17.36

Поисково-исследовательская деятельность с детьми старшей группы №6

14.00-14.30

Практическая деятельность в подготовительной

 группе № 11

14.30-15.00

Практическая деятельность в подготовительной

группе № 12

15.00-15.45 Индивидуальная работа

с детьми подготовительной группы № 12

15.45-16.00

Подготовка к занятии

16.00-16.25

Занятие с детьми старшей группы № 6

(1 подгруппа)

16.25-16.50

Занятие с детьми старшей группы № 6

(2 подгруппа)

16.50-17.10

Поисково-исследовательская деятельность с детьми подготовительной  группы №  11

17.10-17.36

Экспериментально-опытническая деятельность с детьми старшей группы №7

8.00 - 8.45

Индивидуальная работа

 с детьми старшей группы №6

8.45-9.00

Подготовка к занятию

9.00-9.25

Занятие с детьми

старшей группы № 7

(1 подгруппа)

9.25-9.50

Занятие с детьми

старшей группы № 7

(2 подгруппа)

9.50-10.30

Экспериментально-опытническая деятельность с детьми старшей группы №2

10.30-11.00

Поисково-исследовательская деятельность с детьми подготовительной

группы № 12

на прогулке

(1 подгруппа)

11.00-11.36 

Поисково-исследовательская деятельность с детьми подготовительной

группы № 12

на прогулке

(2 подгруппа)

8.00 -8.45

Индивидуальная работа

 с детьми старшей

группы № 7

8.45-9.00

Подготовка к занятию

9.00-9.30

Занятие с детьми подготовительной

группы № 11

(1 подгруппа)

9.30-10.00

Занятие с детьми подготовительной

группы № 11

(2 подгруппа)

10.00-10.30

Инновационная деятельность в подготовительной

группе № 12

10.30-11.00

Экспериментально-опытническая деятельность с детьми старшей группы №6 по подгруппам

11.00-11.36

Поисково-исследовательская деятельность с детьми старшей группы №2 на прогулке

8.00 - 8.45

Индивидуальная работа

 с детьми подготовительной

группы № 11

8.45-9.00

Подготовка к занятию

9.00-9.25

Занятие с детьми

старшей группы №2

(1 подгруппа)

9.25-9.50

Занятие с детьми

старшей группы №2

(2 подгруппа)

9.50-10.40

Экспериментально-опытническая деятельность с детьми подготовительной

группы № 12

(на прогулке)

10.40-11.05

Поисково-исследовательская деятельность с детьми старшей группы № 7 на прогулке (1 подгруппа)

11.05-11.36

Поисково-исследовательская деятельность с детьми старшей группы № 7 на прогулке (2 подгруппа)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «ХУДОЖЕСТВЕННО ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ». (из опыта работы педагога дополнительного образования руководителя изостудии Питенко Елены Владимировны).

Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Желание творить - возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помоч...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ педагога дополнительного образования по основам православной культуры по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры».

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫпедагога дополнительного образования по основам православной культуры по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры»....

Интеграция педагогического процесса Из опыта работы педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности.

Опираясь на идею целостного технологического подхода, мы осуществляем, интегрированный  путь к организации педагогического процесса, обеспечивая тем самым высокий уровень творческой активности ре...

Статья: "Описание опыта работы педагога дополнительного образования руководителя хореографического коллектива"

Актуальность опыта: Изучение проблемы развития творческих способностей детей посредством танца актуально в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества - человек, способный к...

Программа дополнительного образования по познавательно-исследовательской деятельности (РЭМП)

Математическое развитие воспитанника - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать ...

Обмен опытом "Особенности работы педагога дополнительного образования с семьей в современных образовательных условиях ДОУ "

Современные родители рассматриваю дополнительное образования в ДОУ не только как место для развития интересов, способностей ребенка, для организации его досуга, но и, прежде всего, заинтересованы в об...