Проект в подготовительной группе "Санкт-Петербург - город на островах"
проект (подготовительная группа)

Бирюкова Екатерина Николаевна

Проект "Санкт-Петербург - город на островах" включает в себя все виды работы с дошкольниками.  В приложении сожержатся материалы, использованные в работе

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 28 Приморского района Санкт-Петербурга

ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – ГОРОД НА ОСТРОВАХ»

Вид проекта: познавательно-творческий.

По количеству участников: коллективный.

Участники проекта: дети-педагоги-муз.руководитель-родители.

По продолжительности: среднесрочный (1 месяц).

Заявитель: дети подготовительной группы «Дом сказок».

Авторы проекта:  воспитатели  Бирюкова Екатерина Николаевна,

                                                      Удовенко Елена Леонидовна.

2022 год

Актуальность проекта: дети старшего дошкольного возраста не имеют навыка самостоятельного получения, переработки и упорядочивания информации. В связи с этим возник проблемный вопрос: как сформировать у детей представление о нашем городе, не путем заучивая материала, а путем приобретения знаний детьми во время бесед, речевого творчества детей, чтения художественной литературы, занятий художественным творчеством (лепка, аппликация, рисование), изготовлением с родителями макета «Заячий остров».

Интеграция содержания дошкольного образования, в соответствии с ФГОС, – один из ведущих принципов построения образовательной программы. Интегрированный подход является стержневым и отражает взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов педагогического процесса, что позволяет значительно повысить эффективность образования, «на малом учить многому». Типичными моделями интеграции содержания в дошкольном образовании являются тематические проекты. Наш проект интегрирует следующие образовательные области программы: художественно-эстетическое, познавательное, социально-коммуникативное, речевое, физическое развитие.

Цель проекта:  расширение представлений детей о городе, в котором они живут, о его достопримечательностях, особенностях и памятных местах.

Продукты реализации проекта:

  • Оформление и пополнение уголка Петербурговедения.
  • Прохождение квест-игры «Петропавловская крепость» с последующим оформлением фотовыставки.
  • Фестиваль стихов «Мой Петербург»
  • Создание макета «Заячий остров» совместно с родителями и включением его в общую экспозицию «Санкт-Петербург – город на островах»

Задачи проекта:

  •  Уточнить и систематизировать знания о нашем родном городе.
  • Продолжать формировать представления о Санкт-Петербурге как о культурной столице нашей страны.
  • Познакомить с символами города, некоторыми достопримечательностями исторического центра Санкт-Петербурга.
  • Способствовать обогащению словаря детей за счет слов-топонимов петербургской тематики.
  • Формировать у детей умение высказывать свое мнение, свои впечатления при описании достопримечательностей нашего города, составлении рассказов о них.

  • Расширять представления о правилах поведения в общественных местах, способствовать формированию этики поведения петербуржца.
  • Развивать способность чувствовать красоту города и эмоционально откликаться на неё.
  • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
  • Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирования представлений о родном городе.

Организационный этап

Деятельность педагога:
• Беседы с детьми (выявление уровня знаний о Санкт-Петербурге).
• Составление плана работы над проектом.
• Сбор материала необходимого для реализации проекта.
• Чтение художественной литературы.
• Организация предметно-развивающей среды по теме проекта.
• Подбор дидактических игр и пособий.
Деятельность детей:
• Рассматривание иллюстративного материала, актуализация имеющихся знаний.
Взаимодействие с семьей.
• Сообщение темы проекта.
• Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.

Деятельностный этап
Деятельность педагога:
• Беседа с детьми познавательного характера.
• Организация предметно-развивающей среды по теме.
Деятельность детей:
• Игровая, двигательная деятельность.
• Участие в практической деятельности: прогулки по городу, выполнение квест-заданий.
• Конструирование мостов, кораблей.

• Лепка (пластилинография) ростральных колонн.

• Раскрашивание карты, рисование ростральных колонн, решеток мостов.

• Аппликация «Решетка летнего сада», «Казанский собор»
• Отгадывание загадок о достопримечательностях Санкт-Петербурга.
Совместная деятельность взрослых и детей:
• Разучивание и исполнение песен «Мы островитяне», «Дилижанс», «Нева».

• Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.

• Игры с детьми по теме проекта.
• Рассматривание альбомов, иллюстраций о городе.

• Фестиваль стихов «Мой Санкт-Петербург»
Заключительный этап.

Деятельность педагога:
• Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
• Фотоотчет.
• Представление опыта.
Деятельность детей:
• Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
Распространение опыта:.
• Оформление фотовыставок для родителей.

• Оформление коллективной выставки в холле первого этажа «Санкт-Петербург – город на островах»

«Паутинка» проекта

Социально-коммуникативное развитие

Беседы:
«Город на островах – Заячий остров» - уточнение знаний о том, что наш город стоит на островах, формировать представление о самом маленьком и самом большом острове, познакомить с некоторыми достопримечательностями.

«Петропавловская крепость» - краткая история о происхождение, выделение характерных особенностей, значение архитектурного строения.

Квест-игра «Петропавловская крепость» - прогулка с родителями по маршрутному листу с фото и выполнением заданий.

«Достопримечательности города» - занятие в виде презентации, просмотр слайдов, ознакомление с особенностями города, краткая история и запоминающийся символ архитектурного строения.

«Мосты Петербурга» - занятие в виде презентации, ознакомление детей с разновидностями мостов города: их особенности, отличия, символы.

«Петербургские фонари» - обогащение представлений детей о происхождении фонарей в Санкт-Петербурге и профессии фонарщика.

«На Невском, где все восхищает наш взор, стоит грандиозный Казанский собор» - занятие в виде «прогулки» (фотовыставка) главная улица города, по старым представления «улица для богачей», известные строения, особенности, сравнение с современным Невским проспектом; умение видеть красоту города, понимать его уникальность, обогащать представления детей о значении Казанского собора

«Реки Петербурга» - разновидности рек и их названия.

«Стрелка Васильевского острова» - занятие в виде викторины по актуализации знаний детей, полученных ранее.

«Петербургские Львы» - занятие-воспоминание по альбому «Где обитают Львы»

Дидактические игры: «Узнай наш флаг (герб)»; «Четвертый лишний» по теме «Петербург», мемо «Санкт-Петербург», паззлы «Мой город», «Узнай по тени»

Сюжетно-ролевые игры: «Экскурсия по городу», «Моряки», «Выставка в музее», «Берегись, наводнение».

Речевое развитие

Чтение художественной литературы: Стихи о Санкт-Петербурге, «Летний сад» Елена Литвяк, «Мосты Санкт-Петербурга» Х. Патаки, Д. Арсеньева «Пешком по Невскому», детские путеводители по Петербургу.

Ситуативные беседы и беседы на занятиях с актуализацией детского опыта.

Разучивание и проговаривание чистоговорок.

Фестиваль стихов «Мой Петербург»

Познавательное развитие

«Наш город построен на болоте. А что такое болото?»

Квест-игра «Петропавловская крепость» - прогулка с родителями по маршрутному листу с фото и выполнением заданий.

Знакомство с архитектурой города: мосты, здания, скульптуры.

Экспериментирование: изучение видов и конструкций мостов, значение опор и укреплений.

Наблюдения: особенности погоды в нашем регионе, подсчет солнечных дней.

Игры с кубиками П.Б. Никитина «Сложи узор» (программа дополнительного образования «Математические игры)

Художественно-эстетическое развитие

Рассматривание репродукций и сюжетных картинок: репродукция Сурикова «Вид памятника Петру I на Сенатской площади», фотографии нашего города в разные временные периоды.

Раскрашивание картинок.

Коллективное раскрашивание карты Санкт-Петербурга.
Аппликация: «Стрелка Васильевского острова», «Решетка Летнего сада», «Казанский собор».

Лепка: пластилинография «Стрелка Васильевского острова».

Рисование: «Осенний Петербург», «Крона старого дуба» (нетрадиционная техника), «Стрелка Васильевского острова», «Казанский собор», «Решетки мостов» (графика).

Конструирование: «Старый дуб Летнего сада» (зубочистки и пластилин), «Укрепление мостов» (зубочистки и пластилин), «Кораблики на Неве» (строительный материал).

Разучивание и исполнение песен «Дилижанс», «Мы островитяне», «Нева»

Физическое развитие

Подвижные игры «По болоту Петр шел…», «Тетя-туча», «Каменные львы», «В Летнем саду листопад», «Развод мостов», «Прогулка по городу»

Работа с родителями: консультация «Познаем вместе», создание совместного с детьми проекта «Санкт-Петербург – город на островах»: изготовление панорамного экспоната «Заячий остров»; привлечение к подготовке к фестивалю стихов «Мой Петербург».

Ожидаемый результат проекта:

К концу проекта дети будут обладать начальными знаниями о достопримечательностях Санкт-Петербурга, его особенностях; будут проявлять желание узнавать новое о городе; будут узнавать и называть некоторые архитектурные и исторические памятники нашего города; иметь представление о карте-схеме города; познакомятся с основными правилами поведения и этикета в общественном транспорте, на улицах города, при посещении экскурсий, музеев.

Ресурсное обеспечение проекта: методическая литература

Солнцева О.В.,  Коренева-Леонтьева Е.В. Город-сказка, город-быль. Знакомим дошкольников с Санкт-Петербургом: учебно-методическое пособие. – СПб.: Речь, 2013.

Никонова Е.А. Первые прогулки по Петербургу. Учебное пособие. – СПб.: «Паритет», 2018.

Иванова Ю.Н. Чижик – Пыжик и побег из Летнего сада. – СПб.: «Антология», 2018.

Иванова Ю. Петергоф столица фонтанов. – Москва.: «Настя и Никита», 2015.

Мучник Т. Кони, сфинксы, львы, грифоны. Каменные стражи Петербурга, серия «Сто тысяч почему». – СПб,: «Качели», 2017.

Патаки Х. Мосты Петербурга. – Москва,: «Настя и Никита», 2021.

Рапопорт А. Реки, каналы, мосты Петербурга, серия «Сто тысяч почему». – СПб,: «Качели», 2017.

Рапопорт А. Санкт-Петербург, раскраска – путеводитель, серия «Увлекательная прогулка». – Москва.:«Клевер-Медиа-Групп», 2015.

Картотеки:

Картотека стихотворений о Санкт-Петербурге

Картотека чистоговорок о Санкт-Петербурге

Петербург от А до Я, набор открыток + игра, серия «Вы и ваш ребенок». – СПб.: Питер Пресс, 2014.

Прогулки по детскому Петербургу, набор открыток + игра, серия «Вы и ваш ребенок». – СПб.: Питер Пресс, 2014

Приложение

Раскраски

  

Подвижные игры

«По болоту Петр шел…»

По болоту Петр шел,

Остров заячий нашел.

Он собрал рабочий люд.

И построил крепость тут.

Дети идут хороводом по кругу в одну сторону, «Петр» с барабаном идет внутри круга в другую сторону.

Крепость новая стоит.

Пушками врагу грозит:

Дети показывают «лесенку» руками.

Бам-бам, бам-бам,

Не осталось зайцев там.

«Петр» бьет в барабан, все дети приседают.

Зайцы пушек испугались,

По болоту разбежались…

БАМ!!!

Дети, изображая зайцев, прыгают вприсядку, удаляясь от середины. С последним словом «зайцы» замирают без движения. «Петр» идет на охоту. Кто пошевелится – тот «убит».

«Каменные львы»

Лев из камня любит спать.

Будем годы мы считать:

Год – спит, два – спит,

Двадцать лет подряд храпит.

«Лев» стоит в центре круга. Дети, взявшись за руки, идут по кругу, приговаривая дразнилку.

Как пройдет сто пятьдесят,

Так начнет ловить ребят.

Дети на цыпочках приближаются к «спящему льву».

Раз, два, берегись,

В лапы льву не попадись!

Дети четко проговаривают слова. После слов «не попадись!» «лев» начинает ловить убегающих детей. Кого «лев» заденет, тот «окаменеет», т.е. не двигается.

- Я тебя не отпущу,

В камень твердый превращу!

Все пойманные становятся в середину круга и «лев» говорит им эти слова.

Игра повторяется. Пойманные дети становятся «каменными львами» немного меняются слова: «Львы из камня любят спать…» (множественное число).

 «Тетя туча»

Цель: продолжать учить детей двигаться по кругу, упражнять в беге, развивать слуховое внимание.

Ход игры:  Дети идут по кругу со словами:

Туча-тетя, почему не льете?

Тучу-Тетю очень жаль:

Зацепилась за корабль.

Тот кораблик золотой

Высоко над головой.

Держит тебя крепко,

Не замочишь деток!

(Дети показывают туче нос).

Крутись, вертись

И на нас не злись.

Ребенок - Туча кружится вокруг себя

руки разведены в стороны ребенок на слова "Зацепилась за корабль" останавливается:

 Всех сейчас я замочу,

Громом вас поколочу!

 «Туча» топает ногами, машет руками и грозит, после слова «поколочу» дети убегают, «туча» их ловит. Кого «туча» заденет, тот «намок», идет сушиться на стул.

«В Летнем саду листопад»

Задачи: фoрмировать навыки двигательнoй активности детей, умение выполнять имитациoнные движения, демонстрируя красoту, выразительность, грациoзность, пластичность движений, развивать творческое воображение.

Коррекционная задача: развивать пространственное восприятие, координацию движений.

Ход игры:

Дети свободно располагаются на игровой площадке. Выбирается водящий, он стoит в центре. Игроки произнoсят слова и прoизвольно двигаются, стараясь сoздать необычную фигуру:

В Летнем саду начался листопад,

Статуи там вдоль аллеи стоят.

Осень волнуется раз,

Осень волнуется два,

Осень волнуется три -

Статуя Летнего сада, на месте замри!

С последними словами останавливаются и замирают, приняв различные позы, водящий выбирает лучшую фигуру, выбранный участник становится водящим.

Игру можно усложнить, предложив детям придумать фигуру в парах или в тройках.

«Развод мостов»

Задачи: развивать согласованность действий, умение двигаться с разной скоростью, уменьшая и увеличивая темп движения, упражнять в быстрой реакции на сигнал.

Коррекционная задача: развивать умение ориентироваться в пространстве, слуховое и зрительное внимание, упражнять в соблюдении правил игры.

Ход игры:

Перед началом игры выбирается ведущий, остальные дети делятся на две равные по количеству участников подгруппы. Дети первой подгруппы встают в произвольном порядке парами лицом друг к другу, берутся за руки, образуя «мосты». На сигнал ведущего «Развод мостов» игроки первой подгруппы поднимают сцепленные руки вверх, игроки второй подгруппы произвольно двигаются по игровой площадке, проходя под сцепленными руками игроков – под «мостами». На сигнал ведущего «Свод мостов» дети, стоящие в парах, опускают сцепленные руки вниз, стараясь поймать играющих в кольцо рук. Пойманные игроки становятся «мостами».

«Прогулка по городу»

Задачи: упражнять в ходьбе по кругу, согласовании движений, в умении действовать по сигналу, правильно пятнать.

Коррекционная задача: развивать пространственное восприятие.

Ход игры:

Перед началом игры выбирается водящий. Он стоит в кругу. Играющие идут по кругу, взявшись за руки, произносят слова:

Мы по городу гуляем,

Чудеса мы называем:

Медный всадник на коне,

Ангел дивный в вышине,

Летний сад с оградой чудной,

Дворец Зимний изумрудный…

Вдруг раздался пушки гром –

Убежали дети вон!

С последними словами дети разбегаются по игровой площадке, водящий старается их запятнать. Пойманный игрок становится водящим.

Чистоговорки

П, Р

Петропавловский собор

Так притягивает взор.

Приглашаем на прогулку

По проспектам, переулкам,

Набережным вдоль реки,

В парки, скверы и сады.

П, Р

Кунсткамера первый российский музей

Одна из прекрасных петровских затей.

Набережной панорама,

Как пейзаж в огромной раме.

Р

Крепко мостов рукопожатье,

Где берега сошлись как братья.

Тротуар – для пешехода,

Здесь для транспорта нет хода.

Легковой и грузовой

Транспорт весь на мостовой.

Якоря на гербе нашем.

Я не знаю герба краше!

Р

Острова. Их сорок два,

А вокруг – река Нева!

Над городом Петроградом

Грохотала гроза с градом.

Нева в обрамлении гранитном

Красою своей знаменита.

С, Р

У Казанского собора

Столько ветра и простора.

С, Ш

С тротуаров снег сошёл –

Пешеходам хорошо.

Синий мост широкий самый –

Метров сто! Судите сами.

З, С

Моросит сегодня дождик

На Садовой, на Сенной.

Не забудь зелёный зонтик

Взять за пазухой с собой.

З, Ц

В залах Зимнего дворца

Экскурсантам нет конца!

Ц

Как на Думской улице

Всё народ волнуется.

А чего волнуется,

Стоит призадуматься?

На центральных улицах

Жизнь кипит, волнуется,

Катится, кружится,

Не угомонится.

Л, Ль

Ледоход, ледоход!

Вдоль Невы лёд плывёт.

На кленовой аллее

Листья клёнов алеют.

Летний сад гостей встречает,

На прогулку приглашает.

Р, Ль

Храм на площади стоит.

Купол золотом горит.

На Марсовом поле

Просторно и вольно.

Атланты - мраморные стражи –

Хранят шедевры Эрмитажа.

Ж, Р

В сентябре пришли дожди.

Больше солнышка не жди.

Город обижается –

Мёрзнет, простужается!

Грифоны на мосту как стражи,

Золотокрылы и не страшны.

Ч

День длиннее, ночь короче.

Значит, время белой ночи.

Хочешь – спи, хочешь – читай.

Впрочем, лучше погуляй!

Ж, Ч

Дождь на площади частит

И прохожих не щадит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий познавательного и развивающего праздника в подготовительной группе тема: «Город на островах»

Данный материал направлен на знакомство детей с городом Санкт-Петербург, путём проведения познавательного и развивающего праздника. Цели, которого являются: - уточнение знаний о том, что наш город сто...

Проект в подготовительной группе "Мой город"

Воспитать у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным городом и любви к своему родному городу, расширение умственного кругозора и познавательного интереса....

Проект в подготовительной группе «Мой город -Санкт –Петербург»

Представлен проект по петербурговедению с детьми подготовительной группе....

Кратковременный проект в подготовительной группе "Математический город"

Известно что с самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пяти...

Педагогический проект для подготовительной группы "Перовск - город труженик"

Цель проекта :  создание образовательного пространства группы с учетом личностно – ориентированных приоритетов каждого ребенка для повышения уровня познавательной инициативности и творческо...

Проект в подготовительной группе "Воронеж -город воинской славы"

Проект в подготовительной группе "Воронеж -город воинской славы"...