Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста.
статья

Кондратюк Марина Александровна

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста.

Одна из важных задач воспитания детей раннего возраста - их своевременное умственное и речевое развитие. В дошкольном периоде, как  детство умственное воспитание ребенка осуществляется в его повседневном общении со взрослыми. Воспитательный процесс протекает наиболее успешно, когда наряду с повседневным общением проводятся специальные обучающие (дидактические) игры и занятия, во время которых дети усваивают доступные им сведения и умения.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Занятия в дошкольном учреждении могут быть либо полностью построены на дидактической игре, либо включать в себя ее элементы. Умения, полученные во время занятий, закрепляются в игре. Дидактическая игра как метод воспитания играет значимую роль в воспитание ребенка. Эти игры эффективны для повышения памяти и внимания, для развития речевых навыков и для развития мышления.

При        обучении        детей        раннего        возраста                предпочтение                отдается дидактическим пособиям и игрушкам: кубикам, пирамидкам, матрешкам и т.д. Действия малышей с дидактическими игрушками приобретают игровой характер:        ребята        составляют                из        нескольких        частей        целую        матрешку, подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ. Наличие игрового содержания в занятиях с дидактическими игрушками дает право объединять их с дидактическими играми. Такой вид деятельности называют

игровыми занятиями.

Важным аспектом в игровых занятиях является взаимодействие воспитателя и детей. Воспитатель воздействует на малышей, продумывает содержание игр, методические приемы их проведения, чтобы дидактические задачи были приняты детьми. По мере вникания детей в рабочий процесс педагог усложняет материал и через дидактические игры доносит для детей необходимые знания, совершенствует детское восприятие, мышление, речь.

Особенностью использования в занятиях дидактических игр заключается в том, что усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности при наличии непроизвольного внимания и запоминания, что обеспечивает лучшее усвоение материала.

Различают три основных вида дидактических игр:

  •     предметные        игры,        с        использованием        различных        предметов        или природных материалов;
  • настольные игры;
  • словесные игры.

Первый вид игр способствует развитию предметно – игровой деятельности. Совершая необходимые, по условиям игры, действия с предметами малыши узнают их элементарные свойства. Зная элементарные свойства предметов, дети с легкостью собирают пирамидки.

Так же к предметным играм мы можем отнести игры с природным материалом, т.е. с водой, песком, воздухом. Целью таких игр является донесение до детей информации о свойствах воды, воздуха, песка. Такие опыты не только познавательны, но и очень интересны малышам.

Второй вид дидактических игр способствует развитию наглядно – действенного мышления у детей первой младшей группы. Цель таких игр научить детей играть не с предметами, а с их изображениями, что так же способствует развитию воображения у ребенка. Парные картинки, лото, пазлы из двух или трех крупных частей, волшебные коврики - вот неполный перечень настольных игр для детей от 1-5 лет.

Третий вид дидактических игр: словесные игры играют большую роль в развитие речи ребенка. Они формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова. Воспитатель учит детей воспринимать потешки, прибаутки, сказки.

Дидактические игры играют важную роль в воспитание детей разных возрастов. Преподносить материал в каждой группе надо с учетом возрастных особенностей детей

Дидактические игры являются эффективной формой обучения и воспитания детей раннего возраста. Познавательный опыт детей, раннего возраста, приобретенный в процессе дидактических игр, оказывает существенное влияние на обогащение знаний о свойствах и назначении предметов, на расширение представлений об окружающем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста» (из опыта работы)

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Большое ...

Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста

Одна из важных задач воспитания детей раннего возраста - их своевременное умственное и речевое развитие. В преддошкольном детстве умственное воспитание ребенка осуществляется в его повседневном общени...

дидактические игры, как форма обучения детей раннего возраста

Дидакстические игры: функции, виды и применения...

Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста

Консультация для родителей.В работе с детьми раннего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой обогащения чувственного опыта малышей....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию во второй группе раннего возраста.«Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста при ознакомлении с окружающим миром»

Конспект образовательной  деятельности   по познавательному  развитию во второй группе раннего возраста.«Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста при ознакомл...

Статья "Дидактическая игра - как форма обучения детей раннего возраста"

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных дейст...