ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Всезнайка»
рабочая программа (средняя группа)

Куприянова Ирина Валерьевна

Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, творчеству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществление художественно-эстетического развития воспитанников №6»

 Утверждаю:                                                                                                                                                                                                                              Заведующий МБДОУ                                                                                                                                                                                                                       «Детский сад №6»

__________    Титова О.В.

«___» ______________202_ г.

                                                                                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                                                                 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Всезнайка» 

 (познавательное развитие)

Средняя группа

Состовители

Воспитатель : Куприянова И.В.

Сроки реализации: 1 год

ЧИТА

 Содержание:

  1. Пояснительная записка----------------------------------------------3
  2. Цель и задачи программы------------------------------------------3
  3. Принципы работы, методы и приемы, оборудование--------3
  4. Тематическое планирование по месяцам------------------------4
  5. Список литературы---------------------------------------------------10

Пояснительная записка:

Направление: познавательное развитие

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.

Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.

Для проведения кружковой работы были поставлены следующие цели и задачи:

Цели кружка «Всезнайка»: развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, творчеству.

Задачи деятельности кружка «Всезнайка:

1. формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

  1. развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  2. формирование умения применять различные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  3. развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
  4. расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук; развивать у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведении игр- экспериментов;
  5. развивать у детей умственные способности: мыслительные способности: анализ, классификацию, сравнение, обобщение; формировать способы познания путем сенсорного анализа;
  6. развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

Принципы работы:

  • Принцип приобщения ребенка к познанию окружающего мира
  • Принцип погружения в проблему
  • Принцип взаимности и доброжелательности

Методы и приемы:

  • словесный
  • наглядный
  • практический (организация продуктивной деятельности детей)

Оборудование:

для опытов: лупы, тарелки, песок, сухие листья (гербарий), шило, зеркало, стаканы для воды, зеркало, воздушные шарики, свеча, камни, соль, мел, грифель, уголь, сахар, пищевые красители, пемза, контейнер, таз, стеклянная банка, веревка, вешалка-плечики для одежды, пластиковая бутылка.

для творчества:

- бумага белая и цветная, картон

– акварельные краски, гуашь, ножницы, клей;

– пластилин,  

– салфетки;

 

 

Тематическое планирование по месяцам

Тема

Программное содержание (цели, задачи)

Образовательные области

Планируемые результаты

 «Мир песка»

Занятие     №1 -2

Познание

«Песочная страна»

 

 

Выявить свойства песка, почему песок хорошо сыплется? (выявить свойства песка: сыпучесть, рыхлость) .

 

Познавательное развитие: знакомить детей с предметами неживой природы. Развивать любознательность в ходе  проведения опытов.                       Речевое развитие: пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний об объектах неживой природы.

Умеют называть свойства песка, делать выводы в ходе экспериментирования, умеют согласовывать прилагательные с существительными, делают логические заключения.

Занятие

№3-4. Практика

Рисование песком: «Разнообразные фигуры»

 Учить детей изображать рисунок с помощью песочной технике.

 

Познавательное развитие: формирование представлений детей о песчаной пустыне как среде обитания животных и растений.

Детские работы из песка

 «Мир растений»

 

 Занятие

№1-2.

Познание

Значение воды в жизни растений

Опыт:

№1 «Растения и вода»

№2 «Скользкие листья»

 Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений,

теряют ли листья влагу?

Познавательное развитие: расширять знания о состоянии растений осенью.

Речевое развитие: способствовать формированию диалогической   речи у детей.

Умеют с интересом относиться к исследованиям и к   проведению опытов

 Занятие

 №3-4. Практика

Рисование  «Осенний цветок»

 Учить детей видеть красоту природных объектов, разнообразие цвета; передавать увиденное в своем рисунке

Познавательное развитие: дать представления о значении листьев в природе.

 «Мир воды»

Занятие

№1-2.

Познание Опыт №1«Теплая капелька»

Познакомить со способом получения теплой воды, развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы.  Воспитывать аккуратность при работе с водой.

 Познавательное развитие: учить видеть детей разное состояние воды (теплое, холодное). Учить делать умозаключение. Коммуникация: расширять словарь за счет прилагательных обозначающих свойства воды.

Умеют называть состояние воды, используя в речи имен   прилагательных, согласовывая их с именами существительными

 

Занятие

№3-4. Практика «Волшебная кисточка»

Чтение Н.А. Рыжова «Жила-была река»

Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски.

 формировать представление детей о значимости чистой воды в жизни человека, проблеме загрязнения.                                                                      

Художественно-эстетическое направление. Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности.

Умеют подбирать цвета, путем смешивания красок.

 «Мир воздуха»

Занятие

№1-4.

Познание Поиски воздуха

Опыт №1 «Тепло в воздухе»

Опыт №2 «Сколько весит воздух?»

Опыт №3 «Всюду воздух»

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять   знания о воздухе, активизировать   речь и обогащать   словарь детей.

Речевое развитие: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый.)

 Познавательное развитие: развивать наблюдательность, любознательность мышление, память. Познавательную активность.

Умеют называть свойства воздуха. Делать выводы в ходе   проведения опытов и экспериментов.

 «Мир камней»

 Занятие

№1-2.

Познание

Опыт №1 «Почему камни бывают» разноцветными?

Опыт №2 «Как вода камень разрушает?»

Опыт №3 «Плавучий камень»

Показать детям с помощью пластилина  каменные пласты, которые образуются миллионами лет.

Смоделировать силу и воздействия воды

Показать детям, что пемза плавает и не тонет в воде.

Познавательное развитие: расширять знания о разнообразии камней в природе, их значением в жизни человека, с природными и  искусственными камнями.

Речевое рпазвитие: способствовать формированию диалогической   речи у детей.

Умеют называть свойства камней. Делать выводы в ходе   проведения опытов и экспериментов

Проявляют интерес к познанию и окружающей нас природе.

 Занятие

№3-4. Практика

«Камни пишут и рисуют»

Учить детей рисовать простым карандашом-грифелем, углем.

Речевое развитие: расширять словарный запас за счет называния свойств, камней.

Детские работы

 «Мир   температуры»

 Занятие

№1-2.

Познание

Термометры для измерения температуры воды, воздуха, тела человека; два стакана с водой разной температуры (из холодильника и теплой) на каждого ребенка;

Развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела.  

 Познакомить с понятием «температура»; формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре; сравнение разных видов термометров Речевое развитие: расширять словарный запас детей.

 

 Занятие

№3-4. Практика

Изготовление модели «Термометр»

Учить детей показывать температуру выше или ниже нуля с помощью модели.

 

 «Мир химии»

 Занятие

№1-2.

Познание Опыт №1 Выращивание грибка под названием «Хлебная плесень».

Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия.

Познавательное развитие: знакомить детей с мельчайшими организмами (грибками)

Речевое развитие: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей.

Проявляют интерес к окружающей нас среде.

 

 Занятие

№3-4.

Опыт №2 «Красочный сахар»

Учить детей с помощью пищевых красителей получать красочный сахар

Речевое развитие: учить строить предложения грамматически правильно

 «Мир космоса»

 Занятие

№1-2.

Познание

 Опыт№1 «Полет в космосе»

Беседа и просмотр презентации

«Что такое метеориты?»

Учить детей делать планирующую машину

Дать представление о метеоритах, показать, что происходит с ними при прохождении внутри атмосферы Земли

Познавательное развитие: знакомить детей с космическими предметами. Развивать любознательность в ходе   проведения опытов.                       Речевое развитие: пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний о космическом пространстве.

Умеют с интересом относиться к исследованиям и к   проведению опытов

 

 Занятие

№3-4. Практика

Аппликация «Ракета»

Учить детей делать работы в технике обрывания, развивать моторику рук

Речевое развитие: пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний о космическом пространстве

Детские работы

 «Мир солнца»

 Занятие

№1-2

Познание

 Опыт №1 с парафином (кусочки парафина, игрушечные сковородки, палочки для размешивания парафина, тряпочки)

 Опыт №2 «Граненое стеклышко» (деталь от хрустальной люстры), зеркало.

 

 Упражнять детей в элементарном экспериментировании с парафином и на его основе подвести детей к самостоятельному выводу о физических свойствах парафина. Познакомить с  механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей цвета.

Расширить представления детей о тени - тень имеют все предметы, она имеет конфигурацию того предмета, от которого получена.  

Познавательное развитие:  формировать у детей представление о свете, как о прямолинейно распространяющихся лучах, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). Уточнить знания детей о материалах, из которых изготавливают свечи, их качествах.

Речевое развитие: 

активизировать словарь детей, учить говорить детей грамматически правильно.

Умеют делать самостоятельно умозаключения и делиться впечатлениями.

Может описать погодные явления. Называть свойства солнечных лучей.

 

 Занятие

№3-4. Практика

Поделка «Солнышко»

Научить новым приемам ручного труда, работе с ножницами.

Познавательное развитие: дать представления о значении солнца как источника света и тепла в жизни всего живого.

Речевое развитие: способствовать формированию диалогической   речи у детей.

Поделки, выполненные своими руками

                             Список литературы:

1. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005.

2. Л. Н. Менщикова  « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009.

3.  Энциклопедия «365 научных экспериментов»              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по дополнительной общеразвивающей программе «Математическая планета «Всезнайки»

Цель :Всестороннее интеллектуальное и логическое развитие детей в процессе овладения элементарными математическими представлениями; сознание условий для развития познавательного потенциала ребенка и м...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВСЕЗНАЙКА» ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

. Пояснительная записка.Направленность программы: естественнонаучная.Актуальность:В основу программы кружка положены идеи развития личностного потенциала ре­бенка и его психического стан...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВСЕЗНАЙКА» СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Пояснительная записка.      Дополнительная образовательная программа «Всезнайка»  имеет социально-педагогическую направленность и способствует развитию мотива...

Дополнительная общеразвивающая программа «Всезнайки»

пнитеьная бщебразватеьная прграмма Всезнайки...

Дополнительная общеразвивающая программа «Всезнайки»

пнитеьная бщебразватеьная прграмма Всезнайки...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Всезнайка"

В Государственном общеобразовательном стандарте дошкольного воспитания и обучения говориться о том, что дошкольное воспитание и обучение обеспечивает: познавательное развитие ребенка, формирование спо...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Всезнайка"

Программа кружка  направлена на потребность ребенка в познании. Актуальность программы состоит в том, что в основе её лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который да...