Мастер - класс для воспитателей на тему: «Загадка как средство развития речи дошкольника»
учебно-методический материал

Ефременко Алена Александровна

Цель: Формировать знания об особенностях, методикой, алгоритмом составления загадок с детьми

Задачи:

  • предоставить возможность использования методов по составлению загадок
  • показать на конкретных примерах способы составления загадок  в работе по речевому развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер  - класс на тему:

«Загадка как средство развития речи дошкольника»

Цель: Формировать знания об особенностях, методикой, алгоритмом составления загадок с детьми

Задачи:

  • предоставить возможность использования методов по составлению загадок
  • показать на конкретных примерах способы составления загадок  в работе по речевому развитию.

Дорогие коллеги, прежде чем озвучить тему сегодняшнего мастер - класса, я хотела бы вас спросить: о ком можно так сказать?

Воспитывает, но не родитель

Обучает, но не учитель

Учится, но не ученик

Играет, но не ребенок. (ВОСПИТАТЕЛЬ)

Как вы считаете, к какому жанру литературы можно отнести данный текст? Правильно, загадка. Как сказал советский и российский фольклорИст и историк русской литературы, педагог Юрий Георгиевич Круглов: « Если бы меня попросили назвать, Самое поэтическое явление, Созданное человеком с помощью слова, Я, не задумываясь, сказал бы: это загадки» Итак, тема нашего сегодняшнего мастер – класса «Загадка как средство развития речи дошкольника».

Происхождение загадок. Предположите, когда появились загадки и для чего? Загадки были распространены на Руси в глубокой древности. Их приурочивали к празднованию Нового года. В пору созревания и уборки хлеба нельзя было произносить тайные слова , так как они могли оказать нежелательное воздействие на природу. А вот когда заканчивался хозяйственный год , засыпала природа, затихали природные силы, люди могли немножко повеселиться , отдохнув от трудов праведных, вот тогда и устраивались  праздники загадок . Также на ранней стадии развития человеческого общества загадки служили средством передачи сведений об окружающем мире старшего поколения младшим .

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в
предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные
признаки предметов или явлений. Различают разнообразные Типы загадок:

  • Описательные загадки, в которых перечисляют важные особенности и характерные детали предмета, явления или живого существа, о котором идет речь. Описательные загадки можно упрощать или усложнять, давая более краткий или развернутый варианты описаний. Так как всегда желательно опережать уровень развития ребенка, задавать детям сначала более сложный (краткий) вариант описательной загадки, давать время подумать. Но если видите, что ребенку сложно, можно загадать более легкий (развернутый).

Хвост пушистою дугой,

Вам знаком зверёк такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазить. (Белка)

  • Загадки – звукоподражания, к загадкам этого рода стремятся подбором соответствующих звуков передать выстрел из ружья, удар топора, палкой и т.д. Звукоподражание вводится и в загадки, содержащие общеупотребительные слова. То есть  в загадку вводится несколько измененное слово, обозначающее часть  чего либо, причем повтор этого слова имитирует шум, производимый в процессе

За стеклянной дверцей

Бьется чье-то сердце.

Бьется чье-то сердце

Тихо так, Тихо так. (ЧАСЫ)

  • Загадки – рифмы. В некоторых загадках-стихотворениях предлагается назвать в качестве отгадки последнее слово в строке. Совпадение рифмы со словом предыдущей строки – это дополнительная подсказка при отгадывании. Рифма подскажет отгадку и поможет ребенку почувствовать себя успешным, поверить в свои силы. Такие загадки доступны самым маленьким и дети  очень любят такие загадки.

Этот зверь живёт лишь дома.

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы.

Он мурлыча песнь поёт.

Только мышь его боится…

Угадали? Это — (Кот)

  • Загадки-обманки. Загадки-обманки также предлагают в качестве ответа слово-рифму, вот только это подсказка наоборот – путаница, неправильное слово. Отгадывание таких загадок требует от ребенка внимательности и сосредоточенности: ребенок должен дать правильный ответ, который не созвучен стихотворению. Одновременно это очень веселое занятие, особенно если играть в группе детей и предлагать для выбора правильного ответа наборы картинок, в которых присутствуют как подходящие, так и неподходящие изображения.

Дочерей и сыновей
Учит хрюкать… (не соловей, а свинья)
 

  • Логогриф - загадка, в которой новые слова образуются в результате прибавления или убавления одной буквы или слога, например: «мир - мираж», «кран -экран». Логогрифами называются слова разной длины - такие, что все буквы короткого слова имеются и в длинном, причём в той же самой последовательности.  Знаменитая музыкальная пара ФА и СОЛЬ объединяется не только в шараду, но и в логогриф: СОЛЬ – ФАСОЛЬ. 

Я ползаю по дну реки,
И клешни у меня крепки.
А букву М прибавь в начало,
И вдруг темно повсюду стало.
Ответ: рак – мрак.

  • Анаграмма – перестановка букв или слогов у одного или двух слов, дающих чаще всего образование нового или двух слов,  а иногда и несколько слов совершенно иного смысла и значения.

Я мал, и не велик мой вес,

От ветра в поле я качаюсь,

А букву переставишь – я

Тотчас же в птицу превращаюсь.

(Колос – сокол.)

  • Метаграммы - загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово;

С «Ч» - над морем я летаю,

С «Г» - в машинах я бываю. (Чайка-Гайка).

Я зверь домашний – мышеловка.

Я у хозяина живу,

Но если «о» на «и» сменяю,

В холодных водах поплыву.

(Кот – кит.)

  • Шарады - слова загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно. По описаниям нужно разгадать целое слово;

Начало – мышки писк в траве.
Конец – на бычьей голове.
Бывает яблочным, капустным,
Румяным, пышным, очень вкусным.
(пи-рог)

Использование загадок является очень эффективной формой в работе по речевому развитию детей. Загадки: обогащают словарь детей за счет многозначности слов; помогают увидеть вторичные значения слов; формируют представления о переносном значении слова; помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Загадка не только позволяет решить проблемы речевого развития детей, но и, что самое главное, доставляет ребенку радость. А еще загадка это игра, а игра, как мы знаем, ведущий вид деятельности детей. Игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе, ином качестве. И это нужно не просто узнать, нужно догадаться, отгадать. Детям так же интересно придумывать свои загадки. Это можно сделать при помощи игр: «На что похоже?» Например«У меня в руках меховая шапка. На что похоже?» (на котенка, на крокодила, на сугроб снега, на медвежью берлогу). Вставка «слов – связки» Например:  КАК, НО. Составление загадки о расчёске : Как пила, но не пилит.  «Какая? (какой, какое)» «Что такое же?» Например: Яркое. Круглое. Жаркое. СОЛНЦЕ.

 Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей.  Анализ загадки помогает не только лучше понимать и быстрее отгадывать ее, но и приучает детей внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить их, употреблять в своей речи и самим создавать точный, яркий образ.

Подводя  итог,  мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в работе с детьми.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Я ползаю по дну реки, И клешни у меня крепки. А букву М прибавь в начало, И вдруг темно повсюду стало. Логогриф

Слайд 5

Я мал, и не велик мой вес, От ветра в поле я качаюсь, А букву переставишь – я Тотчас же в птицу превращаюсь. Анаграмма

Слайд 6

С «Ч» - над морем я летаю, С «Г» - в машинах я бываю. Метаграммы

Слайд 7

Я зверь домашний – мышеловка. Я у хозяина живу, Но если «о» на «и» сменяю, В холодных водах поплыву. Метаграммы

Слайд 8

Начало – мышки писк в траве. Конец – на бычьей голове. Бывает яблочным, капустным, Румяным, пышным, очень вкусным. Шарады

Слайд 9

Слово Буква Слог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Загадка как средство развития речи дошкольников»

Мастер-класс для педагогов."Загадка, как средство развития речи дошкольников"...

Мастер-класс на тему: «Загадки-как средство развития речи дошкольников»

Цель мастер-класса: предоставить возможность использования методов ТРИЗ по составлению загадок по опорным таблицам на  примере темы: «Загадка как средство развития речи детей дошкольного во...

Мастер-класс для педагогов Тема: «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»

Цель: подвести коллег к пониманию практической ценностимнемотехники в развитии речи детей.Познакомить коллег со структурными единицами технологии «мнемотехника».Вовлечь педагогов в совмест...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Загадка как средство развития речи дошкольников»

Если бы меня попросили назватьСамое поэтическое явление,Созданное человеком с помощью слова,Я, не задумываясь, сказал бы: это загадкиЮ. Г. Круглов...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Загадка как средство развития речи дошкольников»

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Загадка как средство развития речи дошкольников»...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Загадка как средство развития речи дошкольников»

Цель мастер-класса: предоставить возможность использования методов ТРИЗ по составлению загадок по опорным таблицам...