2 Виды игр и их использование в экологическом образовании
план-конспект занятия (младшая группа)

Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений  об окружающем, систематизацию знаний, развитие памяти, мыслительных процессов. К настольно-печатным играм относятся  лото, домино, разрезные картинки, складные кубики и т.д. Словесные игры развивают  внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. [6; 20]

Дидактические игры экологического содержания расширяют  представления детей о взаимодействии человека и природы, деятельности людей в природе, взаимосвязях, существующих в природе, способствуют воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения в окружающей природной среде.

 Дидактические игры экологического характера включает два относительно самостоятельных  блока:

1. игры для развития эстетического восприятия природы (развитие чувства прекрасного в природе, эмоционального отношения к ней);

2. игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников в природе. Для лучшего развития эстетического, эмоционального восприятия природы игры желательно проводить в естественной природной среде.

Игры, направленные на развитие положительного отношения к природе, как и игры для обогащения экологических представлений, целесообразно использовать вариативно в зависимости от уровня экологической воспитанности детей.

Игры  можно проводить с использованием природного и иллюстративного материала. Эти игры содействуют формированию конкретных представлений о предметах, приобретению более точных знаний об их признаках и свойствах. Их целесообразно проводить с детьми, имеющими низкий уровень экологических представлений.

В дидактических играх дошкольники, опираясь на представления о природных объектах, углубляют свои знания о них. Дети самостоятельно решают разнообразные познавательные задачи: описывают объекты, выделяют их характерные признаки, отгадывают по описанию, объединяют по разным свойствам и признакам.

Повышению интереса дошкольников к дидактической игре и природным объектам способствует введение элемента соревнования или проблемной ситуации. Введение проблемных ситуаций в ход дидактических игр наполняет их экологическим содержанием, что, в свою очередь, способствует не только обогащению экологических представлений детей, но и воспитанию у них гуманного отношения к природе.

Сюжетно-ролевая игра по своему характеру – деятельность отражательная. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры, включает своеобразное использование вещей и предметов.

Усвоение знаний о природе при помощи сюжетно-ролевой  игры, вызывающей эмоциональный отклик, оказывает влияния на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Необходимость получать знания о природе и овладевать способами их реализации в игре - смыкают игровую деятельность с экологическим воспитанием. Включение сюжетно-ролевой игры в процесс обучения, в частности в занятия по экологии, ни в коей степени не противоречит становлению самостоятельной игровой деятельности.

Характер  игры целиком определяется логикой  построения занятия. Поэтому с самого начала и до конца ход игры регламентирован, его определяет воспитатель: он заранее  продумывает, подготавливает, организует и направляет игру в нужное русло. Замысел может остаться нереализованным, если сюжет не заинтересует детей, не вызовет у них эмоционального отклика, если будет нарушено ролевое  поведение и т.д.

Исследование  И.А. Комаровой показало, что оптимальной формой включения сюжетно-ролевой игры в процесс ознакомления дошкольников с природой являются игровые обучающие ситуации (ИОС), которые создаются 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра как метод экологического воспитания - это игра, специально организованная воспитателем и включенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую  определенную дидактическую цель, т.е. игровую обучающую ситуацию, характеризует следующее: имеет короткий и несложный сюжет, построенный  на основе жизненных событий или  сказочно-литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам.

Согласно классификации С.Л. Новоселовой, все игры, в зависимости от того, по чьей инициативе они возникают (ребенка или взрослого), объединяются в три  группы:

  1. игры, возникающие по инициативе  ребенка (или группы детей), - самостоятельные  игры (театрализованные, игры-экспериментирования, режиссерские, сюжетно-образные, сюжетно-ролевые);
  2. игры, возникающие по инициативе  взрослого и старших детей, - организованные  игры (дидактические, подвижные,  досуговые);
  3. игры, идущие от исторически сложившихся  традиций народа, - народные игры. 

Важное  развивающее значение для дошкольников имеют игры с правилами - подвижные, сюжетно-подвижные, дидактические (настольно-печатные, словесные и др.). Центральное  звено таких игр - правила - является главным.

Организация игр с правилами  предполагает участие в них  взрослого - особенно важна его  роль на первых этапах, когда вводится новая игра и дети  должны понять ее содержание  и правила, а затем усвоить  их, чтобы легко применять на  практике. В игре взрослый выполняет  две роли: равноправного с детьми  участника и организатора. Взрослый является носителем игровых умений, поэтому беспрекословное и постоянное выполнение им правил - это главное условие организации и проведения таких игр.

В экологическом воспитании игры с правилами дают возможность представить различные явления природы, полученные во время наблюдений, чтения литературы. Большую роль могут сыграть такие игры в развитии различных умственных навыков дошкольников: умений анализировать, сравнивать, классифицировать, подводить под категорию.

Среди всего многообразия игр с правилами для дошкольников особое место принадлежит  дидактическим играм. Уже само название - дидактические - говорит о том, что  цель этих игр - умственное развитие детей. Следовательно, они рассматриваются  как средство умственного воспитания детей.

По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

Предметные  игры - это игры с народной дидактической  игрушкой, различными природными материалами (листьями, семенами). Эти игры способствуют развитию сенсорики ребенка, формированию представлений о различных сенсорных  качествах (цвет, величина и т.д.).

Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений  об окружающем, систематизацию знаний, развитие памяти, мыслительных процессов. К настольно-печатным играм относятся  лото, домино, разрезные картинки, складные кубики и т.д. Словесные игры развивают  внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. [6; 20]

Дидактические игры экологического содержания расширяют  представления детей о взаимодействии человека и природы, деятельности людей в природе, взаимосвязях, существующих в природе, способствуют воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения в окружающей природной среде.

 Дидактические игры экологического характера включает два относительно самостоятельных  блока:

  1. игры для развития эстетического восприятия природы (развитие чувства прекрасного в природе, эмоционального отношения к ней);
  2. игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников в природе. Для лучшего развития эстетического, эмоционального восприятия природы игры желательно проводить в естественной природной среде.

Игры, направленные на развитие положительного отношения к природе, как и игры для обогащения экологических представлений, целесообразно использовать вариативно в зависимости от уровня экологической воспитанности детей.

Игры  можно проводить с использованием природного и иллюстративного материала. Эти игры содействуют формированию конкретных представлений о предметах, приобретению более точных знаний об их признаках и свойствах. Их целесообразно проводить с детьми, имеющими низкий уровень экологических представлений.

В дидактических играх дошкольники, опираясь на представления о природных объектах, углубляют свои знания о них. Дети самостоятельно решают разнообразные познавательные задачи: описывают объекты, выделяют их характерные признаки, отгадывают по описанию, объединяют по разным свойствам и признакам.

Повышению интереса дошкольников к дидактической игре и природным объектам способствует введение элемента соревнования или проблемной ситуации. Введение проблемных ситуаций в ход дидактических игр наполняет их экологическим содержанием, что, в свою очередь, способствует не только обогащению экологических представлений детей, но и воспитанию у них гуманного отношения к природе.

Сюжетно-ролевая игра по своему характеру – деятельность отражательная. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры, включает своеобразное использование вещей и предметов.

Усвоение знаний о природе при помощи сюжетно-ролевой  игры, вызывающей эмоциональный отклик, оказывает влияния на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Необходимость получать знания о природе и овладевать способами их реализации в игре - смыкают игровую деятельность с экологическим воспитанием. Включение сюжетно-ролевой игры в процесс обучения, в частности в занятия по экологии, ни в коей степени не противоречит становлению самостоятельной игровой деятельности.

Характер  игры целиком определяется логикой  построения занятия. Поэтому с самого начала и до конца ход игры регламентирован, его определяет воспитатель: он заранее  продумывает, подготавливает, организует и направляет игру в нужное русло. Замысел может остаться нереализованным, если сюжет не заинтересует детей, не вызовет у них эмоционального отклика, если будет нарушено ролевое  поведение и т.д.

Исследование  И.А. Комаровой показало, что оптимальной формой включения сюжетно-ролевой игры в процесс ознакомления дошкольников с природой являются игровые обучающие ситуации (ИОС), которые создаются


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСНОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

В данной статье обозначены преимущества использования основ инклюзивного образования в дошкольных образовательных учреждениях комбинированного вида....

Виды игр и их использование в экологическом образовании.

Виды игр и их использование в экологическом образовании....

Особенности и виды дидактических игр в процессе экологического образования детей дошкольного возраста

Игра является видом непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.Детская игра - это деятельность, направленная на ориентировку в предметном мире и соц...

Виды игр и их использование в экологическом образовании

Игра как метод экологического воспитания - это игра, специально организованная воспитателем и включенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры во...

Использование технологии экологического образования в работе с дошкольниками

Статья по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста...