Использование технологии экологического образования в работе с дошкольниками
статья (старшая группа)

Еланцева Ольга Николаевна

Статья по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

  

Использование технологии экологического образования в работе с дошкольниками

       

       Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи каждому государству, в том числе и России. Не понаслышке знают россияне о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей. Этому способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов. Не случайно 5 января 2016г. вышел Указ Президента РФ № 7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии», в связи, с чем 2017 год объявлен годом экологии в России.

      В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно - это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта.  Формирование основ экологической культуры и экологического сообразного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач образования.  Таким образом, экологическое образование постепенно становится важнейшим направлением в работе дошкольных учреждений.

      Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение. Винокурова Н.Ф, Мамедов Н.Ф., Дежников Н.С. утверждают, что система экологического образования является основным средством формирования экологической культуры, а саму культуру рассматривают в контексте нового способа соединения человека с природой.  

      В связи с изменениями, происходящими сегодня в обществе, современное дошкольное образование  ориентировано не на получение детьми огромного количества знаний, а на формирование у детей дошкольного возраста  интегративных качеств: личностных, интеллектуальных, физических. Интегративный подход к организации образовательного процесса ставит перед необходимостью осваивать и внедрять в своей практической деятельности новые педагогические технологии, методики.

       В основе технологии экологического образовании детей дошкольного возраста положена идея о том, что ребенок познает окружающий мир через различные виды детской деятельности (игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, трудовая, продуктивная).

      Целью технологии экологического образования  детей дошкольного возраста является реализация интегрированного подхода к экологическому образованию  дошкольников.

      Задачи:

1.  Формирование у детей основы систематических знаний по экологии, способствующих ориентации в современном мире.

2. Интеграция различных видов деятельности детей на основе экологической деятельности как системообразующей.

3.  Развитие у детей творческого подхода к решению конструктивных задач, самостоятельного продумывания и осуществления оригинальных замыслов.

4. Формирование у детей навыков поисково-познавательной деятельности экологической направленности, способности к преобразованию, активной позиции в познании.

       Концептуальную основу технологии экологического образования детей дошкольного возраста составили теории и положения: М.В. Крулехт,  А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготский, Н.Н. Поддъякова и др.

      Принципами, обеспечивающими эффективность реализации технологии экологического образования дошкольников, являются принцип проблемности, систематичности, наглядности, научности, целостности, последовательности, гуманистичности.

     Технология экологического образования детей дошкольного возраста отражает проблемный подход в обучении и воспитании. Проблемный подход взят за основу и при разработке алгоритма реализации:

на предварительном этапе:

 - деятельность педагога включает: создание условий для внесения экологического компонента во все виды деятельности детей. Мотивация детей к познавательной и исследовательской деятельности экологической направленности. Введение детей в проблемную ситуацию;

- деятельность детей выражена в возникновении интереса к окружающему миру природы, проявление познавательного интереса;

на этапе осмысления:

- деятельность педагога направлена на мотивацию детей к познавательной деятельности, помощь в организации и реализации практической деятельности, помощь в формулировании выводов, оценивании;

- деятельность детей проявляется в накоплении информации, осуществлении практической деятельности преобразующего характера, участие в самостоятельной исследовательской и творческой деятельности, самоанализ и самооценка;

на этапе совершенствования:

- деятельность педагога направлена на составление индивидуальных программ развития в познавательно-исследовательской деятельности;

- деятельность детей проявляется в  применение знаний экологического направления в повседневной жизни.

       Основной мотивацией является познавательный интерес. Наличие у ребенка познавательного интереса, повышает эффективность  образовательного процесса. Технология экологического образования для дошкольников предполагает формирование и стимулирование познавательного интереса через наличие эмоционального компонента; обеспечение необходимой актуальной помощи ребенку со стороны взрослого и партнерского взаимодействия; организацию образовательного процесса на принципах гуманизма и сотрудничества; организацию развивающей предметно-пространственной среды, наполненной экологическим содержанием.

       Основными методами технологии экологического образования являются: поисковой метод (поиск информации об объектах и явлениях); решение проблемных ситуаций; использование  экологических моделей, схем, алгоритмов; использование экспериментальной деятельности.

     Большое значение для экологического образования дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой. Общение с природой помогает детям оценить ее современное экологическое состояние. Именно в дошкольном возрасте создаются и накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, закладывается фундамент бережного отношения к природе. Для организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников можно использовать следующие виды технологий такие как:

- проектные методы;

- социально-игровые методы обучения;

- использование компьютерных технологий и мультимедийных презентации.

      Одной из наиболее прогрессивных форм работы с дошкольниками является применение компьютерных технологий и мультимедийных презентаций. Зачастую для проведения занятий по экологии недостаточно информации и наглядного материала. На помощь приходит компьютер. Одним из средств, позволяющих достигнуть нового качества знаний в наиболее привлекательной форме является  виртуальная экскурсия. Виртуальна экскурсия – это способ посетить недоступные на данный момент места, предложив увлекательное путешествие. Местом поведения виртуальной экскурсии может стать участок природы или музей, или промышленное предприятие. Так с детьми мы уже побывали в заповеднике «Денежкин камень», в первом  заповеднике на территории России - Баргузинский заповедник, на «Целлюлозно-бумажной фабрике», на заводе по переработке пластмассы.

     Таким образом, виртуальные экскурсии помогают формированию у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, выработки навыков грамотного и безопасного поведении в природе, воспитанию ответственного отношени к окружающей среде.

     Одним из перспективных методов, способствующих решению проблем, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний,  дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Проектная деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием. Так в рамках экологического марафона, организованного в детском саду мы уже подготовили и представили проекты «Зеленая елочка – живая иголочка»,  «Бумажная страна» для родителей группы, поучаствовали в  IV детской познавательной конференции «Юные экологи» с проектом «Красная книга». Недавно стали участниками интернет-сайта Всероссийского экологического проекта «Красна книга  руками детей!». Оформление теоретической части  проекта происходит с помощью нового средства обучения – лэпбука. Это тематическая папка, содержащая множество кармашков, которые вмещают огромное количество материала (карточек, иллюстраций, схем, дидактических игр, художественного слова). Дети, взяв в руки такую папку, выполняет задания, рассматривает картинки, разбирает схемы, тем самым в непринужденной форме закрепляет и расширяет свои знания по определенной теме. 

      Экспериментальная деятельность неотъемлемая часть экологического образования, в процессе которой формируются прочные познавательные навыки. В нашей группе есть  мини-лаборатория, разработана картотека опытов, экспериментов, формы для фиксации результатов.

      Современной формой работы по экологическому воспитанию детей является использование моделирующей деятельности, использование графических моделей в процессе ознакомления с природой. Глобус и карта – предметы, которые помогают ориентироваться в громадном пространстве, совершать путешествия по странам и континентам, не выходя из дома. С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели. Важнейшими из них являются календари природы – графические модели, которые отражают разнообразные явления и события в природе. Второй тип графического моделирования – создание календаря наблюдений за ростом и развитием растения. Графическая модель будет особенно интересной, если несколько луковиц или комнатных цветов прорастают в разных условиях.  Мы с детьми запланировали ко дню Земли вырастить цветочную рассаду (составить графическую модель для детей), чтобы посадить её на территории нашего детского сада.

      Старших дошкольников можно включить в природоохранительные акции – социально значимые мероприятия, которые, могут быть проведены в ДОУ совместно сотрудниками и детьми, а также при участии родителей. Доступные и понятные для детей акции можно провести к таким значительным международным событиям, например, как День воды. Дети много пользуются водой и к старшему дошкольному возрасту могут уже понять ее ценность, и значение для жизни всех живых существ. Поэтому акция в защиту воды, бережного и экономного ее расходования окажет влияние не только на них, но и на их родителей. А  в настоящее время наш детский сад является участником Всероссийской экологической  Акции «Марафон добрых дел».

       В настоящее время в педагогической практике широко используются такие нетрадиционные формы организации образовательной деятельности, в том числе и по экологическому образованию дошкольников как КВН, «Блиц-игра», «Своя игра», занятия с использованием социально-игровых методов обучения. Педагогический смысл интеллектуальных игр, досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на природное содержание и продемонстрировать свои знания.

      Таким образом, хочется отметить, что технологи экологического образования - это целостная система экологического воспитания детей. Ее реализация на практике поднимает уровень экологической культуры воспитателя, обеспечивает сдвиг в уровне экологической воспитанности дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование технологии проектной деятельности в работе с дошкольниками (представлена на районном методическом объединении)

    Главной стратегической задачей государственной образовательной политики РФ в условиях модернизации системы образования, в том числе и дошкольного, является повышение эффективности...

ДОКЛАД: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ"

ДОКЛАД: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ"...

Сообщение на тему «Использование технологии проблемного диалога в работе с дошкольниками»

Данный материал может быть использован воспитателями детских садов в работе с детьми дошкольного возраста....

Мастер-класс «Использование технологии Су-Джок в работе с дошкольниками»

В настоящее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики, познавательного,эмоционально-волевого  и речевого развития....

Статья «Игровые технологии в познавательном развитии дошкольников» на тему «Использование технологии «дидактический синквейн» в работе с дошкольниками.»

Одним из эффективных   интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность  и способствует  развитию речи, является работа над созданием нерифмованного...

Использование технологий STEM образования в работе с детьми ОВЗ

Чтобы разнообразить творческую и речевую деятельность детей ОВЗ, можно  использовать игровое оборудование – мини-роботы «TaleВot» «Робомышь», «Matatalab»...