Доклад для воспитателей на тему: «Историческое просвещение детей дошкольного возраста «Знание прошлого — сила будущего»»
консультация
Доклад для воспитателей на тему:
«Историческое просвещение детей дошкольного возраста
«Знание прошлого — сила будущего»»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад для воспитателей на тему:
«Историческое просвещение детей дошкольного возраста
«Знание прошлого — сила будущего»»
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена возрастающей необходимостью формирования у детей навыков критического мышления и понимания культурной идентичности, чего можно достичь через организацию работы по историческому просвещению.
(2 сл.) По Указу Президента РФ от г. № 314 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения» утверждена приказом Министерства образования и науки Челябинской области от #1075;. № 01/1082 «Модель реализации исторического просвещения в образовательных организациях Челябинской области «Знание прошлого — сила будущего»»
(3 сл.) Цель модели — обоснование структуры и описание системы деятельности образовательных организаций, направленной на распространение среди обучающихся и родителей достоверных и научно обоснованных исторических знаний, формирование у обучающихся представлений о ключевых событиях и исторических личностях, понимания самобытной истории малой родины как неотъемлемой части отечественного и общемирового исторического процесса.
Некоторые задачи модели:
• определить ценностно-смысловые основания исторического просвещения в образовательных организациях Челябинской области;
• отобрать и описать теоретико-методологические основания системы исторического просвещения в регионе;
• сформировать направления реализации исторического просвещения в рамках образовательной деятельности (через образовательные программы и вне рамок образовательных программ);
• отобрать содержание, формы, средства и педагогические технологии реализации исторического просвещения;
• охарактеризовать условия, необходимые для реализации исторического просвещения, включающие описание ресурсов, механизмов и процессов информационного сопровождения исторического просвещения в образовательных организациях региона;
• описать планируемые результаты и личностные новообразования субъектов исторического просвещения.
Основные субъекты и участники модели: руководящие и педагогические работники образовательных организаций общего и дополнительного образования, обучающиеся, родители/законные представители обучающихся, представители институтов гражданского общества и все жители Южного Урала, заинтересованные в приобретении достоверных исторических знаний и понимании самобытной истории России и родного края.
Дошкольное образование не стало исключением, так как именно оно является первым уровнем в системе образования.
(4 сл.) Историческое просвещение – регулируемая государством деятельность по распространению в обществе достоверных и научно обоснованных исторических знаний в целях формирования научного понимания прошлого и настоящего России, являющегося одной из основ общероссийской гражданской идентичности и коллективной исторической памяти, а также в целях противодействия попыткам умаления подвига народа при защите Отечества. Основой исторического просвещения в России является научное историческое знание и образование.
Термин «историческое просвещение» в сфере дошкольного образования достаточно новый. В рамках работы историческому просвещению педагог прививает детям любовь к родной культуре и уважение к народам других стран, воспитывает чувство патриотизма. Дошкольники знакомятся с прошлым своей страны, ее выдающимися героями. Это позволяет сформировать у них целостную картину мира, правильные ориентиры и ценности.
Цели исторического просвещения в дошкольных учреждениях:
– Формирование основ гражданственности и патриотизма, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в организации, региону проживания и стране в целом.
– Формирование представлений о культурно-исторических событиях, традициях и социокультурных ценностях малой родины и Отечества, многообразии стран и народов мира.
– Формирование начальных представлений о прошлом, пространстве и времени с пониманием, что все вокруг: семья, малая Родина, страна, мир – имеет свою историю, которая включает в себя множество событий и этапов.
– Обеспечение единства целей и содержания образования на уровне дошкольного учреждения и школы. Подготовка эмоционально-положительного настроя на изучение истории в дальнейшем обучении.
К концу дошкольного периода ребенок должен иметь представление о важных исторических событиях Отечества и о многообразии стран и народов мира Организацию исторического просвещения в ДОО необходимо выстраивать последовательно в рамках реализации ОП ДОО, с учетом и в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО.
Проектирование и планирование исторического просвещения в образовательном пространстве ДОО строится на следующих принципах:
– информационное насыщение;
– эмоциональное воздействие;
– формирование поведенческих норм и правил.
Необходим тщательный отбор содержания, форм и подходов в работе по историческому просвещению с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста. Историческое просвещение в детском саду адаптируется для восприятия дошкольников последовательно и поэтапно, начиная с ближайшего окружения ребенка: семья, детский сад, улица, затем город, страна. Педагогам необходимо уделять внимание связи между разными поколениями. Например, попросить родителей рассказать о традициях бабушек, дедушек, прабабушек. Это поможет ребенку увидеть временные изменения, почувствовать, как жили наши предки, их традиции и нравы. При этом важно учитывать изменения современных социальных тенденций, формирование новых моделей общественных структур и трансформацию устоявшихся способов мышления.
Эти задачи, ставшие приоритетными, на региональном уровне решает, утвержденная приказом Министерством образования и науки Челябинской области от #1075;. № 01/1082 «Модель реализации исторического просвещения в образовательных организациях Челябинской области».
Как организовать историческое просвещение в ДОУ по ФГОС.
Историческое просвещение в детском саду адаптируется для восприятия воспитанниками. Прямое преподавание фактов истории в форме лекций для детей 3-7 лет неэффективно, поэтому используются следующие подходы:
• Игровая форма. Ведущий вид деятельности в детском саду – игра, через игру дети лучше усваивают некоторые сложные понятия. Например, воссоздание старинных праздников на исторические темы погружают детей в материал эмоционально и творчески.
• Использование сказок и легенд. Истории о героях и событиях, которые адаптированы в виде сказок, вызывают интерес. Например, рассказ о доблестных защитниках Родины, богатырях или о знаменитых личностях.
• Элементы наглядности. Работа с иллюстрациями, картами, макетами древних предметов помогает понять события прошлого.
• Интеграция с культурными мероприятиями. Историческое просвещение сочетают с праздниками и тематическими днями, такими как День Победы, День защитника Отечества, празднование Масленицы или Пасхи. Это помогает легче запомнить даты, а также события через участие в них.
Методы исторического просвещения.
Для исторического просвещение детей можно применить следующие методы:
• Беседы и рассказы. Воспитатель в понятной форме рассказывает о том или ином событии или личности. Например, рассказывает о героизме защитников во время Великой Отечественной войны.
• Просмотр мультфильмов и анимаций. Для дошкольников анимация - это самый простой и увлекательный способ познакомиться с историей. Тематические мультфильмы специально создаются, чтобы рассказывать о значимых событиях в доступной форме.
• Экскурсии и прогулки. Знакомство с прошлым происходит также за пределами детского сада. Прогулки по древним местам, посещение музеев, памятников - это неотъемлемая часть просвещения.
• Ремесленные и творческие занятия. Изготовление и приобретение костюмов, изготовление макетов, аппликаций на исторические темы помогают детям чувствовать себя частью истории. Например, можно сделать макет древнерусской избы или нарисовать флаг, герб страны.
(5 сл.) Какие методики использовать для исторического просвещения дошкольников:
Игровые
Игра - это ведущий вид деятельности детей. Через игры дети легче воспринимают информацию.
• Сюжетно - ролевые игры, где дети на себе примеряют роли каких – либо персонажей: богатырей, воинов, царей, или ремесленников.
• Настольные игры с исторической тематикой. Игры с картами, фишками или макетами, где воспитанники знакомятся с персонажами или событиями.
- Игры на свежем воздухе. Игра с сюжетом из прошлого на улице.
Например, защита крепости" или "поиск древних сокровищ", совмещает физическую активность, а также усвоение знаний.
(6 сл.) Наглядные
• Использование картин и иллюстраций. Картины, на которых изображены старинные города, помогают наглядно представить прошлое.
• Модели и макеты. Изготовление макетов старинных сооружений, крепостей, кораблей позволяет лучше понять быт, а также архитектуру прошлого.
• Костюмы и предметы быта. Примерка костюмов или использование игрушечных копий древних предметов (например, мечей, щитов, одежды) вызывает интерес, помогает ощутить атмосферу того времени.
(7 сл.) Сказки и легенды
• Сказки о героях и подвигах. Истории о доблестных воинах, мудрых правителях или людях, которые совершили значимые поступки, развивают чувство уважения, патриотизма.
• Легенды о происхождении праздников. Дети могут узнать через легенды - почему празднуются конкретные дни, например, День Победы, Масленицу, Пасху.
(8 сл.) Театрализованные постановки
• Инсценировки исторических событий. Подготовка сценок с участием детей помогает прожить историю. Например, можно поставить спектакль, в котором воспитанники играют древних русских богатырей, участников народных праздников или защитников крепости.
• Кукольный театр. Куклы в виде исторических персонажей - эффективный способ донести информацию. Например, кукольные постановки о жизни в Древней Руси или о праздниках помогут визуализировать древние сюжеты.
(9 сл.) Творчество
• Изготовление поделок и рисунков. Можно создавать поделки: например, макеты древних зданий, щиты, мечи, костюмы.
• Аппликации и лепка. С помощью лепки из пластилина или создания аппликаций можно воссоздать древние города, сражения, образы персонажей.
(10 сл.) Экскурсии и прогулки
• Экскурсии в музеи. Посещение музеев с экспозициями, которые посвящены истории и культуре, дает возможность увидеть древние артефакты вживую.
• Прогулки по историческим местам. Прогулки к памятникам и зданиям помогают ощутить связь с прошлым, лучше понять, как люди жили, что происходило в прошлом.
(11 сл.) Мультимедиа
• Просмотр мультфильмов. Мультфильмы, которые содержат элементы истории, рассказывают о значимых событиях и героях через доступные сюжеты. Например, анимации о древней цивилизации или российской истории.
- Презентации с изображениями и видео. Короткие видеоролики или презентации с изображениями исторических объектов и событий помогают визуально воспринимать информацию.
(12 сл.) Беседы и обсуждения
• Беседы о событиях и праздниках. После празднования или проведения мероприятия можно обсудить с детьми его значение, спросить, что понравилось, и что они узнали.
• Ответы на вопросы. Дошкольники задают вопросы о том, что заинтересовало. Педагог использует такие моменты, чтобы рассказать о древних фактах или событиях.
(13 сл.) Проектная деятельность
• Коллективные. Дети могут коллективно работать над проектами, которые связаны с древностью, например, создавать макеты городов.
• Индивидуальные. Можно предложить дома с помощью родителей нарисовать или создать поделку, затем представить проект группе.
(14 сл.) Интеграция с культурными мероприятиями
• Праздники и тематические дни. Проведение праздников, например, День Победы, День защитника Отечества, помогает детям не только узнать о событиях, но еще эмоционально пережить их через участие в торжествах.
(15 сл.) Главную роль в историческом просвещении детей играют родители (законные представители). Взаимодействие семьи и детского сада в этом вопросе значительно усиливает эффект от занятий. Родители дома могут: читать детям книги на историческую тематику; посещать музеи; участвовать в праздниках. Это способствует лучшему усвоению материала и развитию интереса к истории. Также можно использовать метод семейных проектов. Каждая семья готовит материал по заранее выбранной теме, учитывая собственные познавательные интересы и приоритеты. Совместная деятельность взрослых и детей способствует их сближению, появлению общих интересов.
(16 сл.) Историческое просвещение в ДОУ — это не только знакомство с фактами и событиями прошлого, но и инструмент для воспитания нравственных качеств, таких как уважение к старшим, чувство долга перед Родиной, ответственность и трудолюбие. Этот процесс формирует у дошкольников ценностные ориентиры, которые будут сопровождать на протяжении жизни.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей дошкольного возраста знаний о правилах безопасного поведения на дороге. Организация профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является актуальной темой в наше время. Дети у же с дошкольного возраста должны усвоить основные правила поведения на улице. Но, конечно, в детс...

Доклад на тему: «Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста знаний правил дорожного движения и практических навыков поведения на дороге»
Опыт работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Доклад на тему:«Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста знаний правил дорожного движения и пр...

доклад для воспитателей Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста.
Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации....

«Формирование представлений у детей дошкольного возраста знаний о профессиях через проектную деятельность» (из опыта работы)
Сообщение на педагогическом совете...
Работа с родителями по формированию у детей дошкольного возраста знаний и навыков безопасного поведения на улице.
Главная задача для нас и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения....
Доклад на тему: «Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста знаний правил дорожного движения и практических навыков поведения на дороге»
Информация в помощь воспитателям детских садов....
Доклад на тему: «Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста знаний правил дорожного движения и практических навыков поведения на дороге»
Информация в помощь воспитателям детских садов....
