«Историческое просвещение детей дошкольного возраста через музеи, библиотеки, памятники погибшим воинам своего города».
статья (старшая группа)

отчёт проделанной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_6.docx21.28 КБ

Предварительный просмотр:

«Историческое просвещение детей дошкольного возраста через музеи, библиотеки, памятники погибшим воинам своего города».

Сегодня я хочу обсудить одну из самых важных целей, стоящих перед нами – значение исторического просвещения детей дошкольного возраста. В рамках реализации данной цели в нашем городе я активно использую потенциал музея, библиотеки и памятников погибшим воинам. Историческое просвещение детей дошкольного возраста через музеи, библиотеки и памятники погибшим воинам преследует ряд важных задач:

  1. Формирование первичных представлений о прошлом, родном крае и героизме защитников Отечества. Это воспитывает патриотические чувства, любовь к Родине и уважение к её истории.
  2. Развитие эмоциональной отзывчивости. Визуальные образы, экспонаты и рассказы о подвигах помогают детям прочувствовать трагизм войны и ценность мира. Это способствует формированию моральных ценностей, сострадания и неприятия насилия.
  3. Стимулирование познавательного интереса. Посещение музеев и библиотек расширяет кругозор, знакомит с новыми понятиями и развивает речь. Дети учатся задавать вопросы, искать ответы и анализировать информацию.
  4. Формирование гражданской позиции. Воспитывается осознание своей ответственности за будущее страны и готовность к защите её интересов.

Век информационных технологий и глобализации ставит перед нами новые вызовы, и именно поэтому важно формировать у подрастающего поколения чувство гордости за свою страну, уважение к ее истории и культуре. Мы можем достичь этого через взаимодействие с музеями, библиотеками и памятниками, которые являются не только хранилищами знаний, но и важными символами нашей идентичности.

Значение исторического просвещения детей дошкольного возраста – это важный аспект их общего развития. Оно помогает формировать у детей понимание мира, в котором они живут, а также чувство принадлежности к своей культуре и истории. Рассмотрим, как менялось значение исторического просвещения в разные времена, и как оно будет развиваться в будущем.

В прошлом историческое просвещение детей часто ограничивалось устными рассказами родителей и бабушек о событиях, происходивших в их жизни. Воспитание происходило в контексте семейных традиций и обычаев. Дети слушали сказания о героях, легенды и мифы, что закладывало основы их понимания истории. В то время акцент делался на передачу культурных ценностей и традиций через личные истории.

Сейчас, когда информация доступна в любом формате, историческое просвещение стало системным и разнообразным. Важно не только рассказывать детям о прошлом, но и делать это интерактивно и увлекательно.

Музеи — это уникальные места, где история становится доступной и понятной. В нашем городе функционирует краеведческий музей, который активно сотрудничают с дошкольным образовательным учреждениям. Формы работы с дошкольниками включают:

- Экскурсии: для детей адаптируются маршруты и содержание экскурсий. Особое внимание уделяется наглядности и интерактивности. Например, проводятся экскурсии по экспозициям, посвященным истории Великой Отечественной войны, Афганской войны;

- Выставки: музей организует выставки детских рисунков на тему «Сталинградская битва»;

- Музейные уроки: для старших дошкольников проводятся «музейные уроки» с использованием подлинных экспонатов и интерактивных заданий.

Для дошкольников проводятся занятия, на которых они знакомятся с фотографиями ветеранов Великой Отечественной войны, слушают рассказы об их подвигах и рассматривают личные вещи солдат. После занятия дети рисуют рисунки для ветеранов и изготавливают поздравительные открытки.

Дети дошкольного возраста лучше усваивают информацию через визуальные образы. Музеи предлагают богатый визуальный контент – от артефактов и картин до мультимедийных презентаций. Это помогает детям увидеть историю «в действии» и вызывает у них интерес к изучению прошлого. Например, в музее нашего города есть зал, посвященный Великой Отечественной войне, который хранит множество экспонатов, рассказывающих о героизме наших предков. Экскурсии с компетентными экскурсоводами, которые увлекательно и доступно рассказывают о значении выставленных предметов, вызывают у детей интерес и желание узнать больше о жизни своего городе во время Великой Отечественной войны, о героях, того времени, об уникальных фактах, произошедших в то время. Посещение музеев и исторических мест позволяют детям увидеть и ощутить историю на практике. Это помогает им лучше понять свои корни и развить интерес к изучению прошлого. В нашем музее предлагают интерактивные выставки, которые позволяют детям не только наблюдать, но и участвовать в процесс, что делает обучение более увлекательным и запоминающимся.

Таким образом, музей является важным центром исторического просвещения детей дошкольного возраста. Он не только обогащают знания дошкольников, но и формируют у них интерес к истории, культуре и искусству, что способствует их гармоничному развитию и воспитанию.

Библиотека играет значительную роль в историческом просвещении детей дошкольного возраста, предоставляя доступ к информации и ресурсам, которые помогают формировать их понимание мира и истории. Они предоставляют доступ к литературе, посвященной истории и культуре нашей страны. Чтение книг о героях, исторических событиях. Основные формы работы, которые наше детское учреждение проводит совместно с библиотекой:

- Чтения: библиотекари проводят громкие чтения книг о войне, о героях, о городе Ковылкино. Подбираются книги, адаптированные для понимания дошкольников, с красочными иллюстрациями.

- Тематические выставки книг: для дошкольников организована выставка книг о Великой Отечественной войне, о войне в Афганистане, где дети могут рассмотреть иллюстрации, послушать рассказы библиотекаря и самостоятельно полистать книги.

- Беседы и лекции: проводятся беседы и лекции для дошкольников о значимых исторических событиях, героях войны.

- Литературные викторины и игры: организуются викторины и игры по прочитанным книгам и изученным темам.

Памятники погибшим воинам в нашем городе являются важными местами памяти и уважения к героям войны. Эти места предоставляют детям возможность увидеть физические проявления истории. Это визуальные напоминания о значимых событиях и личностях, которые могут помочь детям лучше понять и запомнить исторические факты. Они являются зримым воплощением значимых событий и личностей, позволяя детям ощутить связь времен. Прогулки по городу с посещением памятных мест, посвященных героям Великой Отечественной войны, воинам – интернационалистам, позволяют рассказать детям о подвигах и самопожертвовании людей, защищавших нашу страну. Важно акцентировать внимание на историях, стоящих за этими монументами, объяснять, почему они важны для нас сегодня. Экскурсии к памятникам, участие в митингах и акциях памяти помогают детям развивать чувство ответственности и гордости. Важно проводить занятия, посвященные значению этих памятников, чтобы дети понимали, что каждый из них – это часть нашей общей истории.

В работу с дошкольниками у памятников мы включаем:

- Возложение цветов: дети вместе с воспитателями и родителями участвуют в церемониях возложения цветов к памятникам погибшим воинам, к Вечному огню;

- Минута молчания: проводятся минуты молчания в память о погибших воинах;

- Рассказы о героях: воспитатели рассказывают детям о героях войны, чьи имена увековечены на памятнике;

- Экскурсии: организуются экскурсии к памятникам, где детям рассказывают об истории создания памятника, о его символическом значении и о подвигах людей, которым он посвящен.

Памятники героям часто связаны с важными событиями и личностями в истории страны. Они помогают детям развивать чувство гордости за свою страну и уважение к тем, кто боролся за ее свободу и благополучие.

В заключение, позвольте вновь подчеркнуть: прикосновение к истории через знакомство с памятными местами нашего города – задача, значимая для каждого из нас. Музеи, библиотеки, монументы павшим героям – они не просто расширяют кругозор дошкольников, но и играют ведущую роль в их нравственно – патриотическом воспитании, пробуждая в них гордость за Родину, трепетное уважение к её прошлому и культуре. Именно эти чувства становятся фундаментом для формирования активной гражданской позиции в будущем.

Музеи, библиотеки и памятники – словно маяки, освещающие детям путь к постижению истории и культуры родной земли. Так давайте же объединим усилия, чтобы наши дети выросли патриотами, знающими и ценящими свое наследие! Это наш бесценный вклад в грядущее, который мы можем сделать уже сейчас. Продолжая эту работу, мы вырастим поколение преданных сынов и дочерей, искренне любящих свою страну и свой город.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с традициями и культурой своего народа

Данный проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста. Он способствует формированию нравственно – патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к пр...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С ИСТОРИЕЙ И КУЛЬТУРОЙ СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЫ

          Аннотация. В статье освещается проблема патриотического воспитания, раскрываются формы и методы знакомства с историей и культурой своей Родины....

"Методологические основания исторического просвещения детей дошкольного возраста"

Значимым фактором духовной жизни народа является социальное сознание, частью которого выступают исторические знания как представления о прошлом человечества. Поэтому уже с младшего дошкольного возраст...

Доклад на тему "Историческое просвещение детей дошкольного возраста в условиях образовательного процесса ДОУ".

Историческое просвещение детей дошкольного возраста - это важный аспект их общего развития, который формирует у малышей представления о прошлом, культуре и традициях своего народа. В нашей работе мы с...

Статья "Историческое просвещение детей дошкольного возраста: формирование гражданской идентичности".

Статья"Историческое просвещение детей дошкольного возаста: формирование гражданской идентичности"....

Родительское собрание "Роль семьи в историческом просвещении детей дошкольного возраста"

Просвещение родителей (законных представителей) в вопросе исторического просвещения, содействие эмоциональному сближению всех участников образовательного процесса, организации их общения....

Доклад для воспитателей на тему: «Историческое просвещение детей дошкольного возраста «Знание прошлого — сила будущего»»

Доклад для воспитателей на тему: «Историческое просвещение детей дошкольного возраста «Знание прошлого — сила будущего»»...