Родительское собрание "Роль семьи в историческом просвещении детей дошкольного возраста"
методическая разработка (подготовительная группа)
Просвещение родителей (законных представителей) в вопросе исторического просвещения, содействие эмоциональному сближению всех участников образовательного процесса, организации их общения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание «Роль семьи в историческом просвещении детей дошкольного возраста», Титова Е.М., Скрыпченко Н.М. 13.03.2025 год.
Родительское собрание
«Роль семьи в историческом просвещении детей дошкольного возраста»
Цель: просвещение родителей (законных представителей) в вопросе исторического просвещения, содействие эмоциональному сближению всех участников образовательного процесса, организации их общения.
Задачи: познакомить с понятием историческое просвещение и ролью семьи; с содержанием и задачами патриотического воспитания; планируемыми результатами реализации программы (памятки);
Дата проведения: 13 марта 2025 года, 17.15.
Целевая аудитория: родители (законные представители), воспитатели.
Форма проведения: педагогический всеобуч
Режим проведения: очный
Ответственные: Титова Е.М., Скрыпченко Н.М., воспитатели
Ход родительского собрания
1. Организационная часть
Родители заходят, рассаживаются, заполняют явочный лист, настраиваются на совместную работу.
2. Основная часть (Скрыпченко Н.М., Титова Е.М.)
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на нашем собрании.
Зачитывается повестка собрания.
Повестка собрания
1. Выступление по теме «Роль семьи в историческом просвещении детей дошкольного возраста», Титова Е.М., Скрыпченко Н.М, воспитатели
2. Организационные вопросы. Разное
Добрый вечер, уважаемые родители!
Сегодня мы предлагаем начать наше собрание немного необычно. Попробуем разгадать кроссворд! Готовы? Начинаем (разгадывают кроссворд)
Какое слово получилось в выделенных клетках? РОДИНА.
Что же такое Родина? (ответы) совершенно верно: это наша страна, наш город, родной дом, двор, наш мир, мир который нас окружает. Свою родину мы любим безусловно, мы знаем о ней достаточно много, её историю, традиции, помним своих предков.
«Давайте праздники все помнить, Традиции не забывать.
Никто тогда нас не надломит, Не сможет под себя подмять!
Историю свою знать нужно! И память предков надо чтить!
Лишь только так мы сможем дружно, На Родине достойно жить!»
И действительно, когда мы что-то или кого-то любим, нам хочется знать об это все-все. Именно для этого существует историческое просвещение, которое помогаем нам понять всё то, что нас окружает, разобраться в происходящем, и, зная все то, что было, любить и гордиться своей страной, Родиной, семьей.
В условиях современного мира все чаще употребляется понятие «историческое просвещение» — это важное направление деятельности всей системы образования нашей страны, включая уровень дошкольного образования - так установлено Указом Президента Российской Федерации от 8 мая 2024 г. № 314.
Историческое просвещение в ДОУ - это знакомство с фактами и событиями прошлого, инструмент для воспитания нравственных качеств, таких как уважение к старшим, чувство долга перед Родиной, ответственность и трудолюбие. Этот процесс формирует у дошкольников ценностные ориентиры, которые будут сопровождать на протяжении жизни. Но без одной важной детали, все это будет невозможно! А без чего, вы сейчас узнаете, отгадав загадку:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Наша дружная... (Семья)
Верно! Семья — это источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семья для ребенка – среда обитания и воспитания, где решаются основные педагогические задачи.
Родители играют важную роль в историческом развитии детей. Что же могут родители?
Родители могут:
- читать детям книги на историческую тематику;
- посещать с ними музеи;
- участвовать в семейных обсуждениях исторических событий и праздников;
- организовывать совместные поездки на исторические места или участие в тематических мероприятиях.
Это способствует лучшему усвоению материала и развитию интереса к истории. Также можно использовать метод семейных проектов. Каждая семья готовит материал по заранее выбранной теме, учитывая собственные познавательные интересы и приоритеты.
Совместная деятельность взрослых и детей способствует их сближению, появлению общих интересов. Но в последнее время снизилось влияние семьи на воспитание детей. В значительной степени потеряны ценности и традиции семейного воспитания. Почему? (ответы, обсуждение) Поэтому встает необходимость формирования единой системы ценностей в семье и в детском саду.
Формирование патриотических чувств будет эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений.
Вопрос воспитания у детей любви к родному селу и краю в детском саду и семье всегда был и остается важным. И только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результатов. Задача взрослых заключается в том, чтобы вызвать в детях чувство восхищения родным селом, родной страной, чувства уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну. Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру, народные традиции, фольклор.
Семью называют «школой чувств», т. к. именно в семье ребёнок учится эмоциональному восприятию мира, получает первые уроки сопричастности тому, что дорого каждому человеку. Родители всегда должны внимательно относиться к вопросам детей, показывать и объяснять события и факты, поощрять их любознательность, развивать способность наблюдать и анализировать явления.
Немного о том, как же можно организовать историческое просвещение детей в семье.
Совместные прогулки родителей с детьми по улицам города, села, к достопримечательностям очень важны, во время которых можно предложить игру «Кто больше заметит интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто больше интересного заметит на нашей улице?» и др. Нужно обращать внимание детей на транспорт, здания, людей, природу. Нужно помочь ребёнку увидеть то, что наиболее важно: труд людей, преобразования облика города и др. Рассказать детям о памятниках, достопримечательностях, как люди чтят память о героях ВОВ, труда.
Можно рассказать детям о профессии родителей, предприятии, на котором они работают. Что они делают, какую пользу приносит людям их труд, что нравится в работе, каких нравственных качеств она требует (ответственности, внимания, умения, контактировать с другими людьми и др.) Что было бы, если бы люди работали плохо. Если есть возможность, проведите экскурсию с ребёнком на месте работы родителей. Рассказывайте, какую продукцию производит предприятие, кому и для чего она нужна, куда её отправляют.
Совместные постройки из конструктора дома, улицы, на которой он живёт, детскую площадку, постройка дома «будущего» помогает детям развить фантазию, воображение, рассказ родителей как было в их детстве, поможет детям сопоставить , что было раньше и что стало сейчас, когда было лучше : раньше или в настоящее время.
Родителям нужно приучать ребёнка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объяснять ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Продемонстрировать на конкретном примере: «Как ты думаешь, сколько людей трудилось, чтобы сделать для тебя рубашку? Давай посчитаем?». Дать возможность ребёнку сначала самому назвать профессии тех, кто делал рубашку. А затем дополнить его познания, рассказать, как раньше изготавливали ту или иную вещь, каков был труд людей.
Совместное коллекционирование расширяет, уточняет знания. Коллекционировать можно марки, значки, открытки, календари о природе, городах, достопримечательностях родного края. Для ребёнка очень важно поделиться впечатлениями, информацией, пусть он приносит свою коллекцию в детский сад и расскажет о ней другим детям.
Домашняя библиотека. Хорошо, если дома у ребёнка есть своя полка с любимыми книгами, где представлены разнообразные сказки народов нашей страны, книги о людях разных профессий, о природе. Безусловно, интересны и полезны книги классиков русской детской литературы, стихи, рассказы современных писателей. Читая детям книги, родители объясняют отдельные моменты, отвечают на вопросы, просят пересказать услышанное, заучивают полюбившиеся строчки стихотворений. Такое совместное обсуждение содержания книг полезно и для формирования у ребёнка правильных представлений об окружающей действительности, и для воспитания нравственных чувств и отношений.
Посещение музеев, выставок и др. Необходимо обогащать ребёнка впечатлениями, но очень важно не утомить ребёнка, не перенасытить его информацией, не вызвать угасание интереса. Быть в музее нужно столько, сколько это интересно ребёнку. Лучше посещать музеи в несколько этапов, в зависимости от возраста и интереса ребёнка. Детей дошкольного возраста обязательно надо знакомить с героями ВОВ, с медалями, орденами, семейными реликвиями. Чтение литературы о ВОВ, о подвигах героев, слушание песен военных лет, участие в параде 9 Мая – формирует у детей понятие, что война это не лёгкое, увлекательное действие, а общая беда, и что от них зависит будущее Родины.
Увлекательные путешествия. Можно совершать путешествия, имея под рукой глобус, карту или альбомы. Путешествовать можно всей семьёй. Рассматривая иллюстрации, рассказывая интересные факты, родители обогащают знания и представления детей о родном крае.
Природа родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком полезно отправиться с ребёнком в лес, чтобы полюбоваться его красотой, собрать дары леса. Воспитывая любовь к природе родного края, важно приучать детей беречь природу, охранять её. Здесь важен пример родителей. Можно рассматривать альбомы, книги, иллюстрации о разнообразии природы. Привлекать детей к выращиванию растений, участвовать в субботниках по озеленению территории детского сада, около своего дома, в городе.
Искусство. Нужно рассказывать детям о людях, прославивших родной край: художниках, спортсменах, композиторах и др. Тем самым мы приобщаем детей к культурному наследию. Детей необходимо знакомить с изделиями народного промысла, фольклором, музыкой, сказками народа, чтобы обогащать эмоциональную сферу. Народное творчество – это неисчерпаемый источник нравственного воспитания детей.
А в детском саду, мы углубим эти знания, организуем интересные задания, которые сейчас вам предложим.
- игра «Разноцветный алфавит» - расшифровка названий улиц города;
- игра «Достопримечательности» (гексы)
Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Через общение в семье с близкими людьми, совместную деятельность ребёнок получает и осваивает первые уроки доброты и любви к родным местам, родному краю. С первых лет жизни ребёнка необходимо пробуждать в нём любовь к родной земле, воспитывать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином.
Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И вид из окна дома, и детский сад, и панорама родного города, и посёлка, и родная природа – всё это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребёнок! Они овеяны особым эмоциональным отношением, которое проявляется только в детстве. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
Задача взрослых – отбирать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, те, которые наиболее доступны ему: ближайшее окружение, природа и мир животных родного края, труд людей, отношения людей, общественные события.
Воспитывая ребёнка дошкольного возраста, взрослые должны представлять ему возможность выражать своё отношение в чувствах, действиях, поведении, в разнообразной деятельности (играх, труде, повседневном общении со взрослыми), побуждать ребёнка отражать полученные впечатления в рисунке, лепке, игрушке самоделке, ролевой игре, именно это и происходит в детском саду.
Родителям не стоит забывать о том, что их жизнь является примером для ребёнка. Суждения взрослых, их отношение к событиям – становится убеждением ребёнка.
Дети – наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь всё, что создано поколениями людей. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. В семье с малых лет ребёнок ощущает причастность к жизни своего народа, чувствует себя ребёнком не только своих родителей, но и своей Родины. При знакомстве с родным краем расширяется кругозор детей, формируется интерес к прошлому и настоящему, ребёнок приобщается к культуре, развивает потребность в самостоятельном освоении окружающего мира, развивает познавательную активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Роль семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста"
Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, их постоян...
Статья "Стоматологическое просвещение детей дошкольного возраста"
Статья об особенностях стоматологического просвещения детей дошкольного возраста....

Родительское собрание “Влияние семьи на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста”
В последние десятилетия большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья.Эмоцион...

"Методологические основания исторического просвещения детей дошкольного возраста"
Значимым фактором духовной жизни народа является социальное сознание, частью которого выступают исторические знания как представления о прошлом человечества. Поэтому уже с младшего дошкольного возраст...
«Историческое просвещение детей дошкольного возраста через музеи, библиотеки, памятники погибшим воинам своего города».
отчёт проделанной работы...

Доклад на тему "Историческое просвещение детей дошкольного возраста в условиях образовательного процесса ДОУ".
Историческое просвещение детей дошкольного возраста - это важный аспект их общего развития, который формирует у малышей представления о прошлом, культуре и традициях своего народа. В нашей работе мы с...
Статья "Историческое просвещение детей дошкольного возраста: формирование гражданской идентичности".
Статья"Историческое просвещение детей дошкольного возаста: формирование гражданской идентичности"....
